Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 15.05.2017
В течение последних лет защита конституционных прав граждан на оплату труда является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры области. Особо актуальное значение надзор в данной сфере приобрел в связи с разразившимся финансовым кризисом и нестабильной экономической ситуацией в настоящее время. Длительная невыплата заработной платы, массовые увольнения работников, вынужденные отпуска, простои по вине работодателя обусловили необходимость незамедлительного принятия прокуратурой области дополнительных мер по укреплению состояния законности в обозначенной сфере правоотношений.
Во взаимодействии с органами власти региона прокуратурой Курганской области за последние годы выстроена четкая система по защите трудовых прав граждан в соответствии с указаниями и поручениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
При Правительстве региона создана и функционирует на системной основе межведомственная комиссия по вопросам оплаты труда, куда вошли руководители Главного управления по труду и занятости населения, Государственной инспекции труда, службы судебных приставов.
В работе комиссии на постоянной основе принимает участие сотрудник прокуратуры области. Получаемая на заседаниях информация перепроверяется прокурорами, и при наличии оснований принимаются исчерпывающие меры прокурорского реагирования с целью восстановления и защиты трудовых прав работников.
Прокурорами повсеместно с главами администраций органов местного самоуправления созданы рабочие группы, которые также показали свою действенность и эффективность.
С целью оперативного реагирования на факты невыплаты зарплаты организованы сбор и обмен информацией с Государственной инспекцией труда, службой судебных приставов, налоговыми органами, пенсионным фондом, органами статистики, правительством региона, правоохранительными ведомствами, общественными организациями, областным объединением организаций профессиональных союзов.
Получаемая таким образом информация позволяет более целенаправленно и масштабно оценить состояние законности в данной сфере, получить максимально полную картину об имеющихся фактах невыплаты заработной платы, принять своевременно комплекс мер прокурорского реагирования.
При выявлении проблемных предприятий проводятся встречи с трудовыми коллективами, профессиональными союзами.
На наиболее крупных предприятиях организуются приемные прокурора области. Даются разъяснения закона, принимаются обращения, собираются документы для защиты прав работников в суде. Такие меры позволяют оперативно восстановить права работников.
Такая система работы показала свою эффективность и способность максимально оперативно восстановить и защитить права граждан.
В последнее время на различных уровнях вновь все больше стало говориться о кризисных явлениях, нестабильности ситуации в экономической сфере.
С учетом накопленного опыта прошлых лет, когда под прикрытием кризиса финансового рынка нерадивыми работодателями в массовом порядке попирались гарантированные Конституцией и федеральным законодательством права граждан на труд и занятость, прокуратурой области были внесены определенные коррективы в организацию надзора.
Прокуроры дополнительно ориентированы на ежедневный мониторинг ситуации, связанной с выплатой заработной платы и занятостью населения, выявление предприятий, на которых планируется высвобождение работников, где они отправляются в отпуска без сохранения заработной платы или находятся в простое. На регулярной основе производится мониторинг сайта Арбитражного суда Курганской области с целью выявления предприятий, находящихся в предбанкротном состоянии, для дальнейшей проверки наличия задолженности по заработной плате и принятия мер по ее взысканию до введения процедуры банкротства.
Стала активно использоваться такая профилактическая мера, как объявление нерадивым руководителям официальных предостережений.
К примеру, только по результатам объявления руководством прокуратуры области предостережений в 2016 году на девяти предприятиях региона погашена задолженность по заработной плате на общую сумму свыше 30 млн руб.
Действенной мерой реагирования показало себя возбуждение административных производств по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
К примеру, в течение длительного времени в ООО "СК-Холдинг", ООО "Ритм", ООО "Усть-Уйское", ООО "Ладья-Авто", ОАО "Шадринская автоколонна N 1588" нарушались трудовые права граждан, при этом руководителями должных мер к устранению нарушений не принималось. По постановлениям прокуроров они судом подвергнуты дисквалификации.
Реализуя свои полномочия в гражданском процессе, прокуроры ведут активную исковую работу. В 2016 году направлено в суды более полутора тысяч заявлений на сумму свыше 50 млн руб. Пристальное внимание уделяется реальному исполнению судебных решений. Работа службы судебных приставов на данном направлении находится на особом контроле.
Принимаемые меры дают свои положительные результаты, позволяют снять социальную напряженность.
Так, за период 2015 года удалось добиться реального погашения долга по оплате за труд на общую сумму свыше 340 млн руб. В истекшем периоде 2016 года полностью погашена задолженность на 10 предприятиях области, частично - на 20 предприятиях в общем размере свыше 80 млн руб.
Обеспечено полное погашение долга на предприятиях - респондентах официальной статистической отчетности.
Другой проблемой, которой занимаются прокуроры, является выявление и погашение латентных долгов. Особо пристальное внимание уделяется предприятиям-банкротам. Прокуратурой дается правовая оценка действий всех арбитражных управляющих, на предприятиях которых имеются долги по оплате труда. Их деятельность анализируется на системной основе, в том числе с использованием возможностей сайта арбитражного суда, по выявленным нарушениям принимаются меры прокурорского реагирования, арбитражные управляющие привлекаются к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, им объявляются предостережения.
Немаловажное значение приобретают вопросы неотражения рядом руководителей в официальной статистике сведений о наличии задолженности по заработной плате. Путем проведения проверок и обмена информацией с органами статистики выявляются такие предприятия, их руководители привлекаются к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ.
Проблема своевременной выплаты заработной платы, принятия мер к погашению просроченной задолженности тесно переплетается с вопросом конвертного вознаграждения за труд, проблемой так называемой неформальной экономики, являющейся питательной средой "серого" рынка труда.
Работа в данном направлении поставлена на системную основу. Регулярные проверки, проводимые органами прокуратуры в сфере трудовых правоотношений, свидетельствуют, что нередко, стремясь уйти от исполнения части обязательств перед работниками, работодатели трудовые договоры не оформляют, оплату производят неучтенной наличностью, зачастую в размере ниже установленной суммы минимальной оплаты труда.
Практика прокурорского надзора свидетельствует о распространенности данных явлений, что влечет за собой не только нарушение трудового законодательства, но и ущемление социальных прав работников. Проблемными становятся вопросы дальнейшего пенсионного обеспечения. Работающие, достигая пенсионного возраста, получают минимальную трудовую пенсию, что обрекает их на крайне низкий уровень жизни в старости.
Кроме того, "серая" зарплата влияет на непоступление значительных денежных сумм в бюджет. Минимизируется или полностью отсутствует уплата налоговых платежей.
Всего по инициативе прокуроров в текущем году более 50 должностных лиц за такие нарушения привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.
Усилена работа по даче своевременной и надлежащей уголовно-правовой оценки деятельности руководителей и собственников предприятий-должников, их арбитражных управляющих в связи с невыплатой задолженности по заработной плате. По материалам прокурорских проверок в текущем году возбуждено пять уголовных дел по ст. 145.1 УК РФ.
Одним из основных направлений деятельности прокуратуры области является надзор за соблюдением законодательства о занятости населения.
Помимо повсеместных нарушений требований законодательства о занятости населения в действиях работодателей, выражающихся в непредоставлении сведений в органы занятости населения о наличии свободных вакантных мест, прокурор Курганской области И.В. Ткачев проводит встречу с работниками ООО "Зауральский кузнечно-литейный завод" о высвобождении работников, выявляются существенные нарушений прав граждан со стороны непосредственно центров занятости населения и Главного управления по труду и занятости населения Курганской области.
В текущем году после внесенного представления в адрес регионального управления по труду и занятости изменена практика признания граждан безработными.
Проверкой установлено, что центрами занятости населения принимаются решения об отказе в признании граждан безработными лишь по причине отсутствия справок о среднем заработке по последнему месту работы за последние три месяца.
Закон "О занятости населения в Российской Федерации" не предполагает возможность отказа органов службы занятости в признании безработными трудоспособных граждан, относящихся к категориям лиц, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования практика принятия решений об отказе в признании граждан безработными в связи с отсутствием справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы исключена.
Подводя итог всему вышесказанному, полагаю, что надзор за соблюдением законодательства о труде и занятости населения должен оставаться одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры, и только имеющийся потенциал, резерв возможностей и накопленный положительный опыт совместных действий с органами власти и контроля позволят снять проблему с задолженностью и защитить трудовые права граждан.