Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 17.03.2017
С 2006 года налоговики ведут работу среди работодателей по легализации заработной платы. Зарплатные комиссии созданы во всех налоговых инспекциях. Более того, данный вопрос рассматривается и межведомственными комиссиями при администрациях муниципальных образований. Вызываются на это мероприятие те работодатели, у которых низкий уровень зарплат. Причем в каждом регионе утвержден свой уровень минимально возможной зарплаты. Цель комиссий - вывод из тени оплаты труда и, как следствие, повышение уплачиваемого налога на доходы физических лиц.
Законность зарплатных комиссий
Принцип серых зарплатных схем заключается в том, что небольшая часть вознаграждения за труд фигурирует в трудовом договоре, а оставшаяся часть выдается в конверте. В результате бюджет недополучает существенные суммы налогов. Основные причины неофициальных зарплат - это нежелание работодателей платить НДФЛ и страховые взносы, а также соблюдать нормы трудового законодательства.
В функции ФНС России входит контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов и сборов (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). Как раз в рамках осуществления такого контроля при налоговых инспекциях и создаются комиссии по легализации налоговой базы (письма Минфина России от 13.04.2016 N 03-01-11/21064 и от 25.02.2016 N 03-01-11/10342).
Инспекторы вправе вызывать работодателей для дачи пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 2.1 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837). По оценкам чиновников, комиссии в данном случае являются хоть вынужденной, но эффективной мерой воздействия на должников.
Предметом рассмотрения на заседаниях комиссий являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогов. Одним из направлений проверок являются зарплаты работников. Зарплатные комиссии занимаются выявлением:
- выплат теневой заработной платы;
- несвоевременного перечисления НДФЛ;
- работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда, и т.д.
Деятельность комиссий признана эффективной, более того, налоговики планируют использовать их чаще (письмо ФНС России от 09.06.2016 N ЕД-4-15/10246@ "Об активизации работы комиссий территориальных налоговых органов по легализации заработной платы").
Кто подпадает под проверку
На комиссии вызывают работодателей, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Отбор осуществляется на основании показателей, содержащихся в справке о доходах физических лиц (по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@). Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных работникам, и среднесписочной численности. Особое внимание налоговики обращают на работодателей, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума (письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722, далее - письмо N АС-4-2/12722).
Также проверяют тех работодателей, которые снизили уплату НДФЛ относительно предыдущего года более чем на 10%. При отборе анализируются информация, имеющаяся у налоговых инспекторов, о среднесписочной численности и данные, представленные в ПФР (письмо N АС-4-2/12722).
К сведению. Налоговики считают, что реализация теневых схем оплаты труда осуществляется за счет неучтенных наличных денежных средств, которые образуются по причине занижения налогоплательщиком фактически полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов. Так что выплата заработной платы в конвертах приводит к занижению налогооблагаемой базы как по НДФЛ, так и по иным налогам - налогу на прибыль организаций, НДС, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенки, и пр. (письмо N АС-4-2/12722).
Что такое минимальная зарплата
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) по своей природе предназначен для установления минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
По общему правилу месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ (ч. 3 ст. 133 ТК РФ). При этом существует не только федеральный минимум, но и региональный.
В настоящее время федеральный МРОТ составляет 7 500 руб. (Федеральный закон от 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"), в июле этого года его планируется повысить на 300 рублей.
Если в регионе установлен свой минимальный размер заработной платы, то оплата труда за полностью отработанный месяц не может быть ниже этой величины (ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ). Не подчиниться данному правилу могут только те работодатели, которые отказались присоединиться к региональному соглашению о МРОТ (ч. 9 ст. 133.1 ТК РФ). Работодатели, отказавшиеся применять региональный минимум по зарплате, применяют федеральный МРОТ (ч. 3 ст. 133 ТК РФ).
Федеральный МРОТ и региональный минимум по зарплате периодически обновляются (примерно один раз в год). Так что работодатели должны постоянно контролировать соотношение заработной платы работников и утверждаемый минимальный размер оплаты труда.
Вообще-то начисление и выплата заработной платы в размере меньшем, чем законодательно установленный минимум, не является налоговым правонарушением. Речь здесь идет о нарушении трудового законодательства. При установлении таких фактов инспекторы вправе направить информацию в трудовую инспекцию (письмо ФНС РФ от 19.03.2009 N 3-6-04/66).
Сравниваем минималку
С МРОТ надо сравнивать полную заработную плату, которая состоит из следующих выплат (ч. 1 ст. 129 ТК РФ):
- собственно вознаграждения за труд;
- компенсационных выплат (оплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных);
- стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).
Так что допускается установление тарифной ставки, оклада ниже МРОТ. Однако окончательная зарплата (включая стимулирующие и компенсационные выплаты) не может быть ниже утвержденного МРОТ (письмо Минздравсоцразвития России от 09.07.2010 N 22-1-2194).
Судебная практика. В ст. 129 ТК РФ указано, что заработная плата включает в себя, кроме оклада, выплаты стимулирующего характера, а согласно ст. 133 ТК РФ не должна быть менее МРОТ. Так что работодатели освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ (определение КС РФ от 01.10.2009 N 1160-О-О, определение ВС РФ от 10.09.2008 N 83-Г08-11, кассационное определение Оренбургского областного суда от 14.09.2011 по делу N 33-5639/2011).
Если сотрудник трудится неполный день
Если работник работает в режиме неполного рабочего времени, то законодатель не гарантирует, что месячная заработная плата такого работника будет не ниже минимальной. Ведь в этом случае оплата труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки (письмо ФНС России от 31.08.2010 N ШС-37-3/10304@).
При работе на условиях совместительства зарплату также сравнивают с МРОТ пропорционально фактически отработанному времени.
Как налоговики узнают о низких зарплатах
Для определения среднего уровня зарплаты по предприятию налоговики изучают суммы доходов, выплаченных работникам (по форме 2-НДФЛ), и среднесписочную численность (письмо N АС-4-2/12722).
Также налоговые органы взаимодействуют с Пенсионным фондом РФ. Обмениваются информацией о выявленных фактах выплат неофициальной заработной платы и занижения налогооблагаемой базы и базы для начисления страховых взносов при проведении самостоятельных проверок (письмо ФНС России N ММВ-20-2/23@, ПФ РФ N АД-30-26/2673 от 22.02.2013 "О проведении скоординированных проверок в целях полноты выявления фактов выплат неофициальной заработной платы").
Налоговики указали признаки, по которым можно определить наличие теневых зарплат <1>:
- неправдоподобно низкие зарплаты;
- несоответствие зарплат средней заработной плате на рынке труда по отрасли;
- существенная разница между фондом заработной платы и доходами фирмы;
- уровень заработной платы работников соответствует уровню заработной платы руководящего состава;
- снижение зарплатных историй сотрудников (когда работники на прежних работах получали большую зарплату);
- несоответствие между уровнем зарплаты и приобретением дорогостоящих транспортных средств и имущества.
--------------------------------
<1> https://www.nalog.ru/rn21/news/activities_fts/6056447/.
К сведению. Часто налоговые органы, готовясь к комиссии, проводят комплексный анализ деятельности налогоплательщика, включая анализ движения денежных средств на расчетных счетах, а также контролируют расходы должностных лиц организации на приобретение недвижимого имущества и транспортных средств с последующим проведением контрольных мероприятий в отношении них по установлению источника теневого дохода <2>.
--------------------------------
<2> https://www.nalog.ru/rn33/news/activities_fts/6097538/.
Во многих инспекциях действуют телефоны доверия. Наибольшее количество жалоб поступает от работников, которые из-за серых зарплат столкнулись с отказом в кредите, а также от лиц, кто стремится получить налоговые вычеты при покупке жилья <3>. Чаще всего недовольны сотрудники, которые трудятся в мелком бизнесе. На крупных предприятиях зарплата, как правило, вся "белая" и ее уровень приличный <4>.
--------------------------------
<3> https://www.nalog.ru/rn31/news/activities_fts/4645170/.
<4> https://www.nalog.ru/rn33/news/smi/5408098/.
Налоговики постоянно предупреждают работников о рисках, связанных с неофициальными зарплатами. Ведь предоставление налоговых вычетов на лечение, обучение, в связи с приобретением жилья, расчет пенсий, больничных листов, выдача кредитов в банках производятся только по официальной заработной плате <5>. При этом будущая пенсия зависит как от трудового стажа, так и от размера заработной платы <6>.
--------------------------------
<5> https://www.nalog.ru/rn78/news/activities_fts/6064636/.
<6> https://www.nalog.ru/rn31/ifns/ifns31_04/6255292/.
К сведению. Пользователи сервиса ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" <7> могут самостоятельно проверить, перечисляет ли работодатель за них налоги. Сведения о полученных доходах и перечисленных суммах налога содержатся во вкладке "Налог на доходы физических лиц"/"Сведения о справках по форме 2-НДФЛ".
--------------------------------
<7> https://lkfl.nalog.ru/lk/.
С чего начинается проверка
Налоговая инспекция присылает уведомление о вызове работодателя (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, приложение N 2 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).
К сведению. Если налоговая отправила вам уведомление о вызове в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), то вы обязаны в течение шести рабочих дней направить в инспекцию по ТКС квитанцию о приеме данного уведомления (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Иначе налоговики вправе заблокировать ваши банковские счета (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Как правило, налоговые инспекторы требуют составить письменное пояснение по вопросу выплаты заработной платы ниже минимального уровня. Также придется представить штатное расписание и регистры бухгалтерского учета по счетам 68.1, 70 и 76.
Чаще всего налоговики отмечают две шкалы зарплат:
1) ниже регионального МРОТ - такая зарплата недопустима;
2) ниже среднеотраслевого уровня - чиновники настаивают на доведении зарплаты до среднего уровня (уровень зарплат можно найти на сайтах территориальных органов статистики).
Работа комиссий направлена на постепенный вывод заработной платы из тени, формирование реальной налоговой базы в регионах и повышение уплачиваемого НДФЛ <8>.
--------------------------------
<8> https://www.nalog.ru/rn36/ifns/imns36_11/6098337/.
К примеру, правительством Белгородской области на 2016 г. определен размер заработной платы работников в организациях производственных видов экономической деятельности не менее 20 000 руб. (постановление Правительства Белгородской области от 28.03.2016 N 74-пп). Для заслушивания на комиссии отбираются организации, в которых уровень заработной платы не соответствует установленному правительством области. В результате за 9 месяцев 2016 г. в поле зрения комиссии попало 237 работодателей, из которых 167 повысили заработную плату до установленного уровня (дополнительно начислен НДФЛ в размере 12,2 млн руб.) <9>.
--------------------------------
<9> https://www.nalog.ru/rn31/ifns/ifns31_04/6255292/.
Составляем пояснение
Не следует бояться комиссий. Как правило, небольшие зарплаты можно обосновать. В объяснительной укажите факторы, влияющие на низкий уровень зарплат. К примеру, отсутствие выручки, сезонный спад доходов и т.д. Также небольшой доход оправдан для сотрудников с неполной занятостью. В этом случае у работника в трудовом договоре прописан высокий оклад, а зарплата выплачивается за фактически отработанное время. Если у предприятия имеются обособленные подразделения в других субъектах, то низкую зарплату можно объяснить региональными особенностями.
Отметим, что комиссии по легализации побуждают большинство работодателей увеличить официальную зарплату работникам.
Пример 1. За период с января по сентябрь 2016 года в г. Йошкар-Оле после проведения комиссии 90 из 95 работодателей повысили зарплату работникам <10>. В I квартале 2016 года в г. Санкт-Петербурге 61% организаций после рассмотрения на комиссии представили штатные расписания с легализованной заработной платой (прирост НДФЛ составил 27 млн руб.) <11>.
--------------------------------
<10> https://www.nalog.ru/rn12/news/activities_fts/6276006/.
<11> https://www.nalog.ru/rn78/news/activities_fts/6064636/.
Многие инспекторы требуют предоставить гарантии повышения заработной платы в будущих периодах. Если вы уже готовы выполнить наказ налоговиков, то к объяснительной приложите обновленное штатное расписание.
Не исключено, что на комиссии вы увидите представителей органов исполнительной власти, ПФР, трудовой инспекции, а также правоохранительных органов и прокуратуры (письмо ФНС России от 09.06.2016 N ЕД-4-15/10246@). Привлечение этих лиц призвано усилить моральное давление на руководителей организаций, тем более что материалы работы комиссий в дальнейшем могут быть переданы в прокуратуру.
Кто заменит руководителя на комиссии
Руководителю не обязательно лично посещать зарплатную комиссию. Свои полномочия он вправе делегировать любому лицу (к примеру, бухгалтеру).
Для посещения комиссии законный представитель кроме паспорта должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговой инспекции (п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 29 НК РФ). Отметим, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
Сразу скажем, что большинство руководителей не посещают лично комиссию, ограничиваясь письменными пояснениями, отправленными по почте либо по электронным каналам связи. Как правило, такого ответа достаточно для удовлетворения интересов налоговиков.
Итоги комиссии
По результатам рассмотрения деятельности работодателя на заседании комиссии составляется протокол, в котором фиксируются рекомендации налогоплательщику и срок для устранения нарушений. С информацией, содержащейся в протоколе, налогоплательщик должен быть ознакомлен под личную подпись (письмо N АС-4-2/12722).
Информацию о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или МРОТ, налоговики направляют органам местного самоуправления и трудовым инспекциям (письмо N АС-4-2/12722).
В дальнейшем в отношении всех налогоплательщиков, рассмотренных на комиссии, может проводиться ежемесячный мониторинг изменения поступления НДФЛ в бюджет. Если по результатам мониторинга положительных тенденций не выявлено и при этом работодателем не представлено обоснованных пояснений, то документы по нему передаются в отдел предпроверочного анализа для того, чтобы решить, включать ли его в план выездных проверок (письмо N АС-4-2/12722).
Неявка на комиссию
В случае неявки работодателя (или его представителя) на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено (письмо N АС-4-2/12722). Работодателю следует представить письмо с просьбой о переносе заседания комиссии по легализации налоговой базы.
Никакой ответственности за отказ от дачи пояснений не предусмотрено (п. 2.3 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837). Тем не менее неявка без уважительных причин на заседание комиссии по легализации объектов налогообложения трактуется как административное нарушение <12> (письмо Минфина России от 09.04.2010 N 03-02-08/21). Результатом является предупреждение или штраф на граждан в размере от 500 до 1 000 руб., на должностных лиц - от 2 000 до 4 000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
--------------------------------
<12> https://www.nalog.ru/rn12/news/activities_fts/5269856/.
Судебная практика. Неявка на заседание комиссии по легализации объектов налогообложения, созданной при налоговом органе и наделенной полномочиями в сфере налогообложения, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (постановление Пермского краевого суда от 06.10.2014 N 44а-689/2014).
Между тем не всегда возможно привлечь руководителя за непосещение зарплатной комиссии. Ведь налоговым правонарушением является неявка в налоговый орган. Если же вас вызвали на заседание межведомственной комиссии, созданной на основании постановления главы администрации города, то штрафа можно избежать, ведь деятельность такой комиссии налоговым законодательством не регулируется.
Судебная практика. Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, образуют действия, заключающиеся в неповиновении законному распоряжению должностного лица налогового органа о явке в инспекцию, а также на заседание соответствующей комиссии по легализации объектов налогообложения, созданной при налоговой инспекции на основании приказа ее руководителя. В данном случае работодатель приглашался на заседание межведомственной комиссии, созданной на основании постановления главы администрации, являющейся постоянно действующим совещательным органом и не относящейся к структурам, осуществляющим государственный надзор (контроль) или муниципальный контроль. Деятельность межведомственной комиссии НК РФ не регулируется. Следовательно, неявка на ее заседание не влечет административную ответственность (постановления Верховного суда Республики Башкортостан от 28.10.2015 N 4А-1288/2015, N 4А-1284/2015, N 4А-1285/2015).
В то же время следует помнить, что неявка на комиссию может быть поводом для назначения выездной налоговой проверки (Письмо N АС-4-2/12722).