Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Оплата и нормирование труда > Проблемы определения состава минимального размера заработной платы: анализ законодательства и позиции судов (Мягкова Э.Х.)

Проблемы определения состава минимального размера заработной платы: анализ законодательства и позиции судов (Мягкова Э.Х.)

Дата размещения статьи: 14.08.2017

Проблемы определения состава минимального размера заработной платы: анализ законодательства и позиции судов (Мягкова Э.Х.)

Одним из закрепленных в Конституции РФ прав человека является право каждого на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 КРФ) <1>. Анализируя указанную норму, можно выделить две правовые категории, закрепленные законодателем: минимальный размер вознаграждения за труд конкретного работника и минимальный размер оплаты труда, установленный на федеральном уровне (МРОТ).
--------------------------------
<1> Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014; Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.

Таким образом, Конституцией РФ упоминаются два понятия: "минимальная заработная плата" и "минимальный размер оплаты труда". Идентичны ли указанные категории? Насколько раскрыты законодателем в отраслевых документах оба эти определения?
На мой взгляд, вопрос о соотношении в законодательстве понятий "минимальная заработная плата" и "минимальный размер оплаты труда" является актуальным и в настоящее время неразрешенным, что на практике приводит к значительным нарушениям прав работников на оплату их труда (особенно для работающих в условиях, отклоняющихся от нормальных).
Такая негативная ситуация сложилась с сентября 2007 года, когда была отменена ч. 2 ст. 129 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), в которой давалось определение минимальной заработной платы <2>. В настоящее время понятие "минимальная заработная плата" законом не раскрывается, что приводит к проблеме определения состава минимального размера заработной платы, устанавливаемого работодателем работнику.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 22.06.2007) // СПС "КонсультантПлюс". 2016 (дата обновления: 25.03.2017).

Сложившаяся правоприменительная практика по данному вопросу такова, что в состав минимального размера заработной платы, устанавливаемого работнику, включаются компенсационные и стимулирующие выплаты. Таким образом, возникают ситуации, когда оклад или тарифная ставка работника устанавливается ниже минимального размера оплаты труда, утвержденного на федеральном уровне.
С сожалением можно утверждать, что подобная правовая позиция судов и государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за применением трудового законодательства, основана лишь на буквальном толковании имеющихся в законе определений отдельных правовых категорий и лишена системного и полного анализа всех институтов заработной платы.
На мой взгляд, сформировавшийся подход к определению состава минимального размера заработной платы не учитывает производной сути этой правовой категории, ее исторического развития и опыта применения в России, а также положений международных норм о заработной плате и принципов справедливости и разумности.
Речь идет о том, допустимо ли включать в состав минимального размера заработной платы, устанавливаемого работнику, компенсационные и стимулирующие выплаты?
Первая практика регулирования минимального размера оплаты труда возникла в 1896 году в Австралии, где были созданы советы по вопросам заработной платы из представителей предпринимателей, рабочих и общественности. Эти советы были уполномочены устанавливать справедливую минимальную заработную плату для всех отраслей. Затем законы о минимальной заработной плате были приняты в Великобритании (1909 г.), Франции (1915 г.), Австрии и Норвегии (1918 г.), Германии (1932 г.), Испании (1926 г.) и в других европейских странах <3>. Однако определения "минимального размера оплаты труда" или "минимальной заработной платы" не существовало. Употреблялись такие понятия, как "жизненная заработная плата" (living wages), "стоимость приличного существования для рабочих", "плата по потребностям". В ст. 123 Федеральной конституции Мексики, принятой в 1917 г., содержался тезис, что минимальная заработная плата работника - главы семьи - должна быть достаточна и соответствовать условиям проживания в каждом регионе страны для обеспечения нормальных жизненных условий, образования и досуга <4>.
--------------------------------
<3> Быков А.Н. Фабричное законодательство и развитие его в России. СПб., 1909. С. 56 - 57; Войтенкова Г.Ф. Основные принципы установления минимальной заработной платы в мировой практике // Общество и экономика. 1993. N 6. С. 84. Ссылка по: Лушникова М.В. Минимальный размер оплаты труда как государственная гарантия трудовых прав // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 4. С. 36 - 43.
<4> Лушникова М.В. Минимальный размер оплаты труда как государственная гарантия трудовых прав // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 4. С. 37.

В 1928 году документы о МРОТ принимаются Международной организацией труда (МОТ) - это Конвенция N 26 "О создании процедуры установления минимальной заработной платы" <5> и Рекомендация N 30 "О применении процедуры установления минимальной заработной платы" <6>. Указанные документы впервые на международном уровне закрепили требование о введении порядка установления МРОТ по отраслям промышленности и торговли, в которых такая процедура отсутствует и где "исключительно низкая" заработная плата.
--------------------------------
<5> Конвенция N 26 Международной организации труда "О создании процедуры установления минимальной заработной платы" (заключена в г. Женеве 16.06.1928) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 163 - 166. Не была ратифицирована ни СССР, ни Российской Федерацией.
<6> Рекомендация N 30 Международной организации труда "О применении процедуры установления минимальной заработной платы" (принята в г. Женеве 16.06.1928 на 11-й сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 167 - 170.

Согласно ст. 3 Конвенции N 26, "установленный минимум заработной платы является обязательным для соответствующих предпринимателей и трудящихся и не подлежит снижению ни по индивидуальному соглашению, ни - если только не имеется общего разрешения или разрешения, касающегося отдельного случая, со стороны компетентного органа власти - по коллективному договору".
Принятие указанных Конвенции и Рекомендации положило начало разработке МОТ целого ряда специальных конвенций, регулирующих вопросы установления минимальной оплаты труда, а также закреплению положений о праве работника на справедливое вознаграждение за труд в иных основополагающих международных актах <7>.
--------------------------------
<7> Подробнее о формировании и развитии норм о минимальной оплате труда в зарубежных странах см. Орловский Ю.П. Минимальные границы заработной платы. Эффективный контракт: Монография. М., 2015. С. 4 - 13.

3 мая 1996 года в г. Страсбурге была принята пересмотренная Европейская социальная хартия <8>, которая 16 июня 2009 года была ратифицирована Российской Федерацией <9>.
--------------------------------
<8> Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров. 2010. Апрель. N 4. С. 17 - 67.
<9> Федеральный закон от 03.06.2009 N 101-ФЗ "О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года" // Собрание законодательства РФ. 08.06.2009. N 23. Ст. 2756.

В ст. 4 ч. 2 Хартия закрепляет обязательства сторон-участников "признать право работников на вознаграждение за труд, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни". При этом, как указано в Хартии, осуществление этого права (в числе прочих) обеспечивается сторонами посредством свободно заключаемых коллективных договоров либо созданного на основании закона механизма установления заработной платы или других средств, отвечающих национальным условиям.
Итак, обобщая приведенные международные нормы, можно сделать вывод, что по международному законодательству минимальная заработная плата - это пороговое значение уровня заработной платы, которое будет являться обеспечением достойного уровня жизни работника и членов его семьи и которое устанавливается государством.
В России нормы о минимальном размере оплаты труда впервые были закреплены в 1918 г. в Кодексе законов о труде (далее - КЗоТ) <10>. В ст. 58 КЗоТ определялось, что "размер определяемого тарифными положениями вознаграждения, во всяком случае, не может быть ниже прожиточного минимума, устанавливаемого Народным комиссариатом труда для населения каждой местности РСФСР". Таким образом, минимальная оплата труда зависела от размера прожиточного минимума определенной местности.
--------------------------------
<10> Кодекс законов о труде (принят ВЦИК) // СУ РСФСР. 1918. N 87 - 88. Ст. 905.

КЗоТ 1922 <11> года также содержал норму о минимальном размере оплаты труда. Статья 59 Кодекса закрепляла положения о том, что "размер вознаграждения за труд не может быть ниже обязательного минимума оплаты, определяемого на каждый данный период надлежащими государственными органами для соответствующих категорий труда".
--------------------------------
<11> Постановление ВЦИК от 09.11.1922 "О введении в действие Кодекса законов о труде Р.С.Ф.С.Р. изд. 1922 г." (вместе с Кодексом законов о труде Р.С.Ф.С.Р.) // СУ РСФСР. 1922. N 70. Ст. 903.

После 1927 года в связи с централизацией правового регулирования оплаты труда в СССР ставки государственного минимума заработной платы по поясам (территориям) не устанавливались <12>.
--------------------------------
<12> Рабинович-Захарин С.Л. Оплата по советскому законодательству. М., 1927. С. 55. Ссылка по: Лушникова М.В. Минимальный размер оплаты труда как государственная гарантия трудовых прав // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 4. С. 36 - 43.

И только с внесением в сентябре 1992 года дополнений в КЗоТ РСФСР 1971 г. <13> порядок регулирования минимальной заработной платы был "возрожден". Статья 78 Кодекса закрепляла, что "месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда". При этом статьей также определялось, что "в минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты".
--------------------------------
<13> Кодекс законов о труде РСФСР (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) (в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР") // СПС "КонсультантПлюс". 2016 (дата обновления: 25.03.2017).

Таким образом, с сентября 1992 года при регулировании вопроса о минимальной месячной оплате труда работнику законодателем закрепляются две правовые категории: минимальный размер ежемесячного вознаграждения за труд, устанавливаемый работодателем, и минимальный размер оплаты труда, установленного на федеральном уровне.
Чтобы обеспечить баланс интересов работников, с одной стороны, и уровень экономического состояния государства, - с другой, гарантией государства, на мой взгляд, должен являться сам механизм установления минимальной заработной платы, выплачиваемой конкретному работнику. Поэтому именно он (механизм) должен определяться либо на основании закона, либо иными средствами, регламентированными государством.
Данный вывод не противоречит подходу, который закреплен в Конституции РФ и затем в трудовом законодательстве РФ.
Одним из провозглашенных в Основном Законе РФ прав человека является право каждого на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
В соответствии с абз. 2 ст. 130 ТК РФ одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников является величина минимального размера оплаты труда в РФ.
Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже прожиточного минимума, а также устанавливаться одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.
В соответствии ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В субъекте Российской Федерации размер минимальной заработной платы может быть установлен соответствующим региональным соглашением с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (п. п. 1, 3, 4 ст. 133 ТК РФ).
Анализируя приведенные нормы закона, можно сделать вывод, что законодатель связывает минимальный размер заработной платы работника, который может быть установлен работодателем, с минимальным размером оплаты труда, установленным на федеральном уровне (минимальный размер заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда).
Учитывая наличие указанной связи, на мой взгляд, крайне необходимо определить, что же понимается под "минимальным размером заработной платы".
До внесения изменений в ч. 2 ст. 129 ТК РФ, которые вступили в силу 1 сентября 2007 года, трудовым законодательством РФ устанавливалось определение "минимальной заработной платы", в которую не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Согласно отмененной норме минимальная заработная плата определялась как "устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты" <14>.
--------------------------------
<14> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 11.07.2006) // СПС "КонсультантПлюс". 2016 (дата обновления: 25.03.2017).

Однако в действующей редакции статьи 129 ТК РФ такой нормы нет, определение института минимального размера заработной платы в трудовом законодательстве отсутствует. Законом закрепляется общее понятие "заработной платы", которое и стало применяться работодателями, судами при решении вопроса об установлении работнику минимального размера заработной платы.
Полагаю, что такой подход является ошибочным.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ "заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)" <15>.
--------------------------------
<15> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СПС "КонсультантПлюс". 2016 (дата обновления: 25.03.2017).

То есть, как следует из приведенного определения, в заработную плату работника включаются все виды выплат - и компенсационные, и стимулирующие.
Таким образом, многими работодателями был сделан вывод, что согласно ст. 129 ТК РФ в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат, устанавливаемые работнику, - и компенсационные, и стимулирующие.
В итоге такое допущение в законе позволило работодателям фактически изменять величину минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, в меньшую сторону, что противоречит Конституции РФ и трудовому законодательству.
Определяя в трудовом договоре с работником размер минимальной заработной платы, работодатели ориентируются на величину установленного минимального размера оплаты труда, при этом включая в него компенсационные и стимулирующие выплаты. Таким образом, базовый оклад (тарифная ставка) работника без компенсационных и стимулирующих выплат составляет меньше минимального размера оплаты труда. Более того, в каждом конкретном случае размер базового оклада (тарифной ставки) работника может быть разным, в зависимости от веса компенсационных и стимулирующих выплат. В итоге получается, что по своему "наполнению" состав минимального размера оплаты труда у разных групп работников может различаться. У одних, при отсутствии компенсационных и стимулирующих выплат, минимальному размеру оплаты труда будет равен базовый оклад, у других базовый оклад будет меньше МРОТа, так как по роду деятельности работника ему положены дополнительные выплаты.
При таком подходе правоприменителей, на мой взгляд, складывается ситуация, при которой величина минимального размера оплаты труда перестает быть государственной гарантией по оплате труда, так как она фактически утрачивает свой механизм формирования, основанный на федеральном законе. Остаются лишь пороговые значения, заданные государством рамки. И вот в эти-то рамки работодатель старается "уложиться".
В связи с отсутствием определенности в законодательном регулировании данного вопроса судебная практика решения таких споров стала формироваться не в пользу работников. Судами начали приниматься решения, согласно которым только совокупный размер месячной заработной платы должен превышать установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. То есть суды заняли позицию, согласно которой трудовым законодательством допускается установление должностного оклада как одной из составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что вся заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда <16>. Эта же позиция нашла отражение и в отдельных актах органов местного самоуправления <17>.
--------------------------------
<16> См., например: Судебная практика по гражданским делам за I полугодие 2010 (п. 4) // Бюллетень Верховного Суда Республики Карелия. 2010. N 1 (22); Кассационное определение Пермского краевого суда от 20.06.2010 по делу N 33-6169 // СПС "КонсультантПлюс". 2016 (дата обновления: 25.03.2017); Определение Пермского краевого суда от 24.08.2010 по делу N 33-7327 - в части установления окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда // СПС "КонсультантПлюс". 2016 (дата обновления: 25.03.2017); Кассационные определения Амурского областного суда от 03.11.2010 по делу N 33-4357/10, от 03.11.2010 по делу N 33-4358/10, от 03.11.2010 по делу N 33-4360/10, от 03.11.2010 по делу N 33-4363/10 // СПС "КонсультантПлюс". 2016 (дата обновления: 25.03.2017); Кассационное определение Волгоградского областного суда от 02.12.2010 N 33-13003/10 // СПС "КонсультантПлюс". 2016 (дата обновления: 25.03.2017).
<17> См., например: Положение об установлении систем оплаты труда работников муниципальных учреждений и структурных подразделений администрации Сортавальского муниципального района, утв. Постановлением администрации Сортавальского муниципального района от 30.10.2008 N 115 (в ред. Постановления от 27.06.2012 N 69) // Ссылка из текста Апелляционного определения Верховного суда Республики Карелия от 07.06.2016 по делу N 33-2222/2016 // СПС "КонсультантПлюс". 2016 (дата обновления: 25.03.2017); Постановление главы городского округа Карпинск от 05.02.2009 N 129 "О минимальной заработной плате с 1 января 2009 г." // Ссылка по статье "Минимальный размер оплаты труда" и "размер минимальной заработной платы": терминологическая разница в действующем законодательстве, проблемы правоприменения и позиция Верховного Суда Российской Федерации" // Трудовое право. 2010. N 6; СПС "КонсультантПлюс". 2016 (дата обновления: 25.03.2017).

Казалось бы, в марте 2010 года Верховным Судом РФ была поставлена точка в этом вопросе. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ 10 марта 2010 г., было дано разъяснение, что размеры тарифных ставок, должностных окладов, определяющих месячную заработную плату сотрудников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях, не могут быть меньше минимального размера оплаты труда, компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты должны устанавливаться сверх МРОТ <18>.
--------------------------------
<18> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 03.06.2009) // СПС "КонсультантПлюс". 2016 (дата обновления: 25.03.2017).

В обоснование своей позиции Верховный Суд исходил из анализа норм ст. ст. 129, 133, 135 Трудового кодекса РФ. Судом был сделан взвешенный и аргументированный вывод, что именно размеры базовых окладов и ставок (должностных окладов и тарифных ставок), которые определяют месячную заработную плату работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. То есть компенсационные, стимулирующие, а равно и социальные выплаты могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда <19>.
--------------------------------
<19> "Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (ч. 1); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3). Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ч. ч. 2 - 5 ст. 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат".

Однако в июне 2010 года указанное разъяснение Президиума Верховного Суда РФ было отозвано без каких-либо дополнительных пояснений <20>.
--------------------------------
<20> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) // СПС "КонсультантПлюс". 2016 (дата обновления: 25.03.2017).

Вслед за этим 9 июля 2010 года Минздравсоцразвития России было издано письмо "О применении минимального размера оплаты труда при определении заработной платы", в котором высказана позиция, согласно которой допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже минимального размера оплаты труда. При этом в письме указывалось, что "в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ" <21>.
--------------------------------
<21> Письмо Минздравсоцразвития России от 09.07.2010 N 22-1-2194 "О применении минимального размера оплаты труда при определении заработной платы" // СПС "КонсультантПлюс". 2016 (дата обновления: 25.03.2017).

В настоящее время не без сожаления можно констатировать, что по данному вопросу сложилась устойчивая "негативная" судебная практика. "Молчаливое" изменение своей позиции Верховным Судом РФ, подкрепленное "разъяснениями" Минздравсоцразвития России, было принято судами как руководство к действию <22>.
--------------------------------
<22> Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 07.11.2016 по делу N 33-15028/2016 и др.

Однако, на мой взгляд, вектор выбран неверно.
Во-первых, в законодательстве в настоящее время отсутствуют указания на "руководящий" характер постановлений Пленума ВС РФ <23>. В п. 7 ст. 2, п. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", которым в настоящее время регулируется деятельность Верховного Суда, содержатся положения о полномочиях Пленума ВС РФ давать разъяснения по вопросам применения законодательства в целях единства судебной практики <24>. Правотворческой функцией Верховный Суд РФ не обладает <25>.
--------------------------------
<23> В ст. ст. 56, 58 Закона РСФСР от 08.07.1981 "О судоустройстве РСФСР" указывалось, что Верховный Суд (Пленум Верховного Суда) дает обязательные к применению руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства. Данные нормы утратили силу в 2011 г., а полностью Закон перестал применяться с 2013 г. в связи с принятием Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
<24> Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (ред. от 15.02.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СПС "КонсультантПлюс". 2016 (дата обновления: 25.03.2017).
<25> Хотя в юридической литературе высказываются противоположные точки зрения. См., например: Якушев П.А. Обеспечение стабильности и единства судебной практики при изменении толкования правовой нормы высшей судебной инстанцией // Российская юстиция. 2014. N 7. С. 51 - 54; Филиппов В.Н. Некоторые вопросы судебного регулирования трудовых отношений (на примере деятельности Верховного Суда РФ) // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. N 3. С. 19 - 23. Так, авторами делается вывод об обязательном характере издаваемых Верховным Судом разъяснений.

Во-вторых, при принятии решений судами необоснованно игнорируется позиция Конституционного Суда РФ по данному вопросу. А между тем Конституционный Суд РФ в своих определениях пояснил, что институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. То есть, с одной стороны, еще раз указывая на правовую природу данного института - "государственная гарантия", а с другой стороны, подчеркивая, что минимальный размер оплаты труда - это минимум денежных средств за выполнение работником трудовых обязанностей (без упоминания стимулирующих компенсационных выплат, что представляется разумным и логичным выводом) <26>.
--------------------------------
<26> Определения Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1160-О-О, от 17.12.2009 N 1557-О-О, от 29.05.2012 N 1001-О // СПС "КонсультантПлюс". 2016 (дата обновления: 25.03.2017).

Таким образом, на мой взгляд, судам при принятии решений по спорным случаям необходимо анализировать каждый конкретный случай, опираться на системный анализ норм закона, а также учитывать нормативистский характер правовой системы России.
В заключение отмечу, что с целью внесения ясности в вопрос о соотношении в трудовом законодательстве понятий "минимальная заработная плата" и "минимальный размер оплаты труда", недопущения нарушения прав работников на оплату труда, представляется необходимым дополнить ст. 129 Трудового кодекса РФ пунктом, определяющим понятие и состав минимальной заработной платы.

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 22.06.2007).
3. Быков А.Н. Фабричное законодательство и развитие его в России. СПб., 1909.
4. Войтенкова Г.Ф. Основные принципы установления минимальной заработной платы в мировой практике // Общество и экономика. 1993. N 6. С. 84. Ссылка по: Лушникова М.В. Минимальный размер оплаты труда как государственная гарантия трудовых прав // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 4.
5. Лушникова М.В. Минимальный размер оплаты труда как государственная гарантия трудовых прав // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 4.
6. Конвенция N 26 Международной организации труда "О создании процедуры установления минимальной заработной платы" (заключена в г. Женеве 16.06.1928).
7. Рекомендация N 30 Международной организации труда "О применении процедуры установления минимальной заработной платы" (принята в г. Женеве 16.06.1928 на 11-ой сессии Генеральной конференции МОТ).
8. Орловский Ю.П. Минимальные границы заработной платы. Эффективный контракт: Монография. М., 2015.
9. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996).
10. Федеральный закон от 03.06.2009 N 101-ФЗ "О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года".
11. Кодекс законов о труде (принят ВЦИК) 1918.
12. Постановление ВЦИК от 09.11.1922 "О введении в действие Кодекса законов о труде Р.С.Ф.С.Р. изд. 1922 г." (вместе с Кодексом законов о труде Р.С.Ф.С.Р.).
13. Рабинович-Захарин С.Л. Оплата по советскому законодательству. М., 1927. С. 55. Ссылка по: Лушникова М.В. Минимальный размер оплаты труда как государственная гарантия трудовых прав // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 4.
14. Судебная практика по гражданским делам за I полугодие 2010 (п. 4) // Бюллетень Верховного суда Республики Карелия. 2010. N 1.
15. Кассационное определение Пермского краевого суда от 20.06.2010 по делу N 33-6169.
16. Определение Пермского краевого суда от 24.08.2010 по делу N 33-7327.
17. Кассационные определения Амурского областного суда от 03.11.2010 по делу N 33-4357/10, от 03.11.2010 по делу N 33-4358/10, от 03.11.2010 по делу N 33-4360/10, от 03.11.2010 по делу N 33-4363/10.
18. Кассационное определение Волгоградского областного суда от 02.12.2010 N 33-13003/10.
19. Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 07.06.2016 по делу N 33-2222/2016.
20. Постановление главы городского округа Карпинск от 05.02.2009 N 129 "О минимальной заработной плате с 1 января 2009 г." // Ссылка по статье "Минимальный размер оплаты труда" и "размер минимальной заработной платы": терминологическая разница в действующем законодательстве, проблемы правоприменения и позиция Верховного Суда Российской Федерации" // Трудовое право. 2010. N 6.
21. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 03.06.2009).
22. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010).
23. Письмо Минздравсоцразвития России от 09.07.2010 N 22-1-2194 "О применении минимального размера оплаты труда при определении заработной платы".
24. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 07.11.2016 по делу N 33-15028/2016.
25. Закон РСФСР от 08.07.1981 "О судоустройстве РСФСР".
29. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
26. Якушев П.А. Обеспечение стабильности и единства судебной практики при изменении толкования правовой нормы высшей судебной инстанцией // Российская юстиция. 2014. N 7.
27. Филиппов В.Н. Некоторые вопросы судебного регулирования трудовых отношений (на примере деятельности Верховного Суда РФ) // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. N 3.
28. Определения Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1160-О-О, от 17.12.2009 N 1557-О-О, от 29.05.2012.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑