Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 09.03.2018
Ущерб при исполнении трудовых обязанностей может быть причинен обеими сторонами трудового договора. В первом случае в период действия трудового договора материальный вред причиняет предприятию работник. Во втором случае при исполнении трудовых обязанностей причиняется вред здоровью самого работника. И тогда речь идет о возмещении вреда при получении профессионального заболевания или производственной травмы.
Статистика и законодательство в сфере производственного травматизма
По данным статистики производственного травматизма в мире, информацию для составления которой собирает и консолидирует Всемирная организация здравоохранения, ежегодно происходит около 125 млн несчастных случаев на рабочих местах. В среднем погибает около 220 тысяч человек. Смертность от производственных травм занимает третье место. Чаще, чем от несчастных случаев на работе, люди умирают только от онкологических и сердечных заболеваний. Поэтому тема возмещения вреда, полученного работником во время исполнения своих трудовых обязанностей, крайне актуальна для любого предприятия, в любой сфере деятельности.
Законодательство Российской Федерации в сфере производственного травматизма и получения профессионального заболевания довольно обширно. Проблема нашла свое отражение и в привычных каждому работодателю Трудовом и Гражданском кодексах РФ, и в иных законах и подзаконных актах. Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору, устанавливается Федеральным законом от 24.07.1997 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Физические лица, работающие на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Возмещение застрахованному утраченного заработка в части оплаты труда по гражданско-правовому договору, в соответствии с которым не предусмотрена обязанность уплаты работодателем страховых взносов страховщику, а также в части выплаты авторского гонорара, на который не начислены страховые взносы, осуществляется причинителем вреда.
К видам экономической деятельности с наибольшей численностью травматизма на работе (по данным информационного портала "Труд-Эксперт. Управление" (www.trudcontrol.ru)) относятся по убывающей: обрабатывающие производства, здравоохранение, строительство, транспорт, сельское хозяйство, охота, рыбоводство и рыболовство, добыча полезных ископаемых.
В некоторых отраслях деятельность предприятий может регулироваться дополнительными нормативными актами. Например, в нефтяной промышленности действует положение Отраслевого соглашения по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса РФ на 2014 - 2016 гг., которое утверждено Профсоюзом работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства РФ, Наблюдательным советом Общероссийского объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности. Положение обновляется каждые два года.
Указанное Отраслевое соглашение устанавливает дополнительно единовременную денежную выплату для возмещения вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний.
Но, даже зная нормы законодательства, не всегда предприятие добровольно возмещает моральный ущерб, понесенный работником при получении профессионального заболевания или вследствие производственной травмы. Споры по расчетам такого возмещения часто решаются только в суде.
Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области 21 сентября 2017 г. рассмотрел дело N 2-1446/2017 по иску Ж.А.В. к ОАО "Объединенная угольная компания "***" о взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что медицинским заключением истцу установлен диагноз "хронический пылевой необструктивный бронхит". Причиной профессионального заболевания послужило длительное воздействие на организм вредных производственных факторов. Наличие вины истца в возникновении профессионального заболевания - 0%. Истцу впервые установлена степень утраты профессиональной трудоспособности - 30%.
Ответчик по данному делу отказался от выплаты морального вреда в полном объеме, мотивируя тем, что на данном предприятии работник Ж.А.В. работал лишь часть времени, в течение которого производилось вредное воздействие на организм, послужившее причиной заболевания.
В соответствии с п. 1 ст. 1093 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица, признанного ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник. Это означает, что работник может обратиться с требованием по возмещению вреда к правопреемнику и в том случае, когда увечье или иное повреждение здоровья имели место в период существования реорганизованного юридического лица, но к моменту предъявления требования оно уже прекратило свое существование.
Так как в ходе судебного заседания установлено, что ответчик является правопреемником организации, в которой ранее работал истец, суд решил взыскать с ОАО "Объединенная угольная компания "***" в пользу Ж.А.В. единовременную компенсацию в счет возмещения морального вреда, причиненного профессиональным заболеванием в полном объеме, заявленном в иске.
Порядок расследования и фиксации причин профессионального заболевания
Согласно Положению "О расследовании и учете профессиональных заболеваний", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967, работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания. Работодатель в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении диагноза профессионального заболевания создает комиссию по расследованию профессионального заболевания, возглавляемую главным врачом Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В состав комиссии входят представитель работодателя, специалист по охране труда, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. В расследовании могут принимать участие другие специалисты. Работодатель обязан обеспечить условия для работы комиссии.
Расследование обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания у лиц, не имеющих на момент расследования контакта с вредным производственным фактором, в том числе у неработающих, проводится по месту прежней работы с вредным производственным фактором.
По результатам расследования комиссия в трехдневный срок составляет акт о случае профессионального заболевания в пяти экземплярах, предназначенных для работника, работодателя, Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Центра профессиональной патологии (учреждения здравоохранения) и страховщика. Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и заверяется печатью Центра.
Покрывает ли страховое возмещение все выплаты в случае получения травмы работником на предприятии?
Иногда руководители организаций считают, что если работник, получивший травму на производстве или профессиональное заболевание, был застрахован, то страховое возмещение должно полностью покрыть все необходимые выплаты, в том числе и моральный вред. Эта позиция работодателя неверна, и в каждом конкретном случае необходимо учитывать несколько факторов, в том числе и наличие прямой вины работодателя в получении работником травмы.
Так, Демский районный суд г. Уфы 19 сентября 2017 г. рассмотрел гражданское дело 2-1216/2017 по иску К.Р.И. к ООО "***", указав, что истец находился в трудовых отношениях с ответчиком в должности каменщика, что подтверждается записью в трудовой книжке. Произошел несчастный случай. На объекте строительства К.Р.И. оступился и упал с высоты 5 м на железобетонную плиту. Вследствие данного происшествия истец получил тяжкий вред здоровью.
Истец просит взыскать с ООО "***" в свою пользу расходы на лечение, утраченный заработок, компенсацию морального вреда.
Представитель ответчика исковые требования не признала, мотивируя тем, что по представленным листкам временной нетрудоспособности К.Р.И. работодателем за счет средств Фонда социального страхования РФ выплачено пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% его среднего заработка. Соответственно, оснований для взыскания с ответчика утраченного заработка и иных выплат не имеется.
Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" даны разъяснения о том, что за весь период временной нетрудоспособности застрахованного начиная с первого дня до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности за счет средств обязательного социального страхования выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в размере 100% его среднего заработка без каких-либо ограничений.
Так как это пособие предполагает только выплату среднего утраченного заработка работника, возмещение морального вреда в эту сумму не входит.
В силу ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Порядок и условия возмещения морального вреда работнику определены ст. 237 ТК РФ, согласно которой моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Возмещение работнику морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.
Установлено судом, что травма работником получена по вине работодателя: непроведение обучения и проверки знаний по охране труда при работе на высоте, неудовлетворительная организация производства работ, неприменение работником средств индивидуальной защиты вследствие необеспеченности ими работодателем.
По решению суда правомерно надлежит взыскать компенсацию морального вреда в размере 400 000 руб.
Противоположная ситуация была рассмотрена Алданским районным судом Республики Саха (Якутия) 5 сентября 2017 г. по делу 2-1007/2017. С иском к ООО "***" обратился П.С.Н., в обосновании указав, что состоял в трудовых отношениях с ответчиком. Произошел несчастный случай на производстве, признанный таковым вступившим в законную силу судебным актом.
Вследствие травмы истцу установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 30%. Назначена ежемесячная страховая выплата в размере 30% от среднемесячного заработка.
Истец полагает, что работодатель обязан на период временной утраты трудоспособности ежемесячно возмещать ему утраченный заработок, превышающий размер установленных социальных выплат, до 100% заработной платы. Просит суд взыскать задолженность.
ГК РФ предусматривает, что размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка определяется в процентах к его среднему месячному заработку до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности.
Согласно ст. 1072 ГК РФ юридическое лицо, застраховавшее свою ответственность в пользу потерпевшего, в случае, когда страхового возмещения недостаточно для того, чтобы полностью восполнить причиненный вред, выплачивает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. То есть если ущерб превышает максимально возможные страховые выплаты.
В данном случае суд решил, что дополнительная ответственность работодателя не возникла, так как работнику установлена степень утраты трудоспособности в размере 30%, которая и была перекрыта страховым возмещением. В иске отказано полностью.
Не следует забывать, что работодатель по нормам законодательства РФ должен возмещать не только вред, причиненный непосредственно организацией, но и несет ответственность за деяния своих работников.
В силу положений ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся непосредственным причинителем вреда.
Согласно п. 1 ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей. Работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица, под его контролем за безопасным ведением работ. Но в любом случае действиями юридического лица признаются только те действия работника, которые он осуществляет в связи с исполнением трудовых обязанностей. Действия работника, повлекшие причинение вреда, совершенные не при исполнении им трудовых обязанностей, не могут повлечь обязанности юридического лица возместить вред.
К сожалению, на любом, даже мелком предприятии не следует забывать об угрозе получения травмы или профессионального заболевания при выполнении трудовых обязанностей. Как говорится, можно и на ровном месте упасть и сломать себе ногу. Не говоря уже о том, что на производственных, строительных и добывающих предприятиях риск получения работниками травмы несравнимо выше в силу опасности самого вида экономической деятельности. Работодателю не стоит сомневаться в том, что инвестиции в правильную организацию охраны труда и комфортных, безопасных условий работы каждого сотрудника окупятся сторицей снижением травматизма на предприятии в целом. И соответственно, уменьшением расходов на различные выплаты и судебные споры.
Также следует тщательно изучить законодательство в сфере производственного травматизма и получения профессионального заболевания, обзавестись профессиональным юристом, готовым отстаивать интересы компании в неминуемых судебных спорах.