Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

03.04.2019

Законопроектом предлагается увеличить срок, в течение которого работник должен сообщить работодателю в письменной форме о замене кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, до 15 календарных дней до дня выплаты заработной платы. Данная мера позволит исключить риск невыполнения работодателем норм трудового законодательства из-за причин, не зависящих от него.

подробнее
25.03.2019

В целях поддержки граждан, работавших ранее в сельскохозяйственной сфере, законопроектом предлагается дополнить статью 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"новой частью14.1,согласно которой за работу в сельском хозяйстве продолжительностью не менее 35 лет предусматривается установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности вне зависимости от проживания в сельской местности.

подробнее
16.01.2019

Законопроектом предлагается исключить с 1 января 2020 года нормы, устанавливающие ограничение предельной величиной базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в целях установления равных обязанностей застрахованных лиц при уплате страховых взносов всеми категориям налогоплательщиков по установленным тарифам страховых взносов.

подробнее

Правовое регулирование занятости населения

Статьи > Трудовые отношения > Правовое регулирование занятости населения

Правовое регулирование занятости населения

Основы правового регулирования занятости регламентированы Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 1 Закона "О занятости населения в Российской Федерации", занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.

Помимо определения самого понятия занятости, в ст. 2 Закона приводится перечень занятых граждан, являющийся исчерпывающим, это:

  • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и перечисленных в п. 3 ст. 4 указанного Закона);
  • зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
  • являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Помимо этого Законом "О занятости населения в Российской Федерации" закрепляются нормы, запрещающие принуждение к труду и привлечение к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.

В обеспечении занятости населения участвуют органы двух видов: органы общей и специальной компетенции.

К числу органов общей компетенции относятся федеральные органы государственной власти и управления (в том числе Министерство труда и социальной защиты РФ), органы государственной власти и управления субъектов РФ и органы местного самоуправления, работодатели, коллективы работников и профессиональные союзы.

Специальными органами, занимающимися вопросами трудоустройства и занятости населения, являются Федеральная государственная служба занятости, координационные комитеты содействия занятости населения, негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству.

Правовой статус службы занятости закреплен в ст. 15 Закона "О занятости населения в Российской Федерации", где закреплены цели и задачи, основные направления деятельности и права. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном и территориальном уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в них сторонами.

 

Последние статьи:

12.04.2019
К вопросу о проблемах правового регулирования самозанятости (Павловская О.Ю.)

К вопросу о проблемах правового регулирования самозанятости (Павловская О.Ю.)

Если самозанятость как социальное, экономическое и правовое явление - одна из наиболее актуальных, обсуждаемых, противоречивых проблем современной России, то в исторической ретроспективе самозанятость не является для России феноменом. Более того, в советский период самозанятость рассматривалась как комплексный правовой институт, причем правовое регулирование традиционно предваряло принятие Основного Закона

Подробнее>>

12.04.2019
Трудоустройство инвалидов в странах ЕАЭС: анализ законодательства (Благодир А.Л.)

Трудоустройство инвалидов в странах ЕАЭС: анализ законодательства (Благодир А.Л.)

Начиная с 90-х гг. XX в. каждое государство, являющееся сегодня членом ЕАЭС, создавало собственное законодательство в области занятости населения с учетом темпов развития национальной экономики, демографическими особенностями, а также исходя из финансовых возможностей, направляемых на борьбу с безработицей среди экономически активного населения. В каждом государстве - члене ЕАЭС действует законодательство, регулирующее отношения не только по занятости населения, но и в сфере социального обеспечения, которое определяет государственную политику по социальной защите инвалидов, в том числе по их трудоустройству и иным видам профессиональной реабилитации.

Подробнее>>

18.12.2017
Частные агентства занятости и заемный труд в России: сравнительно-правовое исследование (Зайцева Л.В., Чукреев А.А.)

Частные агентства занятости и заемный труд в России: сравнительно-правовое исследование (Зайцева Л.В., Чукреев А.А.)

Первоначально коммерческое (промысловое) посредничество в трудоустройстве получило распространение в крупных городах Германии и Франции. Оно имело как положительные, так и отрицательные черты. Эти плюсы и минусы сохранили свою актуальность до сих пор. Наиболее положительные стороны такого посредничества - нейтральность, беспристрастность и высокий уровень эффективности, поскольку от результата зависит прибыль. Негативный момент - злоупотребления во имя той же выгоды и возможное пренебрежение интересами сторон. 

Подробнее>>

14.04.2017
Новая категория самозанятых лиц: проблемы правового статуса (Попкова Ж.Г.)

Новая категория самозанятых лиц: проблемы правового статуса (Попкова Ж.Г.)

Нельзя не отметить, что термин "самозанятые граждане" не является новым для отечественной правовой системы. И до 1 января 2017 г. исходя из судебных актов (в т.ч. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П, Определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 N 1116-О, от 12.05.2016 N 1144-О) и норм права (подп. 5 п. 1 ст. 23; п. 6 ст. 83; п. 1 ст. 227 НК РФ) можно было выделить две подгруппы самозанятых физических лиц: индивидуальные предприниматели;) адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Подробнее>>

11.04.2017
К вопросу о профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных и незанятых граждан (Павловская О.Ю.)

К вопросу о профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных и незанятых граждан (Павловская О.Ю.)

Оценка современного состояния российского рынка труда свидетельствует об усилении негативных тенденций в сфере занятости. Так, численность безработных россиян, официально зарегистрированных в службах занятости по состоянию на 1 января 2016 г., превысила 1 млн человек, что на 6,4% больше, чем было зарегистрировано 1 декабря 2015 г. (941 тыс. человек). Такие данные содержатся в опубликованном 25 января 2016 г. отчете "Ситуация на рынке труда РФ", подготовленном специалистами Роструда. Из отчета следует, что численность безработных в декабре 2015 г. увеличилась в 80 субъектах России, а снизилась всего лишь в пяти. 

Подробнее>>

04.04.2017
Правовая природа права на занятость (Шабанов Р.И.)

Правовая природа права на занятость (Шабанов Р.И.)

Всестороннее признание права на труд связывается с проведением экономической и социальной политики, цель которой - содействие полной продуктивной и свободно выбранной занятости. В этом понимании право на занятость является одним из составляющих механизма реализации положений национального законодательства о праве на труд, которые в конечном итоге должны привести к основной общественной цели в трудовой сфере - достижению и поддержанию высокого и стабильного уровня занятости. Все это предполагает необходимость рассмотрения и анализа правовой природы права на занятость и выделения основных точек соприкосновения данного права с правом на труд в механизме правового регулирования обеспечения занятости населения.

Подробнее>>

30.03.2017
Развитие посредничества в сфере трудоустройства в России (Зайцева Л.В.)

Развитие посредничества в сфере трудоустройства в России (Зайцева Л.В.)

Вопросы занятости и трудоустройства всегда интересовали ученых разных областей: экономистов, демографов, социологов и юристов. Изучение правового регулирования посредничества в области трудоустройства в историческом и сравнительно-правовом аспектах позволяет не только выявить общие проблемы и тенденции развития законодательства, но и на основе обобщения полезного опыта правового регулирования предложить пути решения отдельных проблем, свойственных нашему законодательству. Виды посредничества можно было бы свести к двум основным - государственному и частному, однако история свидетельствует о гораздо большем их разнообразии.

Подробнее>>

28.09.2016
Частные агентства занятости в России: особенности правового статуса (Зайцева О.Б.)

Частные агентства занятости в России: особенности правового статуса (Зайцева О.Б.)

Социально-экономическое развитие Российской Федерации предполагает развитие самых различных форм занятости, включая реализацию гражданами права на нестандартную занятость. В частности, в экономическом секторе России на условиях нестандартной (нетипичной) занятости (индивидуальное предпринимательство, работа по гражданско-правовым договорам, труд надомников и дистанционных работников и т.п.) осуществляют трудовую деятельность десятки миллионов людей, при этом их число только увеличивается <6>. Что касается заемного труда, то, по различным оценкам, в Российской Федерации его процент был весьма невелик - 0,03 - 0,12% от 766 млн. экономически активного населения.

Подробнее>>

27.09.2016
Штраф за объявление о найме работника (Егоров В.)

Штраф за объявление о найме работника (Егоров В.)

В соответствии с ч. 6 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам и др.

Подробнее>>

28.04.2016
Средний заработок для службы занятости (Яковенко Н.)

Средний заработок для службы занятости (Яковенко Н.)

 

Правовые, экономические и организационные основы госполитики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы, прописаны в Законе от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Для назначения пособия по безработице уволенному работнику потребуется справка для центра (службы) занятости о его среднем заработке за последние три месяца работы. Однако прежде чем ее выдать, необходимо этот средний заработок рассчитать. Причем делается это по особым правилам.

Подробнее>>




Страницы со статьями: [1] [2]

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑