Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 31.03.2017
Исторически сложилось, что между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заложены очень тесные политические, экономические и культурные линии сотрудничества, в связи с чем представляет особый интерес анализ законодательства обоих государств в части установления наиболее удачных подходов к регулированию гарантий при приеме и увольнении родителей детей-инвалидов и лиц, их замещающих, и выработке рекомендаций различным ветвям власти России и Беларуси по их совершенствованию.
Основными документами, регулирующими трудовые отношения родителей детей-инвалидов и лиц, их замещающих, являются: в Российской Федерации - Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) <1>, в Республике Беларусь - Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК РБ) <2>.
--------------------------------
<1> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 06.04.2015, с изм. от 02.05.2015). URL: http://www.consultant.ru.
<2> Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З (с изм. и доп. от 01.07.2014). URL: http://www.pravo.by.
Рассмотрение вопроса о гарантиях, предоставляемых указанной категории работников, следует начать с анализа определения данного понятия, приведенного в трудовых кодексах изучаемых стран.
В ТК РФ определение понятия "гарантии" изложено в разделе VII ТК РФ.
По ТК РФ под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Белорусский законодатель в главе 9 ТК РБ указал, что гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав.
Таким образом, налицо более широкое изложение понятия гарантий в ТК РБ, т.к. в нем не делается акцент на обеспечении представленных работникам прав только в области социально-трудовых отношений.
В основе гарантий в области труда в исследуемых государствах заложены международные принципы в области трудовых правоотношений, базирующиеся на недопущении дискриминации работников в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального положения, возраста, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Так, в ст. 64 ТК РФ закреплен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора с женщинами по мотиву, связанному с наличием детей.
При формулировке белорусского закона (ст. 16, 268 ТК РБ) этот принцип коснулся более узкой категории женщин с детьми. К ним отнесли женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и одиноких матерей, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида до восемнадцати лет.
При этом в обоих Кодексах (ст. 64 ТК РФ, ст. 268 ТК РБ) предусмотрено, что при отказе в заключении трудового договора мотивы должны быть сообщены претенденту в письменной форме и такой отказ может быть обжалован в суд.
Согласно ст. 242 ТК РБ судебное обжалование возможно в течение трех месяцев со дня получения отказа.
В ст. 392 ТК РФ содержится аналогичная норма права.
В свою очередь, в обоих Кодексах отсутствует упоминание о запрете такой дискриминации в отношении отца ребенка.
Российская судебная практика свидетельствует о том, что отцы в последнее время все чаще обращают внимание на имеющийся дисбаланс предоставляемых им прав <3>.
--------------------------------
<3> См.: Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 28-П по делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 261 ТК РФ в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева; Постановление Европейского суда по правам человека от 07.10.2010. Дело "Константин Маркин против России" [Konstantin Markin v. Russia] (жалоба N 30078/06) (I Секция). URL: http://base.garant.ru.
Применительно к рассматриваемому в данной статье вопросу о трудовых гарантиях родителей детей-инвалидов и лиц, их замещающих, считаю, что в целях обеспечения равенства прав матери и отца, имеющих ребенка-инвалида, требуется внесение изменений в соответствующие нормы трудовых кодексов изучаемых нами стран, в части указания на обеспечение гарантий для отцов детей-инвалидов по запрету необоснованного отказа в заключении с ними трудового договора по мотиву наличия ребенка-инвалида.
Кроме того, такое нововведение согласуется с реальными жизненными ситуациями, свидетельствующим о том, что если ребенок-инвалид воспитывается в полной семье, то чаще всего мать осуществляет уход за ребенком-инвалидом, а отец работает, в связи с чем именно его права как кормильца семьи должны быть защищены государством при приеме на работу.
Как отмечает Е.А. Исаева, в защите, попадая в тяжелую жизненную ситуацию, нуждаются не только матери, но и другие члены семьи, которые наравне с женщиной обладают семейными обязанностями <4>.
--------------------------------
<4> Исаева Е.А. Тенденции развития законодательства о родительских отпусках в странах Европы // Вестник ЯрГУ. Серия "Гуманитарные науки". 2011. N 4(18). С. 52.
На мой взгляд, в целях соблюдения трудовых прав в оба Кодекса следует также внести положение о запрете отказа в приеме на работу лиц, замещающих родителя в семье, где воспитывается ребенок-инвалид, по мотиву наличия ребенка-инвалида.
К лицам, замещающим родителя, по моему мнению, наравне с биологическими родителями должны быть отнесены также лица, непосредственно участвующие в воспитании ребенка-инвалида - мачеха, отчим, опекун или попечитель.
В свою очередь, с учетом предложенных выше гарантий по запрету на отказ в приеме на работу родителей детей-инвалидов и лиц, их замещающих, также, на мой взгляд, интересным представляется вопрос об установлении в отношении данных граждан испытательного срока.
Анализ норм действующих Трудовых кодексов изучаемых нами стран позволяет говорить, что при приеме на работу в отношении родителей детей-инвалидов может быть установлен испытательный срок.
В то же время с учетом разработанных мною изменений в ст. ст. 16, 268 ТК РФ и ст. 64 ТК РФ в части запрета на отказ в приеме на работу родителей детей-инвалидов и лиц, их замещающих, не исключено, что работодатель (наниматель), не располагая правом отказать в приеме на работу родителям детей-инвалидов и лицам, их замещающим, может установить испытательный срок (по белорусскому закону - предварительное испытание), по окончании которого не исключено избавление от "проблемного" работника как не прошедшего испытательный срок (предварительное испытание).
На мой взгляд, для обеспечения баланса трудовых прав родителей детей-инвалидов и лиц, их замещающих, целесообразно дополнить ст. 70 ТК РФ и ст. 28 ТК РБ положением о запрете испытательного срока (предварительного испытания) при заключении трудового договора с данной категорией работников.
В то же время весьма интересным с научной точки зрения является вопрос о трудовых гарантиях родителей детей-инвалидов и лиц, их замещающих, при прекращении трудовых отношений с работодателем.
В статье 261 ТК РФ оговорено, что по инициативе работодателя не допускается расторжение трудового договора с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, или с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях (за исключением увольнения по основаниям, специально оговоренным в ТК РФ).
Гарантии при прекращении трудового договора для родителей детей-инвалидов в Республике Беларусь закреплены в ст. 268.
Согласно положениям данной нормы права расторжение трудового договора по инициативе нанимателя не допускается с одинокими матерями, имеющими детей-инвалидов до восемнадцати лет, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, прямо указанным в ТК РБ.
Таким образом, российский трудовой закон при инициировании увольнения по воле работодателя наравне с одинокой матерью ребенка-инвалида до восемнадцати лет, названной в ТК РБ, гарантирует защиту интересов работника, воспитывающего ребенка-инвалида без матери; родителя (иного законного представителя ребенка), являющегося единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.
Мне кажется, что действующая редакция абзаца 4 ст. 261 ТК РФ сформулирована очень корректно, поскольку она регулирует правоотношения при увольнении по инициативе работодателя не только одиноко воспитывающего ребенка-инвалида работника, но и членов полных семей, если один из родителей (законный представитель) не состоит в трудовых отношениях.
Внесение в абзац 4 ст. 261 ТК РФ в 2012 г. <5> подобных изменений укрепило роль социально незащищенного слоя населения - семьи, воспитывающий детей-инвалидов, повысило качество их жизни и обеспечило уверенность в защите от недобросовестных работодателей, которые могут по своему личному, подкрепленному корыстными целями желанию уволить работников, имеющих членом своей семьи ребенка-инвалида.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 12.11.2012 N 188-ФЗ "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru.
На мой взгляд, в целях соблюдения трудовых прав родителей детей-инвалидов и лиц, их замещающих, в ст. 268 ТК РБ следует также внести дополнения, по своей сути сводящиеся к копированию постулатов, закрепленных в абзаце 4 ст. 261 ТК РФ.
В свою очередь, свидетельством отнесения вопроса о защите трудовых прав работников к важнейшим и подлежащим непосредственному контролю со стороны государства является тот факт, что в Уголовном кодексе Республики Беларусь имеется норма об ответственности за незаконное увольнение работника.
В статье 199 УК РБ <6> оговорено, что необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности либо заведомо незаконное увольнение лица с работы наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.
--------------------------------
<6> Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З (с изм. и доп. от 29.01.2015). URL: http://www.pravo.by.
По УК РФ (ст. 145 УК РФ) <7> уголовное наказание возможно применить за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины по мотивам ее беременности и женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам.
--------------------------------
<7> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 08.06.2015). URL: http://www.consultant.ru.
Исходя из анализа вышеназванных норм Уголовных кодексов можно сделать вывод, что со стороны белорусского законодателя работник более защищен, т.к. российский закон предписывает запрет на необоснованное увольнение женщины по мотиву беременности или наличия у нее детей в возрасте до трех лет, а в белорусском Уголовном кодексе называется помимо запрета на необоснованное увольнение женщины по мотиву беременности еще и заведомо незаконное увольнение лица.
На мой взгляд, предполагаемая возможность уголовного преследования за незаконное увольнение лица с работы, безусловно, влияет на принятие нанимателем решения об избавлении от того или иного "неугодного" работника (в т.ч. и родителя ребенка-инвалида), тем более что предполагаемое наказание является более тяжким, чем в российском Кодексе.
Проведенная в ходе данного исследования аналитическая работа позволяет говорить о наметившихся в последние годы положительных тенденциях в законодательстве России и Белоруссии в вопросах регулирования труда родителей детей-инвалидов и лиц, их замещающих.
Трудовые кодексы этих двух стран имеют во многом схожие черты в части определения гарантий для родителей детей-инвалидов и лиц, их замещающих. Вместе с тем каждый из Трудовых кодексов имеет специфические особенности в регулировании трудовых отношений означенной категории работников.
В то же время представляется очевидным, что заложенные российским и белорусским законодателем трудовые гарантии в равной мере должны касаться матери и отца ребенка-инвалида, а также лиц, их замещающих, что позволит защитить их от произвола работодателя и обеспечить конкурентоспособность на рынке труда.
Литература
1. Исаева Е.А. Тенденции развития законодательства о родительских отпусках в странах Европы / Е.А. Исаева // Вестник ЯрГУ. Серия "Гуманитарные науки". 2011. N 4(18). С. 52.
2. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 28-П по делу о проверке конституционности части 4 статьи 261 ТК РФ в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева.
3. Постановление Европейского суда по правам человека от 07.10.2010. Дело "Константин Маркин против России" [Konstantin Markin v. Russia] (жалоба N 30078/06) (I Секция). URL: http://base.garant.ru.
4. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З (с изм. и доп. от 01.07.2014). URL: http://www.pravo.by.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 06.04.2015, с изм. от 02.05.2015). URL: http://www.consultant.ru.
6. Федеральный закон от 12.11.2012 N 188-ФЗ "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru.
7. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З (с изм. и доп. от 29.01.2015). URL: http://www.pravo.by.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 08.06.2015). URL: http://www.consultant.ru.