Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 10.03.2017
(Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена")
Летом 2016 года был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - Закон N 238-ФЗ), положения которого начинают действовать 1 января 2017 года (ст. 12 этого Закона). Закон стал очередным в череде документов, принятых с целью проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
Независимая оценка квалификации - это процедура, в результате прохождения которой лицо, претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности (соискатель), подтверждает соответствие квалификации положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона N 238-ФЗ).
Независимую оценку квалификации в форме профессионального экзамена проводят центры оценки квалификаций по Правилам, утвержденным комментируемым Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена" (далее - Правила).
Правила определяют:
- перечень размещаемых в сети Интернет и необходимых для независимой оценки квалификации сведений и документов;
- процедуру оплаты услуг по проведению профессионального экзамена;
- состав комплекта документов, представляемого соискателем или его представителем, для прохождения профессионального экзамена;
- порядок приема документов для экзамена и осуществления информирования соискателя или законного представителя о результатах рассмотрения заявления и комплекта документов;
- порядок проведения профэкзамена, сроки оформления его результатов, сроки выдачи свидетельства о квалификации.
Об истории независимой оценки квалификации
Начало процессу независимой оценки квалификации положил Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании". Этот документ дополнил ТК РФ статьей 195.1 "Понятия квалификации работника, профессионального стандарта". Понятиям, указанным в этой статье, даны следующие определения:
- квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта его работы;
- профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Закон N 236-ФЗ внес дополнение и в статью 57 ТК РФ, установив необходимость применения профстандартов в отношении тех должностей, профессий и специальностей, выполнение работ по которым связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений. В трудовых договорах (контрактах) с работниками наименования таких должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
К примеру, статья 330.2 ТК РФ устанавливает особенности приема лиц на подземные работы. Такие лица не должны иметь медицинские противопоказания к указанным работам и должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Согласно спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10), ряд "подземных" профессий дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665. Одной из таких профессий является оператор по подземному ремонту скважин.
Как следует из части 2 статьи 330.2 ТК РФ, работодатель осуществляет проверку соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям в порядке, устанавливаемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ от 24.05.2012 N 506 были утверждены Правила проверки соответствия квалификационным требованиям знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы. А позднее Приказом Минтруда России от 19.05.2015 N 303н утвержден профессиональный стандарт "Оператор по подземному ремонту скважин".
Стало быть, при заключении трудового договора с лицом, принимаемым оператором по подземному ремонту скважин, должны выполняться требования статьи 330.2 ТК РФ, в том числе на соответствие профстандарту.
После внесения поправок в ТК РФ разработку профстандартов поручили Минтруду России. Это министерство утверждает методические рекомендации по разработке профстандартов, их макеты и уровни квалификаций. Так, для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников применяются девять уровней квалификации. Они утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов".
Каждый уровень описывает четыре показателя:
- полномочия и ответственность;
- характер умений;
- характер знаний;
- основные пути достижения уровня квалификации.
Единые требования к квалификации, установленные соответствующим уровнем, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
Спустя два с лишним года после принятия Закона N 236-ФЗ был принят Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Он дополнил ТК РФ двумя статьями - 195.2 и 195.3.
Первая из указанных статей регулирует порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а вторая - порядок применения профстандартов работодателями.
Статьей 4 Закона N 122-ФЗ Правительству РФ дано право устанавливать (с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности. Эта норма начала действовать 1 июля 2016 года.
Ставя цель активизировать деятельность государственных и муниципальных учреждений, государственных компаний и корпораций по внедрению профессиональных стандартов, законодатель полагал, что это позволит повысить эффективность и качество оказания государственных (муниципальных) услуг и выполнения работ указанными организациями.
Наконец, в середине 2016 года был принят Закон N 238-ФЗ.
Этот Закон помимо прочего вменил в обязанности Минтруду России утверждать:
- примерное положение о совете по профессиональным квалификациям;
- требования к центрам оценки квалификаций;
- форму бланка свидетельства о квалификации;
- положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;
- положения о проведении профессионального экзамена и о разработке оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов;
- порядок формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации.
Эти документы позволят обеспечить единый подход в работе советов, центров оценки квалификаций.
Помимо указанных структур перечисленные документы будут интересны и другим участникам системы независимой оценки квалификаций, в частности работодателям, работникам и соискателям.
Правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 238-ФЗ независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Постановлением N 1204.
Минтруд России подготовил проект приказа об утверждении положения, которым будут определены требования к центрам и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий (http://regulation.gov.ru/projects#npa=50247).
Типовые требования к центру оценки квалификаций утверждены решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 20.05.2015 N 10). Полномочия специализированного центра могут быть у юридического лица, не являющегося образовательной организацией и не учрежденного ею (п. 4.1.1 типовых требований).
Центр может проводить экзамен:
- либо по инициативе самого соискателя (гражданина) и за его счет, а также за счет средств иных граждан и (или) юридических лиц;
- либо по направлению работодателя и за счет его средств в порядке, установленном трудовым законодательством.
Правила (п. 4) предписывают центрам оценки квалификаций и советам по профессиональным квалификациям с 1 января 2017 года в информационных целях размещать на своих сайтах в Интернете следующие сведения и документы:
- наименования квалификаций и требования к ним, предусмотренные профстандартами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- сроки действия свидетельств о квалификации по соответствующим квалификациям;
- перечень документов, необходимых для прохождения профэкзамена по соответствующим квалификациям;
- комплекс заданий, входящих в состав оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;
- почтовые адреса, адреса электронной почты, адреса официальных сайтов центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям в сети Интернет;
- адреса мест проведения профэкзамена;
- образец заявления соискателя о проведении профессионального экзамена;
- Правила, утвержденные Постановлением N 1204.
Чтобы сдать профэкзамен, соискатель лично или через законного представителя должен представить в центр оценки квалификаций комплект документов, включающий в себя:
- заявление о проведении профессионального экзамена с указанием квалификации, по которой он хочет пройти профессиональный экзамен, при этом в заявлении соискателем дается согласие на обработку его персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему. Проект приказа с образцом заявления уже разработан Минтрудом России и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/projects) под автоматически присвоенным системой номером 02/08/06-16/00050245;
- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;
- иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации.
Центры будут проводить экзамены на профпригодность на платной основе в соответствии с заключенными договорами о возмездном оказании услуг.
Как уже было отмечено ранее, если профэкзамен будет проводиться по инициативе гражданина (соискателя, работника), то оплатить его он может сам или за счет средств иных физических и (или) юридических лиц (например, родственников).
При проведении профэкзамена по направлению работодателя центр оценки квалификаций должен согласовать с ним дату, место и время проведения экзамена.
Центр должен принять и зарегистрировать комплект документов соискателя, рассмотреть их и проинформировать соискателя или законного представителя о результатах рассмотрения. После чего должны быть определены дата, место и время проведения профэкзамена. Если результат экзамена будет успешным, соискателю или его законному представителю в 30-дневный срок после прохождения профессионального экзамена должно быть выдано свидетельство о квалификации (п. 17 Правил). Свидетельство может быть выдано на руки лично соискателю или по заявлению направлено в его адрес через операторов почтовой связи общего пользования заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Успешно пройденным считается экзамен, по результатам которого соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации (п. 14 Правил).
Оценочные средства - это комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профэкзамена (проект приказа Минтруда России об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/projects) под автоматически присвоенным системой номером 02/08/06-16/00050252).
Оценочные средства будут содержать:
- информацию о структуре заданий для теоретического этапа профессионального экзамена (с количеством заданий и временем выполнения этого этапа), ключи к тестам (с правильными вариантами ответов и баллами, начисляемыми за верный ответ);
- варианты заданий для практического этапа профессионального экзамена:
на выполнение трудовых функций (трудовых действий) в реальных или модельных условиях (с указанием возможности использования оборудования (инвентаря), расходных материалов, литературы и других источников, информационно-коммуникационных технологий и других возможностей);
для оформления и защиты портфолио;
- критерии оценки (в том числе модельные ответы на типовые вопросы для собеседования).
В случае неудовлетворительной оценки будет выдано заключение о прохождении соискателем профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. Отметим, что провал на профэкзамене - это еще не катастрофа. Да, работодатель может расторгнуть трудовой договор по своей инициативе в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Но это основание требует соблюдения целого ряда условий (в частности, проведения аттестации), которые не связаны со вступлением в силу 1 июля 2016 года профстандартов. Это подтверждает и Минтруд России в Информации (п. 10) по вопросам применения профстандартов, направленной письмом от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 для организации разъяснительной работы.
При рассмотрении Госдумой законопроекта, который приобрел силу Закона N 238-ФЗ, думский комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов высказывал опасения относительно того, что работодатель может воспользоваться отрицательными результатами независимой оценки квалификации работника для проведения аттестации (или в качестве критерия при аттестации) с целью его дальнейшего увольнения. Однако такое условие должно быть предусмотрено коллективным и (или) трудовым договором. А спонтанно направить работника на профэкзамен и воспользоваться его результатами работодатель не вправе. "Заваленный" профэкзамен - это скорее повод для направления работника на профессиональное обучение, курсы повышения квалификации.
Соискатель, не явившийся на профессиональный экзамен, допускается к прохождению профессионального экзамена в случаях и на условиях, которые предусмотрены договором (п. 13 Правил).
Результаты профессионального экзамена должны быть оформлены протоколом экспертной комиссии. Этот протокол с копиями документов соискателя и другими материалами экзамена центр должен будет направить в совет по профессиональным квалификациям. На это центру отведено 7 календарных дней после завершения профессионального экзамена.
В свою очередь, совет на основании протокола, копий комплектов документов соискателя, результатов тестирования, фото-, видеоматериалов и иных материалов экзамена должен проверить, обработать и признать результаты независимой оценки квалификации. Этот же орган принимает решение о выдаче соискателю или законному представителю центром оценки квалификаций свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена.
А информацию о свидетельствах и заключениях о прохождении профэкзамена совет должен будет направить в автономную некоммерческую организацию "Национальное агентство развития квалификаций" (НКО НАРК, официальный сайт www.nark.ru).
Это агентство определено базовым центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров (Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 N 2042-р). Помимо организационной, методологической и консультационной поддержки работодателей это агентство обязано формировать и вести реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. Агентство несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре (ч. 2 ст. 10 Закона N 238-ФЗ).
Информацию о свидетельствах и заключениях о прохождении профэкзамена совет должен будет направить в НКО НАРК не позднее 14 календарных дней после завершения профэкзамена.
Договор возмездного оказания услуг по профоценке квалификации может содержать условие об информировании лица, за счет средств которого проводился профессиональный экзамен (работодатель, гражданин и (или) юридическое лицо), о результатах этого экзамена. В этом случае центр оценки квалификаций обязан направить такому лицу в электронном виде копию свидетельства о квалификации (в случае выдачи указанного свидетельства) или копию заключения о прохождении профессионального экзамена соискателем (в случае выдачи указанного заключения).
Гарантии и компенсации работникам, направляемым на профэкзамен
Одновременно с Законом N 238-ФЗ был принят еще один Федеральный закон от 03.07.2016 N 239-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации". Этот Закон внес изменения и дополнения в три статьи ТК РФ - 187, 196 и 197.
Внесенными в статью 187 ТК РФ поправками законодатель сохранил за направляемым на профэкзамен работником место работы (должность) и среднюю заработную плату по основному месту работы. А если для сдачи профэкзамена работнику придется отрываться от работы и ехать в другую местность, то работодатель обязан оплатить такому работнику и командировочные расходы. Эти расходы должны быть оплачены в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки. Изменения действуют с 1 января 2017 года.
Напомним, что перечень возмещаемых при командировке расходов установлен статьей 168 ТК РФ. В этот перечень входят:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Наиболее вероятна ситуация, при которой экзамен на профпригодность продлится один день. Значит, работник сможет вернуться к своему месту жительства. В этом случае вряд ли у него будут расходы, связанные с наймом жилого помещения, и уж точно работодатель не станет выплачивать ему суточные. Запрет на такие выплаты содержит пункт 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749). Но если работник представит документы, подтверждающие расходы, вызванные необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, и компенсация таких расходов предусмотрена коллективным и (или) трудовым договором, положением о командировках, то работодатель сможет компенсировать их, отразив в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такой позиции придерживается Минфин России (например, Письмо от 10.10.2016 N 03-04-06/58957). Аналогичный вывод содержит Постановление АС Центрального округа от 10.02.2016 N Ф10-47/2016 по делу N А64-2400/2014.
Налоговые "поощрения"
- по налогу на прибыль
Еще одним Федеральным законом, от 03.07.2016 N 251-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации", внесены изменения в ряд статей части второй НК РФ.
Одна часть поправок дополнила перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходами на проведение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам работников налогоплательщика. В частности, подпункт 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ теперь устанавливает, что при расчете налога на прибыль организаций расходы работодателя на проведение независимой оценки квалификации работников, заключивших с ним трудовой договор, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Правда, при условии, что оценка квалификации работников осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
Что же касается расходов на проведение независимой оценки квалификации лиц, претендующих на трудоустройство, но еще не заключивших с налогоплательщиком трудовой договор, на основании подпункта 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ такие расходы принять будет нельзя.
Пример. По инициативе управляющей компании (УК) (работодателя) слесаря-ремонтника насосных установок 26 января 2017 года направили в районный центр оценки квалификаций для прохождения профессионального экзамена. Экзамен должен подтвердить соответствие квалификации работника положениям профессионального стандарта "Работник по техническому обслуживанию насосных или компрессорных установок инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (в системах водо- и теплоснабжения)" (утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2015 N 1070н). Экзамен проводился в соответствии с договором на оказание возмездных услуг центром для УК. Стоимость услуги составила (цифра условная) 5 900 руб., включая НДС 18% - 900 руб. Экзамен оплачен работником из средств, выданных под отчет в сумме 7 000 руб.
До центра оценки и обратно работник добирался на междугороднем автобусе. Экзамен проводился один день и был успешно пройден работником. По возвращении из районного центра работник на следующий день представил авансовый отчет о расходах на проезд до районного центра оценки квалификаций и обратно, а также документы, подтверждающие оказание услуги по проведению профэкзамена. Расходы на проезд подтверждены проездными документами на сумму 600 руб. без выделения НДС.
Данный факт хозяйственной жизни отражен в бухгалтерском учете УК следующими записями:
на дату выдачи средств под отчет:
Дебет 71 Кредит 50
- 7 000 руб. - выданы из кассы УК средства под отчет работнику;
на дату утверждения авансового отчета:
Дебет 20 Кредит 71
- 5 000 руб. - отражены расходы на оплату профэкзамена согласно акту оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг;
Дебет 19 Кредит 71
- 900 руб. - отражен НДС согласно счету-фактуре центра оценки квалификаций;
Дебет 20 Кредит 71
- 600 руб. - отражены расходы работника на проезд в центр оценки квалификаций и обратно;
Дебет 50 Кредит 71
- 500 руб. - возвращена работником в кассу УК неизрасходованная сумма средств, выданных под отчет.
Заметим, что на рассматриваемые расходы, связанные с прохождением независимой оценки квалификации работниками, заключившими с налогоплательщиком трудовой договор, не распространяется норма, касающаяся включения в состав внереализационных доходов суммы платы за профэкзамен в случае прекращения трудового договора между работником и налогоплательщиком до истечения одного года с даты начала его действия.
Зато налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг и одного года работы физического лица, прохождение независимой оценки квалификации которого было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным трудовым договором. Срок хранения документов должен составлять не менее четырех лет с момента окончания года, в котором проходила независимая оценка квалификации работника.
- по УСН и ЕСХН
Получили право уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с независимой оценкой квалификации, и налогоплательщики, использующие "упрощенку" (подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в редакции п. 5 Закона N 251-ФЗ), и лица, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (подп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ в редакции п. 4 Закона N 251-ФЗ).
- по НДФЛ
Тем же Законом N 251-ФЗ от обложения НДФЛ освободили доходы работников в виде платы за проведение независимой оценки их квалификации. Эта плата включена теперь в перечень доходов, не подлежащих налогообложению (п. 21.1), который содержит статья 217 НК РФ.
И еще в статье 219 НК РФ (подп. 6 п. 1) появился новый вид социального налогового вычета. Он предоставляется в сумме, фактически уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки его квалификации на соответствие профессиональным стандартам. При этом максимальная величина общей суммы социальных налоговых вычетов осталась неизменной - 120 000 руб. (п. 2 ст. 219 НК РФ).