Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 21.09.2016
В середине сентября 2015 г. на сайте Минобрнауки России http://минобрнауки.рф было размещено Письмо ведомства от 07.05.2014 N АК-1261/06, разъясняющее особенности законодательного и нормативного регулирования правового обеспечения сферы дополнительного профессионального образования (далее - ДПО). Мы отобрали только те моменты, которые могут быть интересны бухгалтерам образовательных учреждений.
Расходы на повышение квалификации
В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ работодатель определяет для собственных нужд:
- необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение);
- дополнительное профессиональное образование работников.
Указанные подготовка и образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются трудовым или коллективным договором (соглашениями).
В условиях объективной необходимости оптимизации расходов каждого учреждения особую актуальность имеет вопрос возможности для преподавателей пройти повышение квалификации в своем учреждении. При этом ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) установлено, что создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относятся к компетенции образовательной организации. Таким образом, законодательством не установлено ограничение на то, в какой образовательной организации может получить дополнительное профессиональное образование педагогический работник.
Отметим, что ситуация, когда организация, имея лицензию на образовательную деятельность, обучает своих работников, не нова. С работником заключают договор на обучение, согласно которому после обучения он обязан отработать в учреждении определенный срок. В случае невыполнения этого обязательства работник компенсирует расходы за свое обучение. Например, в договоре может быть такая формулировка:
"В связи с необходимостью профессионального обучения (переобучения, повышения квалификации) "Работника" для выполнения работы по профессии, специальности, квалификации <...> в соответствии со ст. ст. 198 - 208 ТК РФ "Работодатель" осуществляет обучение "Работника".
Из формулировок договора следует, что обучение происходит по инициативе работодателя, поскольку осуществляется для собственных нужд учреждения. Встречное требование по договору в виде отработки в учреждении также подтверждает наличие производственной необходимости в обучении (повышении квалификации) работника с целью использования его навыков в деятельности учреждения.
Следовательно, в рассматриваемом случае оказание услуг обучения собственным работникам осуществляется для собственных нужд учреждения, расходы на которые учитываются в затратах. Однако при этом необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 5 ст. 47 Закона N 273-ФЗ педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Кроме того, ч. 6 ст. 76 Закона N 273-ФЗ установлено, что содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
В частности, считается достаточным срок освоения программ повышения квалификации длительностью 16 часов при условии, что данный срок установлен с учетом потребностей самого обучаемого лица.
Обучение иностранных граждан
Частью 3 ст. 78 Закона N 273-ФЗ установлено, что иностранные граждане имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет:
- бюджетных ассигнований федерального бюджета РФ;
- региональных бюджетов;
- местных бюджетов.
Однако такое обучение должно проводиться в соответствии:
- с международными договорами РФ;
- с федеральными законами;
- с установленной Правительством РФ квотой на образование иностранных граждан в РФ.
Так, Постановлением Правительства РФ от 08.10.2013 N 891 установлена ежегодная квота на образование в нашей стране:
- иностранных граждан;
- лиц без гражданства;
- соотечественников, проживающих за рубежом.
Согласно указанному Постановлению квота, получаемая в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, не превышает 15 тыс. человек.
Запас БСО не потребуется
Частью 15 ст. 76 Закона N 273-ФЗ установлено, что лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, должны быть выданы:
- удостоверение о повышении квалификации;
- диплом о профессиональной переподготовке.
При этом образцы документов о квалификации самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ч. 3 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).
Выбор предприятий - изготовителей бланков документов осуществляется образовательными организациями самостоятельно. Если такая организация принимает решение о том, что будет выдавать документы о квалификации на бланках, являющихся защищенной от подделок полиграфической продукцией, то данные документы должны изготавливаться в соответствии с Техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции, утвержденными Приказом Минфина России от 07.02.2003 N 14н. Выбор предприятий - изготовителей бланков документов осуществляется образовательными организациями самостоятельно.
Нередко учреждениям приходится выдавать дубликаты взамен утерянного документа о квалификации. Министерство разъяснило, что с 1 сентября 2013 г. дубликат документа о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией независимо от того, когда слушатель:
- прошел обучение;
- успешно освоил соответствующую дополнительную профессиональную программу;
- прошел итоговую аттестацию.
Таким образом, учреждениям нет необходимости хранить, а тем более заказывать бланки строгой отчетности (БСО) старого образца. При возникновении необходимости уничтожать бланки удостоверений, свидетельств, дипломов государственного образца и другие БСО бухгалтер должен ориентироваться на учетную политику учреждения, так как Инструкция о порядке заполнения государственных документов о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, утвержденная Приказом Госкомвуза России от 19.04.1996 N 708, больше не действует. Она утратила силу в связи со вступлением в силу Приказа Минобрнауки России от 09.10.2013 N 1129. Иными нормативными правовыми актами в настоящее время порядок уничтожения бланков удостоверений (свидетельств и дипломов государственного образца) не установлен.
Расходы на содержание структурных подразделений
Минобрнауки России разъяснило, какие структурные подразделения должны входить в структуру учреждения дополнительного образования, а какие - не обязательно. Так, например, наличие библиотеки не является обязательным, так как ее наличие не входит в лицензионные требования.
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных ст. 91 Закона N 273-ФЗ. Кроме того, в настоящее время порядок лицензирования определен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение N 966). Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган:
- заявление, оформленное в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 Закона N 99-ФЗ;
- документы и сведения, предусмотренные п. 10 Положения N 966.
В соответствии с пп. "а" и "б" п. 4 Положения N 966 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, является наличие:
- на праве собственности или ином законном основании зданий (строений, сооружений, помещений и территорий), включая оборудованные учебные кабинеты (объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
- материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами).
Необходимость наличия библиотеки как структурного подразделения образовательной организации Положением не предусмотрена.
При этом ч. 1 ст. 37 Закона N 273-ФЗ закреплено, что на организации, осуществляющие образовательную деятельность, возлагается организация питания обучающихся. Кроме того, образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям, для осуществления медицинской деятельности (ч. 3 ст. 41 Закона N 273-ФЗ). По указанным причинам в пакет документов для лицензирования входят копии документов, подтверждающих наличие:
- условий для питания и охраны здоровья обучающихся;
- помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Таким образом, исходя из изложенного создание условий для питания и охраны здоровья обучающихся закреплено не только Федеральным законом N 273-ФЗ, но и Положением N 966.
Эти моменты очень важны. Так, до вступления в силу Закона N 273-ФЗ учреждения дополнительного образования руководствовались исключительно п. 10.4 гл. X "Медицинское обеспечение" не действующего в настоящее время СанПиН 2.4.4.1251-03.2.4.4 "Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", которые:
- были утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 01.04.2003;
- введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 27.
В частности, для полноценного функционирования учреждениям образования было достаточно укомплектоваться медицинскими аптечками для оказания доврачебной помощи. Законодатель, не устанавливая требований по организации медицинских кабинетов в учреждениях дополнительного образования, исходил из того, что в таких учреждениях дети проводят значительно меньший период времени, нежели в обычных школах.
Не исключено, что в ближайшие годы необходимость медицинских кабинетов в учреждениях дополнительного образования будет пересмотрена. Например, эта проблема активно обсуждается Общероссийским Народным Фронтом (ОНФ). Проблема состоит в том, что учреждения дополнительного образования, оказывая платные услуги, нередко арендуют помещения у органов исполнительной власти. Таким образом, прежде чем выделить кабинет учреждению здравоохранения, арендатор должен получить согласие на передачу и только затем заключать договоры.
Так как учреждения оказывают платные услуги, то не все территориальные управления Росимущества хотят передавать часть имущества безвозмездно. В результате учреждениям дополнительного образования приходится содержать медицинские кабинеты за счет приносящей доход деятельности, что приводит к удорожанию платных услуг.