Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

30.11.2021

В связи с растущей потребностью более полного регулирования отношений с участием граждан-потребителей законопроектом предлагается дополнить перечень информации о товаре, которая реализуется продавцом дистанционным способом, информацией о государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица (основном государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

подробнее
15.11.2021

Законопроектом предусматривается, что при заключении регионального соглашения его действие будет распространяться на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, по аналогии с отраслевым соглашением, заключенным на федеральном уровне, которое распространяет свое действие на всех работодателей, не направивших в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, отказ присоединиться к такому соглашению, независимо от того, являются ли они членами объединения работодателей.

подробнее
14.10.2021

В настоящее время индексация пенсий работающим пенсионерам не производится. Законопроектом предлагается отменить существующий с 1 января 2016 г. порядок и вернуться к индексации пенсий для работающих пенсионеров с 2022 г. Данная мера позволит пресечь многочисленные нарушения трудового и пенсионного законодательства.

подробнее

Правовое регулирование занятости населения

Статьи > Трудовые отношения > Правовое регулирование занятости населения

Правовое регулирование занятости населения

Основы правового регулирования занятости регламентированы Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 1 Закона "О занятости населения в Российской Федерации", занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.

Помимо определения самого понятия занятости, в ст. 2 Закона приводится перечень занятых граждан, являющийся исчерпывающим, это:

  • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и перечисленных в п. 3 ст. 4 указанного Закона);
  • зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
  • являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Помимо этого Законом "О занятости населения в Российской Федерации" закрепляются нормы, запрещающие принуждение к труду и привлечение к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.

В обеспечении занятости населения участвуют органы двух видов: органы общей и специальной компетенции.

К числу органов общей компетенции относятся федеральные органы государственной власти и управления (в том числе Министерство труда и социальной защиты РФ), органы государственной власти и управления субъектов РФ и органы местного самоуправления, работодатели, коллективы работников и профессиональные союзы.

Специальными органами, занимающимися вопросами трудоустройства и занятости населения, являются Федеральная государственная служба занятости, координационные комитеты содействия занятости населения, негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству.

Правовой статус службы занятости закреплен в ст. 15 Закона "О занятости населения в Российской Федерации", где закреплены цели и задачи, основные направления деятельности и права. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном и территориальном уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в них сторонами.

 

Последние статьи:

26.10.2021
Об эффективности правового механизма повышения мобильности трудовых ресурсов (Швалева Е.С.)

Об эффективности правового механизма повышения мобильности трудовых ресурсов (Швалева Е.С.)

Соотношение результатов воздействия на трудовую мобильность в советское время и сейчас на первый взгляд указывает на неэффективность современных правовых инструментов. Однако для объективной оценки требуется учесть обусловливающие их задачи, условия, факторы, которые не ограничиваются особенностями плановой и рыночной экономики. Сравнительно невысокие показатели трудовой мобильности связаны с несколькими причинами.

Подробнее>>

20.08.2021
Конституционное право граждан на защиту от безработицы и юридические гарантии его реализации (Тучкова Э.Г.)

Конституционное право граждан на защиту от безработицы и юридические гарантии его реализации (Тучкова Э.Г.)

Как нам представляется, право на защиту от безработицы предполагает, во-первых, скорейшее возвращение безработного гражданина в ряды занятого населения с тем, чтобы он мог продолжать зарабатывать себе на жизнь собственным трудом, а во-вторых, защиту безработного и его семьи от риска крайней нищеты и бедности в тот период, когда он по независящим от него причинам теряет источник средств существования в виде заработной платы. 

Подробнее>>

17.03.2021
Цифровые технологии трудоустройства и новые риски дискриминации (Митрясова А.С.)

Цифровые технологии трудоустройства и новые риски дискриминации (Митрясова А.С.)

Цифровые технологии стремительно меняют нашу реальность. Трансформируются практически все аспекты нашей жизнедеятельности. Сфера отношений, связанных с трудоустройством граждан, не является исключением. Поиск потенциальных работников осуществляется современными работодателями преимущественно в цифровой среде с использованием цифрового арсенала, позволяющего эффективно анализировать информацию о кандидатах.

Подробнее>>

23.11.2020
Сколько самозанятых может привлекать компания и как доказывать в суде необходимость именно этой формы трудоустройства? (Симич И.)

Сколько самозанятых может привлекать компания и как доказывать в суде необходимость именно этой формы трудоустройства? (Симич И.)

На первый взгляд работать организациям с самозанятыми гражданами крайне выгодно. В отношениях с самозанятыми гражданами, как и с индивидуальными предпринимателями по аналогии, юридические лица - заказчики не выступают налоговым агентом, не уплачивают за данных лиц НДФЛ и прочие взносы. 

Подробнее>>

29.09.2020
Социальные аспекты самозанятости. Кто может решиться использовать такую форму и легализоваться? (Алексеевская А.)

Социальные аспекты самозанятости. Кто может решиться использовать такую форму и легализоваться? (Алексеевская А.)

При ответе на вопрос о том, кто захочет стать самозанятым, попробуем ответить на вопрос "зачем". Зачем гражданам менять привычный режим работы и взаимодействия с контрагентами и регистрироваться в качестве самозанятого? Какие преимущества, в том числе в социальном плане, приобретут самозанятые, легализовав свою деятельность? 

Подробнее>>

23.09.2020
Трансформация трудового правоотношения и новые формы занятости в условиях цифровой экономики (Лютов Н.Л.)

Трансформация трудового правоотношения и новые формы занятости в условиях цифровой экономики (Лютов Н.Л.)

Существует и ряд иных форм труда, которые принято относить к новым формам занятости. Для России проблемы трансформации трудовых отношений и возникновения новых форм занятости не менее актуальны, чем для других стран. На практике фактически складываются отношения, обусловленные информационной технологической революцией. Все более широко распространяется дистанционный труд, труд на основе онлайн-платформ, краудворкинг и другие "новые" формы занятости.

Подробнее>>

14.09.2020
Совершенствование понятия и системы признаков отношений по трудоустройству у данного работодателя как гарантия повышения качества трудовой жизни российских граждан (Серова А.В.)

Совершенствование понятия и системы признаков отношений по трудоустройству у данного работодателя как гарантия повышения качества трудовой жизни российских граждан (Серова А.В.)

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определено, что повышение качества жизни российских граждан является одним из стратегических национальных приоритетов и гарантируется, в частности, за счет совершенствования защиты прав и свобод человека путем развития законодательства, обеспечения поддержки трудовой занятости населения, контроля за соблюдением трудовых прав работников, совершенствования системы защиты от безработицы.

Подробнее>>

03.09.2020
Предоставление труда работников (персонала) как нетипичная форма занятости (Черных Н.В.)

Предоставление труда работников (персонала) как нетипичная форма занятости (Черных Н.В.)

Примечательно, что, в отличие от другого вида легализованной формы нетипичной занятости в Российской Федерации - дистанционного труда, нормы о котором попали только в разд. XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" ТК РФ, нормы о направлении работников к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала) для адаптации в законодательство потребовали внесения изменений и в нормы общей части трудового законодательства - ст. ст. 15 и 56 ТК РФ.

Подробнее>>

28.08.2020
Тенденция неустойчивой занятости: особенности ее проявления в трудовом законодательстве и проблемы влияния норм иной отраслевой принадлежности на сферу труда с учетом международных трудовых стандартов (по материалам государств Евразийского экономического союза) (Раманкулов К.С.)

Тенденция неустойчивой занятости: особенности ее проявления в трудовом законодательстве и проблемы влияния норм иной отраслевой принадлежности на сферу труда с учетом международных трудовых стандартов (по материалам государств Евразийского экономического союза) (Раманкулов К.С.)

В современных условиях сфера труда претерпевает значительную трансформацию, обусловленную становлением постиндустриального общества, несущего с собой новые технологии и методы управления, в ходе которой изменяется сложившаяся структура занятости.

Подробнее>>

17.06.2020
Социальные аспекты самозанятости. Кто может решиться использовать такую форму и легализоваться? (Алексеевская А.)

Социальные аспекты самозанятости. Кто может решиться использовать такую форму и легализоваться? (Алексеевская А.)

С точки зрения социального аспекта такая форма работы, как самозанятый, фрилансер, в последние годы приобрела широкое распространение на практике, хоть и законодательством, понятно, не регулировалась. Однако такая форма не является традиционной для нашего государства. С советских времен люди привыкли работать на предприятиях, в коллективе, состоять в профсоюзе, принадлежать к определенной группе.

Подробнее>>




Страницы со статьями: [1] [2] [3]

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2021. Все права защищены
↑