Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 31.03.2017
В соответствии с Конвенцией МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среды" (1983 г.) предприниматели должны обеспечивать, насколько это обоснованно и практически осуществимо, чтобы находящиеся под их контролем:
- рабочие места, механизмы, оборудование и процессы были безопасными и не угрожали здоровью;
- химические, биологические и физические вещества и агенты были безопасными для здоровья, когда принимаются соответствующие защитные меры.
Предприниматели должны в случае необходимости:
- предоставлять соответствующие защитные одежду и средства, чтобы предотвратить, насколько это обоснованно и практически осуществимо, возникновение несчастных случаев или вредных последствий для здоровья;
- принимать меры при возникновении аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи.
На уровне предприятия принимаются меры, в соответствии с которыми:
a) трудящиеся в ходе выполнения работы сотрудничают с предпринимателем в деле выполнения последним возложенных на него обязательств;
b) представители трудящихся на предприятии сотрудничают с предпринимателем в области безопасности и гигиены труда;
c) представители трудящихся на предприятии получают надлежащую информацию о мерах по обеспечению их безопасности и охраны здоровья, принятых предпринимателем, и могут консультироваться со своими представительными организациями по такой информации при условии неразглашения коммерческой тайны;
d) трудящиеся и их представители на предприятии получают надлежащую подготовку в области безопасности и гигиены труда.
Предприниматель не может требовать, чтобы трудящиеся возобновили работу, где по-прежнему сохраняется непосредственная и серьезная опасность для жизни или здоровья. Особо следует подчеркнуть, что сотрудничество предпринимателей и трудящихся или их представителей на предприятии является основным элементом организационных и других мер, принимаемых во исполнение указанных положений (ст. ст. 16 - 19 Конвенции МОТ N 155).
В соответствии с Рекомендацией МОТ N 164 (1981 г.) о безопасности и гигиене труда обязанности, возлагаемые на работодателя, могут (с учетом разнообразия отраслей экономической деятельности и различных видов работы) включать следующие:
a) предоставлять рабочие места, механизмы и оборудование и обеспечивать уход за ними, а также применять методы труда, настолько безопасные и не представляющие угрозы для здоровья, насколько это обоснованно и практически осуществимо;
b) обеспечивать необходимый инструктаж и подготовку, учитывая функции и свойства различных категорий работников;
c) обеспечивать соответствующий надзор за работой, применяемыми методами работы и осуществлением мер в области безопасности и гигиены труда;
d) принимать в зависимости от размера предприятия и характера его деятельности организационные меры по безопасности и гигиене труда и производственной среде;
e) бесплатно предоставлять работникам соответствующие защитную одежду и средства индивидуальной защиты, в которых может возникнуть разумная необходимость, когда отсутствует возможность каким-либо иным способом предотвратить или контролировать опасности;
f) обеспечивать, чтобы организация труда, особенно в отношении продолжительности рабочего времени и периодов отдыха, не сказывалась отрицательно на безопасности и гигиене труда;
g) принимать все обоснованные и практически осуществимые меры для снятия чрезмерной физической и психической усталости.
В случаях, когда два или более предприятия осуществляют одновременно деятельность на одном месте работы, они должны сотрудничать в деле применения положений по безопасности и гигиене труда и производственной среде без ущерба для ответственности каждого из них за здоровье и безопасность их работников.
Работодатели должны регулярно проверять применение соответствующих норм безопасности и гигиены труда, а также регистрировать такие данные, которые, по мнению компетентного органа или органов, являются необходимыми и которые могли бы содержать информацию обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве и повреждениях здоровья в ходе работы или в связи с ней, сведения о разрешениях и исключениях из законодательства или правил в этой области и возможные условия, от которых эти разрешения и исключения могут зависеть; удостоверения о наблюдении за здоровьем работников на предприятии; сведения о контакте с определенными веществами и агентами.
Аналогичные положения закреплены в Конвенции МОТ N 148 "О защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, защитными приспособлениями" (1977 г.). Названная Конвенция предусматривает, в частности, что работодатели должны, если характер деятельности их предприятий позволяет сделать это, письменно излагать политику и мероприятия в области безопасности и гигиены труда, указывать различные обязанности, выполняемые в соответствии с этими мероприятиями, и доводить эту информацию до сведения каждого работника.
Работодатели обязаны:
- регулярно проверять применение соответствующих норм безопасности и гигиены труда, осуществляя, например, контроль за производственной средой;
- регистрировать такие данные по безопасности и гигиене труда и производственной среде, которые, по мнению компетентного органа или органов, являются необходимыми и которые могли бы содержать информацию обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве и повреждениях здоровья в ходе работы или в связи с ней.
Согласно Рекомендации МОТ N 156 о защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах (1977 г.), работодатель должен предварительно информировать представителей работников предприятия и консультироваться с ними относительно проектов, мер и решений, которые могут иметь вредные последствия для здоровья работников в связи с загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах.
Прежде чем направлять работников на выполнение работы, которая может подвергнуть их воздействию загрязнения воздуха, шума и вибрации, работодатель должен информировать работников о рисках, мерах безопасности и охране здоровья, а также о возможностях обращения к медицинским службам. Организации работодателей и работников должны принимать конкретные меры для осуществления программ информации и подготовки в области профилактики и ограничения существующих и потенциальных профессиональных рисков, вызываемых загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, а также в области защиты против таких рисков.
В Рекомендации МОТ N 120 1964 г. о гигиене в торговле и учреждениях предусмотрено, что при превышении нормативных уровней работодатель разрабатывает комплекс мер по оздоровлению условий труда, включающий организационно-технические меры для устранения опасного фактора, а при невозможности устранения - снижение его уровня до безопасных пределов. Если в результате внедрения мер риск нарушения здоровья сохраняется, должны использоваться меры по уменьшению времени его воздействия (защита временем). Использование средств индивидуальной защиты в числе приоритетов мер по улучшению условий труда занимает последнее место.
В соответствии с положениями п. 5 Сеульской декларации по безопасности и гигиене труда от 29 июня 2008 г. работодателям следует обеспечить такие условия, чтобы:
- профилактика стала неотъемлемой частью их деятельности, поскольку высокий уровень норм в области безопасности и гигиены труда на производстве сопровождается высокими показателями в области деловой активности;
- эффективным образом были учреждены системы управления вопросами безопасности и гигиены труда в целях повышения уровня безопасности и гигиены труда на производстве;
- проводились консультации с работниками и их представителями, чтобы они проходили подготовку, получали информацию и привлекались к участию во всех мерах, связанных с обеспечением их безопасности и гигиены труда на производстве.
Рекомендация МОТ N 118 "О снабжении машин защитными приспособлениями" (1963 г.) предусматривает, что предприниматель должен создать и поддерживать такие окружающие условия, чтобы трудящиеся, имеющие дело с машинами, предусмотренными в Рекомендации, не подвергались никакой опасности.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ к основному праву работодателя отнесена реализация прав, предоставленных ему законодательством о специальной оценке условий труда.
Представляется, что федеральный законодатель чрезвычайно сузил права работодателей в сфере безопасности труда. Для сравнения акцентируем внимание на ст. 18 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" (с изменениями и дополнениями от 12 июля 2013 г. N 61-З).
Так, наниматель (работодатель) имеет право:
- требовать от работающих соблюдения законодательства об охране труда;
- проводить освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Освидетельствование работающих проводится в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- обращаться в соответствии с законодательными актами в организации здравоохранения, иные организации, осуществляющие в порядке, установленном законодательством, медицинскую деятельность, за сведениями о тяжести полученных работающими производственных травм, наличии у работающего заболевания, которое могло привести к получению травмы, а также о его нахождении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Помимо прав, указанных в ч. 1 статьи 18 Закона Республики Беларусь "Об охране труда", наниматель имеет право:
- применять меры поощрения и материального стимулирования работников за соблюдение требований по охране труда;
- осуществлять разработку и пересмотр государственных нормативных требований охраны труда на основе комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний, изучения передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий охраны труда, анализа результатов сертификации работ по охране труда;
- анализа типичных, наиболее вероятных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- определения наиболее безопасных методов и приемов выполнения работ.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ к основным обязанностям работодателя отнесены следующие:
- обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Следовательно, приоритетная обязанность работодателя - обеспечивать безопасность и условия охраны труда. Конкретные обязанности работодателя по обеспечению безопасности условий и охраны труда предусмотрены в ст. 212 ТК РФ.
Работодатель обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- создание и функционирование системы управления охраной труда;
- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В пункте 5 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.
Необходимо отметить, что статьи 69 и 213 ТК РФ не предусматривает норму о медицинском освидетельствовании. Представляется целесообразным устранить этот пробел и одновременно коллизию в правовом регулировании.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в редакции от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ) предусматривает целый комплекс обязанностей работодателей. Так, согласно ст. 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг;
- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
- осуществлять гигиеническое обучение работников.
Кроме того, граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение работ.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии со ст. 25 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В тех случаях, когда работодатель по обоснованным технологическим и иным причинам не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, он должен (в соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ) обеспечить безопасность для здоровья человека. Это может быть достигнуто посредством выполнения комплекса защитных мероприятий (организационных, санитарно-гигиенических, ограничения по времени воздействия фактора на работника - рациональные режимы труда и отдыха, средства индивидуальной защиты и др.).
Из судебной практики.
1. Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ООО "Арчединская промышленная группа" было признано виновным по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа. Решением судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 24 декабря 2015 г. указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися по делу актами, представитель ООО "Арчединская промышленная группа" подал в Волгоградский областной суд жалобу, в которой просил изменить постановление в части наказания, заменив штраф предупреждением.
Областным судом установлено, что в ходе проверки, проведенной в ООО "Арчединская промышленная группа", выявлены нарушения норм трудового законодательства, которые могут привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников и возникновению материального ущерба. Были обнаружены и зафиксированы следующие нарушения:
- медицинские аптечки в производственных помещениях не доукомплектованы покрывалом спасательным изотермическим для оказания первой помощи пострадавшим, что является нарушением Приказа Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 года N 169н, ст. 223 ТК РФ;
- в трудовых договорах оператора котельной, аппаратчика не указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника; не обеспечен надлежащий учет и контроль за выдачей смывающих (или) обезжиривающих средств; не ведутся личные карточки учета выдачи смывающих (или) обезвреживающих средств, что является нарушением п. п. 9, 25 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н, ст. ст. 57, 212, 221 ТК РФ;
- не обеспечена своевременная и в полном объеме выдача за счет средств предприятия спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты, прошедших в обязательном порядке сертификацию и декларирование в соответствии с характером и условиями работы, обеспечивающих безопасность труда для работников рабочих профессий ботинок, куртки на утепленной прокладке, фартука х/б, перчаток с полимерным покрытием, что является нарушением п. п. 4, 24 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н, ст. ст. 212, 221 ТК РФ;
- не обеспечены стирка, сушка и ремонт спецодежды и других средств индивидуальной защиты, чем нарушена ст. 221 ТК РФ;
- не разработаны программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте по всем профессиям (слесаря-ремонтника, уборщика, кладовщика, кладовщика, слесаря, грузчика, лаборанта, старшего аппаратчика, аппаратчика, аппаратчика розлива, аппаратчика крупяного производства, электрогазосварщика, водителя, оператора котельной, электромонтера, тракториста и др.), что является нарушением п. 7.2.2 ГОСТ 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда", ст. 212 ТК РФ.
Фактические обстоятельства дела проверены, подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд не нашел оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
2. Постановлением Государственной инспекции труда в Пермском крае от 13 декабря 2013 г. ООО "Полюс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа.
Решением судьи Пермского краевого суда от 17 апреля 2014 г. решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 27 февраля 2014 г. оставлено без изменения, жалоба ООО "Полюс" - без удовлетворения.
В жалобе заявитель выражал несогласие с вынесенными по делу постановлением должностного лица, судебными решениями, в качестве доводов ссылаясь на процессуальные нарушения КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
На основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Пермском крае (по охране труда) от 2 декабря 2013 г. в отношении ООО "Полюс" в период с 4 декабря 2013 г. по 6 декабря 2013 г. государственным инспектором труда О. проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения норм трудового законодательства.
1. Работодатель не прошел очередное обучение и проверку знаний по охране труда в нарушение положений ст. 225 ТК РФ, п. п. 2.3.1, 1.5 Постановления Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работником организаций".
2. Отсутствует комиссия по проверке знаний по охране труда, чем допущено нарушение ст. 225 ТК РФ, п. п. 1.7, 3.4 Порядка обучения.
3. Специалисты организации не прошли специальное обучение по охране труда, чем допущено нарушение ст. 225 ТК РФ, п. 2.3.2 Порядка обучения.
4. Специалисты организации не прошли проверку знаний требований охраны труда в учреждении, чем допущено нарушение ст. 225 ТК РФ, п. п. 3.5 - 3.9 Порядка обучения.
5. Не разработаны и не утверждены руководителем перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда, занятые на которых подлежат прохождению обучения и проверке знаний по охране труда, не определены порядок и периодичность их обучения и проверки знаний по охране труда, тем самым допущено нарушение ст. 212 ТК РФ, п. п. 4.2, 4.5 ГОСТ 12.0.004-90 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения".
6. Не разработаны и не утверждены программы обучения по охране труда работников, занятых на выполнении работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, чем допущено нарушение ст. 225 ТК РФ, п. п. 3.5 - 4.3 ГОСТ 12.0.004-90.
7. Не организовано обучение безопасным методам и приемам выполнения работ поступающих на работу лиц в течение месяца после приема на работу, чем допущено нарушение ст. 225 ТК РФ, п. 2.2.1 Порядка обучения.
8. Не организовано проведение обучения не реже одного раза в год по оказанию первой помощи пострадавшим, чем нарушены требования п. 2.2.4 Порядка обучения.
9. Графы и колонки в журналах по проведению вводного инструктажа по охране труда и повторных инструктажей на рабочем месте по охране труда не соответствуют ГОСТ 12.0.004-90, повторные инструктажи (1 раз в квартал) проводит М., который не прошел очередное обучение и проверку знаний по охране труда, тем самым допущено нарушение ст. ст. 212, 225 ТК РФ, приложений N 4, 6 ГОСТ 12.0.004-90.
10. Отсутствует список лиц и должностей с вредными условиями труда, разработанный на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
11. Не произведен расчет выдачи спецодежды работникам учреждения по нормативам. Работникам не приобретена сертифицированная спецодежда и спецобувь согласно нормативам, чем допущено нарушение ст. 221 ТК РФ, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н "Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".
12. На работников учреждения не заведены личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты установленного образца, чем нарушены ст. 221 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н.
13. Не определен перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и обезвреживающих средств, чем нарушены ст. 221 ТК РФ, п. 13 Приказа Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств" и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающимися и (или) обезвреживающими средствами".
14. Не произведен расчет выдачи работникам по нормативам смывающих и обезвреживающих средств, чем нарушены ст. 221 ТК РФ, п. 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н. Не заведены личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, чем допущено нарушение ст. 221 ТК РФ, п. 24 Приказа Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н.
15. Инструкции по охране труда разработаны, но срок их действия истек 5 января 2010 г., чем нарушены ст. 212 ТК РФ, ГОСТ 12.0.004-90, Постановление Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. N 80 "Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда". Не заведен журнал выдачи инструкций, чем допущено нарушение ст. 212 ТК РФ, ГОСТ 12.0.004-90, Постановления Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. N 80.
16. Работники не проинформированы о полагающихся им средствах индивидуальной защиты, чем нарушены положения ст. 212 ТК РФ.
17. Не разработаны обязанности работодателя по охране труда, чем нарушены положения ст. 212 ТК РФ.
18. Не назначена приказом комиссия по охране труда, чем нарушена ст. 218 ТК РФ.
18. Отсутствует комплект нормативно-правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, тем самым нарушены положения ст. 212 ТК РФ.
19. Не проводятся периодические технические осмотры зданий и сооружений, чем нарушены требования п. 2.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений", утв. Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279. Отсутствует акт технического обследования зданий и сооружений, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, п. 2.13 Положения.
В помещении гаража выход из осмотровой канавы не огражден металлическими перилами высотой не менее 1.1 м, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, п. 3.2.22 Постановления Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте".
20. Не назначено лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию котлов и котельного оборудования, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, п. 8.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации водогрейных котлов. В котельной отсутствует производственная инструкция для персонала котельной, разработанная на основании Правил технической эксплуатации отопительных котельных и инструкции завода-изготовителя, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, п. 8.10 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара 0,07 МПа (0,7 кгс/кв. см), водогрейных котлов и водонагревателей с температурой нагрева воды не выше 388 K (115 град. C), утвержденных Приказом Минстроя РФ от 28 августа 1992 г. N 205.
Работники котельной не прошли очередное ежегодное обучение и проверку знаний операторов котельной, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, п. 8.6 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара 0,07 МПа (0,7 кгс/кв. см), водогрейных котлов и водонагревателей с температурой нагрева воды не выше 388 K (115 град. C), утвержденных Приказом Минстроя РФ от 28 августа 1992 г. N 205.
21. Водители автотранспорта не проходят ежегодное 20-часовое обучение "Технический минимум водителя", чем нарушена ст. 212 ТК РФ. С водителями легкового автотранспорта не проводят предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
22. Отсутствуют обозначения напряжения на эл. щитах и эл. розетках, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, введенные в действие с 1 июля 2001 г. (ПОТ РМ-016-2001) с изменениями и дополнениями от 1 июля 2003 г., утвержденными Минтрудом РФ и Министерством энергетики РФ.
23. Отсутствуют акты измерения сопротивления электроцепи и заземляющих устройств на все электрооборудование, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 6 декабря 2013 г.; актом проверки от 6 декабря 2013 г.; распоряжением Государственной инспекции труда в Пермском крае о проведении внеплановой выездной проверки от 2 декабря 2013 г.; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 16 февраля 2014 г.; копией устава ООО "Полюс" (л. д. 63 - 67).
Судья Пермского краевого суда, отказывая в удовлетворении жалобы заявителя на решение судьи городского суда, правильно исходил из того, что факты нарушения ООО "Полюс" законодательства о труде и охране труда в судебном заседании установлены, что является основанием для его привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Таким образом, вина ООО "Полюс" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, подтверждена совокупностью исследованных судами доказательств, всем им дана надлежащая правовая оценка.
Библиография
Михайлов А.В. Правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 25 с.
Неверова А.С. Понятие и структура института охраны труда // Вестник Львовского государственного университета. 2013. N 58.
Пашин Н.П. Охрана труда, здоровья и окружающей среды в российском законодательстве и конвенциях МОТ: терминологический словарь-справочник. М., 2009. 250 с.
Петров А.Я. Охрана труда: о новой концепции института трудового права России // Право: журнал Высшей школы экономики. 2016. N 1.
Петров А.Я. Охрана (безопасность и гигиена) труда: актуальные вопросы трудового права. М.: Проспект, 2016. 431 с.
Петров А.Я. Пути реформирования законодательства об охране труда // Охрана труда и социальное страхование. 2015. N 11.