Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Рабочее время и время отдыха > К вопросу изменения порядка предоставления отпуска федеральным государственным гражданским служащим (Занко Т.А.)

К вопросу изменения порядка предоставления отпуска федеральным государственным гражданским служащим (Занко Т.А.)

Дата размещения статьи: 20.09.2016

К вопросу изменения порядка предоставления отпуска федеральным государственным гражданским служащим (Занко Т.А.)

В связи с принятием Федерального закона N 176-ФЗ от 2 июня 2016 года "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части упорядочения продолжительности отпусков на государственной гражданской службе" возникает необходимость проведения анализа как предпосылок принятия указанного нормативного правового акта, так и последствий его практического применения.

Эффективность и результативность профессиональной деятельности государственных гражданских служащих в определенной степени зависит от объема имеющихся социальных гарантий. Гарантии призваны укреплять стабильность профессионального состава кадров гражданской службы и компенсировать ограничения, установленные действующим законодательством. Отпуск, в свою очередь, позволяющий обеспечить восстановление сил в свободное от работы время, является весьма важным элементом в механизме предоставления социальных гарантий государственным служащим. Законодатель, устанавливая разумное и обоснованное соотношение служебного времени и времени отдыха, решает задачи по оптимизации процесса государственной службы, а также, в определенной мере, социальной защите служащих [1]. Именно поэтому п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - N 79-ФЗ) в качестве основных прав гражданского служащего устанавливает право на отдых, обеспечиваемый в том числе за счет ежегодных оплачиваемых отпусков.

В соответствии со ст. 46 N 79-ФЗ ежегодный оплачиваемый отпуск государственного гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого и дополнительного оплачиваемого отпусков (при этом выделяют дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, за ненормированный служебный день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы). По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя также может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года.

Законодательные основы предоставления отпуска федеральным государственным гражданским служащим, установленные статьями 45 и 46 N 79-ФЗ, ранее практически не подвергались изменениям с момента принятия указанного акта, за исключением единственной редакции, внесенной Федеральным законом от 30.12.2015 N 418-ФЗ, предусматривающей уточнение терминологии (используемый термин "рабочий" был заменен на "служебный"), а также установление минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 28 дней при сохранении условия, что одна из частей отпуска должна составлять не менее 14 дней. Указанной редакцией также предусмотрены механизмы переноса и замены денежной компенсацией части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней.

Так, статья 46 в редакции N 418-ФЗ была дополнена п. 9.2, устанавливающим, что в исключительных случаях, если предоставление гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или на осуществлении полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется.

Статья 46 была также дополнена пунктом 9.3, предусматривающим, что часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части по письменному заявлению гражданского служащего могут быть заменены денежной компенсацией.

Изменения, внесенные Федеральным законом N 176-ФЗ в ст. 46, в основном направлены на оптимизацию продолжительности отпусков государственных гражданских служащих и касаются расчета ежегодного основного оплачиваемого отпуска, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственных гражданских служащих, для которых установлен ненормированный служебный день. При этом предусмотренная указанным Федеральным законом оптимизация отпусков на государственной гражданской службе, по мнению Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации [2] (В.Б. Кидяев), не предусматривает при сокращении их продолжительности каких-либо компенсационных механизмов, что негативным образом может сказаться на привлечении высококвалифицированных специалистов в систему государственной гражданской службы и сохранении кадров.

Редакция ч. 3 ст. 46 устанавливает единую продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска - 30 календарных дней, взамен действовавшего ранее дифференцированного подхода (35 календарных дней - для государственных служащих, замещающих должности высшей и главной групп должностей, 30 календарных дней - для должностей иных групп). Такая унификация объясняется наличием других видов отпуска на государственной гражданской службе, учитывающих особенности служебной нагрузки. При этом указанный подход не нашел поддержки в профильном Комитете по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы, который в своем заключении указал на необходимость сохранения дифференцированного подхода к установлению продолжительности основного отпуска на гражданской службе в связи с разной степенью нагрузки, объемом должностных обязанностей и ответственности.

Новый подход к установлению ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, сохраняя мотивационную составляющую к продолжительной профессиональной деятельности на гражданской службе [3] ("больше выслуга лет - дольше отпуск"), при этом пересматривает требования к стажу гражданской службы, исходя из которого определяется продолжительность отпуска.

Так, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет с учетом стажа гражданской службы устанавливается следующим образом: при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 1 день; при стаже от 5 до 10 лет - 5 дней; при стаже от 10 до 15 лет - 7 дней; при стаже 15 лет и более - 10 дней.

Изменения, коснувшиеся дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день, обусловлены необходимостью введения законодательного ограничения его продолжительности и устранения возможности установления за счет подзаконного нормотворчества чрезмерно продолжительных сроков дополнительного отпуска за ненормированный служебный день (в некоторых государственных органах продолжительность данного типа отпуска составляла 18 календарных дней). Федеральным законом N 176-ФЗ предусматривается единая продолжительность данного типа отпуска для всех гражданских служащих в количестве трех календарных дней.

При этом необходимо отметить, что в первоначальной редакции законопроекта [4] не предусматривалось жесткой фиксации трехдневного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день, а лишь устанавливалась его верхняя граница в количестве 10 календарных дней. Интересной также представляется позиция Правового управления Аппарата Государственной Думы (М.В. Деменков), которое в соответствующем заключении указало на несоблюдение принципа справедливости, равенства и соразмерности при уменьшении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день до 3 дней, установив его единым для всех гражданских служащих, независимо от загруженности гражданского служащего, почти ежедневной работы за пределами продолжительности рабочего времени [5].

Статья 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусматривает сохранение неиспользованных на день вступления в силу ежегодных оплачиваемых отпусков или частей этих отпусков, право на их использование, а также право на выплату денежной компенсации. Исчисление продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставляемых государственным гражданских служащим, замещающим должности государственной гражданской службы на день вступления в силу N 176-ФЗ, будет производиться начиная с их нового служебного года.

Федеральный закон N 176-ФЗ вступит в силу 2 августа 2016 года - через 60 дней после его официального опубликования. Указанный срок, отличающийся от общего правила вступления в силу федеральных законов - 10 дней с момента официального опубликования [6], обусловлен изменением Федеральным законом N 176-ФЗ существенных условий профессиональной служебной деятельности государственных служащих в части режима служебного времени и времени отдыха, о чем они должны быть заранее уведомлены.

Библиография:

1. Матвеев С.П. Социальная защита государственных служащих как необходимое условие развития Российского государства / Вестник ВГУ. Серия: Право. 2011. N 1. С. 311.
2. Заключение Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 17.12.2015 N 133/3 "На проект Федерального закона N 923365-6 "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части упорядочивания продолжительности отпусков на государственной гражданской службе)" [Электронный ресурс] // http://asozd.duma.gov.ru (дата обращения 06.06.2016).
3. Пояснительная записка "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части упорядочивания продолжительности отпусков на государственной гражданской службе)" [Электронный ресурс] // http://asozd.duma.gov.ru (дата обращения 06.06.2016).
4. Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (подготовлен Минтрудом России) (ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 18.09.2015) // http://regulation.gov.ru (по состоянию на 18.09.2015).
5. Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 18.12.2015 N 2.2-1/6366 "По проекту Федерального закона N 923365-6 "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части упорядочивания продолжительности отпусков на государственной гражданской службе)" (первое чтение) [Электронный ресурс] // http://asozd.duma.gov.ru (дата обращения 06.06.2016).
6. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (в ред. от 25.12.2012) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 8. Ст. 801.

References (transliterated):

1. Matveev S.P. Sotsial'naya zashchita gosudarstvennykh sluzhashchikh kak neobkhodimoe uslovie razvitiya Rossiiskogo gosudarstva / Vestnik VGU. Seriya: Pravo. 2011. N 1. S. 311.
2. Zaklyuchenie Komiteta po federativnomu ustroistvu i voprosam mestnogo samoupravleniya ot 17.12.2015 N 133/3 "Na proekt Federal'nogo zakona N 923365-6 "O vnesenii izmenenii v stat'i 45 i 46 Federal'nogo zakona "O gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhbe Rossiiskoi Federatsii" (v chasti uporyadochivaniya prodolzhitel'nosti otpuskov na gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhbe)" [Elektronnyi resurs] // http://asozd.duma.gov.ru (data obrashcheniya 06.06.2016).
3. Poyasnitel'naya zapiska "K proektu Federal'nogo zakona "O vnesenii izmenenii v stat'i 45 i 46 Federal'nogo zakona "O gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhbe Rossiiskoi Federatsii" (v chasti uporyadochivaniya prodolzhitel'nosti otpuskov na gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhbe)" [Elektronnyi resurs] // http://asozd.duma.gov.ru (data obrashcheniya 06.06.2016).
4. Proekt Federal'nogo zakona "O vnesenii izmenenii v stat'i 45 i 46 Federal'nogo zakona "O gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhbe Rossiiskoi Federatsii" (podgotovlen Mintrudom Rossii) (red. do vneseniya v GD FS RF, tekst po sostoyaniyu na 18.09.2015) // http://regulation.gov.ru (po sostoyaniyu na 18.09.2015).
5. Zaklyuchenie PU Apparata GD FS RF ot 18.12.2015 N 2.2-1/6366 "Po proektu Federal'nogo zakona N 923365-6 "O vnesenii izmenenii v stat'i 45 i 46 Federal'nogo zakona "O gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhbe Rossiiskoi Federatsii" (v chasti uporyadochivaniya prodolzhitel'nosti otpuskov na gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhbe)" (pervoe chtenie) [Elektronnyi resurs] // http://asozd.duma.gov.ru (data obrashcheniya 06.06.2016).
6. Federal'nyi zakon ot 14.06.1994 N 5-FZ (v red. ot 25.12.2012) "O poryadke opublikovaniya i vstupleniya v silu federal'nykh konstitutsionnykh zakonov, federal'nykh zakonov, aktov palat Federal'nogo Sobraniya" // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 1994. N 8. St. 801.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑