Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Защита трудовых прав и свобод > Проблема определения трудоправового статуса ВИЧ-инфицированных лиц (Болдырев Р.О., Минкина Н.И.)

Проблема определения трудоправового статуса ВИЧ-инфицированных лиц (Болдырев Р.О., Минкина Н.И.)

Дата размещения статьи: 31.10.2016

Проблема определения трудоправового статуса ВИЧ-инфицированных лиц (Болдырев Р.О., Минкина Н.И.)

В последние годы в РФ происходит быстрое ухудшение эпидемиологической ситуации, связанной с заболеваниями ВИЧ: наблюдается неуклонный рост российских граждан, у которых выявлены антитела соответствующего вируса. При этом темпы прироста заболеваемости ВИЧ-инфекцией в целом по стране в 2014 г. по сравнению с 2013 г. достигли 10% <1>.
--------------------------------
<1> Ладная Н. В стране происходит быстрое ухудшение эпидемиологической ситуации по ВИЧ/СПИДу // http://ria-ami.ru/read/7150.

А по состоянию на 31.12.2014 согласно данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом общее число зарегистрированных граждан, инфицированных ВИЧ, составило 913035 человек, за исключением обследованных анонимно и детей с неустановленным диагнозом, рожденных от ВИЧ-позитивных матерей (для сравнения: по состоянию на 31.12.2013 аналогичный показатель составлял 799704; на 31.12.2012 - 719940) <2>.
--------------------------------
<2> ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в 2014 г. // ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ. Информационный бюллетень. 2015. N 40. С. 52. http://www.hivrussia.org/filesZbul_40.pdf.

Эпидемия ВИЧ/СПИДа выступает одним из препятствий в реализации свободного труда и в устойчивом развитии общественного производства. Согласно прогнозам экспертов Всемирного Банка о влиянии эпидемии ВИЧ на российскую экономику к 2020 г. в нашей стране ожидается снижение трудовых ресурсов, что окажется ощутимым в условиях демографического спада и естественных процессов старения населения <3>.
--------------------------------
<3> Рузаева Е.М. К вопросу медицинской помощи ВИЧ-инфицированных как одному из видов социального обеспечения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. N 3. С. 130.

Такие прогнозы могут быть вызваны комплексом весьма противоречивых обстоятельств. С одной стороны, обозначенное увеличение числа инфицированных лиц и существование ряда трудностей, которые они могут испытывать в трудоустройстве и осуществлении трудовой функции, в т.ч. при совмещении с лечением. А это приводит к необходимости внесения изменений в трудовое законодательство РФ в части предоставления таким лицам дополнительных гарантий в сфере труда. В контексте изложенного интерес представляет опыт из практики США: при поступлении на работу у гражданина была выявлена ВИЧ-инфекция, помимо того, что он был трудоустроен, работодатель выплачивал ему ежемесячное пособие на соответствующее лечение <4>. Подобные нормы в действующем российском законодательстве отсутствуют.
--------------------------------
<4> Ломакин А. Злоупотребление правом со стороны работника при увольнении по инициативе работодателя // Трудовое право. 2012. N 11. С. 73 - 74.

С другой стороны, на возможное снижение трудовых ресурсов в равной мере влияет угроза распространения данного заболевания среди населения, что в свою очередь требует введения продуманных норм-ограничений.
На основании этого следует говорить не только односторонне об охране труда лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией, но и об охране труда, жизни и здоровья всего общества. Причем важен при этом оптимальный баланс, который позволит обеспечить конституционные права и свободы одновременно любого человека и всех граждан.
Исследуя вопросы соблюдения трудовых прав лиц, имеющих ВИЧ-инфекцию, можно обнаружить, что они стали объектом пристального внимания и рассмотрения на международном уровне.
В отечественном законодательстве, в ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" устанавливается, что право на охрану здоровья гарантируется каждому и обеспечивается созданием благоприятных и безопасных условий труда; воспитания и обучения граждан; производством и реализацией качественных продуктов питания и др. Одновременно с этим в ст. 27 этого же Закона предусматривается обязанность для граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность, проходить соответствующее медицинское обследование, лечение и заниматься профилактикой. К числу данных заболеваний в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" среди прочего отнесено и заболевание ВИЧ, вызывающее поражение клеток иммунной системы.
Обязательное медицинское обследование работников при их занятости на работах, которые представляют опасность распространения ВИЧ-инфекции, позволит дать оценку профессиональной пригодности лиц для выполнения поручаемой работы. Кроме того, это способно предупредить возникновение ситуаций, создающих опасность для окружающих вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения работником своих обязанностей в связи с наличием данного заболевания. Уточняя, следует дополнить, что новым направлением государственной и международной политики мог бы стать следующий комплекс мер. Во-первых, установление обязанности для работника об извещении работодателя о наличии у него ВИЧ-инфекции. Во-вторых, обязательное извещение таким работником своего работодателя об ухудшении состояния своего здоровья, объективно препятствующем исполнению профессиональных обязанностей. В-третьих, для лиц, имеющих данное заболевание, должно предусматриваться обязательное прохождение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на ВИЧ-инфекцию и по оценке его профессиональной пригодности для исполнения трудовых обязанностей.
Бесспорно, что в связи с изложенным возникает проблема, связанная с отнесением данной информации к персональным данным. Представляется, что граждане, располагающие информацией о наличии у них ВИЧ-инфекции, в порядке исключения обязаны при заключении трудовых договоров и в последующем сообщать работодателю указанные данные о заболевании в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью других работников и лиц, их окружающих, что прямо следует отразить в Федеральном законе от 30.03.1995 N 38-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Причем эти сведения предназначены исключительно для внутриорганизационного оборота и осуществления трудовых отношений при соблюдении режима конфиденциальности и ее корректной обработки.
Кроме того, это не должно восприниматься как некая правовая стигма, направленная на "дискредитацию людей, живущих с ВИЧ" <5>. Ограничение логично объясняется необходимостью изучения состояния здоровья гражданина, с целью определения его годности для выполнения поручаемой работы, в целях охраны здоровья населения в целом, а также профилактики распространения ВИЧ-инфекции.
--------------------------------
<5> Стигма и дискриминация // http://med.uz/spid/infabout/stigm.php.

Между тем начатую работу над выявленным исследователями дефектным социальным стереотипом, выраженным в предвзятом отношении со стороны медицинского персонала к носителям ВИЧ-инфекции <6>, необходимо продолжить. Обнаруженные профессиональные деформации медицинских сестер и врачей по отношению к ВИЧ-инфицированным пациентам, по сути, свидетельствуют о негативном эмоциональном отношении к ним (от страха до неприязни), что не обязательно фактически сопровождается дискриминационными действиями.
--------------------------------
<6> Голенков А.В., Щербаков А.А. Сферы дискриминации ВИЧ-инфицированных // http://www.diagnostika-spid.med.cap.ru/Page.aspx?id=580717.

Итак, обращает на себя внимание отсутствие в отечественном законодательстве отдельного федерального закона, регулирующего вопросы проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников для выявления ВИЧ-инфекции. Исключение составляют лишь медицинские и научные работники. Необходимость же в проведении медицинского обследования вызвана свойственными конкретному виду труда требованиями.
С учетом перечисленных обстоятельств можно сделать вывод: обязательное медицинское обследование и оценка профессиональной пригодности работника, имеющего ВИЧ-инфекцию, при его занятости в отдельных отраслях экономики и на соответствующих профессиях решает одновременно несколько задач.
Во-первых, задачу по созданию необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений между работодателем и работником, имеющим ВИЧ-инфекцию, в развитие целей трудового законодательства РФ (ст. 1 ТК РФ).
Во-вторых, по обеспечению конституционных прав на безопасные условия жизни и труда в свою очередь лицам, не имеющим такого заболевания. В этой связи отдельной правовой регламентации заслуживает вопрос о фактическом допуске гражданина, имеющего ВИЧ-инфекцию, к выполнению трудовых обязанностей без надлежащего оформления приема на работу (ст. 67 ТК РФ), что представляется возможным только при условии сохранности жизни и здоровья окружающих людей.
На основании изложенного законодателю следует рассмотреть вопрос о внесении комплекса необходимых изменений в законодательство РФ, дополнив его положениями об обязательном обследовании здоровья граждан, поступающих на работу. Основной целью такого обследования будет являться определение профессиональной пригодности граждан для исполнения ими трудовых или служебных обязанностей, а также дополнительно - ранняя диагностика социально опасных заболеваний.
При этом целесообразно установить двухуровневую систему проведения обязательных медицинских обследований. Первичное и (или) периодическое обследование на наличие ВИЧ-инфекции следует проводить в рамках, предусмотренных для работодателей бюджетного или внебюджетного сектора экономики, по отдельным категориям профессий, регулируемых ст. 213 ТК РФ.
В случае выявления или подозрения на наличие медицинских противопоказаний работнику по соответствующей профессии последующие обследования предлагается проводить в специализированной медицинской организации по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом, имеющей право на проведение соответствующих экспертиз. Обследование на данном уровне уместно организовать в составе врачебной комиссии для компетентного установления степени профессиональной пригодности лица и для объективного выяснения возможности выполнения данным лицом профессиональных обязанностей с учетом состояния его здоровья. Результаты работы комиссии можно оформить в форме извещения, где отразить итоги проведенного обследования. А в последующем направить его: 1) в территориальный орган федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия; 2) в медицинскую организацию, выявившую заболевание; 3) в органы прокуратуры; 4) самому работнику; 5) работодателю. Тем самым обеспечивая конфиденциальность и одновременно ознакомление с результатами обследования ограниченного круга лиц.
Если по результатам заседания врачебной комиссии не будут выявлены медицинские противопоказания, то работник продолжает работу на тех же условиях согласно заключенному трудовому договору, если в актах социального партнерства не предусмотрены дополнительные льготы и гарантии.
Когда речь идет о первичном обследовании при поступлении на работу, то тогда работодатель будет обязан принять на работу ВИЧ-инфицированное лицо, если его деловые качества отвечают установленным требованиям по должности и отсутствуют обстоятельства, препятствующие его работе.
В случае же если медицинское обследование лица и оценка его профессиональной пригодности установит отсутствие пригодности работника в связи с имеющимся у него заболеванием и (или) это ставит под угрозу здоровье, жизнь, права и законные интересы других лиц, то данную профессиональную деятельность гражданина представляется необходимым на законодательном уровне закономерно ограничить.
Таким образом, отмеченное позволяет говорить о законодательном управлении риском заражения ВИЧ-инфекцией и ее распространения среди населения посредством детализации трудоправового статуса лиц, имеющих указанное заболевание, на уровне федерального законодательства. При этом предложения, высказанные авторами по поводу проведения обязательных медицинских обследований, не являются панацеей. Одновременно требуется продуманный комплекс различных мер, направленных на дальнейшую профилактику распространения ВИЧ-инфекции в нашей стране с учетом постоянного мониторинга ситуации и оценки эффективности проводимых мероприятий.

Литература

1. Голенков А.В., Щербаков А.А. Сферы дискриминации ВИЧ-инфицированных // http://www.diagnostika-spid.med.cap.ru/Page.aspx?id=580717.
2. Ладная Н. В стране происходит быстрое ухудшение эпидемиологической ситуации по ВИЧ/СПИДу // http://ria-ami.ru/read/7150.
3. Ломакин А. Злоупотребление правом со стороны работника при увольнении по инициативе работодателя // Трудовое право. 2012. N 11. С. 69 - 80.
4. Рузаева Е.М. К вопросу медицинской помощи ВИЧ-инфицированных как одному из видов социального обеспечения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. N 3 (178). С. 130 - 137.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑