Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 20.12.2017
Трудовым законодательством предусмотрены гарантии оплаты труда лицам, занятым на работах с особыми условиями. Работодатели не всегда учитывают предусмотренные обязательства и нередко нарушают закон, осуществляя выплаты в меньшем размере. Однако судебная практика свидетельствует, что в ряде случаев работодатели правы в принимаемых ими решениях. Предлагаю проанализировать некоторые трудовые споры.
Немного теории. Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
- сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
- работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
- работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Важно: особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрены ст. 349 ТК РФ, согласно которой на работников, заключивших трудовой договор о работе, в том числе в воинских частях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пример. П.А.В. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "УФО МО РФ по Приморскому краю" об обязании включить компенсационные и стимулирующие выплаты за выслугу лет, за работу во вредных условиях труда, а также премиальные выплаты и морскую надбавку в расчет оплаты труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни: 25, 26 апреля, 1, 2, 3, 4, 9, 10, 11 мая 2015 г., - о взыскании доплаты за работу в указанные дни в сумме 23 398 руб. 14 коп. и денежной компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. Суд удовлетворил заявленные требования в части взыскания выплат за работу в выходные и праздничные дни.
Отменяя решение суда первой инстанции и все последующие решения, коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, исходила из следующих обстоятельств.
Судом установлено, что в период с 18 апреля по 14 мая 2015 г. истец, находясь в составе экипажа среднего морского, выполнял задачу по доставке грузов в район Тихого океана в порт Петропавловск-Камчатский.
В соответствии с приказами командира войсковой части была установлена 6-дневная рабочая неделя с 8-часовым графиком работ. Рабочими днями были объявлены выходные и нерабочие праздничные дни: 25, 26 апреля, 1, 2, 3, 4, 9, 10, 11 мая 2015 г. Работа в указанные рабочие дни производилась экипажем сверх месячной нормы рабочего времени, выходные дни за этот период экипажу судна не предоставлялись.
П.А.В. указал, что при получении расчетного листка ему стало известно, что оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни была произведена ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" не в полном объеме, без учета полагающихся ему компенсационных и стимулирующих выплат за работу во вредных условиях труда, выслугу лет, морской надбавки, премии, что, по мнению истца, нарушает его право на оплату труда в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда, рассматривая данное дело, указала, что для работников, осуществляющих трудовую деятельность в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, установлены гарантии по оплате труда в виде выплат компенсационного характера, предусмотренных ст. 153 ТК РФ, а именно оплата работы в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц. При этом из содержания названных норм следует, что при расчете заработной платы за период, в который работник выполнял работу в выходные и нерабочие праздничные дни, оплату необходимо производить исключительно исходя из двойного оклада работника без учета компенсационных и стимулирующих выплат за выслугу лет, морской надбавки, премиальных выплат, районного коэффициента, северной надбавки.
Конкретные размеры оплаты работы в выходной или нерабочий праздничный день в силу ч. 2 ст. 153 ТК РФ могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (с этим соглашается и Министерство здравоохранения Российской Федерации, позиция изложена в Письме от 02.07.2014 N 16-4/2059436).
Между тем применение к выплате за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (компенсационной выплате) иных выплат компенсационного и стимулирующего характера положениями ст. 153 ТК РФ, подлежащими применению во взаимосвязи с ч. 4 ст. 129 ТК РФ, не предусмотрено.
Ввиду того, что положения ст. 153 ТК РФ не предусматривают оплату работы в выходные и нерабочие праздничные дни с учетом иных компенсационных и стимулирующих выплат, кроме как оплаты такой работы не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника, вывод суда о том, что действия ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" по оплате истцу работы в выходные и нерабочие праздничные дни без учета начисляемых ему стимулирующих и компенсационных выплат нарушают права П.А.В. на оплату труда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения (Определение Верховного Суда РФ от 6 февраля 2017 г. N 56-КГ16-44).
Теперь обратимся к вопросу оплаты сверхурочной работы.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях: при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей; при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников; для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
На основании ч. 1 ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты сверхурочной работы могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Важно: выплата премии работнику в размере, установленном локальными правовыми актами работодателя для оплаты сверхурочных работ, не противоречат требованиям ст. 152 ТК РФ.
Пример. Истец Ф.М.В. обратился в Головинский районный суд г. Москвы с иском к ответчику ООО "***" о взыскании компенсации по переработке и сверхурочным за период работы с 23 июля 2013 года по 28 февраля 2016 года в размере 2 499 186 руб., процентов за пользование указанными денежными средствами в размере 458 148 руб., компенсации морального вреда в размере 2 680 652 руб., выходного пособия в размере 2 250 000 руб., об обязании оформить его увольнение по соглашению сторон на его условиях.
Установлено, что истец 23 июля 2013 года работал у ответчика водителем на основании трудового договора. Данным трудовым договором установлен режим рабочего времени с 9 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин., однако фактически он работает с 7 час. 00 мин. до 20 час. и более. Согласно расчетным листкам ему сверхурочная работа не оплачивается, а выплачивается премия по результатам работы, в то время как выплата премии за сверхурочную работу законодательством не предусмотрена, оплата сверхурочной работы и выплата премии имеют разную юридическую силу, поэтому полагал, что сверхурочная работа ответчиком за указанный период не оплачена. Поскольку оплата сверхурочной работы не производилась, то полагал, что ответчик должен произвести оплату сверхурочной работы с выплатой компенсации в порядке ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Отказывая Ф.М.В. в удовлетворении исковых требований в части оплаты сверхурочной работы за период с 29 января 2016 года по 28 февраля 2016 года, суд первой инстанции исходил из того, что Ф.М.В. за январь 2016 года выплачена премия в размере 9 300 руб., за февраль 2016 года - 12 477 руб. 99 коп., размер которых определялся работодателем по правилам, установленным ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации для оплаты сверхурочных работ.
Определением апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено в силе (Апелляционное определение от 12 января 2017 г. по делу N 33-822/2017).
В заключение, как всегда, предлагаю работодателям ориентироваться в принятии конкретных решений по оплате труда на приведенные в статье судебные споры.