Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Трудовые споры > Посредничество в отношениях, регулируемых трудовым правом (Зайцева Л.В.)

Посредничество в отношениях, регулируемых трудовым правом (Зайцева Л.В.)

Дата размещения статьи: 05.10.2016

Посредничество в отношениях, регулируемых трудовым правом (Зайцева Л.В.)

В трудовом законодательстве посредник упоминается лишь как один из возможных участников урегулирования коллективного трудового спора. Статья 401 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) рассматривает участие посредника в разрешении коллективного трудового спора как одну из стадий примирительных процедур, носящую к тому же альтернативный характер.

С принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" появилась возможность привлечения посредника для разрешения индивидуального трудового спора. И хотя многие сегодня скептически настроены относительно возможностей применения медиации к трудовым спорам <1>, представляется, что отдельные виды индивидуальных трудовых споров могут быть эффективно рассмотрены именно с применением указанной процедуры. Например, споры об установлении или изменении индивидуальных условий труда (разумеется, в тех случаях, когда по разным причинам стороны настроены на конструктивный диалог в связи с наличием интереса к продолжению трудовых отношений). Некоторые авторы называют и иные условия индивидуального трудового спора, которые делают медиацию желательным и перспективным способом урегулирования конфликта <2>.
--------------------------------
<1> См., напр.: Куренной А.М. Новый Трудовой кодекс: быть или не быть? // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 1. С. 3.
<2> Енютина Г. Медиация поможет работнику и работодателю услышать друг друга.

Несмотря на то что посредничество в коллективных трудовых спорах и медиация по индивидуальному трудовому спору регулируются разными нормативными правовыми актами, посредничество следует рассматривать как один из способов урегулирования указанных споров. При этом речь идет именно об урегулировании, а не о разрешении в том смысле, что стороны спора (и индивидуального, и коллективного) в конечном итоге самостоятельно вырабатывают согласованное решение именно по преодолению конфликта. Посредник и в том и в другом случае не решает спор по существу, следовательно, не разрешает его, а создает соответствующие условия для сторон, способствуя добровольному и согласованному урегулированию (преодолению) конфликта. Несмотря на то что Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" содержит норму, согласно которой медиация не применяется к коллективным трудовым спорам, технология посредничества применяется и к ним, но в порядке, определенном ст. 403 ТК РФ. В этой связи, как совершенно справедливо указывают некоторые авторы <3>, в Федеральном законе "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" следовало бы говорить не о неприменении медиации к коллективным трудовым спорам, а лишь о том, что настоящий Федеральный закон не применяется к коллективным трудовым спорам, поскольку деятельность посредника по урегулированию коллективных трудовых споров регулируется нормами главы 61 ТК РФ.
--------------------------------
<3> Калашникова С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. Серия "Библиотека медиатора". М.: Инфотропик Медиа, 2011. Кн. 2. С. 194.

Участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров ст. 27 ТК РФ относит к одной из четырех форм социального партнерства. Поэтому, с одной стороны, разрешение (урегулирование) представителями сторон трудовых отношений возникших трудовых споров с участием посредника также является одним из вариантов реализации указанной формы социального партнерства. Можно предположить, что посредник, как независимая фигура, организатор переговорного процесса, может быть востребован и в рамках других известных форм социального партнерства. Во всяком случае, посредничество, как технология переговорного процесса двух соперничающих сторон, как деятельность, направленная на выстраивание конструктивного диалога между формально равноправными сторонами, может найти себе место в различных формах социального партнерства как социального диалога. И на практике такое посредничество имеет место быть, хотя и не всегда известная деятельность оценивается как посредничество, являясь таковым по существу.
В ст. 24 ТК РФ в качестве одного из принципов социального партнерства указано "содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе". Что понимается под таким содействием? Нормативное регулирование общественных отношений - необходимая и одна из важнейших функций государства. Правовые нормы, установленные государством, направлены на упорядочивание соответствующих общественных отношений. Содействие в укреплении и развитии чего бы то ни было осуществляется органами государственной власти в иных, нежели нормативные правовые акты, формах государственного управления. Создавая трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, государство приобретает полномочия по инициированию социального диалога, приглашая профессиональные союзы и объединения работодателей к обсуждению проблем социально-трудового характера. Органы государственной исполнительной власти создают условия для осуществления социального партнерства в форме коллективных переговоров по подготовке проектов социально-партнерских соглашений и их заключению, а также в форме взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства.
Для обеспечения государственного содействия в социальном партнерстве на федеральном и региональных уровнях создаются соответствующие органы государственной исполнительной власти. Так, на федеральном уровне функции по содействию развитию социального партнерства осуществляют Министерство труда и социальной защиты и Роструд. По существу, опубликование министром труда официального предложения ко всем работодателям отрасли присоединиться к заключенному на федеральном уровне отраслевому соглашению, инициированного сторонами соглашения, можно рассматривать как своеобразное посредничество. Эти действия, предусмотренные в ст. 48 ТК РФ, направлены, как и всякая посредническая деятельность, на создание правовых связей у сторон переговорного процесса без возникновения правовых последствий у самого посредника. Посредник и в этом случае, как и в ситуации урегулирования трудового спора, остается нейтральной, независимой от сторон социального партнерства и их представителей стороной. Его основная задача аналогична той, что в начале XX в. предписывалась торговым посредникам, - оказание фактической услуги (в нашем случае - государственной услуги) обеим сторонам по их "сближению" <4>.
--------------------------------
<4> Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изд. 1914 г.). М., 1994. С. 99, 103.

Здесь следует отметить, что концепция посредничества, в т.ч. и государственного, в социальном партнерстве не является новой. Так, например, А.Ф. Нуртдинова отмечала, что государство, как участник системы социального партнерства, "выполняет посреднические функции, способствует достижению согласования интересов работников и работодателей" <5>. А "главная его задача в механизме социального партнерства - посредничество, согласование разносторонних устремлений" <6>.
--------------------------------
<5> Нуртдинова А.Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений. Теоретические проблемы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 10.
<6> Там же. С. 14.

А.М. Куренной писал, что "в сфере социально-трудовых отношений именно концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, консалтинге, экспертизе, сотрудничестве, может и должна сыграть решающую роль в становлении реальной рыночной экономики" <7>, определяя таким образом приоритетное направление развития социального партнерства.
--------------------------------
<7> Куренной А.М. Взаимодействие работодателя и его социального партнера на уровне организации // СПС "КонсультантПлюс".

Органы государственной власти осуществляют фактически посредническую деятельность и в урегулировании коллективных трудовых споров. Они не участвуют непосредственно в переговорном процессе, примирительных процедурах и т.п., а создают условия для проведения примирительных процедур. Так, Роструд и государственная инспекция труда не только осуществляют согласно ст. 407 ТК РФ регистрацию коллективного трудового спора, но и содействуют его урегулированию, заблаговременно подготавливая, а затем и рекомендуя сторонам кандидатуры посредников и трудовых арбитров, оказывают методическую помощь сторонам спора и т.д.
Помимо государственного посредничества в социальном партнерстве, посредничество в переговорах, как и консалтинг, профессиональная экспертиза, может носить частный характер. Стороны социального партнерства и их представители могут приглашать профессионального переговорщика (посредника) для проведения переговоров. Особенно тогда, когда при высокой степени заинтересованности в диалоге имеют место глубокие противоречия, осложненные межличностным конфликтом отдельных представителей сторон. Такая ситуация может быть характерной для локального уровня социального партнерства, где застарелые конфликты между руководством организации и профсоюзным активом могут мешать проведению конструктивных переговоров. Тогда приглашение независимого посредника для организации коллективных переговоров существенно увеличивает шансы достичь приемлемого для сторон результата и сделать социальный диалог на локальном уровне эффективным.
Таким образом, посредничество в социальном партнерстве, включая участие в разрешении трудовых споров, направлено на создание условий для переговорного процесса между работниками, работодателями и их представителями, сближение их позиций с целью согласованного решения вопросов по регулированию социально-трудовых отношений, развитие социального диалога во всех его проявлениях. При этом посредничество может быть государственным и частным, предусмотренным законом (обязательным) и добровольным (договорным).
Посредничество своей целью, помимо сближения позиций сторон и выработки сторонами согласованных решений по интересующей их повестке, преследует более общую цель - способствовать возникновению, изменению или прекращению правоотношений, регулируемых трудовым правом (в исследуемом случае). Цель посредничества в трудовых и тесно связанных с ними правоотношениях похожа на цели посредника в гражданском обороте. Там деятельность посредника заключается в том, чтобы способствовать заключению договора между будущими контрагентами или заключать договоры в интересах клиента <8>. В этом смысле посредничество в трудовом праве представлено деятельностью органов государственной службы занятости и частных агентств занятости (далее - ЧАЗ) по содействию в трудоустройстве гражданам и подборе персонала для работодателей. Государственная служба занятости и ЧАЗ, оказывая гражданину помощь в поиске работы, а работодателю - услугу по подбору персонала, осуществляет посредничество, цель которого - заключение трудового договора между лицом, ищущим работу, и работодателем, имеющим потребность в соответствующей рабочей силе.
--------------------------------
<8> Галушина И.Н. Понятия представительства и посредничества в гражданском праве: сравнительно-правовой аспект // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 139 - 147.

Органы государственной власти и другие посредники, участвующие в отношениях по социальному партнерству, также содействуют возникновению отношений по социальному партнерству и изменению их содержания. Например, как при принятии, так и при изменении коллективных договоров и соглашений.
Посредники, участвующие в урегулировании трудового спора, могут как поспособствовать изменению содержания трудового или связанного с ним правоотношения, так и прекратить его, как неконструктивное взаимодействие <9>. Это, например, возможно, если стороны придут к соглашению о невозможности продолжения трудового отношения при отсутствии обоюдного интереса в этом и подпишут соглашение о прекращении трудового договора.
--------------------------------
<9> Архипов В.В. Медиация - предмет изучения теоретико-правовых дисциплин // Третейский суд. 2009. N 1(61). С. 55.

Литература

1. Архипов В.В. Медиация - предмет изучения теоретико-правовых дисциплин // Третейский суд. 2009. N 1(61).
2. Галушина И.Н. Понятия представительства и посредничества в гражданском праве: сравнительно-правовой аспект // Журнал российского права. 2006. N 2.
3. Енютина Г. Медиация поможет работнику и работодателю услышать друг друга (дата обращения: 10.03.2014).
4. Калашникова С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. Серия "Библиотека медиатора". М.: Инфотропик Медиа, 2011. Кн. 2.
5. Куренной А.М. Взаимодействие работодателя и его социального партнера на уровне организации // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 12.08.2014).
6. Куренной А.М. Новый Трудовой кодекс: быть или не быть? // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 1. С. 3.
7. Нуртдинова А.Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений. Теоретические проблемы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998.
8. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изд. 1914 г.). М., 1994.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑