Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников > Соотношение терминов "профессиональные стандарты" и "стандарты профессиональной деятельности": сфера применения и нормативное содержание (Сметанина Е.Е.)

Соотношение терминов "профессиональные стандарты" и "стандарты профессиональной деятельности": сфера применения и нормативное содержание (Сметанина Е.Е.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

Соотношение терминов "профессиональные стандарты" и "стандарты профессиональной деятельности": сфера применения и нормативное содержание (Сметанина Е.Е.)

С 01.07.2016 вступит в силу Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому работодатели будут обязаны применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Трудовой кодекс не раскрывает содержание термина "профессиональная деятельность", использованного в ст. 195.1. Представляется, что можно понимать этот термин следующим образом. Поскольку работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, следовательно, термин "профессиональная деятельность", содержащийся в ст. 195.1 ТК РФ, обозначит выполнение работы по трудовой функции в соответствии с трудовым договором. При этом согласно ст. 15 ТК РФ трудовая функция - это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Кроме того, термин "профессиональная деятельность" используется в ст. 20, 129, 144 ТК РФ. При этом в ст. 129 и 144 ТК РФ содержание термина "профессиональная деятельность" можно понимать как работу по профессии рабочего или должности служащего. А вот ст. 20 говорит уже о профессиональной деятельности работодателей, вступивших в трудовые отношения с работниками, причем таких работодателей, как частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. Таким образом, в Трудовом кодексе нет универсального подхода к употреблению термина "профессиональная деятельность".
В других нормативных правовых актах также нет единого подхода к использованию данной категории. Так, термин "профессиональная деятельность" употребляется в отношении деятельности нотариусов (ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате, ст. 86 Налогового кодекса РФ), адвокатов (ст. 24, ст. 27 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", ст. 86 Налогового кодекса РФ), арбитражных управляющих (ст. 20 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), оценщиков (ст. 3 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") и некоторых других субъектов.
Таким образом, один и тот же термин употребляется как для определения самостоятельной деятельности лицами, к квалификации и организации деятельности которых предъявляются особые требования, так и для характеристики трудовой деятельности по определенной профессии, специальности. Как справедливо отмечает Ю.Р. Мрясова, в законодательстве отсутствует единый подход к пониманию профессиональной деятельности <1>.
--------------------------------
<1> Мрясова Ю.Р. К вопросу о правовом регулировании профессиональной деятельности // Предпринимательское право. Приложение "Право и бизнес". 2014. N 2. С. 43.

К лицам, осуществляющим профессиональную деятельность самостоятельно, без заключения трудовых договоров, предъявляются квалификационные требования, которые содержатся не в профессиональных стандартах, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующий вид деятельности. Рассмотрим данный вопрос на примере такого субъекта, как арбитражный управляющий.
Согласно ст. 20 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" квалификационными требованиями к арбитражному управляющему являются: наличие высшего образования; наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года; сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих.
Кроме того, в отношении указанных выше субъектов профессиональной деятельности утверждаются стандарты и правила профессиональной деятельности. Такое регулирование осуществляется как на уровне нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, так и в рамках профессиональных сообществ.
В частности, ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ говорит о двух уровнях правил профессиональной деятельности: федеральных стандартах и стандартах и правилах профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденных саморегулируемой организацией. Федеральные стандарты, согласно ст. 2 Закона о банкротстве, это федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом <2> и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.
--------------------------------
<2> Минэкономразвития России согласно п. 4 ст. 29 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также п. 5.3.1(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации".

Согласно п. 11 ст. 26.1 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих разрабатываются федеральные стандарты, в т.ч. в части: порядка ведения и содержания реестра требований кредиторов; подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов; анализа финансового состояния должника; подготовки отчетов арбитражного управляющего; проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего; проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов - арбитражных управляющих. До разработки национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих федеральных стандартов и их утверждения в порядке, установленном законом о банкротстве, применяются федеральные стандарты, разработанные и утвержденные регулирующим органом, а также изданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
В частности, к федеральным стандартам профессиональной деятельности арбитражных управляющих относятся: Федеральный стандарт профессиональной деятельности арбитражных управляющих "Правила ведения Реестра требований о передаче жилых помещений" (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20.02.2012 N 72); Федеральный стандарт профессиональной деятельности арбитражных управляющих "Требования саморегулируемой организации арбитражных управляющих к арбитражному управляющему по исполнению им обязанности заключить договор обязательного страхования ответственности" (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 12.03.2011 N 102); Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 855); Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 56); Общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.07.2004 N 345); Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 N 367); Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299).
Стандарты и правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией (п. 2 ст. 20, п. 3 ст. 20.1, п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве). При этом в литературе разграничиваются стандарты и правила как локальные нормативные акты саморегулируемых организаций, имеющие различное назначение и содержание.
Так, В.А. Лаптев предлагает определить правила как нормы, регулирующие порядок осуществления профессиональной или предпринимательской деятельности, а стандарты - как нормы, устанавливающие требования к характеристикам результата данной деятельности - продукта (работам, услугам и товарам) <3>. В.А. Басова также разграничивает рассматриваемые категории, отмечая, что правила предпринимательской или профессиональной деятельности - более широкое, общее понятие, охватывающее собой любые требования, устанавливаемые саморегулируемыми организациями для своих членов, касающиеся вопросов осуществления регулируемой деятельности (включая вопросы морально-этического содержания), в то время как понятие "стандарт" весьма формализовано, в т.ч. в вопросах принятия, и применяется в конкретных областях предпринимательской (профессиональной) деятельности <4>. Также видит различия в содержании понятий "стандарт профессиональной деятельности" и "правила профессиональной деятельности" Д.А. Петров, который определяет стандарт саморегулируемой организации как локальный нормативный акт, устанавливающий в целях многократного использования характеристики продукции, товаров, результатов работ и услуг, а правило саморегулируемой организации как локальный нормативный акт, устанавливающий в целях многократного использования требования к процедурам и порядку осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности членов СРО <5>.
--------------------------------
<3> Лаптев В.А. Акты саморегулируемых организаций как источник регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности // Юрист. 2014. N 20. С. 38.
<4> Басова А.В. Правила и стандарты саморегулируемых организаций как источники предпринимательского права // Юридический мир. 2008. N 4. С. 61.
<5> Петров Д.А. Система локального правового регулирования в сфере деятельности саморегулируемых организаций // Юрист. 2014. N 20. С. 30.

Встречаются такие виды деятельности, которые могут выполняться как самостоятельно в форме частной практики, так и по трудовому договору. Например, оценочная деятельность. Согласно ст. 4 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность; оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом.
Специальные квалификационные требования в отношении оценщиков, такие, как стаж работы, сдача квалификационного экзамена, на законодательном уровне не установлены. Саморегулируемые организации оценщиков среди документов, подтверждающих наличие квалификации лица, желающего вступить в такую организацию, называют документ об образовании, подтверждающий получение высшего образования или профессиональную переподготовку в области оценочной деятельности. Согласно ст. 21 Закона об оценочной деятельности профессиональное обучение оценщиков осуществляется государственными или частными учебными заведениями, специально создаваемыми для этой цели, или на базе факультетов (отделений, кафедр) государственных или частных учебных заведений, имеющих право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть для осуществления деятельности в качестве оценщика необходимо получить профессиональное образование в сфере оценки либо пройти профессиональную переподготовку в области оценочной деятельности.
Приказом Минтруда России от 04.08.2015 N 539н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в оценочной деятельности", которым установлены требования к уровню образования и обучению в зависимости от требуемого для выполнения соответствующей трудовой функции уровня квалификации. Например, для работы по обобщенной трудовой функции "Определение стоимостей объектов II категории сложности" (7 уровень квалификации) необходимо соответствовать следующим требованиям к образованию: высшее (специалитет, магистратура) непрофильное и дополнительное профессиональное образование, программы профессиональной переподготовки в сфере определения стоимостей (оценки), программы повышения квалификации по соответствующему направлению с учетом специализации; требования к опыту практической работы - не менее трех лет в сфере определения стоимостей (оценки).
Согласно ст. 15 Закона об оценочной деятельности оценщик обязан соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является. Согласно ст. 20 Закона об оценочной деятельности стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности. Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки (разрабатываются национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков и (или) саморегулируемыми организациями оценщиков и утверждаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности <6>) и стандарты и правила оценочной деятельности (разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией оценщиков и не могут противоречить Закону об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки).
--------------------------------
<6> Министерство экономического развития Российской Федерации согласно п. 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437).

Приказами Минэкономразвития РФ утверждены следующие федеральные стандарты оценки, предусматривающие требования к проведению оценки, к заданию на оценку, подходы к оценке: "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки"; "Цель оценки и виды стоимости"; "Требования к отчету об оценке"; "Определение кадастровой стоимости"; "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения"; "Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков"; "Оценка недвижимости"; "Оценка бизнеса"; "Оценка для целей залога"; "Оценка стоимости машин и оборудования"; "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности".
Таким образом, профессиональные стандарты и стандарты профессиональной деятельности - это разные по своему содержанию и функции требования, которые имеют разноотраслевое нормативное закрепление. Профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда и социальной защиты РФ, содержат требования к квалификации работника, которая необходима для выполнения трудовой функции по той или иной должности, профессии, специальности на основании трудового договора, а также определяют содержание трудовых функций (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания). Согласно п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23) профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Стандарты профессиональной деятельности - это требования к порядку осуществления и результатам профессиональной деятельности, которая может осуществляться самостоятельно без заключения трудового договора с работодателем, требования к издаваемым субъектом профессиональной деятельности актам, их характеристикам и содержанию.

Литература

1. Мрясова Ю.Р. К вопросу о правовом регулировании профессиональной деятельности / Ю.Р. Мрясова // Предпринимательское право. Приложение "Право и бизнес". 2014. N 2. С. 43.
2. Лаптев В.А. Акты саморегулируемых организаций как источник регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности / В.А. Лаптев // Юрист. 2014. N 20. С. 35 - 41.
3. Басова А.В. Правила и стандарты саморегулируемых организаций как источники предпринимательского права / А.В. Басова // Юридический мир. 2008. N 4. С. 59 - 63.
4. Петров Д.А. Система локального правового регулирования в сфере деятельности саморегулируемых организаций / Д.А. Петров // Юрист. 2014. N 20. С. 28 - 34. 

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑