Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 03.04.2017
Повышенные гарантии, расширенные права и меры поддержки в сфере труда, в том числе право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск увеличенной продолжительности, предоставляемые отдельным категориям работников образования, занимающим должности руководителей, имеют в России достаточно продолжительную историю. Высказывается мнение, что основы правового регулирования отпусков увеличенной продолжительности некоторых категорий служащих, к которым относились и работники просвещения, были заложены еще в дореволюционных актах <1>.
--------------------------------
<1> Логачев Д.И. Удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск: понятие, особенности, классификация // Труд и социальные отношения. 2014. N 6. С. 128.
К советскому периоду относятся два акта, регулирующих вопросы ежегодных основных оплачиваемых отпусков работников сферы образования и науки. Первым актом общего значения стало Постановление Народного комиссариата труда СССР 1932 г. <2>. После окончания Великой Отечественной войны в 1949 г. Совет Министров СССР, по одним сведениям, отменив, по другим - не отменяя предыдущий акт, на достаточно длительный период закрепил продолжительность отпусков работников научно-исследовательских, учебных и культурно-просветительных учреждений <3>.
--------------------------------
<2> См.: Постановление Народного комиссариата труда СССР от 5 мая 1932 г. "Об отпусках работникам научно-исследовательских, учебных и политико-просветительских учреждений" // Известия Народного комиссариата труда СССР. 1932. N 13 - 14 (утратило силу).
<3> См.: Постановление Совета Министров СССР от 21 апреля 1949 г. N 1577 "Об отпусках работникам научно-исследовательских, учебных и культурно-просветительных учреждений" // Свод законов СССР. Т. 2. С. 252 (фактически утратило силу).
С позиции современных исторических и правовых реалий уровень прав и гарантий в сфере отпусков, закрепленных в советское время за некоторыми категориями работников образования, впечатляет как кругом лиц, наделенных правом на отпуск увеличенной продолжительности, так и количеством дней отпуска. В соответствии с КЗоТ РСФСР 1922 г. <4> всем лицам, работающим по найму, один раз в году предоставлялся очередной отпуск продолжительностью не менее двух недель. КЗоТ РСФСР 1971 г. <5> общую минимальную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска установил в количестве 15 рабочих дней. При этом согласно Постановлению Совета Министров СССР от 21 апреля 1949 г. N 1577 отдельным работникам системы высшего образования, занимающим должности руководителей, предоставлялся отпуск продолжительностью 24 и 48 рабочих дней.
--------------------------------
<4> См.: Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета от 9 ноября 1922 г. "О введении в действие Кодекса законов о труде РСФСР" (вместе с Кодексом законов о труде РСФСР) // Собрание узаконений РСФСР. 1922. N 70. Ст. 903 (утратило силу).
<5> См.: Закон РСФСР от 9 декабря 1971 г. "Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР" (вместе с Кодексом) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. N 50. Ст. 1007 (первоначальный текст документа) (утратил силу).
В постсоветское время подзаконные акты о ежегодных основных оплачиваемых отпусках работников сферы образования пересматривались дважды. В 1994 г. Правительство РФ не отменило, но фактически прекратило действие Постановления Совета Министров СССР от 21 апреля 1949 г. N 1577, утвердив перечень образовательных учреждений и других учреждений, предприятий и организаций и должностей, работа в которых дает право на ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска <6>. В 2002 г. в связи с принятием нового Постановления Правительства РФ <7> в части определения продолжительности ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков, установленных педагогическим работникам образовательных учреждений, Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1052 утратило силу.
--------------------------------
<6> См.: Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1052 "Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций" // СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2397 (первоначальный текст документа) (утратило силу).
<7> См.: Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам" // Российская газета. 2002. 5 окт. (первоначальный текст документа) (утратило силу).
К моменту принятия в 2015 г. пятого по счету акта о ежегодных основных оплачиваемых отпусках работников сферы образования концепция отпуска увеличенной продолжительности для отдельных категорий руководителей высшей школы прошла своеобразное испытание временем. Суть концепции заключалась в том, что расширенные права в части времени ежегодного отдыха предоставлялись руководителям, обеспечивающим руководство деятельностью образовательной организации, а также отдельным руководителям, чья деятельность в принципе связана с организацией процесса обучения или научной работой, но при этом должна была иметь и педагогическую составляющую. Закрепилась и единая продолжительность отпуска в высшей школе в количестве 56 календарных дней.
Первым шагом к пересмотру концепции и обновлению модели правового регулирования стало закрепление в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) <8> положений о том, что работники, занимающие должности руководителей образовательных организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений образовательных организаций, их заместителей, наделяются отдельными расширенными правами, гарантиями и мерами социальной поддержки, предусмотренными для педагогических работников. Впервые на уровне федерального закона отдельные руководители наделены правом на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск как самостоятельная категория работников сферы образования. В двух предыдущих актах об отпусках указанные руководители были отнесены к педагогическим работникам. Представляется, что тем самым устранено существовавшее довольно длительное время несоответствие подзаконных актов статьям 115 и 334 Трудового кодекса РФ <9>.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598 (первоначальный текст документа).
<9> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3 (первоначальный текст документа).
Продолжительность и порядок предоставления отпуска были определены в Постановлении Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 (далее - Постановление N 466) <10>. Принятие данного Постановления стало вторым шагом, завершившим обновление нормативных правовых актов, в которых нашла отражение новая концепция ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков отдельных руководителей высшей школы.
--------------------------------
<10> См.: Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" // Российская газета. 2015. 21 мая. Впервые документ был размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru 18 мая 2015 г.
Постановление N 466 - один из актов, которые приняты для реализации Закона об образовании в результате переговоров и консультаций, проведенных в рамках рабочих групп при Министерстве образования и науки РФ при участии Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Разработка данного Постановления, в которой Профсоюз принял активное участие, продолжалась в течение двух лет <11>. В указанном Постановлении, как и планировалось, реализована идея установления работникам сферы образования единой продолжительности и единого порядка предоставления отпусков. Единый подход обеспечивается в том числе за счет связи норм Постановления N 466 с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 (далее - Номенклатура должностей) <12>, а также одного для всех руководителей условия предоставления отпуска увеличенной продолжительности. Новшеством является также и то, что право на отпуск увеличенной продолжительности больше не увязывается с условием осуществления отдельными руководителями сферы образования педагогической работы. Несмотря на то что новое правовое решение не было принято спонтанно, имеются основания полагать, что оно не лишено спорных моментов, препятствующих эффективной реализации правовых положений.
--------------------------------
<11> См.: Постановление исполнительного комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 22-2 // Официальные документы в образовании. 2015. N 8. С. 25 - 33.
<12> СЗ РФ. 2013. N 33. Ст. 4381.
На основании пункта 2 разд. III приложения к Постановлению Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 руководителям, должности которых указаны в подразделе 1 разд. II Номенклатуры должностей, предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней. В Номенклатуре должностей перечислены наименования пяти должностей, относящихся к категории руководителей. В этом перечне наряду с должностями руководителей образовательных организаций, в том числе высшего образования, присутствует должность президента. Примечательно, что к руководителям образовательной организации президент отнесен и в проекте соответствующего профессионального стандарта <13>. В проекте профессионального стандарта его трудовая функция представлена несколько шире, чем в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н <14> (далее - квалификационный справочник).
--------------------------------
<13> См.: проект профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации". URL: http://vet-bc.ru/node/567 (дата обращения: 11.09.2016).
<14> Российская газета. 2011. 13 мая (первоначальный текст документа).
Вместе с тем из содержания статьи 51 Закона об образовании явственно следует, что правом на ежегодный основной оплачиваемый отпуск увеличенной продолжительности наделен только руководитель образовательной организации. В отношении президента образовательной организации высшего образования далее по тексту статьи аналогичная оговорка отсутствует. Получается, что президент получил право на отпуск увеличенной продолжительности исключительно на уровне подзаконного акта, а это уже противоречит положениям ТК РФ.
В соответствии с пунктом 3 разд. III приложения к Постановлению Правительства РФ N 466 правом на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней обладают руководители, должности которых указаны в подразделе 2 разд. II Номенклатуры должностей. Данный подраздел Номенклатуры должностей частично воспроизводит положения квалификационного справочника. В подразделе представлены как конкретные, так и обобщающие наименования должностей. Предполагается, что наименование должности в штатном расписании образовательной организации и наименование должности в Номенклатуре должностей должны соответствовать друг другу, но это не всегда реализуемо. В качестве примера можно привести несколько должностей из рассматриваемого перечня, которые при определении права на отпуск увеличенной продолжительности могут повлечь дополнительные вопросы.
Во многих государственных образовательных организациях сохранилась практика указания в наименованиях должностей проректоров курируемых ими направлений деятельности. Хотя в 2011 г. квалификационный справочник закрепил наименование должности вполне определенно - "проректор". Номенклатура должностей дополнительно ввела должность первого проректора. Если в образовательной организации присутствует многообразие в наименовании должностей проректоров и даже помощников ректоров (проректоров), что встречается намного реже, применять Постановление N 466 будет весьма затруднительно.
Представляется, что образовательным организациям разумно придерживаться единообразия и привести свою штатную структуру в соответствие с нормативными правовыми актами. Косвенно в пользу того, что ставший традиционным в высшей школе подход к наименованию должностей проректоров следует скорректировать, говорит Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 217н <15>, в котором должность помощника ректора (проректора) закреплена так, как она звучит в квалификационном справочнике, без уточнений.
--------------------------------
<15> См.: Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 217н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования" // Российская газета. 2008. 28 мая.
Целесообразно определять содержание трудовой функции работников, занимающих должности проректоров, помощников ректоров (проректоров), с учетом положений квалификационных справочников и профессиональных стандартов единообразно в их должностных инструкциях, а конкретные направления деятельности и соответствующие полномочия закреплять приказом. Для таких должностей трудовая функция, как правило, строится по принципу делегирования. Более трудозатратным, но допустимым может быть вариант закрепления конкретных направлений деятельности и полномочий в должностных инструкциях, являющихся приложениями к трудовым договорам.
Такой подход к наименованию должности и определению содержания трудовой функции справедлив и в отношении советника при ректорате, если наименование этой должности по каким-то причинам уточняется в штатном расписании образовательной организации исходя из содержания трудовых действий, которые осуществляются работником.
При реализации Постановления N 466 много вопросов могут вызвать должности руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения и его заместителя. "Руководитель структурного подразделения" - обобщающая категория, а не конкретное наименование должности. В скобках представлены конкретные наименования должностей руководителей структурных подразделений, перечень заявлен закрытым. Возникают как минимум два взаимосвязанных вопроса: следует ли при определении у работника права на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск руководствоваться принципом точного соответствия его должности указанным наименованиям должностей и может ли в наименовании должности присутствовать (полностью или частично) указание на наименование структурного подразделения, возглавляемого работником? Например, "директор" и "директор филиала", "заведующий сектором" и "заведующий сектором методической работы".
Обобщающая категория "руководитель структурного подразделения" перенесена в Номенклатуру должностей из квалификационного справочника. Одновременно квалификационный справочник закрепил конкретные наименования должностей, которые относятся к категории руководителей. Например, в квалификационном справочнике присутствуют такие должности, как директор (начальник, руководитель) студенческого дворца культуры, директор (руководитель, заведующий) издательства учебной литературы и учебных пособий и др. Если сравнить описание должностных обязанностей, предлагаемое квалификационным справочником, то разделение в принципе объяснимо. В рассматриваемой ситуации возникает еще один вопрос: выпадают или нет данные должности из перечня тех, которые подлежат оценке при определении права на отпуск увеличенной продолжительности, поскольку в Номенклатуре должностей они отдельно не указаны.
В статье 27 Закона об образовании закреплено, что образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности. В связи с этим думается, что для Номенклатуры должностей целенаправленно была выбрана обобщающая категория "руководитель структурного подразделения". Поэтому при реализации Постановления N 466 следует применять расширенное толкование. Иное подразумевает заведомую невозможность адекватной реализации положений данного акта об отпусках. Расширенное толкование позволит снять блокирующую составляющую и создать условия для реального использования нормативных положений.
В образовательных организациях, структура которых представлена такими учебными подразделениями, как институт и факультет, может возникнуть и еще один вопрос, связанный с указанными ранее моментами и одновременно усложненный определенными обстоятельствами. Речь идет о должности заместителя директора института, заместителя декана факультета и заместителя заведующего кафедрой.
Должность "директор института" в 2011 г. квалификационным справочником, а в 2013 г. Номенклатурой должностей отнесена к должностям педагогических работников, которые, в свою очередь, относятся к профессорско-преподавательскому составу образовательной организации высшего образования. Тем самым пополнился перечень должностей работников, которые совмещают управленческую и педагогическую деятельность. Трудовая функция таких работников неоднородна, что влечет противоречия и сложности в управлении их трудом и регулировании трудовых отношений. Единственным на сегодня способом определить границы между управленческой и педагогической деятельностью является установление доли последней в структуре трудовой функции посредством конкретного размера учебной (преподавательской) работы (часов учебной нагрузки).
Квалификационный справочник и Номенклатура должностей не предусматривают должности заместителей декана факультета, директора института и заведующего кафедрой. Профессиональный стандарт по рассматриваемым должностям пока отсутствует. В соответствии со статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях предполагают, что при составлении штатного расписания и установлении окладов (должностных окладов) в обязательном порядке должны учитываться положения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов. Обязанность, например, федеральных государственных учреждений при установлении системы оплаты труда придерживаться положений квалификационных справочников или профессиональных стандартов предусмотрена и Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" <16>.
--------------------------------
<16> Российская газета. 2008. 13 авг. (первоначальный текст документа).
В соответствии с общими положениями квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих должности заместителей руководителей признаются производными от базовых должностей соответствующих руководителей. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей. Применив это правило к заместителям директоров институтов, деканов факультета и заведующих кафедрами, образовательная организация расширит перечень должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, со всеми вытекающими из этого последствиями, что, как уже отмечено, Номенклатурой должностей не предусмотрено. Кроме того, если практика делегирования управленческой составляющей трудовой функции является устоявшейся, то в отношении педагогической составляющей имеются определенные сомнения.
Перечисленные обстоятельства дают основание сомневаться в допустимости наличия заместителей у декана факультета, директора института и заведующего кафедрой. Если должности заместителей присутствуют в штатном расписании, то, вероятно, у образовательной организации имеются сложности с разграничением образовательного процесса и процессов, которые его сопровождают. В большинстве случаев в этом нет прямой вины самой образовательной организации. Так либо сложилось исторически, либо вызвано тем, что данные руководители вынуждены работать в условиях многозадачности и возрастающей интенсивности. В таких условиях наличие заместителей становится острой необходимостью.
В отношении таких должностей, как заместитель декана факультета, заместитель директора института, заместитель заведующего кафедрой, имеет смысл пересмотреть штатное расписание образовательной организации или относить данную должность к категории заместителей руководителей структурных подразделений. Относить эти должности к должностям профессорско-преподавательского состава и на этом основании предоставлять работникам ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск не представляется возможным в силу положений Номенклатуры должностей, где перечень соответствующих должностей вполне однозначно определен.
В ответах на вопросы, заданные в частном порядке, Департамент государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ подтверждает заявленные выше доводы. Так, по мнению Минобрнауки России, такие должности, как начальник учебно-методического управления, начальник научно-исследовательского сектора, директор учебного или научного центра, начальник отдела аспирантуры, заведующий отделением довузовской подготовки, директор библиотеки, начальник управления по внеучебной работе, заместитель декана факультета, заместитель директора института в Номенклатуре должностей указаны в подразделе 2 разд. II (письма от 9 июня 2015 г. N 05-ПГ-МОН-19599 и N 05-ПГ-МОН-19600 (о рассмотрении обращений) (находятся в частном использовании)). Минобрнауки России считает, что все эти должности могут и должны рассматриваться при определении права на отпуск увеличенной продолжительности.
Одновременно с этим позиция Профсоюза работников народного образования и науки РФ относительно того, что направление (направления) работы заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений и их заместителей в обязательном порядке должны содержаться непосредственно в наименованиях их должностей <17>, видится спорной. Во-первых, в силу условий построения системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях это не всегда возможно. Во-вторых, в некоторых случаях вряд ли реально, особенно если опираться на Номенклатуру должностей, сформированную с целью единообразного применения на территории России наименований должностей во всех образовательных организациях независимо от их организационно-правовой формы.
--------------------------------
<17> Информационный бюллетень N 3 "Ежегодные оплачиваемые отпуска работников образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение": Сб. нормативных правовых актов с комментариями. М., 2015. URL: http://www.eseur.ru/newsletters/ (дата обращения: 11.09.2016).
Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 разд. II Номенклатуры должностей, в соответствии с Постановлением N 466 наделяются правом на отпуск увеличенной продолжительности при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью. Предоставление отпуска увеличенной продолжительности руководителям сферы образования под таким условием не является новшеством. В отношении некоторых руководителей отдельных образовательных учреждений схожее условие предоставления отпуска было закреплено в Постановлениях Правительства РФ N 1052 и N 724.
В условии предоставления отпуска, которое определено в Постановлении N 466, вернее, в его формулировке, так же как и в наименовании должностей, имеются свои нюансы. Речь идет, во-первых, о правильности прочтения текста с учетом знаков препинания и союзов, а во-вторых, о толковании используемых понятий и оборотов.
Условие предоставления отпуска сформулировано таким образом, что в нем присутствуют как знаки препинания - запятые, так и союзы - и (или). Прочитать текст можно так, что он будет иметь как минимум три совершенно разных значения. Опираясь на грамматическое толкование, представляется, что формулировка "деятельность, связанная с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью" предполагает, что право на отпуск увеличенной продолжительности возникает у лиц, которые осуществляют деятельность, связанную с руководством всеми перечисленными направлениями деятельности образовательной организации в совокупности. Выбор возможен только между научной и творческой деятельностью. Запятые, используемые в тексте условия предоставления отпуска, несут смысловую нагрузку союза "и".
Профсоюз работников народного образования и науки РФ, комментируя Постановление N 466, придерживается иной точки зрения и полагает, что "должностные инструкции руководителей, указанных в подразделе 2 раздела II Номенклатуры должностей, должны содержать перечень обязанностей, связанных с перечисленными направлениями деятельности (одному или нескольким направлениям)" (Знаки препинания в цитате проставлены автором. - С.П.) <18>. Возможно, при формулировании условия именно такой смысл в него и предполагалось вложить, но, к сожалению, думается, что он по факту получился иным.
--------------------------------
<18> Информационный бюллетень N 3 "Ежегодные оплачиваемые отпуска работников образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение".
Правильное прочтение текста условия имеет существенное значение, поскольку сужает или расширяет круг руководителей высшей школы, которым может быть предоставлен отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Пока не сформировалась устойчивая практика применения Постановления N 466, выбор придется делать самой образовательной организации. Не исключено, что по этому поводу могут быть высказаны критические замечания, но это лишь еще раз подтверждает факт, что формулировка условия неудачна.
Оборот "деятельность связана с руководством" играет важную роль в анализируемой формулировке условия предоставления отпуска увеличенной продолжительности.
Согласно статье 51 Закона об образовании права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации. Примечательно, что указанные в Законе об образовании виды деятельности не совпадают с теми, которые указаны в Постановлении N 466.
Положения Закона об образовании нашли отражение в макетах уставов, предложенных образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России, в качестве основы для приведения в соответствие с нормативными правовыми актами их учредительных документов (письмо от 28 мая 2015 г. N ЕТ-651/10). Есть основания полагать, что в реальных учредительных документах присутствует единообразие в большей части их положений, поэтому для достижения цели исследования допустимо опереться на данные макеты.
В соответствии с текстом макета устава бюджетного образовательного учреждения высшего образования ученый совет осуществляет общее руководство образовательным учреждением, а ректор - текущее руководство. Конференция работников и обучающихся, как коллегиальный орган управления, в силу своей относительно неширокой компетенции принимает опосредованное участие в управлении образовательной организацией.
Ученый совет, как коллегиальный орган управления, в силу природы деятельности не может передавать свои полномочия отдельным работникам образовательного учреждения, но вправе наделять соответствующими функциями структурные подразделения посредством принятия решения об их создании и утверждения положений о них, что, в свою очередь, обусловливает компетенцию, полномочия и ответственность руководителей подразделений.
Ректор имеет возможность делегировать осуществление отдельных полномочий проректорам и другим работникам. Согласно предложенному Минобрнауки России макету в уставе образовательного учреждения может быть закреплено, что руководство отдельными направлениями его деятельности осуществляется проректорами. Распределение обязанностей между проректорами, их полномочия и ответственность устанавливаются приказом ректора. Проректоры несут ответственность перед ректором за состояние дел порученных им направлений работы.
Особым статусом обладают лица, занимающие в образовательном учреждении высшего образования должность президента. В макетах уставов Минобрнауки России полномочия и компетенция президента как лица, принимающего участие в управлении образовательным учреждением, представлены по аналогии с квалификационным справочником. Следует отметить, что указанная деятельность согласно макетам уставов осуществляется президентом по согласованию с ректором. Несмотря на то что отсутствуют прямые правовые ограничения, в силу природы статуса, компетенции и полномочий возможность делегировать последние у президента отсутствует.
Структурные подразделения и отдельные лица, как правило, занимающие должности, которые относятся к категории руководителей, обеспечивают осуществление деятельности образовательной организации (следует из макетов уставов). Статус, функции, полномочия и ответственность структурных подразделений определяются в положениях о них. Компетенция, полномочия и ответственность руководителей структурных подразделений и отдельных лиц, занимающих должности, которые относятся к категории руководителей, определяются локальными нормативными актами, должностными инструкциями и трудовым договором. Согласно положениям статей 47 и 52 Закона об образовании наличие должностных инструкций по соответствующим должностям в образовательной организации обязательно.
Таким образом, руководство деятельностью образовательной организации осуществляет ограниченный круг субъектов, которые обладают соответствующей компетенцией, наделены полномочиями по принятию решений, а субъекты, которые относятся к лицам, занимающим отдельные должности, также несут персональную ответственность за результаты принятых решений. Лица, осуществляющие руководство деятельностью образовательной организации, определены, для них не предусмотрены какие-либо дополнительные условия (положение, приказ и т.д.). Речь идет о ректоре и президенте. Правда, в отношении президента в квалификационном справочнике, в проекте профессионального стандарта и макетах уставов применяется оборот "участие в управлении", а не руководство. Руководство той или иной деятельностью все же предполагает наличие соответствующих компетенции, полномочий и ответственности за принятые решения.
Деятельность руководителей структурных подразделений и отдельных лиц, как правило, занимающих должности, которые относятся к категории руководителей, может быть только связана с деятельностью по руководству отдельными направлениями работы. Все лица, занимающие должности руководителей, могут иметь отношение к руководству деятельностью образовательной организации, если это закреплено в Уставе, положении о структурном подразделении, приказе, должностной инструкции, других локальных актах и документах и (или) трудовом договоре. Другими словами, им в установленном порядке должны быть делегированы соответствующие полномочия, они должны иметь возможность принимать соответствующие решения под свою ответственность. Иначе их работа просто направлена на обеспечение деятельности образовательной организации и никакой связи с руководством не имеет.
Этот довод поддерживается положениями проекта профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации". В проекте профессионального стандарта предусмотрено пять обобщенных трудовых функций. По каждой из них трудовые функции и трудовые действия, а также их совокупность могут выполняться лицами, занимающими должности первого проректора, проректора, заместителя руководителя (директора, заведующего и начальника), руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, руководителя (заведующего) учебной (производственной) практикой в порядке делегирования им полномочий.
Оборот "деятельность связана с руководством" может быть интерпретирован и по-другому. Так, связанной с руководством можно назвать деятельность, сопровождающую реализацию руководящих, управленческих функций. Представляется, что связь в данном случае возникает не в силу делегирования полномочий, а в силу природы трудовой функции по соответствующей должности. В данном контексте могут рассматриваться должности помощника ректора (проректора), советника при ректорате, старшего мастера, ученого секретаря совета (образовательной организации, факультета (института)). Насколько правильны эти размышления, однозначно судить сложно, они более абстракты и не подкрепляются конкретными нормативными положениями.
При толковании условия предоставления отпуска увеличенной продолжительности, закрепленного в Постановлении N 466, можно исходить и из более узкого понимания направлений деятельности. Направления деятельности, поскольку никаких уточнений в Постановлении N 466 нет, можно и не увязывать с направлениями деятельности образовательной организации, а ограничиться рамками работы, определенной для конкретного руководителя, руководство которой он осуществляет в силу своего статуса по определению. Смысл рассматриваемого условия в таком случае становится близок к смыслу условия, формулировка которого была закреплена в Постановлениях Правительства РФ N 1052 и N 724. Разные масштабы деятельности в данном случае не умаляют требования к реальным полномочиям и ответственности по должности руководителя. Однако при таком подходе велик риск свести перечисленные направления деятельности к простым обеспечительным действиям, которые могут иметь отношение к образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельности лишь постольку, поскольку они ее сопровождают.
Образовательным организациям рекомендуется как по причине сложности, так и по причине объемности работы не отдавать соответствующее решение относительно отпусков увеличенной продолжительности на откуп одному работнику или даже структурному подразделению. Для проведения соответствующей работы с уставом, штатным расписанием, положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями, приказами о делегировании (распределении) полномочий, трудовыми договорами предлагается создать комиссию. В состав комиссии должны войти и представители работников. Решение комиссии может быть обсуждено на заседании коллегиального органа управления образовательной организации и утверждено ее руководителем. Это позволит выработать и в последующем придерживаться единообразной позиции, особенно в условиях некоторой правовой неопределенности нормативных предписаний. Образовательным организациям следует иметь в виду, что целесообразно разработать алгоритм последующего принятия соответствующих решений, потому что их организационная и штатная структуры, а также управленческая политика могут подвергаться изменениям. Следовательно, ранее сформированный перечень должностей руководителей потребует пересмотра.
Относительно определения момента (даты, события), с которого у работников, занимающих должности руководителей, возникает право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней, можно высказать следующие соображения. Если после анализа документов образовательной организации, которые ранее перечислялись, будет возможно однозначно определить перечень соответствующих должностей, то датой возникновения права на отпуск будет дата вступления в юридическую силу Постановления N 466, что соответствует правилам исчисления сроков, с которыми связывается возникновение прав и обязанностей в сфере труда. Соответственно продолжительность отпуска у каждого работника будет рассчитываться с 26 мая 2015 г. пропорционально фактически отработанному за этот период времени с соответствующей продолжительностью отпуска в рабочем периоде.
Если образовательная организация придет к выводу, что содержание имеющихся документов не позволяет однозначно определить перечень должностей руководителей, которым может быть предоставлен отпуск увеличенной продолжительности, то момент возникновения права на отпуск следует связывать с датой принятия (утверждения) соответствующих документов или внесения изменений и дополнений в уже существующие документы. Исключением может стать только то, что поправки могут носить технический, а не содержательный характер. Это также справедливо в отношении случаев, когда впоследствии тем или иным работникам, занимающим должности руководителей, будут делегированы соответствующие полномочия.
Насчет определения момента, с которого у работника возникает право на отпуск увеличенной продолжительности в соответствии с Постановлением N 466, а также оценки его трудовой деятельности уже высказано судебное мнение <19>. Выводы суда расходятся с теми, которые озвучены в настоящем исследовании. Суд поддержал истца, претендующего на отпуск увеличенной продолжительности за рабочий год, который истек к моменту вступления в силу Постановления N 466. Представляется, что суд выразил свое мнение, абстрагировавшись от предмета спора, поэтому по факту и получилось, что правильные, по сути, выводы суда не соотносятся с необоснованным требованием истца. Анализируя должностную инструкцию заместителя директора филиала по учебной работе, суд пришел к выводу, что работа истца "связана с руководством образовательной, творческой, научно-методической, методической деятельностью, а также педагогической деятельностью". Это явилось достаточным основанием для признания за истцом права на отпуск увеличенной продолжительности.
--------------------------------
<19> См. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 8 декабря 2015 г. по делу N 33-13973/2015.
Таким образом, предлагаемое сегодня правовое решение в отношении ежегодных основных оплачиваемых отпусков увеличенной продолжительности, предоставляемых некоторым руководителям высшей школы, сложно признать эффективным. Многоступенчатость правового регулирования, огромное количество вопросов по наименованию должностей, интерпретации условия предоставления отпуска не будут способствовать адекватной реализации нормативных положений. Вместе с тем подобные правовые решения, безусловно, дисциплинируют, ориентируя на повышение качества организационной и штатной структуры, на эффективную управленческую политику. Готовность сферы труда к таким решениям можно оценить только по истечении какого-то времени.
Вызывающим критические замечания по социальным соображениям, но не менее важным с точки зрения оценки эффективности норм можно назвать аспект целесообразности предоставления отпуска увеличенной продолжительности широкому кругу руководителей высшей школы. Во-первых, действительно ли это рационально, в том числе с точки зрения увеличения затрат работодателей. Во-вторых, насколько реально отпуска будут востребованы и использованы по своему назначению, поскольку в силу объективной загруженности данные работники будут пользоваться правом на компенсацию части отпуска, которая превышает 28 календарных дней. В совокупности с дополнительными оплачиваемыми отпусками продолжительность времени ежегодного отдыха работника может быть весьма значительной. В таких условиях неизбежен целенаправленный уход работодателя от соблюдения нормативных положений.
Библиография