Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.12.2019

Законопроект разработан в целях поддержки членов многодетных семей, получающих пенсии по потере кормильца или инвалидности в размере меньшем, чем установленная субъектом Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера в целом по региону в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

подробнее
28.11.2019

Разработка изменений в главу 52 Трудового кодекса РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, была продиктована ростом преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких составов, совершаемых именно педагогическими работниками, относящимися к звену  среднего и высшего образования. Увеличивается количество уголовных дел, возбужденных в отношении преподавателей, жертвами которых становятся учащиеся школ, появляются уголовные дела в отношении преподавателей ВУЗов. 

подробнее
01.10.2019

При рассмотрении исковых заявлений от детей-сирот, которым служба занятости населения вынуждена отказывать в регистрации в качестве безработных с выплатой пособия в размере среднего заработка по региону проживания, в связи с тем, что  до обращения в службу занятости у них была трудовая деятельность и они не впервые ищущие работу, судебная практика встает на сторону детей-сирот, что расходится с требованиями Закона о занятости населения (ст.34, 34.1).

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Трудовое право. Общие положения > Коллективные предприятия - инструмент социализации на микроэкономическом уровне (Букреев В.В., Рудык Э.Н.)

Коллективные предприятия - инструмент социализации на микроэкономическом уровне (Букреев В.В., Рудык Э.Н.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

Коллективные предприятия - инструмент социализации на микроэкономическом уровне (Букреев В.В., Рудык Э.Н.)

Проблема нахождения путей и механизмов экономического, социального и морально-нравственного оздоровления народного хозяйства России сегодня как никогда актуальна. После двадцати пяти лет "реформ" более половины промышленных предприятий всех форм собственности являются убыточными либо близки к такому состоянию.

Экономическое неблагополучие хозяйствующих субъектов дополняется их социально-психологическим "нездоровьем": сохраняется конфликтный характер трудовых отношений, практически полностью утрачено доверие между собственниками, менеджментом и рядовыми работниками, растет деградация и деморализация рабочей силы, усиливаются связанные с этим негативные последствия.
Нет недостатка в объяснении причин такого положения дел на большинстве промышленных предприятий страны как со стороны существующей власти, так и ее оппозиции (подлинной и мнимой). Также нет недостатка в предлагаемых рецептах их экономического, социального и морально-нравственного оздоровления.
Одна из главных причин бедственного положения предприятий, как правило, игнорируется либо недооценивается. Речь идет о сохранении, хотя и в новом обличье, авторитарной системы хозяйственной власти на производстве, основанной на отчуждении работников, включая работников - владельцев акций или паев предприятия, на котором они заняты, от участия в управлении и распределении результатов его деятельности если не де-юре, то де-факто. Это обстоятельство негативно влияет на состояние не только "внутреннего", но и "внешнего" социума хозяйствующего субъекта. По этой причине социализация производства на микроэкономическом уровне представляется безальтернативной, если, конечно, исходить из потребностей социума в целом, а не его привилегированного меньшинства.
Под социализацией предприятия авторами понимается повышение степени удовлетворения интересов и потребностей социума на демократической основе как "внутри" хозяйствующего субъекта, так и "вне" его. На взгляд авторов, это, в частности, возможно в условиях многоукладной экономики в рамках становления и развития коллективных предприятий (КП) - объединений труда, а не капитала.
В этой связи авторы считают некорректным утверждение В.Л. Тамбовцева о нахождении любого акционерного общества, за исключением тех, где все акции принадлежат одному человеку, в режиме коллективной собственности. Дело в том, что акционерное общество, по определению, является объединением капитала, а не труда <1>.
--------------------------------
<1> Тамбовцев В.Л. Права, формы и режимы собственности // Экономическая наука современной России. 2015. N 1(68). С. 16.

Под КП понимается добровольное объединение физических лиц на основе членства для совместного ведения хозяйственной деятельности в порядке, определенном законом и внутренними нормативными документами КП. Членство в КП основано, во-первых, на признании и выполнении базовых демократических принципов его построения и функционирования <2>, во-вторых, на личном трудовом участии члена КП в его деятельности, которое может быть дополнено их финансовым участием в предпринимательской деятельности своего предприятия.
--------------------------------
<2> Главные из них: верховенство труда над капиталом, долговременный характер трудовых отношений с КП, принятие главных управленческих решений на основе "один член - один голос", установление "вилки" доходов членов КП, открытый менеджмент, участие КП в решении проблем внешнего социума, сотрудничество с другими КП.

Управление в таком КП осуществляется в форме прямой демократии по принципу "один член - один голос" при принятии решений по главным вопросам деятельности КП или по всем вопросам, если речь идет о его структурном подразделении, вне зависимости от размеров финансового участия, либо через избранных членами КП и подконтрольных им своих представителей.
Члены КП имеют право нанимать менеджмент по контракту с возложением на него функций оперативного управления КП, за исключением низового уровня, на котором оперативное управление осуществляется работниками самостоятельно в рамках стратегии предприятия, принятой его членами.
Внешние инвесторы, опосредованно участвующие в деятельности КП, признаются участниками КП. Ими могут быть как физические, так и юридические лица. Объем и порядок их участия в принятии решений на общем собрании членов и участников КП определяются внутренними нормативными документами КП при сохранении за членами КП квалифицированного большинства.
Внутренними нормативными документами также устанавливаются границы возможного использования труда наемных работников и порядок их участия в управлении и распределении доходов КП на основе их трудовых прав, которые должны быть не ниже уровня, принятого законом. Кроме того, этими документами регулируется ограничение величины финансового участия членов КП - в случае коллективно-долевой формы собственности членов. Теми же документами устанавливается порядок реализации положений законодательных и нормативных актов, территориальных и иных соглашений, предусматривающих участие представителей внешнего социума (органов власти, институтов гражданского общества) в стратегическом управлении КП. Например, в качестве членов его коллегиальных органов управления.
В своей деятельности КП использует собственный капитал (имущество) в неделимой или долевой форме либо заемный капитал. Заимодавцами могут быть граждане, институты гражданского общества, государство, органы местного самоуправления, отечественный и иностранный частный капитал.
Основная цель деятельности КП в качестве прибыльной организации - максимизация дохода, приходящегося на одного члена КП, а в качестве неприбыльной организации - максимизация удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего социумов, определенных учредительными документами КП.
Таково авторское видение базовых постулатов модели КП <3>. Разумеется, национальные особенности ведения предпринимательской деятельности влияют на правовой режим, содержание и характеристики КП.
--------------------------------
<3> См., например, Букреев В.В., Рудык Э.Н., Хабибуллин Р.И. Коллективное предприятие: к теории вопроса // Вопросы политической экономии. 2015. N 4. С. 75 - 76.

Так, главным условием членства в КП, созданного в форме производственного кооператива, входящего в знаменитую Мондрагонскую кооперативную корпорацию - МКК (Испания, страна Басков) <4>, является признание следующих ее базовых принципов.
--------------------------------
<4> В корпорацию помимо кооперативов производственного профиля входят кооперативный банк, строительные, жилищные, сельскохозяйственные, потребительские и иные кооперативы. Кроме того, в корпорацию входят учреждения образования в кооперативной форме.

Первый принцип. Добровольность и открытость членства в кооперативе граждан, которые принимают личное трудовое участие в его деятельности при условии успешного прохождения испытательного срока и внесения вступительного взноса, рассматриваемого в качестве кредита кооперативу, имущество которого является неделимым. Вступительный взнос члена кооператива размещается на его внутреннем лицевом счете. В случае успешной работы кооператива денежные средства данного счета возрастают. При неэффективной работе часть средств на счете члена кооператива (до 25%) уменьшается. В конце года он может снять со своего лицевого счета только начисленные проценты. Остальной частью средств на этом счете можно распорядиться при уходе на пенсию или при выходе из кооператива. До этих пор средства, размещенные на внутренних индивидуальных счетах, используются кооперативом в качестве резервного фонда и источника внутренних инвестиций. По отношению к членам кооператива проводится политика полной занятости, чему содействуют постоянно действующая система повышения квалификации или переквалификации членов кооперативов, их перевод из кооперативов, которые временно вынуждены сокращать объемы производства, в кооперативы, которые их наращивают, а также создание новых кооперативов. Что касается наемных работников кооператива, представители которых имеют право совещательного голоса на общем собрании членов кооператива, то их число не должно превышать 5% от общего числа занятых. Наемные работники не участвуют в доходах кооператива.
Второй принцип. Демократическая организация кооператива, которая предполагает принятие его членами решений по главным вопросам деятельности кооператива по принципу "один человек - одни голос".
Третий принцип. Верховенство труда в управлении кооперативом и распределении "произведенного богатства" между его членами пропорционально трудовому вкладу, а не участию в имуществе кооператива.
Четвертый принцип. Подчиненное положение труду капитала, привлекаемого в качестве внешнего источника инвестиций в форме выпуска кооперативом ценных бумаг, не дающих права участия в его управлении.
Пятый принцип. Обеспечение участия членов кооператива в управлении посредством прозрачности информации о его деятельности, повышения профессиональной подготовки работников, их карьерного роста, а также навыков участия в принятии управленческих решений.
Шестой принцип. Солидарность при распределении доходов кооператива. "Внутренняя солидарность" обеспечивается установлением "вилки доходов" членов кооператива. Первоначально - 1:3, затем - 1:4,5, а в исключительных случаях - 1:6,5. При этом любой член кооператива может получить информацию о доходах других членов. "Внешняя солидарность" достигается установлением соответствия уровня оплаты труда в кооперативе (в виде аванса) тарифным соглашениям в частном секторе.
Седьмой принцип. Сотрудничество кооперативов за пределами МКК в рамках различного рода совместных проектов, а также при создании новых кооперативов.
Восьмой принцип. Проведение различного рода социальных преобразований посредством формирования Центрального межкооперативного и ряда других фондов и выделения на эти преобразования части доходов кооперативов.
Девятый принцип. Универсальность признанных в кооперативном мире норм и правил.
Десятый принцип. Образование и просвещение членов кооператива в качестве обязательного условия демократизации хозяйственной власти.
Названные принципы МКК воплощаются на практике не в полной мере. Так, между общими собраниями членов кооператива участие рядовых членов в управлении обычно ограничивается низовом уровнем, что создает потенциальную возможность перехода реальной хозяйственной власти в руки высших управленцев. Не решена также проблема обеспечения прозрачности информации о результатах деятельности кооператива. По мнению части работников МКК, администрация зачастую сознательно фильтрует и искажает информацию. В этом случае работникам могли бы помочь их профсоюзы, но они в мондрагонских кооперативах отсутствуют. Главная причина - сложившееся в МКК, как и на многих других КП в мире, мнение о том, что в случаях, когда в одном лице соединяется работник и сособственник капитала предприятия, функционирование профсоюзов на таких предприятиях теряет смысл.
Между тем профсоюзы необходимы для защиты прав и интересов как их членов, так и наемных работников, число которых в мондрагонских кооперативах в настоящее время составляет 20%. Это вступает в противоречие с испанским законодательством (не более 10%) и с уставами мондрагонских кооперативов (не более 5%). Превышение допустимой численности наемных работников кооперативов объясняется руководством МКК тем, что большая часть из них находится в переходном периоде от не членов в члены кооператива <5>.
--------------------------------
<5> См. подр.: Человек и экономика: справедливость и базисная демократия против тоталитаризма рынка и капитала. М.: Экономика, 2012. С. 292 - 300; Букреев В.В., Рудык Э.Н. Партисипативный менеджмент как условие повышения социальной устойчивости предприятий // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2008. N 1. С. 132 - 135; Рудык Э.Н., Букреев В.В. Становление социально устойчивых предприятий: современное состояние и перспективы // Труд и социальные отношения. 2008. N 6. С. 36 - 42.

Российские КП в форме производственных кооперативов (ПК) могут быть созданы на основе Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (в ред. от 30.11.2011; далее - Закон о ПК). Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для ведения совместной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Число членов ПК, внесших паевой взнос, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не должно превышать 25% числа членов ПК, принимающих личное трудовое участие в его деятельности. Учредительным документом ПК может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Кооператив является коммерческой организацией (ст. ст. 1 и 7).
Имущество ПК делится на паи его членов (ст. 9). Уставом ПК может быть установлено, что часть его имущества составляет неделимый фонд ПК, используемый в целях, определяемых его уставом (ст. 11).
Прибыль ПК распределяется между его членами. По решению общего собрания членов ПК часть его прибыли может распределяться между наемными работниками ПК (ст. 12).
Управление в ПК осуществляют его члены, принимающие решения на общем собрании членов ПК по принципу "один член - один голос" независимо от размера его пая. Только член ПК может быть членом наблюдательного совета, правления ПК, его председателем (ст. ст. 14, 15).
Численность наемных работников в ПК не должна превышать 30% численности его членов без учета работников, занятых в ПК на основе договоров, регулируемых гражданским законодательством, а также сезонных работников (ст. 21).
Принципиальными изъянами российского Закона о ПК, по мнению авторов, являются:
1) отнесение ПК к категории прибыльных (коммерческих) организаций, в то время как за рубежом 90% ПК являются неприбыльными организациями либо им предоставлено право выбора - быть прибыльными или неприбыльными;
2) возможность участия юридического лица, по сути - инвестора ПК, в принятии управленческих решений на равных условиях с членом ПК фактически превращает его во вкладчика, доверяющего судьбу своего вклада членам ПК в условиях, когда в России наблюдается острый дефицит доверия в бизнесе и в повседневной жизни;
3) недопущение вхождения представителей наемных работников в наблюдательный совет и правление ПК в качестве их полноправных членов, а также отсутствие обязательного участия наемных работников в прибыли ПК.
Не благоприятствуют созданию и деятельности отечественных ПК, как формы коллективного предпринимательства, и ряд других обстоятельств. Прежде всего это:
- низкий и к тому же падающий в условиях кризиса уровень доходов большинства населения страны, что не позволяет ему создавать за счет собственных средств ПК, равно как и иные формы коллективных предприятий;
- большие хозяйственные риски в кризисных условиях, что чревато утратой членами ПК не только рабочих мест, но и своих паев для покрытия кооперативных долгов, а также иного имущества в рамках субсидиарной ответственности члена ПК (ст. 13 Закона о ПК);
- невысокая степень экономической и правовой грамотности немалой части населения, которое вовлекается в кооперативную деятельность;
- низкий, как правило, уровень компетентности менеджмента ПК - производной практического отсутствия в системе российского профессионального образования учебных программ ведения хозяйства в кооперативной форме;
- слабый уровень стратегического интеграционного взаимодействия ПК и их опорных структур (собственных банков, инкубаторов ПК, их образовательных, консалтинговых центров и т.п.) <6>.
--------------------------------
<6> См. подр.: Ашинов С.А., Букреев В.В., Рудык Э.Н. Коллективные предприятия в России: проблемы и перспективы // Управление собственностью: теория и практика. 2006. N 1. С. 25 - 28; 2006. N 2. С. 3 - 6; Ашинов С.А., Букреев В.В., Рудык Э.Н. Производственные кооперативы в России: история, проблемы, и перспективы // Труд и социальные отношения. 2006. N 2. С. 28 - 37; Букреев В., Рудык Э. Предприятия, управляемые трудом в России: от формы к содержанию // Альтернативы. 2006. N 2. С. 175 - 181, 185, 187 - 188.

В целях развития ПК и их социализации предлагается:
1) отнести ПК к категории неприбыльных (некоммерческих) организаций;
2) придать особый статус производственной кооперации как социально значимой формы хозяйствования. В частности, предоставить ПК, перешедшим в категорию неприбыльных (некоммерческих) организаций и выполняющим социальные функции неприбыльного характера, льготы по налогам, кредитам, тарифам, арендной плате, приоритет в размещении государственных и муниципальных заказов социального назначения, а также льготы гражданам и юридическим лицам, оказывающим таким ПК материальную и иную помощь;
3) предусмотреть комплекс мер государственной поддержки на федеральном уровне, в особенности на этапе создания ПК. Снять запрет на участие органов государственного и муниципального управления, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий в создании и деятельности ПК;
4) установить уставом ПК предельно допустимый размер паевых взносов члена ПК и, соответственно, степени его участия в его прибыли (в мировой практике - доходах) пропорционально размерам его паевого взноса. Это должно способствовать повышению внутренней социальной сплоченности членов ПК и доверия - двух важнейших показателей экономической и социальной устойчивости ПК;
5) установить порядок, при котором член ПК может вносить помимо паевого взноса денежные средства на свой лицевой субсчет в кооперативе в качестве его кредитора единовременно или в рассрочку, как это имеет место в Мондрагонской кооперативной корпорации;
6) наделить наемных работников ПК правом быть представленным в органах его управления в качестве полноправных членов, а также правом о невозможности участия в доходах ПК, как это имеет место в зарубежной практике. Реализация данной новации будет способствовать сближению интересов (мотиваций) наемных работников и ПК;
7) установить порядок, при котором работники предприятия, имеющего признаки банкротства либо находящегося на стадии ликвидации, получают право создавать на его имущественной базе или ее части новое предприятие с демократической системой управления в форме ПК;
8) содействовать созданию ПК, членами которых могут стать безработные, путем организации и финансирования системы профессионального обучения и привития навыков принятия управленческих решений на базе центров занятости, а также предоставления льготных кредитов и субсидий безработным, изъявившим желание создать ПК;
9) предусмотреть в уставе ПК право наемного работника стать его членом при условии признания им базовых принципов построения и функционирования ПК, добросовестного выполнения трудовых обязанностей в течение срока, определенного уставом, а также внесения работником паевого взноса и соблюдения ряда других требований, установленных уставом ПК. Это положение не только соответствует непреложному принципу добровольности и открытости членства в кооперативе, закрепленному в Декларации Международного кооперативного альянса о кооперативной идентичности, но и способствует повышению внутренней социальной устойчивости кооператива;
10) понизить норматив максимальной численности наемных работников ПК в целях минимизации риска утраты кооперативом своей сущности как формы объединения труда. Представляется целесообразным снизить до 10% (это ограничение не распространяется на временно привлеченных и сезонных работников), как это имеет место в испанских ПК. Тем самым повысить степень внутренней сплоченности (солидаризма) всех участников процесса производства;
11) повысить качество экономического образования членов ПК и наемных работников.
Процессу создания в стране КП в акционерной форме, так называемых народных предприятий (НП), препятствуют базовые положения Федерального закона от 19.07.1998 N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (далее - Закон об НП). Закон об НП предусматривает единственный порядок его создания исключительно в акционерной форме, что, заметим, неправомерно, поскольку НП в принципе могут быть созданы и в иных организационно-правовых формах. Согласно Закону НП создается путем преобразования коммерческой организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и ОАО, работникам которых принадлежит менее 49% его уставного капитала. Это высокий порог, преодолеть который в настоящее время можно только в единичных случаях. Неудивительно, что число НП не превышает несколько десятков, созданных на этапе ваучерной приватизации, когда работники предприятий, подлежавших приватизации, имели льготы, которые в действующем Законе о приватизации отсутствуют.
Решение о создании НП может быть принято лишь с согласия не менее 75% голосов от списочной численности работающих в организации (ст. 2 Закона о НП). Обязательные характеристики НП:
- более 75% акций должно принадлежать работникам НП, каждый из которых не может владеть более 5% акций;
- продажа акций НП на сторону не допускается. В случае ухода работника-акционера с предприятия он обязан продать свои акции обществу, которое обязано их купить и разместить среди работающих, в том числе среди тех, кто не является его акционерами, количество которых не должно превышать 10% от общего числа занятых на предприятии. Они могут участвовать в работе общего собрания акционеров с правом совещательного голоса. Запрет отчуждения акций НП, принадлежащих его работникам, на сторону в форме их продажи не исключает возможность иных форм отчуждения;
- принятие решений по большинству вопросов деятельности НП по принципу "один акционер - один голос", а не "одна акция - один голос", как это имеет место в традиционном АО;
- среднесписочная численность работников НП не может составлять менее 51 человека, а число акционеров народного предприятия не должно превышать 5000;
- возможность совмещения должностей генерального директора и председателя наблюдательного совета НП, если его уставом не предусмотрено иное, что допускает совмещение в одном лице исполнительной и контрольной власти;
- размер оплаты труда генерального директора НП за отчетный финансовый год не может более чем в 10 раз превышать средний размер оплаты труда одного работника НП за тот же период.
При несоблюдении этих и иных требований к НП оно обязано в течение года привести их в соответствие с положениями Закона об НП либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы либо ликвидироваться <7>.
--------------------------------
<7> См. подр.: Букреев В.В., Рудык Э.Н. Практика развития коллективных форм хозяйствования на региональном уровне // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 7. С. 50 - 51, 54 - 57; Ашинов С.А., Букреев В.В., Рудык Э.Н. Коллективные предприятия в России... // Управление собственностью: теория и практика. 2006. N 1. С. 22 - 23; N 2. С. 3 - 6; Ашинов С.А., Букреев В.В., Рудык Э.Н. Народные предприятия: теория, практика, перспективы // Труд и социальные отношения. 2005. N 1. С. 62 - 68; Букреев В., Рудык Э. Предприятия, управляемые трудом в России. Указ. соч. С. 164 - 175, 184, 186 - 187.

В целях развития НП и их социализации предлагается:
1) исключить запрет создания НП в неакционерной форме;
2) предоставить возможность изначального создания НП, понизив стартовый порог его образования с 49% акций, принадлежащих работникам, до 25% + 1 акция (владение работниками-акционерами блокирующим пакетом акций). Помимо законодательного закрепления этого положения возможно использование ряда управленческих технологий. В частности:
- внесение в устав АО положения о формировании из чистой прибыли специального фонда акционирования работников общества (ФАРП). Средства такого фонда расходуются исключительно на приобретение акций АО, продаваемых его акционерами для последующего размещения среди работников, занятых в АО;
- создание фонда работников государственного или муниципального унитарного предприятия за счет чистой прибыли в порядке, предусмотренном уставом унитарного предприятия. Покупателем акций в случае приватизации его имущества может быть физическое лицо, представляющее интересы работников по доверенности, либо юридическое лицо, например профком предприятия или иной орган работников. Данное предложение может быть материализовано на региональном и муниципальном уровнях, например в рамках Закона от 01.03.2013 N 126-ОЗ "О приватизации государственного имущества Липецкой области". В соответствии с этим Законом областной Совет депутатов, во-первых, определяет общий порядок приватизации имущества области. Во-вторых, утверждает прогнозный план его приватизации (ст. 3), условия конкурса при продаже акций ОАО и долей в уставном капитале ООО (ст. 8), а также порядок продажи имущества области по цене, предложенной покупателем, с рассрочкой оплаты на один год (ст. ст. 10, 11);
- использование известной схемы формирования акционерной собственности работников за счет прибыли предприятия (ESOP) <8>, которая может быть адаптирована к российским условиям. Речь идет о направлении части прибыли предприятия в специальный фонд, средства которого направляются на покупку голосующих акций для работников. Собственниками акций работники становятся после их выкупа за счет будущей прибыли предприятия.
В случае формирования акционерной собственности работников за счет прибыли предприятия стимулом для работодателя использовать подобную схему являются налоговые льготы, которые должны предоставляться властью.
К предприятиям, работающим по названной схеме, могут быть применены льготы по уплате региональных и местных налогов при условии участия в акционерной собственности большинства работников;
- итерационный способ образования НП. Первая итерация - принятие решения на собрании акционеров ОАО или участников ООО о преобразовании в ПК <9>. Вторая итерация - преобразование созданного ПК в НП (в том случае, когда баланс преимуществ НП перед ПК положителен). Правовая основа такой процедуры - возможность преобразования ПК по единогласному решению его членов в хозяйственное общество (п. 5 ст. 26 Закона о ПК), к которому относится и НП (п. 7 ст. 66 ГК РФ). Смысл использования подобной итерационной технологии - невозможность прямого преобразования ЗАО с численностью работников ЗАО от 20 до 50 в НП в условиях действующего законодательства;
- максимально использовать возможности регионального законодательства, способствующего становлению и развитию НП, примером чему может служить ранее упомянутая Липецкая область;
3) Разрешить создание НП в ходе приватизации государственного и муниципального имущества, как это имело место при приватизации республиканского имущества в Кабардино-Балкарской Республике до 2002 г. <10>;
4) предусмотреть систему льгот работникам при создании НП в ходе приватизации государственного или муниципального имущества. Речь идет о возможности выкупа акций предприятия его работниками в рассрочку и со скидкой за счет будущих прибылей предприятия, а также предоставлении налоговых льгот финансовым организациям в случае предоставления ими кредитов на данные цели. Это потребует внесения изменений в Налоговый кодекс РФ (освобождение НП от уплаты налога на прибыль, снижение налогооблагаемой базы и т.п.), другие законодательные и нормативные акты;
5) ввести систему долговременной занятости для работников НП, в первую очередь для их кадрового ядра, что повышает долговременную заинтересованность работников в успехе своего предприятия и, соответственно, в направлении части доходов НП на долгосрочное инвестирование;
6) установить запрет совмещения постов генерального директора и председателя наблюдательного совета НП. Такое совмещение регулятивных, исполнительно-распорядительных и контрольных функций не только противоречит принципам производственной демократии, но и создает почву для различного рода злоупотреблений;
7) установить в уставе НП, других его внутренних нормативных документах более жесткие ограничения (в зависимости от размеров предприятия), во-первых, величины пакета акций, который может принадлежать работнику-акционеру по сравнению с нормами Закона об НП (не более 5%). В особенности, когда речь идет о НП с большим числом работников-акционеров (по Закону об НП их число может доходить до 5000). Во-вторых, оплаты труда генерального директора НП - также по сравнению с нормами Закона об НП (не более чем в 10 раз выше среднего размера оплаты труда одного работника за отчетный финансовый год). К такому решению пришли работники-акционеры, например, на обследованном авторами данной публикации в декабре 2002 г. НП "Конфил" (г. Волгоград): не более чем в 9 раз;
8) сохранить демократический принцип "один акционер - один голос" при решении большей части вопросов жизнедеятельности НП (имеют место попытки исключить данный принцип из Закона об НП);
9) проводить голосование на общем собрании акционеров НП единым (консолидированным) пакетом акций работников в соответствии с ранее принятыми ими коллективными решениями на собраниях трудовых коллективов или профсоюзных собраниях. Это послужит реализации на практике идеи так называемого императивного мандата. Данная функция может быть возложена на представителей работников-акционеров - физических или юридических лиц, например профком НП;
10) Расширить сферу полномочий контрольной комиссии НП и обеспечить представительство в ней профсоюзов, других органов работников, как акционеров, так и неакционеров;
11) Установить прямой запрет на отчуждение в любых формах принадлежащих работнику НП акций на сторону (вне предприятия), в том числе в форме дарения. Это может привести к угрозе захвата НП с использованием нормы Закона об НП, согласно которой генеральный директор избирается и освобождается от должности голосованием по принципу "один акционер - один голос". В условиях, когда Законом об НП не установлен запрет на отчуждение акций путем дарения, в том числе лицу, не работающему на НП, появляется возможность злоупотребления этим демократическим принципом с целью захвата НП извне. Примером может служить ситуация, возникшая в начале XXI в. на НП "Конфил". На внеочередном собрании, созванном внешними акционерами, владеющими лишь 0,24% "подаренных" им акций, был избран новый генеральный директор. К чести работников НП "Конфил", они встали на защиту своего предприятия от неоднократных попыток его насильственного захвата;
12) Привлекать независимых экспертов к участию в подготовке и принятии важнейших управленческих решений в НП, а также в контроле их исполнения с целью противодействия возможным злоупотреблениям руководством НП своим должностным положением и управленческими компетенциями;
13) Создавать и организовывать работу постоянно действующей системы обучения работников НП и их представителей основам экономических знаний и навыкам участия в управлении коллективным предприятием на демократической основе;
14) Учреждать совместно с другими НП и КП иных форм при участии и активной поддержке региональных и местных органов власти опорные структуры коллективного предпринимательства, прежде всего, в виде:
- инкубаторов КП в различных формах некоммерческих организаций, деятельность которых должна быть направлена на патронаж и помощь предприятиям такого типа с момента их зарождения до стадии зрелости;
- собственных финансовых институтов, например банков, в том числе с участием государства в их уставном капитале;
- консалтинговых центров;
- образовательных организаций, осуществляющих обучение рядовых работников и менеджеров основам хозяйствования в условиях коллективного предпринимательства на демократической основе;
- регионального союза (ассоциации, федерации) предприятий с коллективными формами хозяйствования, который должен обеспечивать не только их интеграционное взаимодействие, но и сотрудничество с органами региональной власти всех уровней, а также с заинтересованными институтами гражданского общества <11>.
--------------------------------
<8> ESOP (Employee Stock Ownership Plan) Facts, esop.org (дата обращения: 16.05.2016).
<9> ESOP (Employee Stock Ownership Plan) Facts, esop.org (дата обращения: 16.05.2016). Ст. 20, п. 1.
<10> См. подр.: Ашинов С.А., Букреев В.В., Рудык Э.Н. Коллективные предприятия в России... // Управление собственностью: теория и практика. 2006. N 1. С. 22 - 23.
<11> См. подр.: Букреев В.В., Рудык Э.Н. Практика развития коллективных форм. Указ соч. С. 49 - 60; Букреев В.В., Рудык Э.Н., Хабибуллин Р.И. Коллективное предприятие: к теории вопроса. С. 67 - 77; Букреев В.В., Рудык Э.Н. Социализация собственности - условие перехода к солидарной экономике/экономика и управление собственностью. 2015. N 4. С. 34 - 40; Букреев В.В., Рудык Э.Н. Приватизация, национализация, социализация в России в современных геополитических условиях // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. N 12. С. 15 - 27; Бузгалин А.В., Букреев В.В., Воейков М.И., Колганов А.И., Маркарян К.В., Рудык Э.Н. Социальная экономика: теория и практика. М.: ТЕИС, 2009. С. 163 - 174.

Успешным примером функционирования КП, использующего заемный капитал, нацеленного на удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего социумов, являлось известное государственное учреждение МНТК "Микрохирургия глаза" Минздрава России в период, когда им руководил академик АМН и член-корреспондент РАН С.Н. Федоров - главный разработчик и проводник в жизнь данной модели коллективного хозяйствования.
Базовыми характеристиками названной модели являются:
1) имущество предприятия, титульным собственником которого является государство, принадлежит КП на праве аренды (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.04.1986 N 491). С.Н. Федорову удалось арендовать по договору с Минздравом РСФСР от 30.12.1988 N 04-9 государственное имущество сроком на 30 лет. Как любил говорить С.Н. Федоров, "зачем быть владельцем "удочки", когда можно взять ее напрокат";
2) управление КП осуществляется всеми его работниками непосредственно или через избранных ими представителей на основе принципа "один человек - один голос". Данное положение получило развитие на практике. В МНТК была введена коллективная (бригадная) форма организации труда.
Члены бригады или совет трудового коллектива бригады получили право:
- определять численный и профессиональный состав бригады (соответствующие экономические службы МНТК могли давать только рекомендации);
- выбирать конкретные формы организации своего труда;
- распределять фонд оплаты труда бригады между отдельными ее членами с учетом индивидуального вклада каждого ее члена на основе критериев, определенных самой бригадой: количество, качество, сложность труда, степень риска, квалификация и т.п.;
- избирать бригадира либо давать согласие на его назначение администрацией МНТК;
- иметь решающий голос при решении вопроса о принятии на работу нового ее члена и ряд других прав;
- создавать совет МНТК для решения основных научно-организационных и кадровых вопросов, а также вопросов использования фондов и ресурсов комплекса;
- вносить предложения по улучшению работы МНТК и его подразделений;
- получать экономическую и финансовую информацию о деятельности МНТК.
Было также предоставлено право персоналу утверждать на общем собрании коллектива структуру и штатное расписание МНТК (в пределах установленного фонда оплаты труда), самостоятельно определять размеры и порядок выплаты премий своим работникам за счет средств фонда материального поощрения. При этом оплата труда персонала была поставлена в прямую зависимость от числа пациентов, получивших качественное лечение и обслуживание;
3) избрание руководства КП, включая его директора, на общем собрании работников;
4) распределение чистого дохода КП между его работниками осуществляется в зависимости от количества и качества труда - как личного, так и коллективного - при соблюдении "принципа социальной справедливости". В соответствии с этим принципом персонал КП устанавливает "вилку" доходов от работника, занятого простым неквалифицированным трудом, до руководителя предприятия.
В МНТК работники определяли долю администрации, включая генерального директора, в чистом доходе МНТК. Часть чистого дохода МНТК направлялась на воспроизводство и развитие его материальной базы и на коллективные социальные цели, часть - в общий фонд оплаты труда его работников (ОФОТ). 7,2% ОФОТ - фонд оплаты труда менеджеров (генерального директора С.Н. Федорова - 0,3%). Что касается соотношения оплаты труда персонала разных категорий, то на начальном этапе реализации модели С.Н. Федорова должностной коэффициент уборщицы составлял 1,0, санитарки - 1,6; медсестры - 3,6; врача - 6,0; научного сотрудника - 5,6; заведующего отделением - 10;
5) введена система социальной защищенности работников (в том числе ушедших на пенсию).
Надбавки к пенсиям по инвалидности и старости (в зависимости от квалификации и стажа работы в комплексе); материальная помощь в случае тяжелой болезни (операции, смерти); оплата питания операционных сестер, медсестер и врачей-анестезиологов операционного блока; бесплатная офтальмологическая помощь в МНТК бывшим его сотрудникам, которым решением трудового коллектива МНТК установлена надбавка к государственной пенсии, и ряд других выплат и льгот;
6) открытый менеджмент. Информация о хозяйственной и финансовой деятельности КП, которая не является коммерческой или иной, охраняемой законом тайной, открыта для всех его работников. "Закрытая" информация должна быть доступна для представителей работников, берущих на себя обязательства о ее неразглашении;
7) создание и функционирование системы подготовки работников КП к участию в управлении <12>.
--------------------------------
<12> См. подр.: Букреев В.В., Рудык Э.Н. Модель самоуправляемого предприятия С.Н. Федорова // Время эффективных собственников. 2-е изд., доп. М.: РСНП, 2010. С. 228 - 242; Рудык Э.Н. Национализация, социализация, демократизация власти (к постановке проблемы) // Альтернативы. 2013. N 1. С. 114 - 115; Букреев В., Рудык Э. Модель самоуправляемого предприятия С.Н. Федорова // Альтернативы. 2004. N 2. С. 2 - 22; Букреев В.В., Рудык Э.Н. Партисипативный менеджмент... С. 141 - 149.

Перспективы внедрения модели С.Н. Федорова, равно как и других моделей коллективного хозяйствования, включая рассмотренные в данной публикации, в "системе координат" сегодняшней в России, на наш взгляд, невелики. Прежде всего по причине нацеленности социально-экономической политики государства на защиту интересов узкого слоя крупных частных собственников и аффилированных с ними государственных чиновников, в своей массе неэффективных и коррумпированных, и на сохранение авторитарной хозяйственной власти, которой чужда сама идея коллективизма и солидаризма.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑