Законопроектом предусматривается увеличение периода ухода за ребенком, засчитываемого в страховой стаж с 1,5 до 3 лет, а также установление индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии за периоды по уходу за четвертым и последующими детьми. Положения, устанавливающего максимальный период страхового стажа, который может быть засчитан за период ухода за ребенком утрачивают силу.
Законопроектом исправляется правило, согласно которому индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств и иные лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, лишены возможности получать страховое обеспечение в календарном году, в котором они зарегистрировались в качестве таковых и уплатили страховые взносы.
Законопроектом предусматривается отнесение лиц, осуществлявших трудовую деятельность в организациях ОПК в период проведения СВО, которые имеют общую продолжительность работы (службы) в ОПК не менее 15 лет и трудовой (страховой) стаж не менее 20 лет для мужчин и 15 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, к категории ветеранов труда.
Дата размещения статьи: 10.04.2017
Трудовым кодексом РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 212 ТК РФ). В частности, организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности должны проводить инструктажи по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверять знания требований охраны труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Кого обучают и проверяют
Правила обучения по охране труда установлены Порядком, утвержденным Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (далее - Порядок). Эти правила должны выполнять работодатели - организации и физические лица, а также работники (п. 1.2 Порядка).
Обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда обязаны проходить все работники, в том числе руководители, лица, поступающие на работу и переводимые на другую работу, а также работодатели - индивидуальные предприниматели (ст. 214 ТК РФ).
Особенности обучения и проверки знаний
В комментируемом Письме Минтруд России ответил на вопрос об обучении по охране труда поступающих на работу в организацию, о проверке знаний требований охраны труда при реорганизации и при перезаключении трудового договора с руководителем, о внеочередной проверке знаний требований охраны труда при изменениях в законодательных и иных нормативных правовых актах.
Обучение всех поступающих на работу в организацию лиц является обязанностью работодателя вне зависимости от того, проходил ли работник обучение в период работы в другой организации. По мнению Минтруда России, необходимость обучения вновь поступающих работников обусловлена:
- различным характером производственной деятельности экономических субъектов;
- наличием своих локальных нормативных актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности;
- наличием правил и инструкций по охране труда.
Если произошла реорганизация без изменения технологического процесса, при этом не изменились наименования должностей, должностные обязанности и условия труда, то руководителям и специалистам, уже проходившим обучение и проверку знаний, не требуется проходить дополнительную проверку знаний. Выданные им удостоверения действительны до окончания срока действия этих удостоверений.
При перезаключении трудового договора с руководителем ему не нужно проходить дополнительную проверку знаний требований охраны труда, если его трудовые функции (должностные обязанности) и условия труда не изменяются.
При введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, проводится внеочередная проверка знаний работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки (п. 3.3 Порядка). При этом проверяют знания именно этих законодательных и нормативных правовых актов. Сроки проведения такой внеочередной проверки знаний Порядком не установлены. Ее объем и порядок определяются стороной, инициирующей ее проведение. Но, как правило, после официального опубликования новых нормативных правовых актов до вступления их в законную силу предусматривается переходный период. В этот период можно провести внеочередную проверку знаний требований охраны труда, установленных данными нормативными правовыми актами.
Ответственность за нарушения
Работодатель несет ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда. Нарушения в этой области караются (п. 1.7 Порядка, ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):
- для должностных лиц - предупреждением или штрафом в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
- для индивидуальных предпринимателей - штрафом в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
- для юридических лиц - штрафом от 30 000 до 50 000 рублей.