Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 05.04.2017
Система конституционных прав и свобод в сфере охраны труда, гарантированная ст. 37 Конституции РФ, закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Экономическое значение охраны труда зависит от результативности мероприятий по улучшению условий труда. Они влияют на производительность труда, которой способствуют комфортные условия производственной деятельности, здоровый микроклимат, соблюдение правовых норм о режиме рабочего времени и времени отдыха. Из-за несоблюдения правил охраны труда компании при повышенном уровне заболеваемости персонала вынуждены содержать на 15 - 20% больше работников, чем заботящиеся об условиях труда конкуренты <1>. Организации, экономящие на средствах индивидуальной защиты, стоимость которых около 4 тысяч рублей, в последующем после несчастных случаев несут потери в сотни тысяч рублей.
--------------------------------
<1> См. [Электр. ресурс]: referat.niv.ru/view/referat-lifesafety...61756.htm.
Трудовое законодательство с первых шагов своего формирования включало в себя производственную функцию, значительное внимание уделялось производительности труда. Охране труда отводилась роль второго плана. "Законодательство о труде рассматривалось как средство повышения производительности труда и только затем - как средство охраны труда" <2>.
--------------------------------
<2> См.: Иванов С.А. Советская наука трудового права: проблемы и перспективы развития // Проблемы трудового права и права социального обеспечения. 1975. С. 5 - 26.
В настоящее время меняются подходы к правовому регулированию охраны труда, которая приобретает сегодня особую значимость. Становится очевидным, что производственный травматизм, заболевания работников, включая профессиональные заболевания, не совместимы с успешным бизнесом. Закономерно, что в утвержденной распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 г. N 1662-Р Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к числу приоритетов социальной и экономической политики отнесено улучшение качества социальной среды и здоровья нации, развитие экологически чистых производств. Нельзя быть уверенным, что эта Концепция будет реализована без решения в краткосрочный период не предусмотренных названным документом социально значимых вопросов, имеющих непосредственное отношение к охране здоровья, предупреждению травматизма. В настоящее время получила широкое распространение практика использования труда работников за пределами установленного законодательством рабочего времени. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей в России 8 млн работников трудятся по 12 часов в день. Кто-то добровольно, а кто-то делает это вынужденно <3>. Представители ряда профессий, например врачи, учителя, традиционно работают с повышенной нагрузкой. Парадокс в регулировании их труда заключается в том, что для большинства из них де-юре установлен сокращенный рабочий день. А де-факто их заработная плата во многом определяется дополнительной нагрузкой.
--------------------------------
<3> См.: Гонтмахер Е. Нынешний Трудовой кодекс оторван от жизни // [Электр. ресурс]: htpp://www.kp.ru/articlel24589475.
Нет оснований полагать, что увеличение рабочих часов без модернизации производства существенно повысило производительность труда. По этому показателю мы в 2 - 3 раза отстаем от европейских стран. Усталый работник по окончании смены не в состоянии выполнять работу с прежней интенсивностью. Влияние утомления на поведение человека сравнимо с влиянием алкоголя: снижается бдительность, замедляется реакция и скорость переработки информации. Человек становится менее внимательным, теряет собранность, координацию и, как результат, допускает ошибки, которые приводят к авариям, травмам, потере трудоспособности, экономическим потерям, фатальным последствиям. В частности, 12-часовые и более длительные смены "повышают риск травмирования работающих на 37% по сравнению со сменами нормальной 8-часовой длительности, риск аварийности и травматизма возрастает с ростом количества часов, отработанных за день или неделю" <4>.
--------------------------------
<4> См.: [Электр. ресурс]: htpp://www.zid.com.ua/rus_creativework/pravylnoe-sootnochenye-rabota-otclyh-zalobsohranenyya-zdorovya. Интернет-газета. "Академия здоровья".
Проводимые в последние годы мероприятия, направленные на упреждающее регулирование возможных рисков в процессе труда, принятие превентивных и других мер по сбережению населения, привели к определенным положительным результатам. По данным Росстата, за последние 6 лет уровень производственного травматизма в целом по России снизился в полтора раза (в том числе в 1,4 раза заканчивающихся летальным исходом). Тем не менее, по сравнению с аналогичными показателями развитых стран, он остается еще крайне высоким. "Уровень смертности от производственных травм за тот же период в Японии снизился в 2,5 раза, в Германии - в 4 раза, во Франции этот показатель ниже в 5,5 раза" <5>. За рубежом во многих компаниях разработаны для каждого сотрудника индивидуальные инструкции, состоящие из пяти разделов: общие требования к специальности и каждого вида работ, этап подготовки к работе, основной этап работы, требования, предъявляемые к сотруднику в аварийных ситуациях, заключительный этап работы. Каждый сотрудник компании имеет две инструкции: одну - должностную, вторую - по охране труда.
--------------------------------
<5> См.: [Электр. ресурс]: htpp://www.znakcomplect.ru/novosti/example/sergei-velmyaikin.
Практика свидетельствует о необходимости определения смыслового значения самого понятия охраны труда, его содержания, правовых аспектов, круга охватываемых мероприятий. Трудно согласиться с тем, что в определении условий труда, содержащемся в ст. 209 ТК РФ, речь идет лишь о факторах производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, умалчивается влияние внешних факторов. В этой статье, несмотря на многоплановость мероприятий, связанных с охраной труда, не учитываются природно-климатические условия той местности, где осуществляется трудовая деятельность. Возможность их воздействия на здоровье работников в ряде случаев компенсируется предоставлением дополнительных оплачиваемых отпусков, например в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним или в высокогорных районах. Вместе с тем, когда складываются чрезвычайные ситуации из-за беспрецедентно высокой температуры, например из-за горящих торфяников, лесных пожаров, наводнений, предприятия в силу разного рода причин не всегда оказываются готовыми к их разрешению. Необходимость законодательного закрепления мер по урегулированию ситуаций, о которых идет речь, очевидна. Лесной фонд России составляет 69% ее суши, наша страна занимает первое место в мире по размерам площади торфяников. Для ряда регионов проблемы соблюдения требований охраны труда в условиях возгорания лесных и торфяных массивов носят масштабный характер, требуют объединения усилий предприятий, государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. В ст. 211 Кодекса следует включить требования охраны труда, связанные с созданием условий для работы и отдыха в чрезвычайных ситуациях, например использование дистанционного труда, направление работников во внеочередные отпуска, изменение сменности работы и др. По этому пути идут работодатели в ряде регионов, которые предпринимают самостоятельные меры по облегчению работы в названных ситуациях.
Серьезные проблемы выявила реализация положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Как показывает практика, к специальной оценке условий труда в ряде случаев наблюдается формальный подход, не всегда такая оценка объективна. Происходит искусственное снижение классов вредности без изменения условий труда и характера трудового процесса <6>. Нуждается в изменении формирование рабочих органов, участие в их работе представителей работников, обжалования принимаемых промежуточных решений, которые существенно влияют на конечный результат. В соответствии со ст. 9 названного Закона "О специальной оценке условий труда" комиссия по оценке труда образуется в соответствии с приказом работодателя, который утверждает состав комиссии и порядок ее деятельности. Наряду с другими специалистами в нее входят представители профсоюзного или иного выборного органа. Формируя комиссию, работодатель не обязан учитывать возможности того или иного кандидата реально осуществлять представительство интересов работников. Названный ранее Закон его к этому не обязывает. Его редакция позволяет работодателю включать в комиссию любого члена представительного органа независимо от мнения последнего. Если учесть, что в нашей стране, единственной в мире, в один профсоюз могут входить работники и представители администрации, то на вполне законных основаниях представителями работников в этих случаях могут стать специалисты из состава менеджмента. При подготовке законопроекта не учтено, что представителя выборного органа должен определять сам выборный орган, а работодатель по его представлению своим приказом включает такого представителя в комиссию по специальной оценке труда.
--------------------------------
<6> См.: Открытое письмо российских медиков Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ // Солидарность. 2016. 13 - 20 января.
Трудно не согласиться с учеными, полагающими, что комиссия по специальной оценке условий труда, возглавляемая работодателем либо его представителем, является органом, решения которого не могут быть обжалованы. Она не является юридическим лицом, что исключает возможность ее привлечения к ответственности. В судебном порядке ее решения также не могут быть обжалованы, поскольку отсутствие статуса юридического лица влечет отсутствие гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности. Видимо, за деятельность комиссии будет отвечать работодатель <7>.
--------------------------------
<7> См.: Миронов В.И. Некоторые проблемы урегулирования разногласий в сфере охраны труда // Сб. "Охрана труда: проблемы правового регулирования". М.: Ин-т гос. и права РАН, 2015. С. 129.
Исторически сложилось, что в осуществлении представительства и защиты интересов, трудовых прав работников наряду с профсоюзами принимают участие и другие представительные органы. Необходимо разграничение компетенций между общественными формированиями. Так, в соответствии со складывающейся практикой целью создания, например, производственных советов является повышение качества выпускаемой продукции, использование внутренних резервов производства, т.е. хозяйственная деятельность. Задача профсоюзов - регулирование условий труда. Совместная деятельность представительных органов способствует развитию демократических процессов.
Список использованной литературы:
1. Миронов В.И. Некоторые проблемы урегулирования разногласий в сфере охраны труда // Сб. "Охрана труда: проблемы правового регулирования". М.: Ин-т гос. и права РАН, 2015. С. 129.
2. Иванов С.А. Советская наука трудового права: проблемы и перспективы развития // Проблемы трудового права и права социального обеспечения. 1975. С. 5 - 26.