Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 27.03.2017
С кем работодатели не вправе заключать трудовой договор о дистанционной работе?
В свое время введение в Трудовой кодекс главы 49.1, которая определяет особенности регулирования труда дистанционных работников, было воспринято не иначе как легализация "неформальных" трудовых отношений. И ранее во многих компаниях трудились так называемые фрилансеры. Но их, за неимением ничего лучшего, оформляли либо по договору ГПХ, либо как надомников. В результате в первом случае удаленные работники теряли достаточно много - им не оплачивались больничные листы, не предоставлялись отпуска и т.д. и т.п. Оформление "удаленщика" как надомного работника, если он трудится вдали не только от офиса, но и от дома, также, очевидно, идет, что называется, против истины.
С появлением в ТК главы 49.1 в этом вопросе, наконец, появилась определенность. И работодатели довольно активно начали привлекать сотрудников, заключая с ними трудовые договоры о дистанционной работе. Тем самым они на вполне законных основаниях экономили, в том числе и на аренде офисов, обустройстве рабочего места и т.д. и т.п.
Надо сказать, что трудовая инспекция всегда относилась с подозрением к договорам гражданско-правового характера, заключенным с физлицами. И довольно часто по итогам проверок отношения подрядчиков с их заказчиками переквалифицировались в трудовые со всеми вытекающими. Тем не менее есть ситуация, когда чиновники, напротив, настаивают на том, что компании следует заключить с физлицом именно договор ГПХ, а оформление трудового договора о дистанционной работе невозможно в принципе.
Так, Минтруд в письме от 16 января 2017 г. N 14-2/ООГ-245 пришел к выводу, что Трудовой кодекс не дает возможность заключать трудовой договор о дистанционной работе с физлицами, которые находятся за пределами РФ. Причем неважно, какой они имеют статус, то есть кем на деле являются - гражданами РФ, иностранцами или же лицами без гражданства. Обоснование простое - положения статьи 312.3 ТК обязывают работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционным работникам. Плюс ко всему согласно статье 13 ТК федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют только на территории России. Соответственно, работодатель не сможет обеспечить безопасные условия труда удаленному работнику, что делает невозможным и заключение трудового договора с ним о дистанционной работе.
Отметим, что и в письме Минтруда от 7 августа 2015 г. N 17-3/В-410 чиновники со ссылками на положения статьей 13 и 312.3 ТК сделали аналогичный вывод, порекомендовав компаниям заключать с такими иностранцами договоры ГПХ. Таким образом, напрашивается вывод, что позиция Минтруда по данному вопросу является устоявшейся.
Тем не менее нельзя сказать, что она бесспорна. Во-первых, в ТК нет прямого запрета на заключение трудового договора о дистанционной работе с физлицом, которое находится за пределами РФ. Кроме того, есть ряд писем Минфина, в которых разъясняется порядок обложения НДФЛ выплат "дистанционщикам", которые выполняют свои трудовые обязательства за рубежом (см. письма Минфина от 4 августа 2015 г. N 03-04-06/44849, от 4 августа 2015 г. N 03-04-06/44852 и т.д.). А это косвенно подтверждает, что невозможное (заключение трудового договора о дистанционной работе с "иностранцем"), с точки зрения специалистов Минтруда, все-таки возможно.
Вместе с тем имеет смысл все же прислушаться к позиции Минтруда. Связано это с тем, что именно Минтруд уполномочен давать разъяснения относительно применения трудового законодательства. Соответственно, если эта позиция будет "услышана" в Минфине и в ФНС, то закончиться история может плачевно - помимо всего прочего появляется риск, что перечисленные, к примеру, "дистанционщикам", работающим за границей, отпускные и т.п. "трудовые" выплаты будут признаны необоснованным расходом.