Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 10.07.2015
С внесением изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и появлением в нем главы 54.1 появилось несколько самостоятельных правовых институтов и подынститутов. Так, А.С. Леонов в своей диссертационной работе называет отстранение подынститутом трудового договора наряду с приемом на работу, переводами по работе, прекращением трудового договора.
Невозможно провести полный анализ нормы, содержащейся в статье 348.5 Трудового кодекса Российской Федерации, если не сравнить ее с нормой, содержащейся в статье 76 ТК. Стоит отметить, что в статье 76 содержатся общие основания отстранения работника, а из этого следует, что действия данной статьи распространяются на все категории работников. Так, работодатель обязан отстранить от участия в спортивных соревнованиях спортсмена, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр. Из данного положения можно сделать вывод, что отстранение является обязанностью работодателя, а не его правом.
В статье 348.5 Трудового кодекса Российской Федерации законодатель закрепил особые основания отстранения спортсменов от участия в соревнованиях, обращая внимание на специфику данных отношений.
Так, к специальным основаниям для отстранения спортсменов от участия в спортивных мероприятиях законодатель относит:
спортивные дисквалификации спортсмена;
требования общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду или видам спорта, предъявленные в соответствии с нормами, утвержденными этой федерацией.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что статья 348.5 ТК расширяет список оснований для отстранения работников, указанный в статье 76 ТК. И тем не менее нельзя не отметить факт, что положение специальной нормы противоречит общей норме статьи 76 ТК в части оплаты труда. Согласно части 3 статьи 76 ТК работодатель не выплачивает заработную плату отстраненному работнику, тогда как статьей 348.5 ТК предусмотрены частичные выплаты заработной платы, размер которых может быть закреплен в трудовом договоре, но их минимальный размер установлен статьей 155 ТК РФ. Данное противоречие мы рассмотрим далее, когда будем анализировать гарантии, предоставляемые спортсменам в соответствии со статьей 348.5 ТК РФ.
На наш взгляд, стоит более подробно разобраться с понятием спортивной дисквалификации. Так, ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определяет спортивную дисквалификацию как отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта или общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта за нарушение правил вида спорта, или положений (регламентов) спортивных соревнований, или антидопинговых правил, или норм, утвержденных международными спортивными организациями, или норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями. Стоит отметить, что в старом законе данного определения не было и его появление в новой редакции стоит относить к преимуществам нового закона.
Помимо упомянутого Закона о спортивных дисквалификациях говорится в Дисциплинарном регламенте РФС, утвержденном Постановлением бюро исполкома Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз". Так, в статье 9 данного Регламента перечисляются спортивные санкции, применяемые к физическим лицам: 1) предупреждение; 2) удаление; 3) дисквалификация; 4) запрет на осуществление любой связанной с футболом деятельности; 5) запрет на вход на стадион.
Не все эти санкции распространяются на спортсменов, поэтому сконцентрируем внимание на удалении и дисквалификации, так как они наиболее близки к теме нашего исследования.
В статье 16 Дисциплинарного регламента раскрывается понятие удаления. Удаление является спортивной санкцией, которая применяется судьей в отношении участников матча во время матча в соответствии с правилами игры, и выражается в требовании со стороны судьи покинуть поле игры и его окрестности, включая скамью запасных. Данная санкция имеет непосредственное отношение к нашему исследованию, так как в части 3 той же статьи говорится, что удаление влечет за собой автоматическую дисквалификацию на следующий матч, а значит, работодатель обязан отстранить футболиста на определенное количество матчей.
Согласно статье 17 Регламента спортивная дисквалификация является спортивной санкцией, которая применяется юрисдикционным органом, за исключением случаев автоматической дисквалификации, и выражается в отстранении от участия в соревнованиях. Таким образом, мы видим тесную связь между двумя этими санкциями, одна из которых предшествует другой.
В отличие от положений Кодекса данный Регламент допускает дисквалификацию не только спортсменов, но и официальных лиц клубов, а это приближает его к реалиям в нашем спорте. На практике часто дисквалификация применяется к тренерам и главным тренерам команд. Поэтому данная норма помогает избежать неприятных разбирательств, связанных с обоснованностью применения тех или иных санкций по отношению к официальным лицам клубов.
Регламент закрепил способы исчисления спортивных дисквалификаций и их максимальные сроки. Так, дисквалификация налагается на матчи и на определенный срок (дни, месяцы, годы). Она не может превышать 24 (двадцати четырех) матчей или 2 (двух) лет, если в регламенте не закреплено иное правило. В случае нарушения антидопинговых правил или организации договорных матчей дисквалификация может быть пожизненной.
Таким образом, спортивная дисквалификация может быть применена к спортсмену не только за нарушение норм Дисциплинарного регламента, но и за нарушение антидопингового регламента ФИФА, а также организацию и участие в договорных матчах.
Стоит также отметить, что в соответствии с Дисциплинарным регламентом дисквалификация, полученная футболистом в матче чемпионата России, не распространяется на матчи молодежных составов.
Так, нападающий футбольного клуба "Спартак" (Москва) Веллитон Соарес де Мораис, получив дисквалификацию на шесть матчей Российской футбольной премьер-лиги, выступал за молодежный состав своего клуба, что можно считать реализацией права на гарантии в соответствии со статьей 348.5 ТК РФ.
Согласно положениям статьи 348.5 Трудового кодекса РФ, спортсмену, отстраненному от участия в спортивных соревнованиях, предоставляется ряд гарантий:
работодатель обеспечивает участие спортсмена в учебно-тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям;
за спортсменом, в соответствии с положениями трудового договора, сохраняется часть заработной платы в пределах минимума, установленного статьей 155 ТК РФ.
Применительно к ситуации с нападающим ФК "Спартак", на наш взгляд, была реализована первая гарантия. Подготовка спортсменов, и футболистов в частности, является сложной многоступенчатой системой различных упражнений для развития физических данных, тестов, позволяющих определить состояние физической формы того или иного спортсмена. Участие спортсмена в матчах является одним из этапов в системе физической подготовки, и руководство ФК "Спартак" предоставило одному из своих игроков возможность иметь постоянную игровую практику, несмотря на дисквалификацию.
Помимо организации учебно-тренировочного процесса, работодатель обязан выплачивать спортсмену определенную часть заработной платы, которая может быть установлена в трудовом договоре либо же в соответствии с положениями статьи 155 ТК РФ, согласно которой при определении части заработной платы должна учитываться вина обеих сторон в сложившейся ситуации.
Нами уже было отмечено, что данный подход отличается от того, который применяется при реализации нормы, указанной в статье 76 настоящего Кодекса, согласно которой работнику не выплачивается заработная плата. Таким образом, специальная норма, предусмотренная для спортсменов, улучшает положение спортсменов, отстраненных как по основаниям данной нормы, так и по основаниям, предусмотренным статьей 76 ТК. Такой подход, по мнению Ю.П. Орловского <1>, обусловлен тем, что фактически спортсмен отстраняется только от участия в соревнованиях, но должен продолжать выполнять все условия трудового договора, тогда как по общим правилам статьи 76 ТК работник полностью отстраняется от работы.
--------------------------------
<1> Орловский Ю.П. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 5-е изд., испр., доп. и перераб. М.: КОНТРАКТ; Инфра-М, 2009.
Временные отстранения спортсменов от участия в соревнованиях имели место всегда, именно поэтому возникла необходимость законодательного регулирования данных отношений. С включением главы 54.1 в состав Трудового кодекса РФ был сделан большой шаг вперед в регулировании данного вопроса. Норма, содержащаяся в статье 348.5 ТК РФ, стала базовой, своего рода плацдармом для регламентных норм, которые могут быть призваны учитывать особенности регулирования отношений в различных видах спорта.
Литература
1. Дисциплинарный регламент РФС: утвержден Постановлением бюро исполкома Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз".
2. Леонов А.С. Правовое регулирование труда спортсменов и тренеров: проблемы и перспективы развития: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
3. Орловский Ю.П. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 5-е изд., испр., доп. и перераб. М.: КОНТРАКТ; Инфра-М, 2009.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
5. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".