Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 09.01.2017
Конвенция ООН против коррупции 2003 г. стала универсальным международным договором, препятствующим распространению коррупции во всех сферах общества.
В целях эффективного противодействия коррупции каждое государство в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы разрабатывает, осуществляет и проводит скоординированную антикоррупционную политику. В Российской Федерации с 2008 г. проводится планомерная работа по формированию нормативной базы по профилактике и противодействию коррупции, отвечающей новейшим научным разработкам и современным международным требованиям прозрачности государственного управления.
Борьбу с коррупцией нельзя ограничить только борьбой с ее проявлениями, в первую очередь с преступлениями, которые носят коррупционный характер (дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями и т.д.). В борьбе с коррупцией основное внимание должно быть уделено мерам по профилактике и предупреждению ее проявлений, минимизации причин и условий, благоприятствующих коррупции и создающих почву для совершения коррупционных правонарушений.
Для реализации положений указанной Конвенции и в целях установления единой системы запретов и ограничений, обеспечивающих предупреждение коррупции в Российской Федерации, для работников государственных корпораций и государственных компаний, замещающих должности на основании трудового договора, были распространены запреты и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <1> и установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы (п. 5 ч. 1 ст. 16, ст. ст. 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). В связи с этим гл. 55 "Особенности регулирования труда других категорий работников" разд. XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" Трудового кодекса РФ была дополнена ст. 349.1, регламентирующей особенности регулирования труда работников государственных корпораций и государственных компаний в виде запретов и обязанностей.
--------------------------------
<1> См., например: Федеральные законы от 29 декабря 2010 г. N 437-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"; Постановление Правительства РФ от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции".
Государственная корпорация и государственная компания создаются на основании федерального закона, используют имущество для целей, определенных федеральным законом, предусматривающим их создание, осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Следует отметить, что государственные корпорации и госкомпании обладают не только исключительным статусом (в сравнении с другими юридическими лицами для их функционирования не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ), но и принципиально различными полномочиями, иногда публично-правового характера. Это и предопределяет особенности регулирования труда работников государственных корпораций и государственных компаний, предусмотренные ст. 349.1 ТК РФ.
Особенности регулирования труда работников государственных корпораций и государственных компаний представляют собой совокупность определенных обязанностей, возлагаемых на работников этих организаций, установленных для них запретов, а также мер дисциплинарной ответственности за их нарушение.
Таким образом, особенности регулирования труда работников государственных корпораций и государственных компаний отражают не только специфику их труда, обусловленную, с одной стороны, особым характером деятельности таких работников, связанной с обеспечением реализации государственной корпорацией (государственной компанией) интересов общества и государства, а с другой стороны, необходимостью предотвращения совершения данными лицами коррупционных правонарушений <2>.
--------------------------------
<2> Подробнее см.: Ломакина Л.А. Особенности регулирования труда работников государственных корпораций, государственных компаний по российскому законодательству как меры противодействия коррупции // Журнал российского права. 2016. N 7.
Детализация указанных особенностей регламентируется Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации".
В данной статье остановимся только на дисциплинарной ответственности работников государственных компаний и государственных корпораций за невыполнение возлагаемых на них законом обязанностей, а также на установленных для них запретах ст. 349.1 ТК РФ.
Дисциплинарная ответственность является одним из важнейших институтов трудового права и представляет собой вид юридической ответственности работника за совершение дисциплинарного проступка, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Следовательно, к дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники, совершившие дисциплинарный проступок.
На работников государственных корпораций и государственных компаний распространяются нормы трудового законодательства, так как основанием возникновения трудовых правоотношений с ними является трудовой договор. Поэтому следует также иметь в виду, что порядок привлечения к дисциплинарной ответственности работников государственных корпораций и государственных компаний осуществляется по общим правилам, установленным ст. 193 ТК РФ.
Поскольку для работников государственных корпораций и государственных компаний законодателем установлены дополнительные обязанности по сравнению с другими работниками, чей труд регулируется нормами ТК РФ, а также установлены некоторые запреты и ограничения, поэтому их нарушение также может послужить основанием для применения к ним одного из трех видов дисциплинарных взысканий, предусмотренных ч. 1 ст. 192 ТК РФ, - замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Основанием применения дисциплинарной ответственности является совершение работником дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.) <3>.
--------------------------------
<3> См.: ч. 1 ст. 192 ТК РФ, п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2.
Дисциплинарный проступок, являясь правонарушением, обладает совокупностью элементов - это субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона <4>.
--------------------------------
<4> Подробнее см.: Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд. М., 2009.
Субъектом дисциплинарного проступка за невыполнение возлагаемых ст. 349.1 ТК РФ обязанностей, а также установленных запретов может быть гражданин, состоящий в трудовых правоотношениях с конкретным работодателем - государственной компанией или государственной корпорацией.
При этом следует отметить, что п. 2 Постановления Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 841 установлено:
запреты, предусмотренные п. п. 5 и 6 ч. 4 ст. 349.1 ТК РФ, распространяются на всех работников государственной корпорации и государственной компании, независимо от замещаемых ими должностей;
запреты, предусмотренные п. п. 1 - 4 и 7 - 11 ч. 4 ст. 349.1 ТК РФ, распространяются на работников государственной корпорации и государственной компании, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, или другие должности, включенные в перечень, установленный локальным нормативным актом государственной корпорации или государственной компании.
Субъективной стороной дисциплинарного проступка выступает вина работника в совершении дисциплинарного проступка. Она может быть в форме как умысла, так и неосторожности. При этом следует учитывать, что форма вины (умысел либо неосторожность) работника не имеет правового значения для решения вопроса о правомерности его привлечения к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем до принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности работодатель должен установить наличие дисциплинарного проступка, наличие виновного поведения (ч. 1 ст. 192 ТК РФ), учесть тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ).
Учет всех заслуживающих внимание обстоятельств при наложении дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка является отражением основных принципов юридической ответственности: справедливости, равенства, соразмерности, законности, вины и гуманизма.
Объект дисциплинарного проступка - нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п. В нашем случае это невыполнение работником государственной компании или государственной корпорации возлагаемых ст. 349.1 ТК РФ обязанностей и нарушение запретов.
Отметим, что порядок выполнения обязательств и исполнения запретов, которые возложены ст. 349.1 ТК РФ на работников государственных компаний и государственных корпораций, определен не нормами трудового законодательства, а иными нормативными правовыми актами, относящимися к сфере борьбы с коррупцией. На это прямо указано в ст. 349.1 ТК РФ.
Так, согласно п. 1 ч. 1 ст. 349.1 ТК РФ работник государственной корпорации или государственной компании в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, обязан представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
В Постановлении Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 841 указано, что работник государственной корпорации (государственной компании), замещающий должность, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, или другую должность, включенную в перечень, установленный локальным нормативным актом государственной корпорации или государственной компании, обязан представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в порядке, определяемом Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - Указ N 309) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подп. "а" п. 1 Указа N 309 граждане, претендующие на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, и лица, замещающие указанные должности, представляют соответствующие сведения в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
Граждане, претендующие на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ, и лица, замещающие указанные должности, представляют соответствующие сведения в подразделение Аппарата Правительства РФ, определяемое Правительством РФ (подп. "б" п. 1 Указа N 309).
Такие лица представляют сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по утвержденной Президентом РФ форме справки (п. 3 Указа N 309), которая утверждена Указом Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее - Указ N 460). Данная справка представляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (далее - Указ N 559), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, претендующие на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), включенные в перечни, установленные локальными нормативными актами государственных корпораций (компаний), и лица, замещающие указанные должности <5>, представляют сведения в подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), которые созданы (определены) в государственных корпорациях (компаниях) (подп. "г" п. 1 Указа N 309). При этом данные работники представляют данные сведения по утвержденной Указом N 460 форме справки в сроки, предусмотренные Указом N 559 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, определяемом локальными нормативными актами государственных корпораций (компаний), изданными в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ (п. 5 Указа N 309).
--------------------------------
<5> См., например: Приказы Госкорпорации "Росатом" от 14 августа 2014 г. N 1/762-П "Об утверждении перечня должностей Госкорпорации "Росатом", на которые распространяются запреты, предусмотренные пунктами 1 - 4 и 7 - 11 части четвертой статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации"; Внешэкономбанка от 28 июня 2013 г. N 532 "Об утверждении Перечня должностей во Внешэкономбанке, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники Внешэкономбанка обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"; Внешэкономбанка от 1 июля 2013 г. N 535 "Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей во Внешэкономбанке, и работниками Внешэкономбанка, и соблюдения работниками Внешэкономбанка требований к служебному поведению"; Внешэкономбанка от 10 сентября 2013 г. N 793 "О внесении изменений в Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей во Внешэкономбанке, и работниками Внешэкономбанка, и соблюдения работниками Внешэкономбанка требований к служебному поведению".
Пункт 2 ч. 1 ст. 349.1 ТК РФ возлагает на работника государственной корпорации или государственной компании в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, обязанность сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Согласно ч. 2 ст. 349.1 ТК РФ в целях реализации положений Кодекса, регламентирующих ответственность работников государственных корпораций и компаний, такие понятия, как "личная заинтересованность" и "конфликт интересов", следует трактовать, исходя из положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции <6>.
--------------------------------
<6> См., например: ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции"; ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Впервые правовые нормы, регламентирующие предотвращение и урегулирование конфликтов интересов, были установлены Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для государственных служащих и были развиты в Положении о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утв. Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821.
Исходя из анализа законодательства о противодействии коррупции под личной заинтересованностью работника государственной компании и государственной корпорации, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей, понимается возможность получения работником в связи с исполнением трудовых обязанностей доходов в виде материальной выгоды (денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера) для работника, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также для граждан или организаций, с которыми работник связан финансовыми или иными обязательствами.
Следует также учитывать, что личная заинтересованность работника может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают (могут получить) иные лица, например друзья работника, его родственники.
Под конфликтом интересов следует понимать ситуацию, при которой личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами государственной корпорации или государственной компании, работником которой он является, способное привести к причинению вреда имуществу и (или) деловой репутации этой организации.
Под указанные определения конфликта интересов подпадает множество конкретных ситуаций, в которых работник может оказаться в процессе исполнения трудовых обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов работника, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее можно выделить ряд ключевых областей регулирования, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
выполнение отдельных трудовых функций, связанных с управлением в государственной компании или государственной корпорации в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность работника;
выполнение иной оплачиваемой работы;
владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
получение подарков и услуг;
имущественные обязательства и судебные разбирательства;
явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ N 841 работник государственной корпорации (государственной компании), замещающий должность, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, нормативным актом государственной корпорации (государственной компании):
обязан уведомить работодателя о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, как только ему станет об этом известно, и принять меры по предотвращению конфликта интересов;
в случае если он владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) и это приводит или может привести к конфликту интересов, обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 349.1 ТК РФ работнику государственной корпорации или государственной компании запрещается в случаях, установленных Правительством РФ:
1) участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации, за исключением участия с согласия высшего органа управления государственной корпорации или государственной компании;
2) осуществлять предпринимательскую деятельность;
3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственной корпорации или государственной компании, за исключением осуществления такой деятельности с согласия высшего органа управления государственной корпорации или государственной компании;
4) получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от иных юридических лиц, физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения), за исключением вознаграждений за исполнение в случае, предусмотренном п. 1 настоящей части, функций членов органов управления и контроля коммерческой организации и компенсаций командировочных расходов, связанных с исполнением таких функций;
5) использовать в целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей, имущество государственной корпорации или государственной компании, а также передавать его иным лицам;
6) разглашать или использовать сведения, отнесенные законодательством Российской Федерации к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением трудовых обязанностей;
7) принимать от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий) без письменного разрешения представителя работодателя;
8) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных не являющихся объектом деятельности государственной корпорации или государственной компании организаций;
9) создавать в государственной корпорации или государственной компании структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
10) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений;
11) заниматься без письменного разрешения работодателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 5 ст. 349.1 ТК РФ работнику государственной корпорации или государственной компании, его супругу (супруге) и несовершеннолетним детям в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Следовательно, нарушение работником государственной корпорации и государственной компании обязательств и невыполнение запретов, предусмотренных ст. 349.1 ТК РФ, являются объектами дисциплинарного проступка.
Объективными сторонами дисциплинарного проступка за невыполнение обязанностей и запретов, возложенных на работника государственной корпорации или государственной компании ст. 349.1 ТК РФ, выступают вредные последствия и прямая связь между ними и действием (бездействием) нарушителя обязанностей и запретов.
Порядок применения дисциплинарных взысканий, определенный ст. 193 ТК РФ, распространяется на все случаи применения дисциплинарных взысканий, включая увольнение.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Налагая на работника государственной корпорации и государственной компании дисциплинарное взыскание, работодатель должен иметь доказательства, подтверждающие совершение работником нарушения в виде невыполнения обязательств и нарушение запретов, предусмотренных ст. 349.1 ТК РФ.
Применение видов дисциплинарных взысканий, не предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.) (ч. 1 ст. 192 ТК РФ) к работникам государственных компаний и государственных корпораций не допускается.
Увольнение как дисциплинарное взыскание является наиболее строгой и крайней мерой воздействия на работника государственной компании и государственной корпорации. В ТК РФ к дисциплинарным взысканиям, в частности, отнесено увольнение работника государственной корпорации и государственной компании по основаниям п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ <7>.
--------------------------------
<7> Субъектный состав лиц, которые могут быть уволены по данному основанию, определен Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 841.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставлением или представлением неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставлением или представлением заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытием (наличием) счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владением и (или) пользованием иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Остановимся на некоторых проблемах применения дисциплинарных взысканий к работникам государственных корпораций и государственных компаний.
Из анализа положений п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ следует: расторгнуть трудовой договор по указанному основанию можно при условии, что работник обязан совершать действия по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, представлять сведения о доходах и имуществе и т.п. и указанные действия (бездействие) дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Законодатель не предусмотрел проведения проверки в отношении работника государственной компании или государственной корпорации на наличие в его действиях личной заинтересованности или конфликта интересов, а также проверки правильности представления сведений о доходах и имуществе в ТК РФ, но предоставил право использовать законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции. В государственных корпорациях и компаниях принимаются положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых лицами, претендующими на замещение должностей, и работниками государственной корпорации и государственной компании, и положения о соблюдении работниками государственной корпорации и государственной компании требований к служебному поведению <8>, создаются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов <9>.
--------------------------------
<8> См., например: Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых лицами, претендующими на замещение должностей Госкорпорации "Росатом", и работниками Госкорпорации "Росатом", и соблюдения работниками Госкорпорации "Росатом" требований к служебному поведению, утв. Приказом Госкорпорации "Росатом" от 25 июня 2013 г. N 1/676-П; Приказ Внешэкономбанка от 1 августа 2014 г. N 732 "О внесении изменений в Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников Внешэкономбанка и урегулированию конфликта интересов".
<9> См., например: Приказ Внешэкономбанка от 1 июля 2013 г. N 533 "О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников Внешэкономбанка и урегулированию конфликта интересов".
Вопрос об установлении в действиях работника государственной компании или государственной корпорации личной заинтересованности или конфликта интересов является сложным и требует, как правило, дополнительной проверки и анализа представленных документов.
На наш взгляд, было бы целесообразно включить в ст. 349.1 ТК РФ правило о проведении служебной проверки в каждом конкретном случае и в связи с этим дополнить ч. 4 ст. 193 ТК РФ указанием о возможности применения взыскания не позднее одного месяца со дня его обнаружения не считая времени служебной проверки.
Вопрос о правовой природе запретов и ограничений, установленных ТК РФ для работников государственных корпораций и государственных компаний, является дискуссионным. По мнению Л.А. Чикановой, обязанности по соблюдению запретов и ограничений являются обязанностями не перед работодателем, а перед государством, "данное обстоятельство не в полной мере учтено законодателем, что явилось причиной возникновения правовых коллизий и противоречий, в частности при решении вопроса об ответственности работников за несоблюдение установленных для них запретов и ограничений. В частности, возникает ситуация, когда за неисполнение работником обязательств государственно-правового характера наступает ответственность по нормам трудового законодательства. Прежде всего это касается увольнения работника по инициативе работодателя на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ" <10>. Оценивая данный подход как вполне обоснованный, следует отметить, что к числу вопросов, нуждающихся в дополнительном обсуждении, необходимо, на наш взгляд, отнести сам факт включения в ТК РФ ст. 349.1.
--------------------------------
<10> Чиканова Л.А. Правовая природа запретов и ограничений, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации для отдельных категорий работников // Хозяйство и право. 2016. N 4.
Однако на данный момент запреты и обязательства работников государственных компаний и государственных корпораций определены на законодательном уровне, и сейчас актуальна проблема их применения и устранения коллизий и противоречий.
Установление в ТК РФ обязанностей, запретов и ограничений для работников государственных корпораций и государственных компаний и, как следствие, возможность применения дисциплинарных взысканий за их нарушение и невыполнение играют важную роль в предупреждении и профилактике коррупционных правонарушений.
Библиографический список