Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 11.10.2016
Как поступить, если находящаяся в декрете и работающая неполный день женщина решила воспользоваться ежегодным отпуском? Предусмотрена ли такая возможность законом и засчитывается ли отработанное "неполное" время в отпускной стаж молодой мамы, разбиралась Анна Мишина.
Согласно ч. 3 ст. 256 ТК РФ женщина во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком может трудиться неполный рабочий день. Соответственно, если молодая мама выходит работать на таких условиях, "детский" отпуск автоматически не прекращается. Наряду с получением "пропорциональной" зарплаты, у нее сохраняется право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Работодатель же вправе указать такие выплаты как расходы по соцстрахованию, а ФСС должен будет их зачесть. А далее может сложиться такая ситуация. После некоторого времени работы молодая мама попросит предоставить ей и ежегодный оплачиваемый отпуск (внимание: из отпуска по уходу за ребенком она при этом не выходила). Возникает вопрос: а правомерно ли такое желание?
Два отпуска? Невозможно!
"Здесь работодателю необходимо помнить следующее, - предупреждает Светлана Агеева, руководитель отдела персонала одного из подмосковных складских комплексов. - Молодая мама может либо находиться в отпуске по уходу за ребенком, либо отгулять ежегодный оплачиваемый отдых. Одновременно находиться в двух отпусках она не вправе".
Утверждения специалиста подтверждают ряд подзаконных актов и судебная практика. Уже в 2012 г. эксперты Роструда указали, что работнику не могут быть одновременно предоставлены различные виды отпусков (Письмо от 15 октября 2012 г. N ПГ/8139-6-1). Далее аналогичное разъяснение сделали арбитры Верховного Суда. Служители Фемиды подчеркнули, что женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию и при этом работающей на условиях неполного рабочего времени или на дому, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется, поскольку использование двух и более отпусков одновременно Трудовой кодекс не предусматривает (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 28 января 2014 г. N 1). Данную позицию поддержали и специалисты соцстраха. В своем Письме от 14 июля 2014 г. N 17-03-14/06-7836 они указали, что одновременно использовать два отпуска нельзя.
Примечание. 1 отпуск может использовать работник в один и тот же период времени. Возможность пребывания в двух и более отпусках одновременно ТК РФ не предусмотрена.
"Если работающая неполный день "декретница" захотела использовать ежегодный оплачиваемый отпуск, - комментирует Светлана Агеева, - она должна сначала прервать свой отпуск по уходу за ребенком. После чего женщина пишет заявление о предоставлении ежегодного отпуска, а отгуляв его, может снова "вернуться в декрет", написав соответствующую бумагу (ст. 256 ТК РФ). В этом случае сотрудница получит отпускные, а потом продолжит получать "детские" выплаты. Хотелось бы обратить внимание и на то, что "усеченное" время работы в декретном отпуске включается в отпускной стаж женщины, а ч. 2 ст. 121 ТК РФ в данном случае не применяется, поскольку работник не просто находится в отпуске по уходу за ребенком, но и трудится. Кроме того, есть вариант, чтобы женщина, согласно ст. 260 ТК РФ, воспользовалась ежегодным отдыхом перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него".
Три инстанции - два мнения
Вот такими нехитрыми, а главное - совершенно законными способами работающая "декретница" может фактически "убить двух зайцев", а фирма-работодатель выполнит просьбу сотрудницы и не навлечет на себя гнев ревизоров. Однако, как показывает практика, некоторые предприниматели пытаются "пойти другим путем" и разрешают женщинам использовать ежегодный отпуск, не выходя при этом из декретного. И даже находят поддержку у некоторых арбитров, приводя ряд аргументов.
Именно такая ситуация не так давно сложилась в г. Саранске. Проверив документы компании, чиновники из ФСС увидели, что некоторые сотрудницы во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжали работать неполный рабочий день и главное - отгуливать очередные оплачиваемые отпуска. При этом женщины получали и пособия по уходу за ребенком, и отпускные, а работодатель предъявлял все эти суммы к зачету. Но специалисты ФСС такие действия руководства фирмы не поддержали. Они указали, что работодатель совершенно необоснованно занизил базу по страховым взносам на сумму пособий, в связи с чем Фонд предложил предпринимателям доплатить недоимку, а также соответствующие пени и штраф. Не согласившись с вынесенными решениями, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Судьи первой инстанции Арбитражного суда Республики Мордовия отказали компании. Служители Фемиды решили, что выплата пособий по уходу за ребенком за время нахождения женщины в очередном основном отпуске работникам и в отпуске по уходу за ребенком неправомерна (Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15 сентября 2014 г. по делу N А39-3748/2014).
Апелляционные же арбитры заняли другую позицию. Они объяснили: несмотря на то что закон не предусматривает одновременное использование двух отпусков, чиновники не разобрались, при каких же обстоятельствах женщины уходили в ежегодные отпуска.
Судьи подчеркнули, что работодатель не смог показать ни одного заявления о предоставлении отпуска, из чего они сделали вывод, что приказы о предоставлении ежегодных основных отпусков были изданы без волеизъявления работников. А поскольку женщины находились в отпуске по уходу за ребенком, факт прерывания которого документально не подтвержден, оформление фирмой приказов о предоставлении ежегодных основных отпусков может свидетельствовать о нарушении положений трудового законодательства, а не законодательства в области выплаты средств социального обеспечения. Соответственно, это не может являться основанием для прекращения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Поэтому в сложившейся ситуации нужно не отказывать в признании расходов на "декретные" выплаты, а признавать недействительными "отпускные" приказы (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2014 г. по делу N А39-3748/2014).
Но представители Фонда сочли такое решение неверным. По их мнению, факт отмены обществом после проведения проверки приказов о предоставлении работникам очередных отпусков, уже использованных ими, и внесение изменений в табели учета рабочего времени и лицевые карточки имеют цель незаконного получения средств Фонда.
Что же касается отнесения на расходы сумм, перечисленных женщинам, то закон такой возможности не предусматривает. Поэтому молодой маме, находящейся в отпуске по уходу за ребенком с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию и при этом работающей на условиях неполного рабочего времени, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется. Ведь использование двух и более отпусков одновременно трудовое законодательство не предусматривает. Соответственно, отказ сотрудников Фонда социального страхования признать расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в данном случае был вполне обоснованным (Постановление АС Волго-Вятского округа от 6 апреля 2015 г. N Ф01-807/2015 по делу N А39-3748/2014).