Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников > Особенности правового регулирования в сфере дополнительного профессионального образования (Куревина Л.В.)

Особенности правового регулирования в сфере дополнительного профессионального образования (Куревина Л.В.)

Дата размещения статьи: 19.09.2016

Особенности правового регулирования в сфере дополнительного профессионального образования (Куревина Л.В.)

Профессиональное совершенствование работников реализуется путем получения дополнительного профессионального образования (далее - ДПО). Несмотря на то что новый Закон об образовании действует уже практически три года, вопросы о его применении, в том числе имеющие отношение к ДПО, у работодателей, осуществляющих обучение по программам ДПО, остаются. Ответы на некоторые вопросы уже не первый раз дает в своих письмах Минобрнауки. В статье рассмотрим, что такое ДПО, какие обязанности возникают у работодателя в связи с реализацией работниками права на это образование, а еще - каковы особенности правового регулирования в сфере дополнительного образования с учетом разъяснений Минобрнауки.

Программы дополнительного профессионального образования

Для начала напомним, что представляет собой ДПО.
Согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) ДПО - это образование, направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
ДПО осуществляется посредством реализации программ:
- повышения квалификации, которое направлено на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
- профессиональной переподготовки, которая направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Получать ДПО могут как лица, уже имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, так и лица, еще не завершившие соответствующее обучение.
Программы ДПО разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом об образовании и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых будет предоставляться такое обучение.
Получение ДПО может осуществляться с отрывом или без отрыва от работы.
По завершении обучения по программе ДПО организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит итоговую аттестацию, форму которой определяет самостоятельно (ч. 14 ст. 76 Закона об образовании). Лицам, прошедшим эту аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 15 ст. 76). Образцы таких документов организация, осуществляющая образовательную деятельность, разрабатывает самостоятельно (ч. 3 ст. 60 Закона об образовании).

Примечание. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам утвержден Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (далее - Порядок).

Согласно ч. 16 ст. 76 Закона об образовании если освоение дополнительной профессиональной программы проходило параллельно с получением среднего профессионального и (или) высшего образования, то удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с соответствующим документом об образовании и о квалификации.
Отметим, что ДПО могут предоставлять как образовательные организации - некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида, так и организации, осуществляющие обучение, - юридические лица, осуществляющие на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительной (ст. 2 Закона об образовании).

Права и обязанности работодателя по обучению работников

Роль работодателя в сфере получения работниками ДПО описана в ст. 196 ТК РФ и заключается в том, что он:
1) определяет необходимость ДПО для собственных нужд;
2) с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, выбирает формы ДПО работников и перечень необходимых профессий и специальностей;
3) создает необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставляет гарантии, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Обратите внимание! Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ для работодателя установлена обязанность проводить профессиональное обучение или ДПО работников, если это является условием выполнения ими конкретных видов деятельности.

Обязанность проводить ДПО, в частности, установлена:
- для медицинских работников (п. 8 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации");
- для гражданских служащих <1> (п. 2 ч. 16 ст. 48, ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации");
- для педагогических работников (п. 2 ч. 5 ст. 47 Закона об образовании);
- для нотариусов, стажеров, помощников нотариусов (ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1).
--------------------------------
<1> О дополнительном профессиональном образовании гражданских служащих мы рассказывали в N 7 нашего журнала.

Условия и порядок получения образования определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).
Для направления работника на получение ДПО работодатель должен заключить с образовательным учреждением договор об образовании, а с работником - ученический договор, который будет дополнительным к трудовому (ст. 198 ТК РФ).

К сведению. Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам утверждена Приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 N 1185.

Относительно ученического договора в ст. 199 ТК РФ говорится, что он должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения сообразно ученическому договору; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Для работников, обязанность которых получать ДПО определена законодательством, условие об этом можно включить в трудовой договор.
Например, согласно Письму Минобрнауки России N 08-415, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 124 от 23.03.2015 <2> в трудовом договоре с педагогическим работником могут быть зафиксированы:
- обязанности работодателей по обеспечению реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов к уровню квалификации педагогических работников, к непрерывности их профессионального развития путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, а также по предоставлению в соответствии со ст. 187 ТК РФ гарантий и компенсаций работникам, направляемым на ДПО;
- обязанности педагогических работников по освоению дополнительных профессиональных программ при условии направления их работодателями для прохождения ДПО с обеспечением гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.
--------------------------------
<2> "О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование".

Обратите внимание! В силу ст. 187 ТК РФ при направлении на профессиональное обучение или ДПО с отрывом от работы за сотрудником сохраняются место работы (должность) и средняя зарплата по основному месту работы. Сотрудникам, направляемым на профессиональное обучение или ДПО с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Если получение дополнительного образования является обязанностью для работника или если работодатель реализует право работников на его получение, установив это локальным нормативным актом и заключив с работником соответствующий договор, то получение ДПО осуществляется за счет работодателя или за счет бюджетных ассигнований, но ни в коем случае не за счет работника.
Если работник направляется для получения дополнительного образования, а работодатель не обеспечивает всех предусмотренных законодательством и договором обязательств, работник может отказаться от получения образования.

Минобрнауки разъясняет

Как уже было сказано, Министерство образования и науки в связи с запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, неоднократно направляло письма с разъяснениями об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного образования, в частности Письма от 07.05.2014 N АК-1261/06 и от 25.08.2015 N АК-2453/06. Некоторые разъяснения, связанные с работой в этой сфере, представленные в Письме N АК-2453/06, мы и рассмотрим далее.

Кто может, а кто должен получать ДПО?

Из ст. 76 Закона об образовании следует, что получать ДПО могут лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Однако не все так просто.

Вопрос: Имеют ли право на ДПО лица, окончившие одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений с присвоением квалификации "воспитатель детского сада"?

В соответствии с Временным положением об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, утвержденным Приказом Минпросвета СССР от 14.01.1981 N 6, существовали одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений. По окончании такого обучения и при успешной сдаче экзаменов обучившимся присваивалась квалификация "воспитатель детского сада" и выдавалось удостоверение установленного образца.
В период действия данного Положения отношения в области образования регулировались Законом СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании". Система образования в СССР включала дошкольное воспитание, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, а также внешкольное воспитание.
Профессионально-техническое образование молодежи осуществлялось в соответствующих учебных заведениях единого типа - средних профессионально-технических училищах. Среднее специальное образование получали в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным.
Образование, получаемое в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из перечисленных уровней образования.
Слушатели годичных педагогических классов приравнивались к учащимся педагогических училищ только в отношении стипендиального обеспечения, а лица, окончившие указанные классы, - к лицам, окончившим педагогические училища, только по оплате труда.
Кроме этого, образовательные уровни, установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу Закона об образовании, приравниваются к уровням образования, установленным данным Законом, в порядке, определенном ч. 1 его ст. 108.
На основании всего сказанного обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к начальному профессиональному образованию, а соответственно, и к среднему профессиональному образованию по действующему законодательству РФ в сфере образования. Таким образом, лица, прошедшие обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не могут быть допущены к освоению дополнительных профессиональных программ.

Вопрос: Может ли работник занимать должности "учитель" или "преподаватель", имея высшее или среднее профессиональное образование, не относящееся к области "образование и педагогика" или относящееся к области, не соответствующей преподаваемому предмету?

Согласно ч. 1 ст. 46 Закона об образовании право на педагогическую деятельность имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н (далее - ЕКС), установлены следующие требования к квалификации:
- преподаватель (кроме преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу вузов) - высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;
- учитель - высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, чтобы занять должности "преподаватель" либо "учитель", имея высшее или среднее профессиональное образование, не относящееся к области образования и педагогики, необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной программе в названной области.

Вопрос: Учитываются ли требования квалификационных справочников по наличию высшего образования в определенной области при зачислении на обучение по дополнительным профессиональным программам?

В квалификационных справочниках установлены определенные требования к образованию специалистов. Например, в ЕКС указано такое требование к квалификациям "учитель-дефектолог", "учитель-логопед" ("логопед"), как наличие высшего образования в области дефектологии (без предъявления требований к стажу работы). А требования к учителю - высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении. Требования к стажу работы при этом не предъявляются.
Следовательно, образовательные организации должны руководствоваться требованиями ЕКС при зачислении на обучение по дополнительным профессиональным программам в связи с тем, что в некоторых областях для осуществления трудовой деятельности необходимо высшее образование в определенной области, а наличия ДПО недостаточно.

От редакции. Требования к квалификации работников устанавливаются руководителем организации на основании нормативных актов и квалификационных справочников или профессиональных стандартов. Требования к образованию, указанные в квалификационных справочниках, обязательны для применения, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений и если аналогичные требования утверждены федеральными законами или иными нормативными правовыми актами. К таким категориям относятся педагогические и медицинские работники, государственные служащие и др.

Каково правовое регулирование для педагогических работников образовательных организаций ДПО?

Вопрос: Педагогические работники имеют право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года. За чей счет должно проводиться обучение и кто должен его организовывать?

Пунктом 5 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании установлено, что создание условий и организация ДПО работников относятся к компетенции образовательной организации.
Кроме того, в соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и ДПО для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и обеспечение их ДПО осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые указываются в коллективном договоре, соглашениях, трудовом договоре.
В силу п. 3 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников включаются в состав прочих расходов.
Таким образом, организация и оплата обучения по дополнительным профессиональным программам работников входят в компетенцию работодателя.

Вопрос: Каким нормативным правовым актом регулируется учебная нагрузка педагогических работников образовательных организаций ДПО?

Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - Приказ N 1601) утверждает Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности работников с учетом особенностей их труда.
Расчет учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и основания ее изменения закреплены в разд. VI Приложения 2 к Приказу N 1601, в том числе для педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. Кроме того, согласно п. 6.5 разд. VI Приложения 2 к Приказу N 1601 соотношение учебной нагрузки педагогических работников, установленной на учебный год, и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением профессионального уровня), в пределах определенной продолжительности рабочего времени регламентируется локальным нормативным актом организации в зависимости от занимаемой работником должности.

От редакции. На вопрос о том, какова продолжительность отпуска педагогического работника организации ДПО, дается разъяснение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам", которое в настоящее время утратило силу. Сейчас при установлении продолжительности такого отпуска следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках".

Какие требования к помещениям должен соблюдать работодатель организации, осуществляющей ДПО?

Вопрос: Обязана ли образовательная организация ДПО иметь помещение для осуществления медицинской деятельности?

Согласно ч. 3 ст. 41 Закона об образовании образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966, для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган в том числе копии документов, подтверждающих наличие помещения с соответствующими условиями для деятельности медицинских работников, а одним из лицензионных требований к соискателю лицензии является наличие условий для охраны здоровья обучающихся.
При заключении между образовательной организацией и медицинской организацией договора на медицинское обслуживание работников и обучающихся медицинская организация обязана получить лицензию на медицинскую деятельность по адресам помещений, предоставленных образовательной организацией.
Исходя из изложенного организация ДПО обязана иметь помещение для осуществления медицинской деятельности в соответствии с установленными требованиями.
На организации, осуществляющие обучение и реализующие дополнительные профессиональные программы, данные требования не распространяются.

От редакции. Предположительно, иметь помещение для осуществления медицинской деятельности должны только образовательные организации - те, для которых образовательная деятельность является основной. А на организации, для которых образовательная деятельность - дополнительная, такая обязанность не распространяется.

Кроме того, вопрос об организации оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся должен разрешаться соответствующим органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Вопрос: Какие требования установлены для помещений, предназначенных для проведения занятий по дополнительным профессиональным программам?

Законодательством об образовании не определены требования к помещениям, предназначенным для учебных занятий в сфере ДПО.
При этом в силу ст. 2 Закона об образовании образовательная программа - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия. То есть требования к помещениям могут быть заложены в дополнительной профессиональной программе, а именно в разделе "Организационно-педагогические условия реализации программы".

В заключение

Мы рассмотрели далеко не все разъяснения Минобрнауки по вопросам, связанным с предоставлением и получением ДПО. Но еще раз напомним работодателям, направляющим работников на получение ДПО, в том числе работодателям - образовательным организациям: если работодатель в случаях, установленных законодательством, или в соответствии со ст. 196 ТК РФ утвердил локальным документом, трудовым, ученическим договорами порядок получения дополнительного образования, нарушать его он не может и должен соблюдать все гарантии, определенные для работников, направляемых на обучение. А вот если при соблюдении работодателем такого порядка работник отказывается от обучения, его можно как минимум привлечь к дисциплинарной ответственности, а как максимум - уволить, если получения дополнительного образования требует закон.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑