Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Правовое регулирование занятости населения > Проблемы реализации защитной функции профсоюзов в новых формах занятости (Чуча С.Ю.)

Проблемы реализации защитной функции профсоюзов в новых формах занятости (Чуча С.Ю.)

Дата размещения статьи: 15.12.2023

Проблемы реализации защитной функции профсоюзов в новых формах занятости (Чуча С.Ю.)

В самом начале 2023 г. группой депутатов и сенаторов в Государственную Думу РФ внесен проект Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - законопроект), которым упорядочиваются нормы действующего законодательства о занятости и устраняются выявленные на практике их противоречия, законодательно закрепляются сформировавшиеся практики поддержки граждан и т.д.
--------------------------------
<1> Система обеспечения законодательной деятельности. Законопроект N 275599-8. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/275599-8 (дата обращения: 19.01.2023).

 

Применительно к теме настоящей статьи важно, что законодательно фиксируются, по сути легализуются, в России именно как формы занятости такие новые и активно развивающиеся формы, как самозанятость и платформенная занятость, предлагаются их легальные дефиниции <2> (ч. 3 - 4 ст. 2 законопроекта).
--------------------------------
<2> Под самозанятостью понимается деятельность гражданина по личному производству товаров, выполнению работ и (или) оказанию услуг, направленная на систематическое получение дохода. Платформенная занятость - деятельность граждан (платформенных занятых) по личному выполнению работ и (или) оказанию услуг на основе заключаемых договоров, организуемая с использованием информационных систем (цифровых платформ занятости), обеспечивающих взаимодействие платформенных занятых, заказчиков и операторов цифровых платформ занятости посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" <3>, вопросы, связанные с самозанятостью <4> и платформенной занятостью <5>, будут урегулированы отдельным федеральным законом <6>.
--------------------------------
<3> Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/275599-8 (дата обращения: 19.01.2023).
<4> Сегодня это Закон, регулирующий налогообложение самозанятых и специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", мало влияющий на правовой статус самозанятости именно в контексте занятости, применения личного труда. См.: Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2018. N 49 (часть I). Ст. 7494.
<5> И процесс принятия законов, регламентирующих отдельные виды платформенной занятости, уже начался. См.: Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 580-ФЗ "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // Российская газета. 2023. 9 января.
<6> Часть 6 ст. 2 законопроекта (ч. 5 в тексте ст. 2 внесенного законопроекта отсутствует).

Сам же закон о занятости в данном вопросе, очевидно, будет носить рамочный характер и, возможно, лежать в основе формирования новой отрасли права - права занятости <7>, которая будет непосредственно конкурировать с трудовым правом и, вероятно, со временем поглотит последнее.
--------------------------------
<7> Чуча С.Ю. Перспективы правового регулирования занятости в России // Закон. 2022. N 10. С. 104 - 111. DOI: 10.37239/0869-4400-2022-19-10-104-111.

Наша позиция по этому вопросу была четко изложена - приоритет в регулировании новых форм занятости должен отдаваться трудовому праву, дифференциация которого позволяет максимально гибко подойти к регулированию возникающих и даже перспективных отношений в регулировании человеческого труда, а за счет единства общих положений отрасли - защитить естественные права человека в сфере использования его несамостоятельного труда на благо общества <8>, с одной стороны, и избежать чрезвычайно конфликтной первоначальной стадии становления системы защитных механизмов применения несамостоятельного труда в этих новых формах занятости - с другой.
--------------------------------
<8> Дзюбак А.В., Чуча С.Ю. Трансформация парадигмы трудового права в постиндустриальном информационном обществе // Трансформация парадигмы трудового права в постиндустриальном информационном обществе: Сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции / Отв. ред. С.Ю. Чуча. М.: ИГП РАН, 2022. С. 7 - 14.

В этой связи нормы ст. 61 законопроекта, расценивающие привлечение к труду граждан в нарушение установленного ТК РФ порядка оформления трудовых отношений как нелегальную занятость и предусматривающие меры противодействия таковой, представляются полезными, но не самодостаточными. Особенности участия в трудовых отношениях самозанятых и платформенных занятых так или иначе следует отразить в соответствующих главах разд. XII ТК РФ.
Помимо законов, которые предположительно будут регулировать новые формы занятости в целом, могут приниматься (и уже принимаются <9>) законы, регламентирующие отдельные виды предпринимательской деятельности или бизнеса, которые в той или иной степени так или иначе будут влиять и на правовое регулирование занятых в этой деятельности или бизнесе физических лиц.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 580-ФЗ.

Так, Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 580-ФЗ (далее - Закон о такси) предусматривает, что водителем легкового такси может быть лицо, заключившее трудовой договор с перевозчиком или являющееся индивидуальным предпринимателем, которому предоставлено разрешение и который осуществляет перевозки легковым такси самостоятельно, или физическим лицом, которому предоставлено разрешение (ч. 1 ст. 12), - лицом, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" и не являющимся индивидуальным предпринимателем (п. 4 ч. 1 ст. 2). Последнее вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси после заключения гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 20) со службой заказа легкового такси, осуществляющей свою деятельность с использованием сети Интернет (ч. 2 ст. 3 Закона о такси).
Представляется, что с учетом текущих тенденций большая доля рынка, если не весь рынок перевозок легковым такси, будет принадлежать службам заказа, осуществляющим свою деятельность с использованием сети Интернет, - агрегаторам, которые и станут заключать договоры и с перевозчиками-автопарками, и с индивидуальными предпринимателями, и с физическими лицами. При этом выбор формы, в которую станут облекаться отношения с агрегатором, будет обусловлен исключительно размером выгоды от этого агрегатора <10> - чем меньше расходы, связанные с перевозкой пассажира, тем выше вероятность заключения договора. Трудовой договор в этом смысле изначально проигрывает уже хотя бы потому, что до выплаты вознаграждения физическому лицу - водителю перевозчику-автопарку потребуется производить отчисления в Социальный фонд <11>. Едва ли расчет на будущую пенсию станет решающим условием при выборе договора гражданином, который предпочтет получать большие выплаты за свой труд здесь и сейчас.
--------------------------------
<10> В том числе и посредством переложения бремени предпринимательского риска на работников. См.: Линец А.А. Правовые конструкции реализации работодательской власти // Трудовое право в России и за рубежом. 2022. N 4. С. 12 - 15.
<11> Даже не принимая во внимание подробно регламентированную законодательством формализованную процедуру взаимодействия сторон трудового договора. См. также: Забрамная Е.Ю. К вопросу о природе норм корпоративной этики и возможности привлечения ее нарушителей к дисциплинарной ответственности по нормам трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. N 3. С. 33 - 36.

Таким образом, при формальном наличии альтернативы выбор будет сделан не в пользу трудовых отношений. А ведь схема работы агрегатора такси принципиально не будет отличаться от организации иных агрегаторов - доставщиков, лиц, оказывающих услуги, и т.д. Выход - отчисления в Социальный фонд со всех доходов, а не только с доходов лиц, работающих по трудовому договору. Этим мы устраним экономическую основу дискриминации трудовых отношений в ряду иных форм занятости.
Проблемы, возникающие с администрированием новых форм занятости по трудовому договору, вполне могут быть устранены посредством формирования специальной главы разд. XII ТК РФ "Особенности правового регулирования труда платформенных занятых".
Второй вопрос - интеграция занятых в новых формах в систему социального партнерства.
Не так давно в России была предпринята конституционализация социального партнерства как более широкого явления, нежели привычное нам и нормативно проработанное социальное партнерство в сфере труда (сравните формулировки ст. 75.1 и подп. "е.4" п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации <12>) <13>. Но важно интегрировать новые формы занятости и охватываемых ими лиц именно в сложившуюся систему социального партнерства в сфере труда. Самый простой способ достижения этой цели - предоставление возможности самозанятым и платформенным занятым объединяться в профессиональные союзы.
--------------------------------
<12> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
<13> Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: перспективы правового регулирования // Государство, труд и человек: новые вызовы (к 30-летию правового регулирования социального партнерства) / Отв. ред. С.Ю. Чуча. М.: ИГП РАН, 2022; Чуча С.Ю. Конституционный принцип уважения человека труда: проблемы реализации в российском законодательстве и правоприменительной практике // Вестник Томского государственного университета. Право. 2022. N 44. С. 159 - 171. DOI: 10.17223/22253513/44/14.

Роли профсоюзов <14> и распространению социального партнерства на новые формы занятости посвящена отдельная статья законопроекта (ст. 5), предусматривающая предварительное рассмотрение нормативных правовых актов о занятости органами социального партнерства с участием профсоюзов, обязательное рассмотрение решений органов социального партнерства субъектами правотворческой деятельности, а также возможность сторон социального партнерства, включая профсоюзы, участвовать в разработке проектов нормативных актов в сфере занятости.
--------------------------------
<14> Куренной А.М. Должны ли и могут ли профсоюзы защищать "чужих" работников? // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. N 3. С. 26 - 30; Куренной А.М. Вопросы эффективности представительства интересов работников в сфере наемного труда // Закон. 2019. N 11. С. 47 - 56.

Следовательно, законопроекты, посвященные регулированию новых форм занятости, должны разрабатываться с участием профсоюзов и рассматриваться предварительно сторонами социального партнерства в Российской трехсторонней комиссии (РТК).
Это важная норма, и ее, а также п. 14 ст. 6 законопроекта об участии профессиональных союзов в разработке и реализации государственной политики в сфере занятости населения и гл. 9 (ст. 45 - 46), раскрывающую его содержание, необходимо сохранить при работе над законопроектом с тем, чтобы участие профсоюзов в формировании законодательства о новых формах занятости было безусловно обеспечено.
Чрезвычайно важно положение п. 2 ст. 45 законопроекта, предусматривающего, что профессиональные союзы осуществляют защиту прав граждан в сфере занятости населения. Эта норма открывает дорогу защитной функции профсоюзов в новых формах занятости, в том числе в самозанятости и платформенной занятости. Если же законодатель дозволяет профсоюзам осуществлять свою защитную функцию в отношении граждан, не состоящих с работодателем в классических трудовых отношениях, то и косвенно предоставляет таким гражданам право на объединение в профессиональные союзы. Сказанное относится не только к водителям легкового такси, заключившим трудовой договор с перевозчиком, но и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки легковым такси самостоятельно при наличии соответствующего разрешения, и к физическим лицам, имеющим соответствующее разрешение и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (ч. 1 ст. 12, п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона о такси), хотя последние и осуществляют деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 20 Закона о такси) с агрегатором такси (ч. 2 ст. 3 Закона о такси).
Норма п. 2 ст. 45 законопроекта распространяет защитную функцию профсоюзов на все виды занятости, указанные в ч. 2 ст. 2 законопроекта.
Практическую потребность организации платформенной занятости на основе трудового договора и распространения на труд занятых на платформах граждан норм трудового права <15> (с особенностями, учитывающими реалии организации такого вида бизнеса) четко артикулирует профсоюз "Курьер" <16>, объединяющий лиц, занятых в службах курьерской доставки, в том числе и с использованием интернет-платформ <17>.
--------------------------------
<15> Кулагина А.В. Правовые проблемы платформенной занятости: правовой статус работника // Трудовое право в России и за рубежом. 2022. N 4. С. 20 - 23; Чуча С.Ю. К вопросу о "новом социальном праве" и предмете гражданского права // Закон. 2022. N 4. С. 113 - 122. DOI: 10.37239/0869-4400-2022-19-4-113-122; Чуча С.Ю. Правоприменение в условиях трансформации сферы труда и модернизации теории трудовых правоотношений // Правоприменение. 2022. Т. 6. N 4. С. 301 - 313. DOI: 10.52468/2542-1514.2022.6(4).301-313.
<16> Официальная группа профсоюза "Курьер". URL: https://vk.com/courier_fight (дата обращения: 21.01.2023).
<17> "Оформление по трудовому договору не отнимает у курьера свободного графика и не уменьшает зарплату, однако дает стабильность, защищенность и социальные гарантии. Закон не препятствует переработке свыше нормы в 40 часов в неделю. Работать сверх этой нормы можно, но оплачиваться этот труд будет больше. Меньше работать тоже можно, даже раз в 2 месяца, работаешь - получаешь зарплату и отчисления в социальные фонды, не работаешь - не получаешь. Получать зарплату за смену на следующий же день тоже можно, главное - не реже двух раз в месяц. При сдельной оплате труда по ТК РФ работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск, на оплату больничных. Согласование графика можно оформить по заветной кнопке "выйти на свободный слот", главное, чтобы это было правильно описано в договоре" и др. URL: https://vk.com/courier_fight?w=wall-107386155_4920 (дата обращения: 21.01.2023).

Отказывать официальным профсоюзам в осуществлении защиты в новых формах занятости контрпродуктивно со стороны государства и общества. Если этим займется не профсоюз системы ФНПР, то самозанятыми и платформенно занятыми будут создаваться иные (и далеко не всегда формализованные) общественные объединения для защиты их прав в отношениях с платформами или нанимателями, чтобы требовать соблюдения правил законодательства о труде или очень похожих правил, а также неизбежно нужно будет пройти этап становления, когда профсоюзы отстаивали интересы своих членов весьма напористо и агрессивно, не чураясь сотрудничества в этом вопросе с нелегальными сообществами <18> и акций прямого действия и воздействия на тех, кто не присоединяется к акциям этих объединений (штрейкбрехеров).
--------------------------------
<18> В нашей действительности это будут национальные диаспоры, а как итог - сформированные по национальному признаку отрасли экономики, регулируемые по факту отнюдь не только и не столько нормами российского писаного права.

Судебная практика, ограничивающая право на объединение в профсоюзы <19>, в случае принятия п. 2 ст. 45 законопроекта может быть скорректирована. У профсоюза адвокатов есть все шансы этого дождаться, ведь исполнение решения суда о ликвидации посредством процедуры банкротства <20> при минимально творческом подходе заинтересованных лиц может длиться годами.
--------------------------------
<19> Решение Верховного Суда РФ от 8 июня 2022 г. по делу N АКПИ22-400 по иску Генерального прокурора Российской Федерации о признании недействительной государственной регистрации и ликвидации общественной организации "Профессиональный союз адвокатов России". URL: https://sudact.ru/vsrf/doc/2qsz9PrJyHVm/ (дата обращения: 21.01.2023).
<20> Определение Арбитражного суда города Москвы от 14 ноября 2022 г. по делу N А40-238240/22-123-460Б о принятии к производству заявления общественной организации "Профессиональный союз адвокатов России" о признании несостоятельным (банкротом) // Картотека арбитражных дел. URL: https://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 21.01.2023).

Литература

1. Дзюбак А.В. Трансформация парадигмы трудового права в постиндустриальном информационном обществе / А.В. Дзюбак, С.Ю. Чуча // Трансформация парадигмы трудового права в постиндустриальном информационном обществе: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 10 - 11 марта 2022 г.): Сборник научных статей / Ответственный редактор С.Ю. Чуча. Москва: Институт государства и права РАН, 2022. С. 7 - 14.
2. Забрамная Е.Ю. К вопросу о природе норм корпоративной этики и возможности привлечения ее нарушителей к дисциплинарной ответственности по нормам трудового права / Е.Ю. Забрамная // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. N 3. С. 33 - 36.
3. Кулагина А.В. Правовые проблемы платформенной занятости: правовой статус работника / А.В. Кулагина // Трудовое право в России и за рубежом. 2022. N 4. С. 20 - 23.
4. Куренной А.М. Вопросы эффективности представительства интересов работников в сфере наемного труда / А.М. Куренной // Закон. 2019. N 11. С. 47 - 56.
5. Куренной А.М. Должны ли и могут ли профсоюзы защищать "чужих" работников? / А.М. Куренной // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. N 3. С. 26 - 30.
6. Линец А.А. Правовые конструкции реализации работодательской власти / А.А. Линец // Трудовое право в России и за рубежом. 2022. N 4. С. 12 - 15.
7. Чуча С.Ю. К вопросу о "новом социальном праве" и предмете гражданского права / С.Ю. Чуча // Закон. 2022. N 4. С. 113 - 122. DOI: 10.37239/0869-4400-2022-19-4-113-122.
8. Чуча С.Ю. Конституционный принцип уважения человека труда: проблемы реализации в российском законодательстве и правоприменительной практике / С.Ю. Чуча // Вестник Томского государственного университета. Право. 2022. N 44. С. 159 - 171. DOI: 10.17223/22253513/44/14.
9. Чуча С.Ю. Перспективы правового регулирования занятости в России / С.Ю. Чуча // Закон. 2022. N 10. С. 104 - 111. DOI: 10.37239/0869-4400-2022-19-10-104-111.
10. Чуча С.Ю. Правоприменение в условиях трансформации сферы труда и модернизации теории трудовых правоотношений / С.Ю. Чуча // Правоприменение. 2022. Т. 6. N 4. С. 301 - 313. DOI: 10.52468/2542-1514.2022.6(4).301-313.
11. Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: перспективы правового регулирования / С.Ю. Чуча // Государство, труд и человек: новые вызовы: Материалы Международной научно-практической конференции (к 30-летию правового регулирования социального партнерства) (г. Москва, 30 сентября 2021 г.): Сборник научных статей / Ответственный редактор С.Ю. Чуча. Москва: Институт государства и права РАН, 2022. С. 15 - 24.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑