Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Правовое регулирование занятости населения > Конституционные рамки и законодательные гарантии реализации права на труд (Трофимова Г.А.)

Конституционные рамки и законодательные гарантии реализации права на труд (Трофимова Г.А.)

Дата размещения статьи: 10.07.2015

Конституционные рамки и законодательные гарантии реализации права на труд (Трофимова Г.А.)

Не вызывает сомнения, что право на труд является одним из важнейших общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а также основой создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека <1>. Но не только. Для большинства российских граждан право на труд, на достойное его обеспечение <2> выступает и гарантией права на жизнь.

--------------------------------
<1> См.: Анишина В.И., Попонов Ю.Г. Свобода труда или право на труд // Журнал российского права. 2007. N 4. С. 86, 99.
<2> Кашлакова А.С. Правовое регулирование минимальной заработной платы как гарантия реализации работниками права на жизнь // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 4. С. 27.

Однако, как справедливо отмечается учеными, право на труд утратило свойство всеобщности, в полной мере государством не обеспечивается и более похоже на лозунг, чем на конкретное, обязательное к исполнению предписание <3>. Тем не менее свобода труда, продекларированная Конституцией РФ (ч. 1 ст. 37), имеет ярко выраженные элементы, выступающие составными частями права на труд. Это право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности (ч. 1 ст. 37), право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37), право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37), право на труд, гарантирующий достоинство личности (в соответствии с ч. 1 ст. 21), право на труд без принуждения (ч. 2 ст. 37); право работающему по трудовому договору на гарантированность установленных федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ч. 5 ст. 37); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37).
--------------------------------
<3> См.: Федин В.В. Соотношение принципа свободы труда и права на труд // Lex Russica (Русский закон). 2004. Т. LXIII. N 2. С. 424.

В Трудовом кодексе РФ <4> (ст. ст. 2, 3, 7, 22, 64, 95, 103, 112, 132, 133, 133.1, 144, 211 и ряд других) предусмотрено немало гарантий трудовых прав. Однако данный закон рассчитан преимущественно на лиц, уже заключивших трудовой договор, а потому в нем не отражен механизм защиты от безработицы.
--------------------------------
<4> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. года N 197-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС "КонсультантПлюс".

Для обеспечения реализации гражданами права на труд до момента вступления ими в трудовые отношения был принят Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <5> (далее - Закон о занятости населения), который как раз и содержит нормы, направленные на помощь гражданам в случае невозможности ими самостоятельно найти работу.
--------------------------------
<5> Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС "КонсультантПлюс".

Данным Законом определено, что гражданин должен согласиться на любой из двух предлагаемых ему вариантов подходящей работы, включая работу временного характера (ст. 3). При этом подходящей работой по общему правилу считается такая работа, в т.ч. работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (п. 1 ст. 4) <6>.
--------------------------------
<6> Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" вводится еще один критерий - учет требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях (п. 3 Требований к подбору подходящей работы). См.: СЗ РФ. 2012. N 38. Ст. 5103.

Но эти критерии исчезают по отношению к достаточно большой группе граждан. Так, подходящей считается любая оплачиваемая работа, соответствующая условиям труда в отношении лиц, которые впервые ищут работу и не имеют специальности; а также лиц, уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия; лиц, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; а кроме того лиц, отказавшихся повысить квалификацию по имеющейся профессии (п. 3 ст. 4).
Любая работа считается подходящей и в отношении еще ряда лиц, почему-то, по мнению законодателя, приравненных по своему правовому положению к правонарушителям и гражданам, не имеющим профессии и опыта работы. К ним, в частности, относятся лица, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность; вышедшие из членов крестьянского (фермерского) хозяйства; лица, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; граждане, отказавшиеся получить смежную профессию или пройти переподготовку; лица, состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев; а также лица, более трех лет не работавшие; лица, обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ (п. 3 ст. 4 указанного Закона).
Двукратный отказ от предлагаемой работы влечет приостановление выплаты пособия по безработице (п. 3 ст. 35), а если этот отказ был сделан еще до регистрации в качестве безработного, то лицо лишается права на получение соответствующего статуса (п. 3 ст. 3).
Также, с одной стороны, в п. 4 ст. 4 Закона о занятости населения сказано, что подходящей не может считаться работа, связанная с переменой места жительства без согласия гражданина. С другой стороны, в ст. 22.1 данного Закона идет речь о трудоустройстве безработных граждан по направлению службы занятости посредством переселения их в другую местность, в т.ч. для осуществления работы временного характера. Налицо коллизия правовых норм.
Закон о занятости населения содержит требование об обязательном прохождении по направлению службы занятости безработными гражданами профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации (п. 1 ст. 23). Если данное требование относится к случаям, когда гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности) либо гражданин не имеет профессии или невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у него необходимой квалификации, то это оправданно. Однако это положение относится и к случаям, когда отсутствует работа, отвечающая имеющимся у гражданина профессиональным навыкам. А по сути, в связи с переизбытком на рынке труда лиц одной профессии или же с установившейся традицией приема на работу лиц по принципу родства, свойства или рекомендации влиятельного человека.
Установлены Законом о занятости населения и ограничения по выплате пособия по безработице. Общий период выплаты пособия не может превышать 24 месяцев в суммарном исчислении в течение 36 месяцев, а каждый из двух 18-месячных периодов - 12 месяцев выплаты (п. п. 4, 5 ст. 31 указанного Закона). То есть пособие в соответствии с Законом не выплачивается в течение всего периода безработицы. И тогда становится непонятным, как должно быть обеспечено право на жизнь и здоровье человека в течение не включенных месяцев безработицы. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ (п. 2 ст. 33 Закона о занятости населения). И равны на сегодняшний день соответственно 850 и 4900 руб. <7>. И их величина не растет каждый год, в отличие, например, от величины оплаты труда или предоставляемых пособий. Максимальная величина пособия по безработице меньше минимального размера оплаты труда <8> и, разумеется, не достает до величины прожиточного минимума <9>.
--------------------------------
<7> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2013 г. N 973 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2014 год" // СЗ РФ. 2013. N 45. Ст. 5809.
<8> Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 г. составляет 5554 руб. в месяц. См.: Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС "КонсультантПлюс".
<9> Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2014 г. N 905 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2014 г." величина прожиточного минимума в среднем соответствует 8192 руб. (для трудоспособного населения - 8834 руб.) // СПС "КонсультантПлюс".

Следовательно, Закон о занятости населения не отражает свободу труда в ее интерпретации, данной Конституцией РФ, т.е. включающей в себя право на труд, и не гарантирует право на защиту от безработицы в той мере, в какой это соответствовало бы конституционным нормам.
Таким образом, Законом о занятости населения:
1) ущемляется право на достоинство личности - нарушение ч. 1 ст. 21 Конституции РФ;
2) ликвидируется право свободно распоряжаться своими способностями к труду, определять род деятельности и профессию - нарушение ч. 1 ст. 37 Конституции РФ;
3) человек принуждается к тому труду, который он не выбирал, под страхом лишения средств на существование - нарушение ч. 2 ст. 37 Конституции РФ;
4) ограничено право на защиту от безработицы, предусмотренное частью 3 ст. 37 Конституции РФ.
Удивительно, но, по мнению ряда ученых, нет ничего страшного в том, что государство уменьшает свободу выбора работы путем требования к соискателю пройти обязательную переподготовку или посредством использования его труда на общественных работах <10>. Объясняется это тем, что государство действует в данном случае на основе конституционного положения о возможности ограничения конституционных прав и свобод (ч. 2 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) <11>.
--------------------------------
<10> См.: Анишина В.И., Попонов Ю.Г. Указ. соч. С. 92 - 93.
<11> Там же. С. 93.

Но ограничение прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства - ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. И здесь возникает вполне логичный вопрос: а какие из перечисленных конституционных объектов защищаются посредством принуждения работника, и притом даже специалиста высокого уровня, заниматься любой работой или проходить переподготовку для получения низко квалифицированной, абсолютно не подходящей для реализации собственных возможностей и потребностей профессии? Подобное нормативное регулирование можно определить только в качестве конституционного правонарушения, допущенного законодателем.
В результате разрыв между уровнем подготовки в вузах и требованиями работодателей приводит к парадоксальному явлению: во многих крупных фирмах принимают на должности, не требующие высокой квалификации, такие как курьеры, уборщицы, секретари и т.д., лиц с высшим образованием <12>. А статистические данные говорят о том, что более половины населения России работает не по специальности <13> и, следовательно, не реализовав свое право свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
--------------------------------
<12> См.: Болотин И.С., Сорокина Н.Д. Проблемы образования в условиях инновационной экономии // Социально-гуманитарные знания. 2009. N 5. С. 176.
<13> Российская газета. 2012. 11 декабря.

К каким это приводит последствиям, достаточно точно выразил заместитель руководителя Росстата К. Лайкам: "Это не только потерянное время учебы, но и неэффективно истраченные деньги, в т.ч. бюджетные" <14>. Можно добавить, что это еще и нецелесообразность применения труда граждан, использование их потенциальных возможностей не по назначению или за недостаточную оплату; а также применение психического насилия над личностью - принуждение гражданина к такому труду, который не соответствует его возможностям, потребностям и ставит в унизительное по сравнению с другими членами общества положение.
--------------------------------
<14> Российская газета. 2012. 11 декабря.

Данные обстоятельства указывают на необходимость гарантирования свободы труда в полной мере, а не только в той части, которая касается возможности отказаться от вступления в трудовые отношения.
Некоторые молодые ученые видят выход в расширении сети частных агентств занятости <15>. Однако столь идеалистический взгляд на работу соответствующих учреждений не отвечает условиям действительности. В большинстве случаев агентства по трудоустройству либо дублируют деятельность государственной службы занятости, лишь занимаясь записью лиц, нуждающихся в работе, и предложением вакансий с низко квалифицированными и малооплачиваемыми видами труда, либо мошенническим образом, обещая в будущем трудоустройство, вымогают деньги на обучение, оформление анкет, составление резюме и т.д., зная наперед в силу имеющегося представления о рынке труда, что данные действия соискателя к получению работы не приведут.
--------------------------------
<15> См.: Вдовин Г.Ю. Реализация конституционного права граждан на труд в Российской Федерации в современных условиях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 9.

По мнению других исследователей проблем занятости населения, эффективность осуществления права на труд "зависит... от обеспечения государством нормального экономического благосостояния и формирования цивилизованного рынка труда" <16>.
--------------------------------
<16> Изосимов С.В. Конституционные права человека на труд и его обеспечение уголовно-правовыми средствами // Вестник Владимирского юридического института. 2008. N 3. С. 134.

С данной позицией стоит согласиться, однако обратив внимание на то, что должны быть обеспечены не только экономические условия путем ввода в строй новых промышленных объектов <17>, но и юридические посредством установления целесообразной и эффективной системы предоставления гражданам работы.
--------------------------------
<17> На сегодняшний день в стране действуют преимущественно торгово-посреднические фирмы.

В любом случае необходимо отказаться от абстрактных гарантий, которые не имеют реального содержания, а также исключить нормы Закона о занятости населения, прямо вступающие в противоречие с положениями Конституции РФ.
С помощью ряда законодательных новелл можно обеспечить исполнение ряда ныне повсеместно нарушаемых конституционных положений.
Во-первых, необходимо изменить подход к подготовке и выпуску специалистов.
1. Набор в вузы, а также в другие учебные заведения профессионального образования должен быть основан на прогнозе необходимого в будущем количества специалистов соответствующего профиля. Причем эта плановость должна касаться не только бюджетного, как имеет место быть сегодня, но и коммерческого набора.
2. Работа вуза должна быть ориентирована на качество, а не количество выпускников. Это можно достичь ограничением коммерческого набора и изменения принципа финансирования вузов. Деятельность учебного заведения не должна быть направлена на получение прибыли, которую они имеют благодаря увеличению числа не талантливых и неспособных к обучению студентов, а тех, кто всего лишь оплатил обучение.
3. Необходимо ввести обязательную сдачу экзаменов (предоставление данных о сданных ЕГЭ) всеми без исключения абитуриентами, независимо от того, на какое отделение, бюджетное или коммерческое, они собираются поступать, чтобы будущие студенты могли доказать наличие у них базовых знаний по профилю выбранной специальности.
Эти меры позволят повысить качество профессионального образования, гарантируют выпускникам получение работы. Производимый на стадии поступления в вуз и обучения в нем отбор обеспечит справедливые условия для приобретения работы, как провозглашено в Конституции РФ, благодаря свободному распоряжению гражданами своими способностями к труду, выбору рода деятельности и профессии (ст. 37). И тогда будет ликвидирован на рынке труда переизбыток лиц той или иной специальности.
Во-вторых, следует изменить подход в деятельности службы занятости. Данный орган не должен производить лишь учет граждан, нуждающихся в работе, и осуществлять контроль за тем, насколько те активно пытаются справиться с имеющейся проблемой, а также предлагать переобучение. Служба занятости должна осуществлять именно защиту граждан от безработицы, руководствуясь при этом рядом необходимых положений.
1. Работа должна предоставляться соискателю по имеющейся у него специальности. При предложении работы должны учитываться профессиональные качества работника, а также соответствие работника иным предъявляемым законом требованиям для занятия той или иной должности, получения той или иной работы (например, отсутствию препятствующих выполнению работы заболеваний, наличию свидетельства о повышении квалификации, сертификата о сдаче экзамена и т.д.).
2. Работа в другом регионе должна предлагаться соискателю только в том случае, если имеется возможность по обеспечению работой в том же регионе и членов его семьи, а природно-климатические и жилищные условия на предлагаемом месте работы не хуже тех, что в регионе проживания.
3. В том случае, если у лица нет стажа по выбранной профессии, а работодатель готов принять такого работника в первые полгода трудовой деятельности за половину полагающейся по должности зарплаты, служба занятости должна обладать правом заключать с таким работодателем договор по компенсации недостающей части зарплаты работнику <18> за счет государственных средств до уровня минимальной заработной платы (прожиточного уровня), установленного в соответствующем субъекте Федерации.
--------------------------------
<18> Данные средства должны поступать работодателю в точно установленные законом сроки, позволяющие ему производить расчет с работником в соответствии с нормами трудового права.

4. Предложение от службы занятости по поводу переобучения соискателя или направления его на курсы повышения квалификации должно иметь место лишь при наличии хотя бы одного из следующих условий:
a) выбытие имеющейся профессии (специальности) из списка востребованных на рынке труда в связи с техническим прогрессом;
b) переезд соискателя в ту местность, где труд по его профессии (специальности) не может быть применим;
c) желание соискателя сменить имеющуюся профессию и получить новую специальность, обучение по которой предоставляется службой занятости;
d) желание соискателя пройти курсы повышения квалификации в том случае, если повышение квалификации в соответствии с законом не является обязательным требованием для занятия должности и (или) продолжения соответствующей деятельности.
При этом повышение квалификации или переобучение может предоставляться как бесплатно, так и за плату с отсрочкой платежа (оплатой через три - шесть месяцев в зависимости от уровня заработной платы работника после получения им работы и составлять не больше двадцати процентов отчислений от его ежемесячного денежного вознаграждения).
5. При предоставлении лицам, желающим заняться предпринимательской деятельностью, финансовой поддержки за счет государственных средств должны учитываться следующие обстоятельства:
a) наличие у лица, претендующего на выделение ему соответствующей суммы, образования, позволяющего вести выбранную деятельность;
b) отсутствие в отношении этого лица информации, свидетельствующей о его расточительности (например, о невыплаченных кредитах), пристрастии к психотропным средствам или наркотическим веществам, алкоголю, невыплате алиментов на несовершеннолетних детей или нуждающихся родителей, бывшего супруга, попустительском отношении к воспитанию ребенка; противоправном асоциальном поведении (при наличии неснятой или непогашенной судимости, систематическом совершении административных правонарушений в течение по крайней мере шести месяцев, предшествующих обращению в службу занятости);
c) срок для возврата выделенных соискателю денег не может превышать двух лет от планируемого им начала предпринимательской деятельности.
6. Пособие по безработице не должно зависеть от того, сколько времени лицо находится без работы, сразу или по истечении какого-то срока обратилось в службу занятости и какой заработок был по прежнему месту работы. Ведь цель предоставления этого пособия - гарантировать право на жизнь на тот период, пока человек не может обеспечить себя необходимыми средствами.
Пособие по безработице должно равняться прожиточному минимуму в регионе проживания (предполагается, что минимальный размер оплаты труда достигает этого уровня). Для предоставления пособия по безработице должны быть затребованы службой занятости только необходимые документы, непосредственно свидетельствующие об отсутствии у соискателя работы и наличии той или иной профессии и специальности. Это трудовая книжка (за исключением тех соискателей, которые еще не имеют трудового стажа) и документы об образовании.
7. Служба занятости должна нести ответственность за нарушение прав граждан, в т.ч. при предъявлении дополнительных требований для постановки на учет соискателя и выдачи ему пособия по безработице, помимо тех, что указаны в Законе. Следует установить и запрет на перекладывание обязанностей по сбору сведений о наличии вакансий на работника.
Лишь путем внесения соответствующих изменений в законодательство можно будет говорить о гарантированности в стране права на труд в должной мере.

Литература

1. Анишина В.И., Попонов Ю.Г. Свобода труда или право на труд // Журнал российского права. 2007. N 4.
2. Болотин И.С., Сорокина Н.Д. Проблемы образования в условиях инновационной экономии // Социально-гуманитарные знания. 2009. N 5.
3. Вдовин Г.Ю. Реализация конституционного права граждан на труд в Российской Федерации в современных условиях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
4. Изосимов С.В. Конституционные права человека на труд и его обеспечение уголовно-правовыми средствами // Вестник Владимирского юридического института. 2008. N 3. С. 134.
5. Кашлакова А.С. Правовое регулирование минимальной заработной платы как гарантия реализации работниками права на жизнь // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 4. С. 27.
6. Нуртдинова А.Ф. Значение решений Конституционного Суда РФ для совершенствования трудового законодательства // Журнал российского права. 2011. N 10.
7. Федин В.В. Соотношение принципа свободы труда и права на труд // Lex Russica (Русский закон). 2004. Т. LXIII. N 2.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑