Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее

Правовое регулирование занятости населения

Статьи > Трудовые отношения > Правовое регулирование занятости населения

Правовое регулирование занятости населения

Основы правового регулирования занятости регламентированы Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 1 Закона "О занятости населения в Российской Федерации", занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.

Помимо определения самого понятия занятости, в ст. 2 Закона приводится перечень занятых граждан, являющийся исчерпывающим, это:

  • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и перечисленных в п. 3 ст. 4 указанного Закона);
  • зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
  • являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Помимо этого Законом "О занятости населения в Российской Федерации" закрепляются нормы, запрещающие принуждение к труду и привлечение к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.

В обеспечении занятости населения участвуют органы двух видов: органы общей и специальной компетенции.

К числу органов общей компетенции относятся федеральные органы государственной власти и управления (в том числе Министерство труда и социальной защиты РФ), органы государственной власти и управления субъектов РФ и органы местного самоуправления, работодатели, коллективы работников и профессиональные союзы.

Специальными органами, занимающимися вопросами трудоустройства и занятости населения, являются Федеральная государственная служба занятости, координационные комитеты содействия занятости населения, негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству.

Правовой статус службы занятости закреплен в ст. 15 Закона "О занятости населения в Российской Федерации", где закреплены цели и задачи, основные направления деятельности и права. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном и территориальном уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в них сторонами.

 

Последние статьи:

22.12.2021
Новые обязанности работодателей при обеспечении занятости граждан (Сухов А.Б.)

Новые обязанности работодателей при обеспечении занятости граждан (Сухов А.Б.)

Федеральным законом N 219-ФЗ предусмотрены переименование ИАС "Общероссийская база вакансий "Работа в России" в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" <1> и закрепление функционала единой цифровой платформы, связанного с обеспечением предоставления государственных услуг и выполнения функций в области содействия занятости населения в электронной форме (изменена ст. 16.2 Закона РФ N 1032-1).

Подробнее>>

26.10.2021
Об эффективности правового механизма повышения мобильности трудовых ресурсов (Швалева Е.С.)

Об эффективности правового механизма повышения мобильности трудовых ресурсов (Швалева Е.С.)

Соотношение результатов воздействия на трудовую мобильность в советское время и сейчас на первый взгляд указывает на неэффективность современных правовых инструментов. Однако для объективной оценки требуется учесть обусловливающие их задачи, условия, факторы, которые не ограничиваются особенностями плановой и рыночной экономики. Сравнительно невысокие показатели трудовой мобильности связаны с несколькими причинами.

Подробнее>>

20.08.2021
Конституционное право граждан на защиту от безработицы и юридические гарантии его реализации (Тучкова Э.Г.)

Конституционное право граждан на защиту от безработицы и юридические гарантии его реализации (Тучкова Э.Г.)

Как нам представляется, право на защиту от безработицы предполагает, во-первых, скорейшее возвращение безработного гражданина в ряды занятого населения с тем, чтобы он мог продолжать зарабатывать себе на жизнь собственным трудом, а во-вторых, защиту безработного и его семьи от риска крайней нищеты и бедности в тот период, когда он по независящим от него причинам теряет источник средств существования в виде заработной платы. 

Подробнее>>

17.03.2021
Цифровые технологии трудоустройства и новые риски дискриминации (Митрясова А.С.)

Цифровые технологии трудоустройства и новые риски дискриминации (Митрясова А.С.)

Цифровые технологии стремительно меняют нашу реальность. Трансформируются практически все аспекты нашей жизнедеятельности. Сфера отношений, связанных с трудоустройством граждан, не является исключением. Поиск потенциальных работников осуществляется современными работодателями преимущественно в цифровой среде с использованием цифрового арсенала, позволяющего эффективно анализировать информацию о кандидатах.

Подробнее>>

23.09.2020
Трансформация трудового правоотношения и новые формы занятости в условиях цифровой экономики (Лютов Н.Л.)

Трансформация трудового правоотношения и новые формы занятости в условиях цифровой экономики (Лютов Н.Л.)

Существует и ряд иных форм труда, которые принято относить к новым формам занятости. Для России проблемы трансформации трудовых отношений и возникновения новых форм занятости не менее актуальны, чем для других стран. На практике фактически складываются отношения, обусловленные информационной технологической революцией. Все более широко распространяется дистанционный труд, труд на основе онлайн-платформ, краудворкинг и другие "новые" формы занятости.

Подробнее>>

14.09.2020
Совершенствование понятия и системы признаков отношений по трудоустройству у данного работодателя как гарантия повышения качества трудовой жизни российских граждан (Серова А.В.)

Совершенствование понятия и системы признаков отношений по трудоустройству у данного работодателя как гарантия повышения качества трудовой жизни российских граждан (Серова А.В.)

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определено, что повышение качества жизни российских граждан является одним из стратегических национальных приоритетов и гарантируется, в частности, за счет совершенствования защиты прав и свобод человека путем развития законодательства, обеспечения поддержки трудовой занятости населения, контроля за соблюдением трудовых прав работников, совершенствования системы защиты от безработицы.

Подробнее>>

03.09.2020
Предоставление труда работников (персонала) как нетипичная форма занятости (Черных Н.В.)

Предоставление труда работников (персонала) как нетипичная форма занятости (Черных Н.В.)

Примечательно, что, в отличие от другого вида легализованной формы нетипичной занятости в Российской Федерации - дистанционного труда, нормы о котором попали только в разд. XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" ТК РФ, нормы о направлении работников к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала) для адаптации в законодательство потребовали внесения изменений и в нормы общей части трудового законодательства - ст. ст. 15 и 56 ТК РФ.

Подробнее>>

28.08.2020
Тенденция неустойчивой занятости: особенности ее проявления в трудовом законодательстве и проблемы влияния норм иной отраслевой принадлежности на сферу труда с учетом международных трудовых стандартов (по материалам государств Евразийского экономического союза) (Раманкулов К.С.)

Тенденция неустойчивой занятости: особенности ее проявления в трудовом законодательстве и проблемы влияния норм иной отраслевой принадлежности на сферу труда с учетом международных трудовых стандартов (по материалам государств Евразийского экономического союза) (Раманкулов К.С.)

В современных условиях сфера труда претерпевает значительную трансформацию, обусловленную становлением постиндустриального общества, несущего с собой новые технологии и методы управления, в ходе которой изменяется сложившаяся структура занятости.

Подробнее>>

12.01.2020
Некоторые правовые проблемы защиты от безработицы граждан старшего поколения (Серегина Л.В.)

Некоторые правовые проблемы защиты от безработицы граждан старшего поколения (Серегина Л.В.)

Демографические тенденции старения населения ставят перед государствами новые цели и задачи в отношении лиц старшего поколения и общества в целом. По данным Всемирной организации здравоохранения, за период с 2000 по 2050 г. доля населения мира в возрасте старше 60 лет возрастет примерно с 11 до 22%, что потребует кардинальных социальных перемен. Организация Объединенных Наций и Международная организация труда обращают внимание государств на необходимость особой повышенной защиты прав граждан старшего поколения, поскольку с возрастом они могут испытывать трудности в области труда и занятости.

Подробнее>>

12.08.2019
Содействие занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов (Семянникова Д.А.)

Содействие занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов (Семянникова Д.А.)

Численность детей-инвалидов в России с каждым годом увеличивается, в связи с этим среди работоспособного взрослого населения появляются родители таких детей, ограниченные в способности к полноценному труду и наиболее уязвимые в сфере занятости. Такая ограниченность, заключающаяся в нехватке времени на постоянное нахождение на рабочем месте из-за необходимости ухода за ребенком-инвалидом, вынуждает родителя (опекуна, попечителя) отказываться от профессиональной деятельности.

Подробнее>>




Страницы со статьями: [1] [2] [3]

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑