Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее

Профессиональные стандарты (Богатый И.)

Дата размещения статьи: 03.03.2017

Профессиональные стандарты (Богатый И.)

Трудовой кодекс РФ с конца 2012 г. был дополнен ст. 195.1, в которой появились понятия "квалификация работника" и "профессиональный стандарт" (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании"):

- под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта его работы;

- под профессиональным стандартом - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. 

Примечание. С 1 июля 2016 г. у некоторых работодателей появилась обязанность соблюдать требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовых функций. Это обусловлено вступлением в силу поправок, внесенных Федеральным законом от 02.05.1915 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". 

С 1 июля 2016 г. понятие профстандарта уточнено упомянутым Законом N 122-ФЗ (пп. "а" п. 2 ст. 1), теперь это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции.

Все тем же Законом N 122-ФЗ в гл. 31 разд. IX "Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников" ТК РФ также введены две статьи:

- 195.2 "Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов" и

- 195.3 "Порядок применения профессиональных стандартов".

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся:

- в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и

- в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, -

наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, согласно введенной норме ст. 195.2 ТК РФ устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Напомним, что Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также включает требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих (п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 N 787). В ЕТКС входят Общие положения (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30) и более 60 выпусков справочников работ и профессий рабочих различных видов работ народного хозяйства.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих (п. 1 упомянутого Постановления Правительства РФ N 787). Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях, утверждены Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37. Помимо этого утверждено около 30 квалификационных справочников и квалификационных характеристик должностей работников, занятых в различных отраслях народного хозяйства.

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 (далее - Правила).

Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций. Минтруд России при этом координирует разработку профессиональных стандартов.

Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с утверждаемым Минтрудом России перечнем профессиональных стандартов, сформированным с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Перечнем проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2016 г. за счет средств федерального бюджета на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (приведен в Приложении к Приказу Минтруда России от 31.12.1915 N 1185), предусмотрена разработка 77 профессиональных стандартов.

Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии:

- с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта (утв. Приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н);

- с Макетом профессионального стандарта (утв. Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н) и уровнями квалификации (Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н).

Уровень квалификации устанавливается для каждой обобщенной и отдельной трудовой функции. Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника. В разд. II документа приведено девять уровней квалификации. Они содержат описание следующих показателей:

- полномочия и ответственность;

- характер умений;

- характер знаний и основные пути достижения уровня квалификации. 

Примечание. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности. 

Минтруд России утвердил уже несколько сотен профессиональных стандартов. Сведения об утвержденном в установленном порядке приказом Минтруда России профессиональном стандарте вносятся в реестр в 10-дневный срок после их государственной регистрации Минюстом России (п. 3 Приказа Минтруда России от 29.09.2014 N 667н). Создание и ведение реестра профессиональных стандартов осуществляются Минтрудом России в установленном им порядке (п. 17 Правил). Данный реестр размещен на сайтах программно-аппаратного комплекса "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru) и научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России. Здесь же можно найти информацию в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке профстандартах.

В целях упорядочения информации о профессиональных стандартах (видах профессиональной деятельности) ведение реестра осуществляется на основе классификации профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности) по областям профессиональной деятельности и кодирования профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности). Наименования и коды областей профессиональной деятельности приведены в таблице Приложения к упомянутому Приказу Минтруда России N 667н.

 

Обязательность стандартов 

До 1 июля 2016 г. применение утвержденных Минтрудом России профессиональных стандартов носило рекомендательный характер. С указанной даты ситуация несколько изменилась, поскольку с этого момента вступила в силу введенная ст. 195.3 ТК РФ, регламентирующая порядок их применения.

Если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований согласно введенной норме становятся обязательными для применения работодателями.

Минтруд России в Информации по вопросам применения профессиональных стандартов (приведена в Приложении к Письму Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, далее - Информация) указал, что ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

- наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

- требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер (вопрос 6). 

Примечание. Обязательными согласно нововведению считаются только те требования профстандартов, которые предусмотрены или ТК РФ, или федеральными законами, или иными нормативными актами. 

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, могут применяться работодателями в качестве исходной информации для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятым способом организации производства и труда.

Так, для работников финансовой службы одним из базовых документов является Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Согласно п. 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета:

- в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций);

- в страховых организациях;

- в негосударственных пенсионных фондах;

- в акционерных инвестиционных фондах;

- в управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов;

- в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций);

- в органах управления государственных внебюджетных фондов;

- в органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов, -

должны отвечать следующим требованиям:

- иметь высшее образование;

- иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

- не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

В Профессиональном стандарте "Бухгалтер" (утв. Приказом Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н, рег. номер 309, вступил в силу 07.02.2015) также имеются требования к образованию и к стажу работы главного бухгалтера и бухгалтера (приведены в таблице). 

Требования

Главный бухгалтер

Бухгалтер

К образованию

Высшее, среднее профессиональное образование, дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки

Среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование

К стажу работы

Не менее пяти лет из последних семи лет работы, связанной с ведением бухучета, составлением финансовой отчетности либо с аудиторской деятельностью;

при наличии высшего образования - не менее трех лет из пяти

При специальной подготовке по учету и контролю - не менее трех лет

При сравнении требований к главному бухгалтеру Закона N 402-ФЗ и Профессионального стандарта по стажу работы видно, что они идентичны. А это означает необходимость неукоснительного следования указанных экономических субъектов требованиям Профессионального стандарта.

Требование о прохождении главным бухгалтером программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в Законе N 402-ФЗ отсутствует. Упоминание об этом в Профстандарте не делает данное требование обязательным.

Наличие же в п. 9 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязанности аудитора в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является, приводит к обязательности выполнения требования к образованию и обучению Профессионального стандарта "Аудитор" (утв. Приказом Минтруда России от 19.10.2015 N 728н, регистрационный номер 531) в части дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации.

Минтруд России в Письме от 12.01.2016 N 14-3/В-3 разъяснил, что Профессиональным стандартом "Бухгалтер" установлены минимальные требования к бухгалтеру, в том числе к начинающему, - среднее специальное образование по направлению подготовки "Экономика и управление". В случае отсутствия профильного образования необходимо наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам и опыт работы не менее 3 лет в области учета и контроля, например помощником бухгалтера.

Следовательно, наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам и опыт работы не менее трех лет являются требованиями, предъявляемыми к соискателям, не имеющим профильного образования.

Минтруд России в упомянутой Информации уточнил, что профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. Исходя из этого обязательными из требований профессионального стандарта становятся лишь те, которые установлены ТК РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Под иными нормативными правовыми актами при применении вышеуказанного положения ст. 195.3 ТК РФ имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.). В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

Правительство РФ воспользовалось правом, предоставленным ст. 4 Закона N 122-ФЗ, и утвердило Постановлением от 27.06.2016 N 584 особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности (документ вступил в силу с 1 июля 2016 г. (п. 8 Постановления N 584)).

Экономическим субъектам:

- государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

- государственным корпорациям, государственным компаниям и хозяйственным обществам, у которых более 50% акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности;

- государственным внебюджетным фондам РФ, -

предлагается разработать и утвердить с учетом мнений представительных органов работников планы по организации применения профессиональных стандартов. Данные планы должны предусматривать поэтапное применение профессиональных стандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Указанные планы при этом должны содержать в том числе:

- список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

- сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организации, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

- этапы применения профессиональных стандартов;

- перечень локальных нормативных актов и других документов организации, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Завершить же реализацию мероприятий данных планов указанным организациям следует не позднее 1 января 2020 г.

В упомянутой Информации Минтруда России отмечено, что государственным и муниципальным организациям, учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год (вопрос 7).

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Минтруд России все в той же Информации указал, что профессиональный стандарт задает требования и ориентиры для выстраивания кадровой политики. Требованиями профессионального стандарта экономический субъект может воспользоваться:

- при составлении штатного расписания;

- при разработке должностных инструкций, определении их трудовых функций (установки им зарплаты, надбавок, премий и т.д.);

- при организации обучения и аттестации сотрудников.

В должностной инструкции работника обычно прописываются содержание, объем должностных обязанностей, а также квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности. При разработке таких инструкций за основу может быть взят профстандарт.

Профессиональные стандарты применяются наряду с Едиными тарифно-квалификационными справочниками работ и профессий рабочих и Едиными квалификационными справочниками (квалификационными характеристиками) должностей руководителей, специалистов и служащих.

Помимо правильного указания должности сотрудника в организации для предоставления компенсаций и льгот отдельным категориям работников ЕКС, ЕТКС профессиональные стандарты необходимы при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам в рамках установления тарифной системы оплаты труда (ст. 143 ТК РФ). Указанные нормативные правовые акты потребуются также при формировании системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ст. 144 ТК РФ).

Квалификационные справочники и профессиональные стандарты по аналогичным профессиям (должностям) могут содержать различные требования к квалификации работника. В упомянутой Информации Минтруд России рекомендовал работодателям самостоятельно определять, какой нормативный правовой акт им использовать, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (вопрос 5).

В перспективе планируется замена ЕКС и ЕТКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению трудовиков, будет происходить в течение достаточно длительного периода (вопрос 4 упомянутой Информации).

Профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ при определении содержания трудового договора и должностных обязанностей работников.

Минтруд России в упомянутой Информации рекомендовал работодателю применять профессиональные стандарты (вопрос 9):

- для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации;

- правильного подбора и расстановки кадров;

- рационального разделения и организации труда;

- разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников;

- определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий;

- организации подготовки (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования работников;

- организации труда;

- установления систем оплаты труда.

Не исключена вероятность, что работающий сотрудник после принятия профессионального стандарта станет не соответствовать его требованиям в части образования и (или) стажа.

Трудовики все в той же Информации уточнили, что требования по образованию и стажу являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Принятие профессионального стандарта не может привести к автоматическому изменению обязанностей работника. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда: изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины. Даже в этих случаях изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя в силу ч. 1 ст. 74 ТК РФ не допускается.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, в соответствии со ст. ст. 72 и 72.1 ТК РФ допускается только по соглашению сторон трудового договора.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовых функций является полномочием работодателя.

Работодатель, как известно, вправе проводить аттестацию работников. Минтруд России в упомянутой Информации разъяснил, что при применении Квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (вопрос 10).

Выше приводились случаи, когда ТК РФ устанавливается обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу.

Если работодателем не соблюдены такие обязательные требования законодательства, то ему может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. Он также может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- на должностных лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в размере от 1000 до 5000 руб.;

- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑