Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Трудовое право. Общие положения > Россия и Китай: возможна ли трудоправовая интеграция: постановка проблемы (Шестерякова И.В., Шестеряков И.А.)

Россия и Китай: возможна ли трудоправовая интеграция: постановка проблемы (Шестерякова И.В., Шестеряков И.А.)

Дата размещения статьи: 04.10.2016

Россия и Китай: возможна ли трудоправовая интеграция: постановка проблемы (Шестерякова И.В., Шестеряков И.А.)

Интеграция оказывает влияние в целом на российскую систему права и на отдельные ее элементы. В свете активно и продуктивно развивающихся отношений между Российской Федерацией (РФ) и Китайской Народной Республикой (КНР) не только на двусторонней основе, но и как партнеров в международных организациях и пулах актуален вопрос о таком перспективном сотрудничестве между нашими государствами, как партнерский клуб БРИКС и другие образования, и о правовом механизме такого сотрудничества.
По меткому замечанию Н. Рулана, "в настоящее время в юридической литературе нет единой общепризнанной теории сравнительного анализа традиционных и современных систем права" <1>. Интеграционные процессы, проходящие в глобальном масштабе, постепенно стирают грани между правовыми семьями. Они оказывают взаимное влияние друг на друга. В результате на сегодняшний день выделяют не только правовые семьи, но и их подвиды.
--------------------------------
<1> Рулан Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов / Пер. с фр.; отв. ред. и автор предисл. В.С. Нерсесянц. М., 1999. С. 231; см. также: Осакве К. Сравнительное правоведение: схематический комментарий. М., 2008. С. 32.

Исходя из традиционного понимания и классификации правовых семей Россия и Китай принадлежали к одной существовавшей социалистической семье. В настоящее время новейшее развитие законодательства обнаруживает тенденцию к сближению с романо-германской системой <2>.
--------------------------------
<2> См. подробнее: Давид Р., Жоффрей-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А. Туманова. М., 2009. С. 36.

Сегодня современная правовая система КНР развивается в русле общей концепции построения в стране социализма с "китайской спецификой" <3>.
--------------------------------
<3> См.: Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2006. С. 249.

Статья 1 Конституции КНР <4> закрепляет, что Китайская Народная Республика является социалистическим государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом и основанным на союзе рабочих и крестьян. Социалистическая общественная собственность ликвидирует систему эксплуатации человека человеком, осуществляет принцип "от каждого - по способностям, каждому - по труду" (ст. 6). Как и российские граждане, граждане Китайской Народной Республики имеют право на труд. Однако установлена и обязанность трудиться. Государство различными путями создает условия для трудоустройства, улучшает охрану и условия труда, а также на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние трудящихся. Труд - почетная обязанность всех трудоспособных граждан. Трудящиеся предприятий государственной собственности и коллективных экономических организаций города и деревни должны относиться к своему труду как хозяева страны. Государство осуществляет необходимое трудовое обучение граждан до устройства их на работу (ст. 42). Трудящиеся КНР имеют право на отдых. Государство улучшает условия для отдыха и укрепления здоровья трудящихся, устанавливает для рабочих и служащих рабочее время и систему отпусков (ст. 43).
--------------------------------
<4> URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution (дата обращения: 01.02.2016).

Основным законом регулирования трудовых отношений в Китае является Закон КНР "О труде" <5>, принятый 5 июля 1994 г. на 8-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 8-го созыва. Следует отметить, что принятый в 1994 г. Закон до сегодняшнего времени не изменялся и не дополнялся, в отличие от ТК РФ.
--------------------------------
<5> URL: http://chinalawinfo.ru/social_law/law_labour (дата обращения: 01.02.2016).

Трудоправовая интеграция государств представляет собой процесс взаимного приспособления трудового законодательства государств на основе международных трудовых норм, путем сближения, гармонизации и унификации. Выделяются стадии трудоправовой интеграции: 1) сближение; 2) гармонизация; 3) унификация <6>.
--------------------------------
<6> Подробнее см.: Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии. Саратов, 2011. С. 137 - 138.

В настоящее время трудоправовую интеграцию можно подразделить на виды: в области регулирования труда в мировом масштабе - глобальная интеграция; в области регулирования труда в масштабе региона - региональная, например европейская, в рамках Союзного государства России и Беларуси, СНГ, ЕАЭС и др.; субрегиональная интеграция в сфере труда (например, Россия и государства Северного форума в правовом регулировании труда работников транспорта); геоинтеграция в области правового регулирования труда в рамках экономического блока, партнерского клуба (Россия и Китай в БРИКС, АТЭС и др.), когда на смену интеграции в рамках международных организаций приходит интеграция в рамках партнерских соглашений.
В настоящее время трудоправовая геоинтеграция в рамках партнерских клубов активно развивается и видоизменяется. Это форма взаимодействия государств как экономического целого на глобальные и региональные процессы труда без учета их территориально-пространственных особенностей местоположения. В этом определении существенным является то, что часть государств-партнеров, в т.ч. БРИКС, не имеют общих границ, тем не менее активно взаимодействуют между собой по трудоправовым вопросам и вместе (как партнеры) оказывают необходимое им влияние в регионе и мире. Так, страны - участницы БРИКС (Бразилия, Россия, Китай, ЮАР, Индия) не были ранее странами активного взаимодействия в трудовой миграции (кроме России и Китая). Однако политическая "турбулентность" приводит и к "турбулентности" экономической. На смену мигрантам из бывшего СССР придут граждане стран БРИКС, особенно Индии.
Такие процессы, безусловно, будут развиваться в самое ближайшее время, несмотря на расстояние, как и между Россией и Китаем. Об этом говорит и тот факт, что 8 мая 2015 г. в Москве состоялась рабочая встреча Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М. Топилина с Министром трудовых ресурсов и социального обеспечения Китайской Народной Республики В. Инь. М. Топилиным было предложено проработать вопрос создания центра профессиональной подготовки в России, Китае или других странах - партнерах БРИКС <7>. 25 января 2016 г. в Уфе состоялась встреча министров труда и занятости стран БРИКС, итогом которой стало принятие соответствующей декларации. На встрече обсуждались вопросы обеспечения занятости и соответствия профессиональных квалификаций требованиям рынка труда, мобильности рынка труда, борьбы с неформальной занятостью, социального страхования, страхования от безработицы и пенсионного страхования. На заседании также выступил Генеральный директор МОТ Гай Райдер, который заявил о технической поддержке планов сотрудничества в этой области государств-партнеров <8>.
--------------------------------
<7> URL: http://www.rosmintrud.ru/labour/cooperation/31/ (дата обращения: 27.01.2016).
<8> URL: http://brics2015.ru/news/20160125/852980.html (дата обращения: 27.01.2016).

Правовую базу трудоправовой интеграции, в т.ч. и геоинтеграции, в области регулирования труда в рамках экономического блока БРИКС составляют международные стандарты МОТ. КНР - член МОТ с 1919 г. Однако в отличие от России Китай ратифицировал конвенции: 4 из 8 основополагающих; 2 из 4 приоритетных, 20 из 177 технических - всего 26 конвенций, из которых 22 в силе, 3 конвенции были денонсированы и одна ратифицирована в течение последних 12 месяцев <9>. Российская Федерация ратифицировала 73 конвенции и 1 протокол: 8 из 8 основополагающих, 3 из 4 приоритетных, 62 из 177 технических. Из них 54 конвенции действующие, а двадцать денонсированы <10>. Таким образом, по сравнению с Россией из основополагающих Китай не ратифицировал четыре конвенции - 29, 87, 98, 105, а из приоритетных 2. Однако это не может оказать какое бы то ни было влияние на трудоправовую геоинтеграцию.
--------------------------------
<9> Free Trade Agreement (Соглашения о свободной торговле (ССТ)). Подробнее см.: URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:11200:0::NO::P11200_COUNTRY_ID:103404 (дата обращения: 01.02.2016). Free.
<10> URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=1000:11200:0::NO:11200:P11200_COUNTRY_ID:102884 (дата обращения: 01.02.2016).

Представляется, что основу трудоправовой геоинтеграции составляют не только нормы конвенций МОТ, но и нормы соглашений о свободной торговле (FTA) <11>, включающие правовое регулирование вопросов труда. Сегодня это один из главных "двигателей" интеграции, экономического сотрудничества между странами. Китай является активным участником таких соглашений, например, с Чили (18 ноября 2005 г.), Новой Зеландией (7 апреля 2008 г.) <12>. По данным Министерства торговли Китая <13>, КНР заключила такие соглашения также с АСЕАН, Пакистаном, Сингапуром, Перу, Коста-Рикой, Исландией, Швейцарией, Кореей, Австралией. В стадии переговоров находятся соглашения с ССАГПЗ (Совет сотрудничества стран Персидского залива), Норвегией, Японией и Кореей, Шри-Ланкой, Мальдивскими островами, Грузией, RCEP. В стадии рассмотрения соглашения с Индией, Колумбией, Молдовой, Фиджи. Приоритетным считается участие в Азиатско-Тихоокеанском торговом соглашении <14>. Таким образом, Китай связан не только двусторонними соглашениями о свободной торговле, но и многосторонними договорами. Как известно, Российская Федерация не входит ни в одно из указанных объединений и договоров. Пока такие соглашения РФ заключила в рамках СНГ, Союзного государства России и Беларуси, Таможенного союза. Планировалось создание зоны свободной торговли между Россией и Китаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Однако пока эти инициативы остаются нереализованными. А в рамках БРИКС не обсуждаются и вряд ли будут обсуждаться в связи с закрытием Goldman Sachs (фонда для инвестирования в страны БРИКС). Представляется, что интеграционным объединением БРИКС так и не будет <15>.
--------------------------------
<11> Chile/China FTA. URL: http://www.sice.oas.org/TPD/CHL_CHN/CHL_CHN_e.asp (дата обращения: 01.02.2016).
<12> URL: https://www.mfat.govt.nz/en/trade/free-trade-agreements/free-trade-agreements-in-force/china-fta/text-of-the-new-zealand-china-fta-agreement/ (дата обращения: 01.02.2016).
<13> URL: http://fta.mofcom.gov.cn/english/fta_qianshu.shtml (дата обращения: 01.02.2016).
<14> Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP) - это соглашения со странами АСЕАН плюс еще шесть стран (Австралия, Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Новая Зеландия).
<15> Подробнее см.: The Brics are dead. Long live the Ticks. URL: http://www.ft.com/intl/cms/s/2/b1756028-c355-11e5-808f-8231cd71622e.html#axzz3yvHjeXE7 (дата обращения: 01.02.2016).

Однако есть точки соприкосновения в рамках интеграционных процессов России и Китая как членов АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). Как известно, с юридической точки зрения это не международная организация, а некий форум государств. В Манильской декларации стран АТЭС 2015 г. <16> одним из направлений совместного развития указаны инвестиции в развитие человеческого капитала: совместная работа над созданием новых рабочих мест, образовательных и учебных программ, мероприятия по содействию занятости, уделяется особое внимание проблемам молодых работников, женщин, инвалидов. В рамках этого форума также планируется принять соглашение о свободной торговле. Предвестником такого соглашения называют соглашение, подписанное между Южной Кореей и США (KORUS FTA) <17>.
--------------------------------
<16> APEC ECONOMIC LEADERS' DECLARATION, Manila 2015. Building Inclusive Economies, Building a Better World: A Vision for an Asia-Pacific Community. URL: http://mddb.apec.org/Documents/2015/AELM/15_aelm_dec_0.pdf (дата обращения: 01.02.2016).
<17> On February 10, 2011, the United States and South Korea signed two agreements - amendments to the Korea U.S. Free Trade Agreement (KORUS FTA) ratified on June 30, 2007. Подробнее см.: Gerhardt T. America's Pacific Century? APEC Summit in Hawaii Seeks to Implement Free Trade Agreement of the Asia-Pacific Region. URL: http://www.commondreams.org/views/2011/11/11/americas-pacific-century-apec-summit-hawaii-seeks-implement-free-trade-agreement (дата обращения: 01.02.2016).

Если в рамках АТЭС будет подписано соглашение о торговле, это будет означать и принятие соответствующих трудовых норм, которые так или иначе отразятся на национальном законодательстве государств-партнеров, в т.ч. России и Китая. Практика реализации подобных соглашений с другими странами показывает, что это приносит как положительный, так и в большей степени отрицательный эффект не только для тех, кто работает по трудовому договору, но и, например, для фермеров. Так, К. Ан, исполнительный директор Института политики Южной Кореи, отметил, что предложенная KORUS FTA требует изменения примерно 180 южнокорейских законов. С каждым годом соглашение все больше влияет на внутреннее законодательство страны. По данным корейского правительства, 45% корейских фермеров будут вынуждены свернуть производство, т.к. не выдерживают конкуренции с США. Подобный эффект наблюдается и в Мексике <18>. Хотя, как известно, первоначально перед торговыми соглашениями стояла задача улучшения трудовых норм и условий труда в развивающихся странах: в 1890 г. с принятием Закона Мак-Кинли, ограничивающего ввоз товаров, произведенных с использованием труда заключенных, была введена новая практика в порядок заключения, а точнее, в содержание торговых соглашений. С 1984 г. по требованию Конгресса США в торговые соглашения стали включаться нормы: право на объединение; право на организацию и ведение коллективных переговоров; запрет на использование любой формы принудительного или обязательного труда; установлен минимальный возраст приема детей на работу; запрет на наихудшие формы детского труда; приемлемые условия в отношении минимальной заработной платы, максимальных часов работы, безопасности и охраны труда и здоровья работников <19>. Позже, торговые соглашения, например НАФТА, стали содержать и другие трудовые нормы: о вопросах занятости, дискриминации по различным критериям, равной оплаты за труд равной ценности, компенсации вреда здоровью в случае производственного травматизма, нормы о гарантиях работникам-мигрантам. Так, приложение к указанному выше торговому соглашению между Новой Зеландией и Китаем касается обязательств Новой Зеландии о временном трудоустройстве граждан Китая по различным профессиям, с требованием к образованию, стажу работы, количеству прибывающих на работу (врачи традиционной китайской медицины, медсестры, с которыми заключается трудовой договор на три года без права продления (до 200 человек); такие условия и для профессиональных китайских поваров).
--------------------------------
<18> Подробнее см.: URL: http://www.commondreams.org/views/2011/11/11/americas-pacific-century-apec-summit-hawaii-seeks-implement-free-trade-agreement (дата обращения: 03.02.2016).
<19> Подробнее см.: Rogowsky R.A., Chyn E. US Trade Law and FTAs: A Survey of Labor Requirements. 2007. URL: https//www.usitc.gov/publications/332/jornals/trade_law_ftas.pdf (дата обращения: 03.02.2016).

Можно выделить следующие признаки трудоправовой геоинтеграции: 1) вне международных организаций, а все больше в рамках партнерских образований (пул, клуб и т.д.), не столько политических, сколько экономических; 2) вне фактических границ государств (например, Россия не со всеми странами БРИКС имеет сопряженную границу); 3) правотворчество, обусловленное торгово-экономической деятельностью партнерских образований, непосредственно влияет на национальное трудовое право, причем то или иное государство вынуждено изменить свое национальное законодательство, вплоть до конституции, например, как это вынужден был сделать в 2000 г. Свазиленд, чтобы предоставить лучшие гарантии для работников; 4) установлены "санкции" (рычаги давления) за нарушение прав работников (так, с 1984 г. такие меры были применены к 15 странам-бенефициарам (получателям преференций)) <20>; США с 2006 по 2011 г. приостанавливали ратификацию договора о свободной торговле с Колумбией не только под политическим давлением, но и под выступлениями профсоюзов и правозащитных групп в связи с нарушениями прав человека и трудовых прав работников в Колумбии <21>; 5) нормы торговых соглашений становятся модельным законодательством для государств-партнеров; 6) нормы МОТ все чаще и в большем объеме включаются в торговые соглашения, становясь при этом более "исполнимыми".
--------------------------------
<20> URL: https://www.usitc.gov/publications/332/journals/trade_law_ftas.pdf (дата обращения: 03.02.2016).
<21> Colombia - United States: Free Trade Agreement and Labor Issues. URL: http://www.loc.gov/law/foreign-news/article/colombia-united-states-free-trade-agreement-and-labor-issues/ (дата обращения: 03.02.2016).

В заключение хотелось бы отметить, что пока Россия и Китай в сфере труда сотрудничают только на двусторонней основе, регулируя вопросы трудовых мигрантов, хотя уже давно назрела необходимость развивать трудоправовое сотрудничество на новом уровне. Однако представленные мнения и рассмотренные документы позволяют сделать вывод о том, что в ближайшее время трудоправовая интеграция и геоинтеграция с участием обеих стран развиваться не будет.

Литература

1. Давид Р., Жоффрей-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А. Туманова. М., 1998.
2. Давид Р., Жоффрей-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А. Туманова. М., 2009.
3. Осакве К. Сравнительное правоведение: схематический комментарий. М., 2008.
4. Рулан Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов / Пер. с фр.; отв. ред. и автор предисл. В.С. Нерсесянц. М., 1999.
5. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2006.
6. Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии. Саратов, 2011. С. 137 - 138.
7. URL: http://chinalawinfo.ru/social_law/law_labour (дата обращения: 01.02.2016).
8. Gerhardt T. America's Pacific Century? APEC Summit in Hawaii Seeks to Implement Free Trade Agreement of the Asia-Pacific Region. URL: http://www.commondreams.org/views/2011/11/11/americas-pacific-century-apec-summit-hawaii-seeks-implement-free-trade-agreement (дата обращения: 01.02.2016).
9. Rogowsky R.A., Chyn E. US Trade Law and FTAs: A Survey of Labor Requirements. 2007. URL: https//www.usitc.gov/publications/332/jornals/trade_law_ftas.pdf (дата обращения: 03.02.2016).

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑