Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Особенности регулирования труда отдельных категорий работников > Правовой статус сотрудников дипломатической службы Российской Федерации. Социальные аспекты (Краснов Ю.К.)

Правовой статус сотрудников дипломатической службы Российской Федерации. Социальные аспекты (Краснов Ю.К.)

Дата размещения статьи: 29.03.2017

Правовой статус сотрудников дипломатической службы Российской Федерации. Социальные аспекты (Краснов Ю.К.)

В науке трудового права России достаточно подробно рассмотрены различные аспекты правового статуса работников различных профессий и категорий и изменения трудового законодательства <1>. В то же время следует отметить, что анализ правового регулирования труда некоторых категорий только начинается. К ним относится изучение правового статуса дипломатического работника.
--------------------------------
<1> См.: Чудова Е.А. Законодательство о специальной оценке условий труда: новые правовые категории и вопросы терминологии // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. N 3. С. 31 - 34.

Этот статус в настоящее время определяется целым пакетом нормативно-правовых актов.
Важнейшее место среди них занимает Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <2>.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Закон является системообразующим законом прямого действия, которым устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы успешного функционирования государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе и дипломатической службы.
Для уточнения правового статуса дипломатического работника принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации", вступивший в силу 27 января 2011 г. <3>.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел РФ" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4174.

Закон создает правовую базу для эффективного функционирования российской дипломатической службы.
Методологическое значение данного документа заключается в более четкой формулировке ряда правовых понятий, которые широко используются в нормативных правовых документах МИД России. Это дипломатическая служба, дипломатические работники, сотрудники дипломатической службы, члены семьи сотрудника дипломатической службы <4>.
--------------------------------
<4> Там же.

Особую роль в регулировании правового статуса дипломатических работников играют нормативные акты, принятые МИД РФ. Их можно сгруппировать в несколько блоков.
Первая группа документов регулирует решение общих вопросов организации и прохождения дипломатической службы;
вторая - устанавливает размер денежного содержания и регулирует различные аспекты социального обеспечения сотрудников внешнеполитического ведомства, в первую очередь дипломатических служащих;
третья - определяет порядок профессиональной подготовки, а также возможности повышения квалификации кадров, переподготовки организации стажировок. Большая группа документов в этом блоке регулирует работу с резервом, проведение кадровых конкурсов, аттестаций и квалификационных экзаменов;
четвертая группа документов МИДа - определяет характер и возможности предоставления публичных государственных услуг юридическим и физическим лицам. Кроме того, в этот блок входят документы, регулирующие процедуры контроля качества и полноты исполнения государственных функций;
наконец, пятая группа документов регламентирует важнейшую задачу в рамках государственной службы - правовое обеспечение эффективной работы по противодействию коррупции, укреплению служебной дисциплины и ответственности <5>.
--------------------------------
<5> Занко Т.А. Особенности и основные направления совершенствования правового регулирования дипломатической службы Российской Федерации: Автореф. дис. ... к. ю. н. М., 2013.

Среди нормативных актов МИДа особое значение имеет Приказ от 23 июля 2009 г. N 11868 "Об утверждении Служебного распорядка МИД России" <6>.
--------------------------------
<6> Служебный распорядок МИД России, утв. Приказом МИД России от 23 июля 2009 г. N 11868 // БНА. 2009. N 39.

Этот документ определяет основные права, обязанности и ответственность сторон служебного контракта, режим служебного времени и отдыха, применение к федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате, территориальных органах, загранучреждениях, поощрений и взысканий, а также иные вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы в центральном аппарате, территориальных органах, загранучреждениях.

Условия труда и отдыха сотрудников дипломатической службы

Требования к условиям труда и отдыха сотрудников дипломатической службы, режим служебного времени в загранучреждениях МИД РФ установлены в ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ <7>. Кроме того, они определяются нормативными актами соответствующего загранучреждения и служебными контрактами, которые не могут ухудшать положения сотрудников дипломатической службы по сравнению с положением, установленным Федеральными законами от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел РФ" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4174.

Режим рабочего времени в загранучреждениях устанавливается локальным актом - приказом руководителя загранучреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 173 "О режиме служебного времени в отдельных дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях" (в ред. от 12.07.2011) в зависимости от климатических и иных условий работы в иностранных государствах Правительством РФ для отдельных загранучреждений МИД России, включенных в утвержденный перечень, может устанавливаться особый режим служебного времени, включая сокращенную продолжительность служебного времени, вместо 40 - 36 часов в неделю в соответствующие периоды календарного года <8>.
--------------------------------
<8> Постановление Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 173 "О режиме служебного времени в отдельных дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ" (в ред. от 12.07.2011) // СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 16; 2011. N 29. Ст. 4486.

Особо регламентируется в нормативных актах право сотрудников дипломатической службы на отдых.
Право на отдых в трудовом праве - одна из ключевых проблем. Различные аспекты ее изучения содержатся в ряде работ <9>. Однако специальных исследований права на отдых сотрудников дипломатической службы пока нет, и восполнение этого пробела необходимо.
--------------------------------
<9> Кузнецова М.В. Конституционно-правовой механизм защиты права на дополнительное время отдыха // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 4. С. 44 - 47.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ сотрудникам дипломатической службы предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением замещаемой должности и денежного содержания. Он состоит из основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 35 календарных дней, а замещающим должности иных групп - 30 календарных дней и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданского служащего за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы, но не более 10 календарных дней.
В Постановлении Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 258 "О минимальной продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков и об условии их предоставления работникам представительств Российской Федерации за границей" (в ред. от 12.07.2011) <10> установлено также, что он распространяется не только на дипломатических, но и на всех других работников представительств РФ за границей, включенных в их кадровый состав, независимо от характера выполняемой трудовой деятельности.
--------------------------------
<10> Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 258 "О минимальной продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков и об условиях их предоставления работникам представительств РФ за границей" (в ред. от 12.07.2011) // СЗ РФ. 2011. N 17. Ст. 2102; 2011. N 29. Ст. 4486.

Согласно данному Постановлению ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в представительстве РФ за границей предоставляется при наличии в стране пребывания одного из следующих условий:
- тяжелые климатические условия; неблагоприятная экологическая и (или) эпидемиологическая обстановка;
- военные действия, вооруженные конфликты;
- нестабильная общественно-политическая обстановка, включая террористическую деятельность;
- высокий уровень преступности <11>.
--------------------------------
<11> Приказ МИД России от 8 августа 2011 г. N 14299 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в странах, предусмотренных перечнем стран с особыми (в том числе климатическими) условиями, дающими право работникам представительств РФ за границей на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 258" // Российская газета. 2011. 28 сентября.

В настоящее время действует также Приказ МИД России от 8 августа 2011 г. N 14299 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в странах, предусмотренных перечнем стран с особыми (в том числе климатическими) условиями, дающими право работникам представительств Российской Федерации за границей на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 258" <12>.
--------------------------------
<12> Там же.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в предусмотренных перечнем странах, составляет три календарных дня.
В случае возникновения или исчезновения в стране пребывания одного из условий предоставления указанного отпуска в перечень могут быть внесены в соответствующем порядке изменения. Такие изменения были внесены, например, Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2012 г. N 771 <13>.
--------------------------------
<13> Шебанова А.И. Новое в современном правовом регулировании условий труда и отдыха работников, направляемых на работу в учреждения Российской Федерации за границей // СПС "КонсультантПлюс". 2014.

Материальное обеспечение сотрудников дипломатической службы в период работы в загранучреждениях МИД России

В ст. 13 Федерального закона N 205-ФЗ регламентировано материальное обеспечение сотрудников дипломатической службы в период работы в загранучреждениях МИД РФ.
Согласно данному Закону сотрудникам дипломатической службы в период работы в загранучреждениях МИД РФ выплачиваются:
1) денежное содержание в иностранной валюте в виде месячного должностного оклада в иностранной валюте, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации, и ежемесячной надбавки к месячному должностному окладу в иностранной валюте за особые условия работы в государстве пребывания, размер которой устанавливается Президентом Российской Федерации;
2) месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы в рублях и месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином федеральной государственной гражданской службы (дипломатическим рангом) в рублях, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты (за исключением ежемесячного денежного поощрения) в рублях, предусмотренные ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", размер которых устанавливается Президентом Российской Федерации.
В Указе Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 442 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации" предусмотрено увеличение размеров должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения всем категориям дипломатическим служащих <14>.
--------------------------------
<14> Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 442 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 26 (часть II). Ст. 3513.

В случае направления сотрудника дипломатической службы на работу в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации на срок более одного года ему при переезде к месту работы выплачивается подъемное пособие:
1) в иностранной валюте - в размере должностного оклада в иностранной валюте по должности федеральной государственной гражданской службы, замещаемой в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации;
2) в рублях - в двукратном размере оклада денежного содержания и ежемесячных выплат (за исключением ежемесячного денежного поощрения), предусмотренных ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", по должности федеральной государственной гражданской службы, замещаемой в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также в размере 25 процентов указанных оклада и выплат - на каждого выезжающего совместно с сотрудником дипломатической службы члена его семьи.
В случае прекращения сотрудником дипломатической службы работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации до истечения одного года по его инициативе либо в случаях, предусмотренных п. 4 - 6 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 205-ФЗ, выплаченное подъемное пособие с него удерживается <15>.
--------------------------------
<15> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел РФ" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4174.

Установлены ежемесячные надбавки к месячному должностному окладу федерального государственного гражданского служащего за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Такие надбавки выплачиваются тем гражданским служащим, которые допущены к государственной тайне на постоянной основе, в размерах, предусмотренных Приказом МИД России от 29 декабря 2006 г. N 21000.

Дополнительные государственные гарантии на дипломатической службе

В ст. 14 Федерального закона N 205-ФЗ установлены дополнительные государственные гарантии на дипломатической службе.
Во-первых, МИД РФ принимает необходимые меры по обеспечению безопасности и защиты сотрудников дипломатической службы и проживающих совместно с ними членов их семей.
Во-вторых, сотруднику дипломатической службы, работающему в загранучреждении МИД РФ, и проживающим совместно с ним членам его семьи в случае заболевания оплачивается медицинская помощь (за исключением стоматологического протезирования и плановых операций), в том числе при родовспоможении и в случаях, требующих экстренного помещения больного в стационарное лечебное заведение.
В-третьих, сотрудник дипломатической службы, работающий в загранучреждении МИД РФ, обеспечивается в государстве пребывания жильем с учетом количества проживающих совместно с ним членов его семьи, его должностного положения, а также местных условий по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом N 205-ФЗ установлен также ряд других дополнительных государственных гарантий сотрудникам дипломатической службы <16>.
--------------------------------
<16> Там же.

Литература

1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел РФ" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4174.
3. Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 442 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 26 (часть II). Ст. 3513.
4. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 173 "О режиме служебного времени в отдельных дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ" (в ред. от 12.07.2011) // СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 16; 2011. N 29. Ст. 4486.
5. Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 258 "О минимальной продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков и об условиях их предоставления работникам представительств РФ за границей" (в ред. от 12.07.2011) // СЗ РФ. 2011. N 17. Ст. 2102; 2011. N 29. Ст. 4486.
6. Приказ МИД России от 8 августа 2011 г. N 14299 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в странах, предусмотренных перечнем стран с особыми (в том числе климатическими) условиями, дающими право работникам представительств РФ за границей на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 258" // Российская газета. 2011. 28 сентября.
7. Служебный распорядок МИД России, утв. Приказом МИД России от 23 июля 2009 г. N 11868 // БНА. 2009. N 39.
8. Занко Т.Д. Особенности и основные направления совершенствования правового регулирования дипломатической службы Российской Федерации: Автореф. дис. ... к. ю. н. М., 2013.
9. Кузнецова М.В. Конституционно-правовой механизм защиты права на дополнительное время отдыха // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 4. С. 44 - 47.
10. Шебанова А.И. Новое в современном правовом регулировании условий труда и отдыха работников, направляемых на работу в учреждения Российской Федерации за границей // СПС "КонсультантПлюс". 2014.
11. Чудова Е.А. Законодательство о специальной оценке условий труда: новые правовые категории и вопросы терминологии // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. N 3. С. 31 - 34.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑