Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Трудовое право. Общие положения > Вопросы взаимосвязи юридических и фактических отношений в сфере регулирования наемного труда (Тангин М.А.)

Вопросы взаимосвязи юридических и фактических отношений в сфере регулирования наемного труда (Тангин М.А.)

Дата размещения статьи: 05.10.2016

Вопросы взаимосвязи юридических и фактических отношений в сфере регулирования наемного труда (Тангин М.А.)

Согласно распространенной в российском правоведении позиции фактические и юридические отношения рассматриваются в своем неразрывном единстве, представая перед исследователями в качестве двух сторон одной сущности. Так, юридические отношения представляются той формой, которую приобретает фактическое отношение, будучи урегулированным нормами права.

Юридические и фактические отношения, действительно, взаимосвязаны. Но, будучи взаимосвязанными, правовые отношения и фактические отношения в то же время являются самостоятельными видами общественных отношений, которые могут существовать в различные временные отрезки или одно без другого, причем правовое отношение не всегда является формой фактического отношения в привычном нам понимании.

На наш взгляд, фактические отношения, сложившиеся (и, соответственно, возникшие) между работником и работодателем в результате совершения ими реальных действий, так же как и юридическая связь, являются видом общественных отношений. В качестве примера можно привести выполнение работником своей трудовой функции в результате фактического допуска к работе. Несмотря на отсутствие юридических отношений, в данном случае налицо фактические отношения, которые в случае спора будут признаны и юридическими. То же можно констатировать и в отношении иных (неюридических) факторов. При заключении же трудового договора автоматически возникает юридическая связь и налицо сочетание фактических и юридических отношений.

Существование конкретного правового отношения и соответствующего ему фактического отношения может не совпадать и порой не совпадает во времени. При обычной последовательности развития событий первоначально возникает правовое отношение (заключается трудовой договор), состоящее из прав и обязанностей, предусматривающих совершение каких-либо действий. И пока эти действия не совершены, трудовой договор (отношение юридическое) существует без реального исполнения трудовой функции (фактического отношения).

Возможны случаи, при которых возникает и существует только правовое отношение (либо правовое регулирование) без соответствующего ему фактического отношения. Так, если трудовой договор заключается с указанием "отложенного" срока начала работы, то фактическое отношение не возникает. В том случае, если работник не приступит к работе в первый согласованный сторонами трудового договора день работы, фактическое отношение в рамках обозначенного договора не возникает. Но возникает другое фактическое отношение, а именно фактическое отношение, обусловленное нарушением обязанности. Это фактическое отношение, в свою очередь, существует без соответствующего правового отношения. При этом нарушение обязанности в качестве юридического факта может повлечь возникновение другого правового отношения, составляющего в рамках предложенной фабулы такую конструкцию, как аннулирование трудового договора. Но это уже другое правовое отношение, которое также может не воплотиться в фактическое.

Таким образом, юридическое отношение и фактическое отношение нередко являются отдельными видами общественных отношений, которые могут существовать не в единый момент времени. При этом одно из них находится в сфере должного, а другое - в сфере сущего, либо может сложиться ситуация существования только одного из означенных отношений. Полагаем, что правовое отношение и фактическое отношение не всегда можно охарактеризовать как единые (неразрывные). Точно так же правовое отношение не всегда можно рассматривать в качестве формы фактического отношения (материального содержания, поведения) субъектов.

Отождествление юридического отношения с правовой формой, неразрывной со своим материальным содержанием - фактическим отношением (поведением), по нашему мнению, затрудняет понимание предмета и механизма правового регулирования отношений, в т.ч. в сфере наемного труда.

Действительно, взгляд на юридические отношения всего лишь как на форму фактических общественных отношений может помешать восприятию правовых отношений как самостоятельного вида общественных отношений, которые наряду с фактическими общественными отношениями являются компонентом предмета правового регулирования отношений в сфере наемного труда. Представление правоотношения в качестве правовой формы, неразрывно связанной со своим материальным содержанием, т.е. фактическим отношением, создает в том числе почву для вывода о том, что составляющие правоотношения права и обязанности в любом случае реализуются и исполняются. Однако если бы это было так, то, на наш взгляд, проблема правового регулирования отношений в сфере трудового права существенно бы упростилась и зависела бы главным образом от того, насколько удачно общественные отношения смоделированы законодателем в Трудовом кодексе. В действительности картина иная: юридические обязанности не всегда выполняются, а права не всегда реализуются.

Конструкция формы и содержания, по нашему мнению, не вполне в состоянии объяснить соотношение правового и фактического трудовых отношений. Если названные категории привлечены с целью подчеркнуть неразрывность соответствующих отношений (а форма и содержание действительно неразрывны), то для этого нет оснований, поскольку в действительности правовые и фактические отношения являются самостоятельными видами общественных отношений, могут существовать разновременно и одно без другого. Обусловленная соотношением формы и содержания направленность на неразрывность не способствует выявлению функционального взаимодействия правового и фактического отношений в правовом регулировании трудовых отношений. В идеале взаимодействие предполагает активное воздействие правовых отношений (в т.ч. заданных исходно в качестве модели) на формирование фактических отношений в сфере наемного труда. К сожалению, на практике эта идеальная модель не всегда реализуется в полной мере, и зачастую возникает некий "правовой вакуум". Подобные ситуации требуют своего тщательного исследования, в т.ч. и в плане более четкого определения предмета правового регулирования в сфере наемного труда.

Соединение в понятии правового отношения юридической формы (прав и обязанностей) и материального содержания (поведения, фактических отношений) вызвано, надо полагать, стремлением выйти за пределы чисто формальных правовых связей, наполнить трудовое правоотношение реальным содержанием, жизнью и таким образом повысить значимость и научную ценность понятия трудового правоотношения. Но взаимосвязь правовых отношений с фактическим отношением, с нашей точки зрения, может быть раскрыта и без их соединения в качестве формы и содержания.

Первоначальное методологическое положение о том, что правовое и фактическое отношения являются самостоятельными видами общественных отношений и в этом качестве составляют два компонента предмета правового регулирования, объединяемые понятием общественных отношений (наряду с третьим компонентом предмета правового регулирования - поведением), позволяет выявить функциональную взаимосвязь данных видов общественных отношений в правовом регулировании в сфере наемного труда.

Основной аспект этой взаимосвязи заключается в том, что правовое регулирование фактических отношений между субъектами осуществляется путем моделирования правовых отношений между данными субъектами. Иначе говоря, это происходит через создание модели взаимных прав и обязанностей субъектов отношения. Будучи закрепленными в рамках модели, они воздействуют на поведение субъектов, причем наряду с другими факторами (экономическими, социальными, психологическими и др.). В случае совершения предусмотренных правами и обязанностями действий между субъектами трудовых отношений возникает фактическое трудовое отношение, соответствующее правовому, а также отражающее свойства заданной законодателем модели.

Однако воздействие прав и обязанностей не всегда приводит к соответствующим им действиям. В результате правовые и фактические трудовые отношения в определенной части не всегда соответствуют друг другу. Масштабы такого несоответствия обусловливаются целым комплексом причин в области как правотворчества, так и правореализации.

Характер и пределы воздействия на фактические отношения правовых отношений зависят от степени обусловленности фактических отношений правовым регулированием.

В данном случае мы можем говорить о таком явлении, как эффективность правового регулирования отношений. Вопросы эффективности правового регулирования трудовых отношений рассматривались многими авторами, поэтому, не вдаваясь в полемику, остановимся лишь на отдельных аспектах, влияющих на нее.

Фактические трудовые отношения в зависимости от того, обусловлено или нет их существование правовым регулированием, подразделяются на:

1) юридически не обусловленные фактические общественные отношения;

2) юридически обусловленные фактические общественные отношения.

Юридически не обусловленные фактические общественные отношения - это фактические общественные отношения, существование которых возможно без правового регулирования.

Юридически обусловленные фактические общественные отношения - это фактические общественные отношения, существование которых невозможно без правового регулирования.

Так, например, включенные в ТК РФ (пусть и в ст. 22 ТК РФ "Основные права и обязанности работодателя") и таким образом юридически регламентированные производственные советы практически нигде не были созданы на практике. Причина - отсутствие соответствующих предпосылок для реализации этой правовой инициативы законодателя.

Юридически не обусловленные фактические общественные отношения определенного вида возникают до их правового регулирования и могут существовать без него. В дальнейшем такие отношения могут быть подвергнуты правовому регулированию. Прекращение последнего не обязательно влечет прекращение рассматриваемых отношений.

Важно сопоставить характер и степень воздействия на рассматриваемые виды фактических общественных отношений правового регулирования и неюридических факторов.

Юридически не обусловленные фактические общественные отношения в сфере наемного труда возникают, развиваются и прекращаются до их правового регулирования под воздействием экономических, социальных, иных неюридических факторов. С началом правового регулирования на эти отношения, помимо названных неюридических факторов, воздействуют также правовые регуляторы (законы, договоры и др.). Эти регуляторы предоставляют соответствующим субъектам юридические права и налагают на них юридические обязанности, т.е. устанавливают (в т.ч. путем изменения или прекращения) правовые отношения, а следовательно, и моделируют их.

Ярким примером могут служить отношения по дистанционному труду, которые сложились задолго до дополнения ТК РФ соответствующей главой. Причиной тому служат предпосылки как экономического (развитие определенных сфер деятельности), так и технического (совершенствование средств коммуникации) плана.

В то же время довольно продолжительное время практически нелегально (вне правового регулирования) существовали различные модели так называемого "заемного труда". Отсутствие правового регулирования практически подталкивало его участников в "серую" сферу трудовых отношений. Обращение законодателя к этой проблеме в значительной степени упорядочило фактические отношения, соединяя их с юридическими.

Таким образом, фактические и правовые отношения взаимообусловливают друг друга. С одной стороны, сложившееся и нуждающееся в правовом регулировании фактическое отношение обусловливает саму потребность в правовом регулировании, его характер и содержание, а следовательно, характер и содержание правовых отношений, порождаемых правовым регулированием. С другой стороны, правовое регулирование воздействует на фактические отношения наряду с иными (неправовыми) факторами.


Литература

1. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций: В 2 т. / Свердловск, 1972. Т. 1. С. 260 - 263.
2. Иоффе О.С. Спорные вопросы учения о правоотношении // Очерки по гражданскому праву: Сб. статей. Л.: Издательство ЛГУ, 1957. С. 25, 37.
3. Красавчиков О.А. Гражданское правоотношение - юридическая форма общественного отношения // Гражданские правоотношения и их структурные особенности: Сб. науч. трудов / Свердловский юридический институт. Свердловск, 1975. Вып. 39. С. 11, 12.
4. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Спарк, 2000. С. 251.
5. Русинов Р.К. Предмет правового регулирования // Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. Екатеринбург: Издательство Уральской гос. юрид. академии, 1996. Гл. 18. § 2. С. 259, 260.
6. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Юридическая литература, 1974. С. 35 - 41, 83 - 85, 101 - 103, 209 - 211.
7. Явич Л.С. Право и общественные отношения. М.: Юридическая литература, 1971. С. 117 - 126.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑