Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Социальное партнерство в сфере труда > Право профсоюзов на содействие занятости (Адриановская Т.Л.)

Право профсоюзов на содействие занятости (Адриановская Т.Л.)

Дата размещения статьи: 28.09.2016

Право профсоюзов на содействие занятости (Адриановская Т.Л.)

Право профсоюзов на содействие занятости предусмотрено ст. 12 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профсоюзах) [2], где сказано, что профсоюзы имеют право принимать участие в разработке государственных программ занятости, могут предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и за соблюдением законодательства в области занятости. Данное право профсоюзов О.М. Арапчор [10. С. 132 - 140] рассматривает как показатель действия превентивной функции трудового права.

Государственные программы занятости могут быть федеральными и региональными. Их разработка и реализация отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Право профсоюзов на содействие занятости может быть реализовано, например, через участие общероссийских объединений профессиональных союзов в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений [3].

Комиссия, в которой обязательной стороной являются общероссийские объединения профессиональных союзов, вправе разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, принимать участие в подготовке разрабатываемых Правительством законопроектов, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации - в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная политика в области содействия занятости населения предусматривает деятельность профсоюзов в данной сфере, что подтверждается ст. 5 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) [1], где сказано, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена на координацию деятельности не только государственных органов, но и профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.

В соответствии со ст. 20 Закона о занятости в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения, которые состоят из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о занятости, профессиональные союзы вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения. Так, ч. 2 ст. 21 предусматривает, что профсоюзы имеют право содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций.

Очевидно, что ч. 1 ст. 21 Закона о занятости (право профсоюзов участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости) перекликается с ч. 1 ст. 12 Закона о профсоюзах (право принимать участие в разработке государственных программ занятости), но носит более общий характер. В ч. 1 ст. 12 Закона о профсоюзах предусмотрено право профсоюзов осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости. На наш взгляд, данное полномочие профсоюзов пока не нашло надлежащего практического и теоретического обоснования.

В соответствии со ст. 19 Закона о профсоюзах они имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде.

Не так давно принятый Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" [4] в ч. 2 ст. 25 предусматривает наличие профсоюзного контроля за соблюдением требований данного Закона. Контроль осуществляется инспекциями труда соответствующих профессиональных союзов в порядке, установленном законодательством. Данный факт свидетельствует, что контрольная функция профсоюзов получает свое дальнейшее законодательное развитие.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о профсоюзах при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в установленные сроки: работодатель-организация должен это сделать не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий.

Кроме службы занятости, уведомить придется профсоюзный орган, естественно, при его наличии [15. С. 31 - 41]. Любые изменения условий труда, которые угрожают защищенности работников, влекут или могут повлечь ухудшение их положения, увольнение, перевод и т.д., требуют соблюдения юридически значимых правил, связанных с профсоюзами. Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, приостановление производства (работы), если влекут за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов. Обязательным также является проведение с ними переговоров по вопросу соблюдения прав и интересов всех членов профсоюза.

Следует отметить, пишет Н.А. Цуркан [16. С. 18 - 23], что ч. 2 ст. 12 Закона о профсоюзах, закрепляя обязанность работодателя предварительно уведомить профсоюз о предстоящих мероприятиях по сокращению, предусматривает, что такое уведомление должно быть сделано работодателем не менее чем за 3 месяца. В данном случае очевидно несоответствие нормы Закона о профсоюзах ч. 1 ст. 82 ТК РФ, предусматривающей такой срок только при массовых увольнениях. С целью устранения противоречий следует изложить ч. 2 ст. 12 Закона о профсоюзах в новой редакции, полностью заимствовав норму ч. 1 ст. 82 ТК РФ. В п. 3 ст. 21 Закона о занятости предусмотрено обязательное предварительное (не менее чем за три месяца) уведомление в письменной форме выборного профсоюзного органа при массовом увольнении работников.

В литературе обоснованно отмечается [12. С. 23], что Закон о занятости расширил перечень оснований, обусловливающих необходимость уведомления профсоюзных органов при намечаемом высвобождении работников, указав на обязательность такого уведомления не только при массовом высвобождении работников, но и в других случаях, влекущих любое сокращение численности работников, а также ухудшение условий труда.

Таким образом, можно сделать вывод, что обязательное предварительное уведомление профсоюзов за три месяца до предполагаемого увольнения работников должно осуществляться в следующих случаях:

- в случае планируемого сокращения численности или штата работников, которое может привести к массовому увольнению работников. Критерии массового увольнения в силу ст. 82 ТК РФ определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях;

- в случае ликвидации организации (индивидуального предпринимателя) или упразднения структурного подразделения, в случае изменения формы собственности или организационно-правовой формы организации, в случае полного или частичного приостановления производства (работы), влекущих за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда.

В ч. 3 ст. 12 Закона о профсоюзах устанавливается право профсоюзов, связанное со сроками. Они могут вносить предложения о перенесении сроков или даже о временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников. Профсоюзы имеют право вносить указанные предложения на рассмотрение органов местного самоуправления.

Органы власти обязаны рассмотреть указанные предложения (п. 6 ст. 21 Закона о занятости). В случаях массового высвобождения работников со сложностями их трудоустройства органы местного самоуправления (по предложению профсоюзных органов) могут приостановить на срок до шести месяцев решение о проведении высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов [5].

Защита прав членов профсоюза выражена в Законе достаточно четко. Например, расторжение трудового договора с работником - членом профсоюза по инициативе работодателя возможно только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа. Случаи и порядок получения согласия зафиксированы действующим законодательством, они могут быть предусмотрены также коллективными договорами, соглашениями, что свидетельствует о возможности получения дополнительной защиты для членов профсоюза, если действующим законодательством оно не предусмотрено.

Цели и задачи коллективного договора, хотя и могут быть конкретизированы в рамках отдельной организации, должны соответствовать целям и задачам трудового законодательства в целом [11. С. 22], т.е. недопустимо ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, а в улучшении его положения может быть мало заинтересован работодатель, что приводит к отсутствию в коллективных договорах данного положения.

Если необходимость получения согласия профсоюза на увольнение предусмотрена коллективным договором (соглашением), то оно становится обязательным для работодателя. При несоблюдении данного положения увольнение должно быть признано незаконным.

На данное обстоятельство указывает п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 [7], где сказано, что в случае если работодатель не соблюдает требований Закона о предварительном (т.е. до издания приказа) получении согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора (когда это является обязательным), увольнение работника является незаконным и работник подлежит восстановлению на работе. Такое же правило действует, когда необходимо получить мотивированное мнение профсоюза о возможном увольнении работника.

В юридической литературе высказано мнение о том, что данное положение в настоящее время устарело [13. С. 80 - 85]. Тем не менее законодатель требует его исполнения.

В соответствии со ст. 373 ТК РФ, при принятии решения о возможном расторжении трудового договора (в соответствии с п. п. 2, 3 или 5 части первой ст. 81 ТК РФ) с работником, являющимся членом профсоюза, работодатель направляет в выборный орган первичной профсоюзной организации проект приказа и копии документов, которые стали основанием для принятия решения об увольнении.

Выборный орган первичной профсоюзной организации после рассмотрения вопроса направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Ответ профсоюза должен быть отправлен в течение семи рабочих дней, исчисление которых начинается со дня получения проекта приказа и копий документов. Работодатель может не учитывать мнение в случаях нарушения сроков.

При несогласии с предполагаемым решением работодателя важно предпринять попытки для урегулирования разногласий путем проведения с самим работодателем или его законным представителем дополнительных консультаций. Результаты консультаций должны быть оформлены протоколом, а консультации должны быть проведены в течение трех рабочих дней.

Следует отметить, что профсоюзы не всегда проводят такие консультации, не выходят с требованиями об их проведении, о чем свидетельствует судебная практика [8]. Более того, в решениях судов указывается, что Закон прямо возлагает обязанность по инициированию таких консультаций не на работодателя, а на профсоюзный орган [9].

Если согласие не достигнуто, работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор по истечении десяти рабочих дней (со дня направления проекта приказа и копий документов). Окончательное решение работодателя может быть обжаловано в государственную инспекцию труда, что свидетельствует о праве профсоюза не только иметь свое мнение, но и отстаивать его в дальнейшем.

Конституционный Суд РФ разъяснил [6], что работодателю предоставлено право независимо от итога дополнительных консультаций по истечении установленного срока принять окончательное решение. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса соответствующих конституционных прав и законных интересов работников и работодателей и не может рассматриваться как нарушающее права работодателя.

Государственная инспекция труда в случае признания увольнения незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула. Указанный порядок взаимодействия профсоюза и работодателя определен в ч. 3 ст. 373 ТК РФ.

Следует признать справедливым суждение Т.А. Сошниковой, по мнению которой в настоящее время многие механизмы реализации отдельных полномочий профсоюзов не могут быть реализованы в полной мере [14. С. 8 - 14]. Причины для этого самые различные и одна из них - отсутствие профсоюзов в организациях, особенно у новых собственников, недостаточная активность профсоюзов, несовершенство законодательства и др.


Литература

1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 22.12.2014) // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ред. от 22.12.2014) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.
3. Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2218.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (ред. от 23.06.2014) // СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. I). Ст. 6991.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения" (ред. от 24.12.2014) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 7. Ст. 564; СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. II). Ст. 262.
6. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2012 N 2304-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального унитарного предприятия города Костромы "Костромагорводоканал" на нарушение конституционных прав и свобод положением части третьей статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (ред. от 28.09.2010) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2007. N 3.
8. Кассационное определение Московского городского суда от 17.10.2014 N 4г/2-10377/14 // СПС "КонсультантПлюс".
9. Апелляционное определение Забайкальского краевого суда N 33-4500/2014 от 25 ноября 2014 г. по делу N 33-4500/2014. URL: http://sudact.ru/regular/doc/g9WEGP4gZpQP.
10. Арапчор О.М. Юридические основания превентивной функции трудового права // Российский юридический журнал. 2012. N 1. С. 132 - 140.
11. Баева С.С. Коллективный договор как самостоятельный правовой институт: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 22.
12. Исайчева Е.А. Энциклопедия трудовых отношений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа-Пресс, 2007. С. 23.
13. Петров А.Я. Права профсоюзов в сфере труда и гарантии их деятельности // Трудовое право. 2007. N 5. С. 80 - 85.
14. Сошникова Т.А. Контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде и охране труда как одна из форм защиты трудовых прав работников // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 4. С. 8 - 14.
15. Сувернева А.И. Ликвидация организации: как быть с работниками? // Отдел кадров коммерческой организации. 2014. N 5. С. 31 - 41.
16. Цуркан Н.А. Неточности норм об увольнении по сокращению численности (штата) работников // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2012. N 2. С. 18 - 23.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑