Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 15.05.2017
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - трехсторонняя комиссия) от 23.12.2016 утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год (далее соответственно - Единые рекомендации и Единые рекомендации - 2017, ЕР-2017).
Особенности учреждений здравоохранения
В разделе X Единых рекомендаций - 2017 рассмотрены особенности формирования систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения (далее - ГМУ). Аналогичный раздел присутствовал и в рекомендациях, утвержденных решением трехсторонней комиссии от 25.12.2015 (протокол N 12) (далее - ЕР-2016).
Основные отличия новых Единых рекомендаций
Аналог подпункта "и" пункта 37 Единых рекомендаций - 2017 отсутствует в тексте их предшественников и составляет основное отличие 2017 года от предыдущих лет. Так, в новом году оптимизировать неэффективные расходы, чтобы привлечь средства на повышение зарплат медработникам, рекомендовано региональным и местным органам власти и руководителям государственных и муниципальных учреждений.
Для этого в общем фонде оплаты труда (далее - ФОТ) в 2017 году учреждениям рекомендовано, в частности:
- учитывать предельную долю расходов (не более 40%) на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала (далее - АУП и ВП);
- установить перечень должностей, которые относятся к АУП и ВП учреждений.
Отметим, что в 2016 году аналогичный порог доли оплаты труда работников АУП и ВП в ФОТ был предусмотрен только для федеральных учреждений.
Выплаты стимулирующего характера
Уточнен порядок действий для установления выплат стимулирующего характера (далее - стимулирующие выплаты) за достижение конкретных результатов деятельности работников. В перечне документов, в которых необходимо отражать показатели и критерии эффективности их деятельности, появились дополнительные соглашения к трудовым договорам.
В подпункте "д" пункта 37 Единых рекомендаций - 2017 появилась новая рекомендация учитывать показатели и критерии эффективности деятельности специалистов при установке размеров стимулирующих выплат за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях:
- врачам-терапевтам участковым;
- врачам - педиатрам участковым;
- врачам общей практики (семейным врачам);
- врачам-специалистам;
- медицинским сестрам участковых врачей-терапевтов участковых (врачей-педиатров участковых, врачей общей практики или семейных врачей);
- медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным).
Такие же рекомендации действуют и в отношении стимулирующих выплат за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации. К этой категории специалистов отнесены врачи (фельдшеры, медицинские сестры) как медицинских организаций, так и подразделений скорой медицинской помощи.
Вредные условия труда
В подпункте "е" пункта 37 появилась новая рекомендация в виде абзаца 3 о том, что размеры повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, необходимо устанавливать:
- с обеспечением их дифференциации в зависимости от степени вредности;
- по результатам специальной оценки условий труда.
Установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда. При этом в Единых рекомендациях - 2017 появилось уточнение о том, что в данном случае в качестве подтверждения улучшений могут служить:
- план мероприятий по улучшению условий труда;
- акты выполненных работ;
- другие документы.
Например, к другим документам можно отнести формы, предусмотренные учетной политикой ГМУ для оформления работ силами вспомогательных подразделений.
Системы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров
В целях недопущения необоснованной дифференциации в заработной плате руководителей и работников медицинских учреждений пп. "ж" п. 37 Единых рекомендаций - 2016 была указана необходимость устанавливать предельный уровень соотношения средней заработной платы указанных категорий персонала. При этом была рекомендована кратность от 1 до 6 с учетом, в частности:
- сложности и объема выполняемой работы;
- уровня оказания медицинской помощи;
- коечного фонда учреждения;
- численности прикрепленного к учреждению населения;
- количества сотрудников.
Указанная кратность рекомендована и в Единых рекомендациях - 2017, но рассчитывать ее необходимо по отношению ФОТ работников не только к ФОТ руководителя учреждения, но и к ФОТ всех заместителей руководителя учреждения и главных бухгалтеров.
Общие рекомендации по системам оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров даны в отдельном разделе VI Единых рекомендаций - 2017. Такие рекомендации также необходимо применять, если они не противоречат разделу X ЕР-2017 с особенностями для сферы здравоохранения. То же самое можно сказать и в отношении двух других разделов ЕР-2017:
- IV "Системы оплаты труда работников ГМУ";
- V "Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений".
Однако, поскольку указанные разделы практически не содержат отличий от аналогичных разделов ЕР-2016, в рамках настоящей статьи мы их рассматривать не будем.
Раздел VI ЕР-2016 содержал не только положения в отношении руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, но и отдельные пункты с рекомендациями именно для руководителей. В Единых рекомендациях - 2017 таких пунктов стало меньше. Например, в пункте 25 о том, какими документами должны быть определены условия оплаты труда, упомянуты не только руководители, но и их заместители, а также главбухи ГМУ. Причем, если в 2016 году условия оплаты труда было рекомендовано устанавливать как в трудовом договоре, так и в дополнительном соглашении к нему, то в 2017 году рекомендовано определять указанные условия непосредственно в трудовом договоре. Однако при этом уточнено, что оформлять его необходимо в соответствии:
- с Трудовым кодексом РФ;
- другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (далее - НПА) РФ;
- законами и иными НПА субъектов РФ;
- НПА органов местного самоуправления;
- учредительными документами учреждения.
Более кардинальны различия между пунктами 27 ЕР-2016 и ЕР-2017. Для 2016 года указанный пункт предусматривал рекомендации о выплатах компенсационного и стимулирующего характера. В Единых рекомендациях - 2017 подобные рекомендации отсутствуют, а пункт 27 посвящен публичности информации о зарплате руководящего персонала.
Информирование общественности о заработной плате руководящих сотрудников
Одна из рекомендаций ЕР-2017 - публичность информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров ГМУ (далее - Информация). Такая информация должна быть размещена на официальных сайтах:
- государственных органов;
- органов местного самоуправления (далее - ОМСУ);
- организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя ГМУ.
Единые рекомендации - 2017 допускают исключения, если они предусмотрены ТК РФ, а также другими федеральными законами и иными НПА РФ.
Информация может также размещаться на официальных сайтах самих ГМУ по решению государственных органов (ОМСУ, учредителей).
В составе размещаемой на официальных сайтах Информации запрещено указывать данные, позволяющие определить:
- место жительства;
- почтовый адрес;
- телефон и иные индивидуальные средства коммуникации;
- сведения, отнесенные к государственной тайне;
- сведения конфиденциального характера.
Порядок размещения Информации должен быть установлен НПА РФ (субъектов РФ, ОМСУ), если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами и иными НПА РФ.