Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.12.2019

Законопроект разработан в целях поддержки членов многодетных семей, получающих пенсии по потере кормильца или инвалидности в размере меньшем, чем установленная субъектом Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера в целом по региону в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

подробнее
28.11.2019

Разработка изменений в главу 52 Трудового кодекса РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, была продиктована ростом преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких составов, совершаемых именно педагогическими работниками, относящимися к звену  среднего и высшего образования. Увеличивается количество уголовных дел, возбужденных в отношении преподавателей, жертвами которых становятся учащиеся школ, появляются уголовные дела в отношении преподавателей ВУЗов. 

подробнее
01.10.2019

При рассмотрении исковых заявлений от детей-сирот, которым служба занятости населения вынуждена отказывать в регистрации в качестве безработных с выплатой пособия в размере среднего заработка по региону проживания, в связи с тем, что  до обращения в службу занятости у них была трудовая деятельность и они не впервые ищущие работу, судебная практика встает на сторону детей-сирот, что расходится с требованиями Закона о занятости населения (ст.34, 34.1).

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Правовое регулирование занятости населения > К вопросу о профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных и незанятых граждан (Павловская О.Ю.)

К вопросу о профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных и незанятых граждан (Павловская О.Ю.)

Дата размещения статьи: 11.04.2017

К вопросу о профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных и незанятых граждан (Павловская О.Ю.)

Оценка современного состояния российского рынка труда свидетельствует об усилении негативных тенденций в сфере занятости. Так, численность безработных россиян, официально зарегистрированных в службах занятости по состоянию на 1 января 2016 г., превысила 1 млн человек, что на 6,4% больше, чем было зарегистрировано 1 декабря 2015 г. (941 тыс. человек). Такие данные содержатся в опубликованном 25 января 2016 г. отчете "Ситуация на рынке труда РФ", подготовленном специалистами Роструда. Из отчета следует, что численность безработных в декабре 2015 г. увеличилась в 80 субъектах России, а снизилась всего лишь в пяти. Заявленная работодателями потребность в персонале на 1 января 2016 г. составила 1,1 млн вакансий, что на 5,9% меньше аналогичного показателя на 1 декабря 2015 г. В декабре в государственные службы занятости за содействием в поиске работы обратилась 281 тыс. человек, что на 16,1% меньше, чем месяцем ранее (335 тыс. человек). При этом количество безработных россиян, нашедших работу или доходное занятие, в декабре 2015 г. составило 156 тыс. человек, что на 13% меньше, чем в ноябре (180 тыс. человек) <1>.
--------------------------------
<1> URL: http://www.zarplata.ru/news/2360473.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что за последние месяцы на общем фоне усиления безработицы наблюдается одновременное снижение спроса на персонал со стороны работодателей и уменьшение количества трудоустроенных граждан.
Полагаем, что одной из причин сложившейся ситуации на рынке труда является сохраняющееся несоответствие между спросом и предложением рабочей силы.
Например, по данным московского кадрового агентства Penny Lane Personel, в 2015 г. 15% вакансий приходилось на рабочий персонал и примерно столько же - на специалистов промышленности и производства. Однако соискателей на эти позиции гораздо меньше: лишь 1% резюме присылается на вакансии рабочего персонала, 2 - 3% на инженерные профессии <2>.
--------------------------------
<2> URL: http://www.personel.ru.

В основе такого несоответствия лежат две основные причины.
С одной стороны, основная категория граждан, обращающихся за содействием в поисках подходящей работы, не соответствует требованиям работодателей по уровню, профилю профессионального образования, квалификации.
С другой стороны, остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров в отдельных отраслях экономики, которая вызвана преимущественно падением престижа рабочих профессий в силу тяжелых условий труда и относительно низкой заработной платы.
Существенно снизить напряженность на рынке труда и преодолеть сложившийся дисбаланс в структуре рабочей силы призваны дополнительные меры содействия занятости, и прежде всего организация и разработка специальных программ для безработных и отдельных категорий незанятых граждан с целью их профессионального обучения и получения ими дополнительного профессионального образования.
В настоящее время на федеральном уровне действует Программа, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298 <3>, которая определяет меры содействия занятости до 2020 г. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2015 N 35 (в ред. от 11.06.2015) утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации <4>.
--------------------------------
<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298 "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости" // СЗ РФ. 2014. N 18 (ч. 1). Ст. 2147.
<4> Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Действительно, с позиции эффективной трудовой занятости профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования для многих российских граждан являются важнейшим и ключевым фактором, способствующим обеспечению их продуктивной, свободно избранной занятости, усилению их социальной защищенности посредством повышения профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.
Однако некоторые специалисты подвергают сомнению эффективность данной меры.
Например, доктор экономических наук, заместитель директора Центра трудовых исследований НИУ "ВШЭ" Ростислав Капелющников, выражая свою позицию, исходит из того, что "особого роста безработицы не предвидится", поэтому для него смысл Программы "не вполне понятен и очевиден". А также вызывает у него сомнение, "каким профессиям и силами каких организаций будут обучать безработных граждан" <5>.
--------------------------------
<5> Политическое образование: информационно-аналитический журнал. URL: http://www.lawinrussia.ru/node/337298.

Александр Карпов, директор по персоналу, кандидат технических наук, считает, что "вынужденная смена профессии не является лучшим вариантом", т.к. "вынужденная профессиональная переподготовка ограничивает свободный выбор". И вследствие такой переподготовки работник "вряд ли достигнет того же уровня эффективности, производительности, которые у него были по прежней профессии" <6>.
--------------------------------
<6> Там же.

Заслуживает внимания и точка зрения Федерации независимых профсоюзов РФ по данному вопросу.
По мнению профсоюзов, "система профессионального образования не способна обеспечить создаваемые рабочие места квалифицированными кадрами, поскольку перед учебными учреждениями стоит задача софинансирования, по сути выживания, а не повышения качества образования и обеспечения спроса на рынке труда. Неслучайно за последние десять лет масштабы подготовки квалифицированных рабочих кадров резко сократились" <7>.
--------------------------------
<7> Труд: общественно-политическая газета. URL: http://www.trud.ru/article/31-07-2015/1327487_net_tak_iz_krizisa_ne_vyxodjat.html.

Иного мнения придерживаются, например, специалисты, чья трудовая деятельность непосредственно связана с организацией профессионального обучения.
Так, начальник отдела организации профессионального обучения и профессиональной ориентации Минтруда Республики Карелия Ольга Кережина утверждает, что "основной показатель качества организации профессионального обучения - последующее трудоустройство" <8>.
--------------------------------
<8> Люди хотят работать. URL: http://vse.karelia.ru/news/?id=30179.

Выражая солидарность с мнением О. Кережиной, полагаем, что вопрос об эффективности такой меры содействия занятости, как профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных и незанятых граждан, стремящихся возобновить работу, носит дискуссионный характер. Попытаемся определить собственную позицию по данному вопросу.
Рассмотрим ключевые аспекты правового регулирования и организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных и незанятых граждан в системе органов государственной службы занятости и отдельные примеры правоприменительной практики.
Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных и иных категорий граждан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Так, Конституция РФ (ст. 37), провозглашая принцип свободы труда, не закрепляет возможность получения каждым гарантируемой работы, но вместе с тем предоставляет каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. И таким образом Конституция гарантирует право на защиту от безработицы, поскольку свобода труда невозможна без обеспечения занятости. Трудовой кодекс Российской Федерации, провозглашая гарантии реализации прав граждан на труд, устанавливает государственные гарантии гражданам, постоянно проживающим на территории РФ. В частности, бесплатное обучение новой профессии в системе службы труда и занятости с выплатой стипендии, а также компенсацию согласно законодательству материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости и др.
Конкретное же регулирование правовых, экономических и организационных условий профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования безработных и иных категорий граждан осуществляется текущим законодательством: федеральными законами, подзаконными актами, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Так, право безработных граждан на бесплатное профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости закреплено в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации" <9>.
--------------------------------
<9> Ст. 9, 12.

Обучение безработных граждан проводится с целью дальнейшего трудоустройства, повышения конкурентоспособности на рынке труда, открытия собственного дела и осуществляется в случаях, если:
- гражданин не имеет квалификации;
- необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;
- гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации <10>.
--------------------------------
<10> Ст. 23.

Пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование в приоритетном порядке могут граждане, признанные в установленном порядке безработными, следующих категорий:
- инвалиды;
- родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
- граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
- граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
- выпускники общеобразовательных организаций, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
- граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы <11>.
--------------------------------
<11> Там же.

Право на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости имеют женщины в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Данное право осуществляется при условии обращения женщин данной категории в органы службы занятости по месту жительства при предъявлении ими паспорта или документа, его заменяющего, копии документа, связанного с работой и подтверждающего нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и свидетельства о рождении ребенка. Практика указывает на популярность такой меры содействия занятости среди данной категории граждан, поскольку позволяет бесплатно не только приобрести новую профессию или обновить уже имеющиеся знания, но и в случае необходимости сменить род деятельности после окончания обучения.
Так, например, в Ленинградской области в 2015 г. было предусмотрено обучение 170 женщин данной категории. За 9 месяцев 2015 г. приступили к профессиональному обучению 150 женщин, завершили профессиональное обучение 118 женщин. Обучение осуществлялось под конкретные рабочие места по 23 образовательным программам по приоритетным в данном регионе профессиям. Среди них парикмахер, повар, специалист кадровой службы, портной, а также повышение квалификации фельдшера (по программам "Охрана здоровья работников промышленных и других предприятий", "Первичная медико-санитарная помощь детям") и др. <12>.
--------------------------------
<12> Комитет по труду и занятости Ленинградской области. Официальный сайт. URL: http://www.job.lenobl.ru/proff_edu.

Право на бесплатное профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование закреплено и за незанятыми гражданами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.
Такое право осуществляется по направлению органов службы занятости по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) при условии обращения граждан указанной категории в органы службы занятости по месту жительства и предъявления ими паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, и документа, подтверждающего назначение трудовой пенсии по старости.
Профессиональное обучение включает в себя различные виды обучения <13>, осуществляемые по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения; оно может быть курсовым (групповым) или индивидуальным.
--------------------------------
<13> См.: п. 6 Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, утв. Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2000 N 3/1, в ред. Постановления Минтруда России и Минобразования России от 08.02.2001 N 17/1 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 12.

Перечень приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования утверждается приказом Департамента труда и занятости населения конкретного региона. Направления подготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности находятся в прямой зависимости от образования безработного и выбранной им специальности. Важно, что обучение осуществляется под конкретные рабочие места.
Например, 2015 г. в Ленинградской области пользовались спросом 67 профессий (специальностей), по которым осуществлялось обучение <14>.
--------------------------------
<14> Комитет по труду и занятости Ленинградской области. Официальный сайт. URL: http://www.job.lenobl.ru/proff_edu.

Безработные граждане, направленные органами службы занятости на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования, снимаются с учета в качестве безработных и приобретают статус занятых.
В период профессионального обучения гражданин обязан не только посещать занятия в соответствии с расписанием, успешно и в полном объеме освоить программу обучения, но и активно вести поиск работы с учетом профессии (специальности) профессионального обучения. Во время обучения и по его завершении гражданину оказывается помощь в технологии поиска работы, прохождения собеседования и в составлении резюме. После успешного завершения обучения образовательная организация выдает гражданину документ установленного государственного образца (удостоверение, свидетельство или диплом). Закончившие обучение лица имеют возможность не только найти новую работу, но и открыть собственное дело. Так, например, в Воронежской области в 2014 г. из 59 человек, завершивших профессиональное обучение, при содействии центра занятости трудоустроены 64,4% от числа направленных на обучение <15>, в Республике Карелия за аналогичный период доля трудоустроенных граждан составила 66,7% <16>. Наибольший показатель трудоустроенных отмечен в Москве. По словам руководителя столичного департамента труда и занятости, "трудоустраиваются примерно 95 - 97% слушателей" <17>.
--------------------------------
<15> Департамент труда и занятости Воронежской области. URL: http://www.uzn.vrn.ru/index.php/62.
<16> Люди хотят работать. URL: http://vse.karelia.ru/news/?id=30179.
<17> Российская газета. URL: http://www.rg.ru/gazeta/subbota/2009/12/03.html.

Действующим законодательством для граждан, обучающихся по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, на время обучения предусмотрен ряд социальных гарантий. С первого дня обучения им выплачивается стипендия <18>, размеры которой зависят от стажа работы и от заработка по последнему месту работы. Стипендия выплачивается и в период временной нетрудоспособности, подтвержденной листом нетрудоспособности, выписанным на территориальный орган службы занятости. При необходимости компенсируется стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных органами службы занятости на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования в другую местность.
--------------------------------
<18> Ст. 29 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

Подводя итог, можно сделать следующие основные выводы.
Действующим законодательством разработаны и четко определены нормативно-правовые механизмы обеспечения деятельности органов занятости по организации и практической реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных и отдельных категорий незанятых граждан.
Обучение осуществляется по приоритетным для каждого конкретного региона профессиям по соответствующим образовательным программам. Направления подготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности находятся в прямой зависимости от образования безработного и выбранной им специальности. Важно, что обучение осуществляется под конкретные рабочие места. Все это позволяет, во-первых, решить проблему нехватки квалифицированных кадров и учесть требования работодателей по уровню и профилю профессионального образования. Во-вторых, существенно оптимизировать расходы на финансовое обеспечение программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных и незанятых граждан.
Современная практика свидетельствует о том, что большинство лиц, завершивших профессиональное обучение, при содействии органов службы занятости трудоустраиваются (наибольший показатель трудоустроенных отмечен в Москве). И это согласуется с утверждением, что "основной показатель качества организации профессионального обучения - последующее трудоустройство".
Право на бесплатное обучение безработных и предоставление им со стороны государства на время обучения ряда социальных гарантий (стипендии, материальной помощи, оплаты проезда и др.) служит действенной мерой социальной защиты со стороны государства.
Таким образом, полагаем, что профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных и незанятых граждан в системе органов службы занятости в современных условиях является достаточно эффективной мерой содействия занятости.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 3). Ст. 3.
3. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" // СЗ РФ. 2014. N 18 (ч. 1). Ст. 2147.
5. Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2000 N 3/1 (в ред. Постановления Минтруда России и Минобразования России от 08.02.2001 N 17/1) "О внесении изменения в Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения": утв. Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2000 N 3/1 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 12.
6. Постановление Правительства Москвы от 31.03.2009 N 244-ПП "Об утверждении Положения о порядке профессионального обучения безработных граждан в городе Москве" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2009. N 21.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑