Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

29.03.2018

Цель законопроекта - гарантировать реализацию прав граждан на труд, справедливую оплату труда, позволяющую оплачивать расходы на воспроизводство рабочей силы, оплачивать обязательные платежи и иные расходы. В связи с этим предлагается с января 2019 года повысить минимальный размер оплаты труда до 25 000 рублей в месяц.

подробнее
23.03.2018

Цель законопроекта - создание физическим лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, максимально равных условий по исчислению и уплате страховых взносов с плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, с учетом изменений, принятых Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ

подробнее
28.02.2018

Законопроектом предлагается внесение изменений в ст. 275 ТК РФ, расширяющих перечень лиц, представляющих представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, включив в него также заместителей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, лиц, претендующих на данную должность, поскольку заместители руководителей осуществляют организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, а также вправе возглавлять контрактную службу учреждения.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Гарантии и компенсации > Гарантии и компенсации работникам при исполнении государственных и общественных обязанностей (Алексеева Г.И.)

Гарантии и компенсации работникам при исполнении государственных и общественных обязанностей (Алексеева Г.И.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

Гарантии и компенсации работникам при исполнении государственных и общественных обязанностей (Алексеева Г.И.)

Предмет. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работникам, исполняющим государственные или общественные обязанности, предоставляются определенные гарантии и компенсации. В связи с этим у работодателей возникает ряд вопросов, ответы на которые даны в представленной статье.

Цели. Рассмотрение гарантий, предоставляемых работникам организации при исполнении ими государственных и общественных обязанностей, и раскрытие особенностей расчета и выплаты компенсации указанным сотрудникам.

Методология. В статье применялись методы наблюдения, анализа и синтеза.

Результаты и выводы. Рассмотрены гарантии, предоставляемые работникам организации при исполнении ими государственных и общественных обязанностей, и раскрыты особенности расчета и выплаты компенсации указанным сотрудникам.

Область применения результатов. Представленная в статье информация может применяться в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе в высших учебных заведениях. 

В соответствии со ст. 165 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предоставляются гарантии и компенсации при исполнении ими государственных и общественных обязанностей. При этом ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни иные законодательные акты не дают четкого определения понятия такой обязанности.

В общем виде государственная или общественная обязанность - это обязанность, возлагаемая на граждан государством, по временному выполнению функций, направленных на обеспечение основных государственных и (или) общественных интересов [36].

К таким обязанностям относятся [36]:

- осуществление избирательного права;

- выполнение депутатских обязанностей;

- явка в рабочее время в качестве потерпевшего, свидетеля, их законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого в органы дознания, к следователю, прокурору, в налоговый орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или в суд;

- участие в судебных заседаниях в качестве арбитражных и присяжных заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и коллективов работников;

- участие в работе комиссий по назначению пенсий при органах местного самоуправления и медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК) в качестве выделенных профсоюзными организациями членов этих комиссий;

- явка в комиссию по назначению пенсий в качестве свидетеля для дачи показаний о трудовом стаже;

- участие членов добровольных пожарных дружин в ликвидации пожара или аварии;

- участие в работе общественной палаты;

- участие в заседании парламентской комиссии с целью дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;

- выполнение других государственных или общественных обязанностей (в случаях, предусмотренных законодательством).

Гарантии и компенсации работникам, исполняющим государственные и общественные обязанности, представлены в гл. 25 Трудового кодекса Российской Федерации и иных федеральных законах (табл. 1). 

 

Таблица 1  

Гарантии и компенсации работникам, исполняющим государственные и общественные обязанности 

Вид обязанности

Нормативный документ

Гарантии

Компенсации

Исполнение обязанностей члена избирательной комиссии или комиссии референдума

Пункт 17 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность).

Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу

Члену комиссии с правом решающего голоса выплачиваются:

компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы;

дополнительная оплата труда (вознаграждение). Размеры и порядок их выплаты устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума

Избрание на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления

1) ст. 25, 41 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации",

2) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Работодатель со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязан по заявлению зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, военных сборов, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

В период проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе работодателя, администрации образовательной организации уволен с работы, со службы, отчислен из образовательной организации или без его согласия переведен на другую работу.

Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

Избрание на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления

 

 

Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия - в другой организации.

 

 

 

Супругу члена Совета Федерации, супругу депутата Государственной Думы, уволенным в связи с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы).

На указанный период за ними сохраняются:

- стаж работы (службы) по специальности;

- стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы организации за год, на который приходится переезд, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если эти лица на момент переезда занимали должность,

 

 

 

работали по специальности либо работали (служили) в местности, которые предусматривают предоставление соответствующей льготы.

По окончании срока нахождения в данной должности работник вправе вернуться на прежнее место работы и работодатель обязан предоставить ему прежнюю работу (должность).

Если на занимаемую ранее должность был приглашен работник, с которым работодатель заключил трудовой договор на неопределенный срок, работодатель может предложить только равноценную работу (должность).

Если в период нахождения лица на выборной должности в организации, где он работал, произошли структурные изменения, реорганизация юридического лица, приведшая к сокращению занимаемой им ранее должности или рабочего места, работодатель при возвращении работника также может предоставить ему только равноценную работу (должность).

 

 

 

Равноценной признается работа (должность), соответствующая прежней квалификации, условиям труда и его оплате, объему предоставляемых в связи с ее выполнением льгот и преимуществ

 

Работник, являясь членом профсоюзных органов, принимает участие в качестве делегата съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также участвует в работе их выборных органов

Пункт 6 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"

Условия освобождения работников от работы на время участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением

Порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяется коллективным договором, соглашением

Привлечение к участию в парламентском расследовании

Часть 2 ст. 23, ст. 26 Федерального закона от 27.12.2005 N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации"

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей

Гражданам, приглашенным на заседание комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам, в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета возмещаются:

- расходы на проезд и проживание в связи с прибытием на заседание комиссии;

- почтовые расходы;

- компенсация за фактическую потерю времени в связи с привлечением к участию в парламентском расследовании

Осуществление деятельности членов Общественной палаты

Статьи 13, 20 Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации"

Член Общественной палаты на время участия в работе пленарного заседания Общественной палаты, совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты, а также на время осуществления полномочий, установленных ст. 20 Федерального закона N 32-ФЗ, освобождается работодателем от выполнения трудовых обязанностей по основному месту работы с сохранением за ним места работы (должности)

Возмещаются расходы, связанные с осуществлением им полномочий члена Общественной палаты. Выплачивается компенсация в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом, за счет средств федерального бюджета

Исполнение воинских обязанностей

1) ст. 6, п. 2 ст. 56 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

2) п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"

1. Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

2. Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы, выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы

а) возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, командировочные расходы;

б) гражданам на время прохождения военных сборов:

возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно;

командировочные расходы;

выплачивается оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются положением о прохождении военных сборов

Донор

1) ст. 186 ТК РФ;

2) ст. 22, 23, 24 Федерального закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов";

3) ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год";

4) п. 22 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 4.2, ст. 4.3 Федерального закона от 06.04.2015 N 68-ФЗ

В день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы.

После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.

Работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха

Обязанность по предоставлению компенсаций возникает у работодателя, при этом донор имеет право на определенные меры соцподдержки со стороны государства (медорганизации), в том числе:

а) бесплатное питание в день сдачи крови и (или) ее компонентов - за счет организации, осуществляющей деятельность по заготовке донорской крови и ее компонентов;

б) первоочередное приобретение льготных путевок на санаторно-курортное лечение, если донор в течение года сдал кровь в объеме, равном двум максимально допустимым дозам;

в) ежегодную денежную выплату лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", в размере 10 557 руб.

С 01.01.2016 размер данной выплаты составил с учетом инфляции 12 373 руб., до 01.01.2018 приостановлена индексация выплаты исходя из прогнозируемого уровня инфляции (с 01.02.2017 она производится исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2016 г.)

Мобилизация трудоспособного населения

Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей.

Лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, в соответствии с п. "е" ст. 13 Закона N 3-ФКЗ гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде

 

Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия

1) ч. 1 ст. 8 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";

2) ч. 1 ст. 10, ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации";

3) ч. 4 ст. 325, ч. 6 ст. 326 Уголовно-процессуального кодекса РФ;

4) п. 2 ст. 1, ст. 6, 7 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации";

5) ч. 3 ст. 19 и ч. 2 ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ;

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы:

- сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством;

- увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются;

- время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Извещения о вызове работника в суд для участия в качестве присяжного заседателя - основание для издания работодателем приказа о сохранении за данным работником места работы (должности).

За арбитражным заседателем на период осуществления правосудия сохраняются:

- средний заработок по основному месту работы;

Присяжному заседателю за время исполнения обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд за счет средств федерального бюджета:

- выплачивает компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период;

- возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда. Арбитражному заседателю соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета:

- пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, выплачивается

 

6) п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.2010 N 38 "О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия"

- гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

- время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.

Определение арбитражного суда о назначении судебного заседания с участием конкретного арбитражного заседателя - основание для издания работодателем приказа о сохранении за данным работником места работы (должности)

компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации;

- возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации

Вызов в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 N 1240 "Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации"

За лицом, вызываемым в качестве свидетеля, потерпевшего, законного представителя потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика и понятого, сохраняются:

- место работы (должность) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей;

- средний заработок по месту его работы за все время, затраченное им в связи с вызовом к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или в суд (кроме Конституционного Суда РФ и арбитражного суда). Средний заработок сохраняется за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы

Процессуальными издержками являются, в частности:

- суммы, выплачиваемые потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым, а также адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, на покрытие расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием (расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);

- суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд;

 

 

 

- вознаграждение, выплачиваемое эксперту, переводчику, специалисту за исполнение ими своих обязанностей в ходе уголовного судопроизводства, за исключением случаев, когда эти обязанности исполнялись ими в порядке служебного задания.

Основание для выплаты - постановление дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо определение суда

Исполнение обязанностей свидетеля, эксперта, специалиста и переводчика в гражданском, административном, арбитражном процессе

Часть 1 ст. 70, ст. 94, 95, 96, 98, 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 1, 4 ст. 107, ст. 108, 109, 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 96 Кодекса административного судопроизводства РФ

Работник освобождается от работы на время судебного заседания, а также на время, необходимое для проезда в суд, если суд расположен в местности, удаленной от места жительства работника

Свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд:

- расходы на проезд;

- расходы на наем жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Работникам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и средней заработной платы.

Если вызов свидетелей, назначение экспертов и привлечение специалистов:

- осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета;

- осуществляются по инициативе мирового судьи, расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации;

- осуществляются по ходатайству стороны (сторон) в гражданском процессе, то соответствующие расходы компенсирует эта сторона.

 

 

 

Оплата услуг переводчиков и возмещение понесенных ими расходов в связи с явкой в суд производятся по выполнении переводчиками своих обязанностей за счет средств соответствующего бюджета

Исполнение обязанностей свидетеля, эксперта, специалиста и переводчика в уголовном процессе

Часть 1 ст. 114, ст. 131, 132 Уголовно-процессуального кодекса РФ

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей

Процессуальные издержки - это связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.

К процессуальным издержкам относятся:

- суммы, выплачиваемые работникам, имеющим постоянную заработную плату: потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым - в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд;

- ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном ч. 1 ст. 114 УПК РФ.

Суд вправе взыскать с осужденного процессуальные издержки, за исключением сумм, выплаченных переводчику и защитнику в случаях, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 132 УПК РФ.

 

 

 

По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, суд вправе возложить обязанность возместить процессуальные издержки на законных представителей несовершеннолетних.

По уголовному делу частного обвинения суд вправе взыскать процессуальные издержки полностью или частично с лица, по жалобе которого было начато производство по уголовному делу.

При прекращении производства по уголовному делу в связи с примирением сторон процессуальные издержки взыскиваются с одной или обеих сторон

Исполнение обязанностей свидетеля, переводчика, специалиста, эксперта и понятого в связи с явкой в налоговый орган или работой по его поручению

1) ст. 131 Налогового кодекса РФ;

2) Положение, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 N 298

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей

Возмещаются понесенные в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные. Возмещение свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым расходов на проезд к месту явки и обратно к месту жительства производится на основании проездных документов.

Указанным лицам оплачиваются расходы на проезд транспортом общественного пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой соответствующего населенного пункта. С разрешения начальника (заместителя начальника) налогового органа, производящего вызов, упомянутым лицам при непредставлении проездных документов оплачиваются расходы на проезд по минимальному тарифу проезда соответствующими видами транспорта к месту явки и обратно к месту жительства.

 

 

 

Помимо расходов на проезд к месту явки и обратно к месту жительства при представлении соответствующих документов возмещаются стоимость предварительной продажи проездных документов, расходы за пользование постельными принадлежностями и страховые взносы по обязательному страхованию пассажиров на транспорте.

Возмещение расходов на наем жилого помещения и оплата суточных свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым производятся в соответствии с нормативными правовыми актами о служебных командировках на территории Российской Федерации.

При этом суточные не выплачиваются, если у свидетеля, переводчика, специалиста, эксперта или понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту жительства.

Плата за бронирование места в гостинице возмещается в размере 50% возмещаемой стоимости места за сутки.

 

 

 

Переводчики, специалисты и эксперты получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, по нормам оплаты, утвержденным Министерством труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.

За лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия в связи с этим на работе сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы.

Основание - решение начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета

Примечание. В этом материале под командировочными расходами понимаются следующие затраты, которые возмещаются в размерах, предусмотренных для работников-бюджетников, направляемых в командировки в пределах РФ:

- на проезд до места вызова и обратно (включая оплату услуг по оформлению билетов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) - в размере фактических расходов, подтвержденных документально, но не выше установленной стоимости;

- на наем жилого помещения - не более 550 руб. в сутки;

- суточные - 100 руб. в день. 

Источник: составлено автором с использованием [33], [34], [35]. 

Согласно ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Условиями подобного освобождения от работы являются [1]:

- необходимость исполнения государственных или общественных обязанностей именно в рабочее время;

- привлечение работников к исполнению государственных или общественных обязанностей в рабочее время предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.

Кроме того, согласно ст. 124 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, когда работник для исполнения государственных или общественных обязанностей прерывает ежегодный отпуск, работодатель должен продлить или перенести отпуск с учетом пожеланий работника.

Трудовым законодательством не предусмотрена обязанность работодателя сохранить за работником на этот период его заработок.

Обеспечение работника денежным вознаграждением возложено на соответствующие государственные органы или общественные объединения, привлекающие работников к исполнению государственных или общественных обязанностей, однако в некоторых случаях, установленных отдельными федеральными законами, на работодателя возлагается и эта обязанность (например, ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" [15]).

Время исполнения работником государственных обязанностей отмечается в табеле учета рабочего времени буквенным кодом "Г" или цифровым кодом "23". В случае когда работник не поставил в известность работодателя о вызове в госорган заранее, в табеле будет зафиксирована неявка по невыясненным причинам (код "НН" или "30"), а после представления работником подтверждающего документа данные табеля необходимо скорректировать.

 

Выплаты работнику, исполняющему государственные или общественные обязанности 

За время выполнения государственных обязанностей работнику полагаются выплата, замещающая заработок, и различные компенсации (см. табл. 1).

В соответствии с ч. 2 ст. 165, ч. 2 ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности, производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством.

В ряде случаев, указанных в табл. 1, работнику выплачиваются компенсации в размере среднего заработка и (или) сохраняется по месту основной работы средний заработок.

Расчет среднего заработка производится в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение N 922).

Расчетный период и выплаты, участвующие в расчете, определяются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному для расчета среднего заработка за время командировки.

При исчислении среднего заработка расчетным периодом в соответствии с ч. 3 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 4 Положения N 922 признаются 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, за который выплачивается средний заработок [1, 26].

При этом согласно ч. 6 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации локальным нормативным актом или коллективным договором можно установить расчетный период иной продолжительности [1]. 

Пример. Пункт локального нормативного акта организации (например, положения об оплате труда) об установлении своего расчетного периода можно сформулировать так: "Исчисление среднего заработка всем работникам общества в предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации случаях производится исходя из начисленной заработной платы и отработанного времени за три календарных месяца, предшествующие периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата". 

Поскольку в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации размер среднего заработка, исчисленный исходя из расчетного периода организации, не может быть меньше, чем его размер, исчисленный исходя из 12-месячного периода. В данном случае расчет необходимо делать исходя из расчетного периода организации и исходя из 12-месячного расчетного периода, затем выбрать наибольший размер.

При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключаются [26]:

- период сохранения за работником среднего заработка в соответствии с законодательством (например, период командировки, ежегодного оплачиваемого отпуска), кроме перерывов для кормления ребенка и дней междувахтового отдыха в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени на вахте, выплаты за которые учитываются при исчислении среднего заработка;

- период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

- период простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

- период, в течение которого работник не участвовал в забастовке, но в связи с ней не имел возможности выполнять свою работу;

- дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами;

- иные периоды, когда работник освобождался от работы, независимо от того, сохранялась ли зарплата (в частности, отпуск без сохранения заработной платы).

Если за эти периоды работнику производились выплаты, то они не учитываются при исчислении среднего заработка.

При расчете среднего заработка не учитываются выплаты, не относящиеся к оплате труда (например, материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг и др.) [26].

Согласно п. 9 Положения N 922 при определении среднего заработка используется средний дневной заработок, "кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени": 

Средний дневной заработок = Сумма заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения: Количество дней, фактически отработанных в расчетном периоде.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате [26].

Если в расчетном периоде у работника не было отработанных дней и заработка, следует:

- проверить, когда у работника были выплаты: до расчетного периода, после него или их вообще не было;

- применить порядок расчета, установленный для этой ситуации:

а) учитываемые выплаты и отработанные дни были до расчетного периода - такая ситуация возможна, если работник в течение всего расчетного периода находился в отпуске по уходу за ребенком, в длительной командировке или в отпуске без сохранения зарплаты. Расчет среднего заработка осуществляется исходя из предшествующего периода, равного расчетному, в котором у работника была зарплата и отработанные дни, то есть необходимо отсчитать 12 мес. от начала периода длительного отсутствия работника на работе;

б) учитываемые выплаты и отработанные дни отсутствовали до расчетного периода, но они были в месяце начала периода, подлежащего оплате по среднему заработку, - такая ситуация возникает, если работник принят на работу в том же месяце, в котором ему надо оплатить период по среднему заработку (в месяце исполнения государственной или общественной обязанности): 

Средний заработок = Заработная плата с момента поступления на работу до начала периода, оплачиваемого по среднему заработку : Количество отработанных дней с момента поступления на работу до начала периода, подлежащего оплате по среднему заработку x Количество рабочих дней, подлежащих оплате по среднему заработку; 

в) учитываемые выплаты и отработанные дни до периода, подлежащего оплате по среднему заработку, отсутствуют - такая ситуация возникает, если, например, начало периода, оплачиваемого по среднему заработку, совпадает с первым днем работы: 

Средний заработок = Оклад (тарифная ставка) : Количество рабочих дней по производственному календарю в месяце поступления на работу x Количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате. 

При расчете среднего заработка премии учитываются, если они установлены за труд и их выплата предусмотрена локальным нормативным актом (например, положением о премировании) в соответствии с условиями премирования. Премии, не обусловленные трудовым вкладом (к юбилеям, к отпуску и т.п.), при исчислении среднего заработка не учитываются (табл. 2, 3).

 

Таблица 2 

Учет премий при расчете среднего заработка 

Вид премии

Количество премий, учитываемых за 12-месячный расчетный период

При каком условии учитываются

Ежемесячная

Не более 12 премий за один показатель (условие) премирования

Если премии начислены в расчетном периоде

Квартальная

Не более 4 премий за один показатель (условие) премирования

Полугодовая

Не более 2 премий за один показатель (условие) премирования

Годовая

Не более 1 премии за один показатель (условие) премирования

Если премия начислена за прошлый календарный год - независимо от того, попал момент начисления в расчетный период или нет

Источник: [36]. 

Таблица 3 

Размер учитываемой премии 

Ситуация

Расчетный период отработан полностью

Расчетный период отработан не полностью

Рабочий период полностью входит в расчетный

Рабочий период полностью или частично не входит в расчетный

Премия начислена с учетом фактической отработки в рабочем периоде

Учитывается полностью

Учитывается полностью

Учитывается пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде

Премия начислена без учета фактической отработки в рабочем периоде

-

Учитывается пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде

Источник: [36]. 

Размер премии, учитываемой пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, рассчитывается следующим образом: 

Размер премии, учитываемой пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде = Размер начисленной премии : Количество рабочих дней в расчетном периоде x Количество дней, отработанных работником в расчетном периоде. 

Следует принимать во внимание, что в соответствии с Положением N 922 при расчете среднего заработка учитывается повышение тарифных ставок (окладов) в отношении всех работников организации (всех работников структурного подразделения), если это повышение произошло после начала расчетного периода и до окончания периода, подлежащего оплате по среднему заработку.

Повышение учитывается независимо от того, было оно одинаковым для всех работников организации (структурного подразделения) или различалось по категориям работников.

При повышении тарифных ставок (окладов) необходимо корректировать следующие выплаты:

- тарифную ставку (оклад);

- премии, доплаты, надбавки, установленные к тарифной ставке, окладу в фиксированных размерах, то есть в процентах (например, 40% от оклада) или в размере, кратном окладу (например, доплата к окладу в двойном размере).

Не следует корректировать при повышении тарифных ставок (окладов):

- премии, доплаты, надбавки, установленные в диапазоне значений (например, от 10 до 40% оклада или в кратном размере от 1 до 5 окладов);

- премии, доплаты, надбавки, установленные в абсолютном размере (например, 1 000 руб.).

Согласно Положению N 922 при увеличении только тарифных ставок, окладов рассчитывается коэффициент повышения: 

Коэффициент повышения = Тарифная ставка (оклад) после повышения : Тарифная ставка (оклад) до повышения. 

В случае когда повышение тарифных ставок (окладов) сопровождалось изменениями в системе оплаты труда - одни надбавки (доплаты, премии) отменены, а другие введены - следует рассчитывать сводный коэффициент повышения [26].

Чтобы сводный коэффициент отражал итоговое увеличение заработной платы, при его расчете должны соблюдаться следующие условия:

- повышение тарифных ставок, окладов сопровождалось изменением перечня только ежемесячных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, и (или) увеличением размера ранее установленных выплат. При увеличении размера и (или) изменении состава выплат, установленных за период более месяца (например, за квартал), сводный коэффициент повышения рассчитывать не нужно;

- ежемесячные выплаты установлены в фиксированных размерах. Выплаты, установленные в диапазоне значений, в расчете сводного коэффициента не участвуют. 

Сводный коэффициент повышения = Сумма тарифной ставки (оклада) и ежемесячных доплат (надбавок, премий) после повышения, за исключением установленных в диапазоне значений : Сумма тарифной ставки (оклада) и ежемесячных доплат (надбавок, премий) до повышения, за исключением установленных в диапазоне значений. 

Порядок применения повышающего коэффициента зависит от того, в какой момент произошло повышение зарплаты:

а) повышение произошло в расчетном периоде - такая ситуация возникает, когда у работника период исполнения государственных или общественных обязанностей в январе 2017 г., а повышение окладов - с 01.09.2016. Выплаты работнику необходимо увеличить на коэффициент повышения с начала расчетного периода до месяца повышения;

б) повышение произошло после расчетного периода, но до наступления периода, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, - такая ситуация возникает, когда у работника период исполнения государственных или общественных обязанностей в феврале 2017 г., а повышение окладов - с 01.02.2017. В этом случае на коэффициент увеличиваются выплаты в пользу работника за весь расчетный период.

в) повышение произошло во время периода, подлежащего оплате по среднему заработку, - такая ситуация возникает, когда у работника период исполнения государственных или общественных обязанностей приходится на промежуток с 09.01.2017 по 28.02.2017, а повышение окладов - с 01.02.2017. В данном случае проиндексировать на коэффициент повышения следует не выплаты работнику в расчетном периоде, а часть уже рассчитанного среднего заработка с момента повышения зарплаты до окончания периода, подлежащего оплате.

Если средний заработок был выплачен работнику до повышения, то после повышения необходимо рассчитать средний заработок с учетом этого повышения и доплатить разницу работнику.

Поскольку средний месячный заработок работника, полностью отработавшего норму рабочего времени в расчетном периоде, не может быть меньше федерального минимального размера оплаты труда (МРОТ), то при исчислении среднего заработка работников, месячная зарплата которых установлена на уровне МРОТ, необходимо сравнивать средний заработок с федеральным МРОТ.

Для этого следует:

- рассчитать средний дневной заработок работника;

- исчислить средний месячный заработок работника для сравнения с МРОТ;

- сравнить средний месячный заработок работника за расчетный период с федеральным МРОТ, действующим в период оплаты по среднему заработку:

1) средний месячный заработок работника за расчетный период больше или равен МРОТ - выплаты работнику рассчитываются исходя из среднего дневного заработка работника;

2) средний месячный заработок работника за расчетный период меньше МРОТ - выплаты работнику необходимо увеличить до МРОТ.

В случае если в течение периода, подлежащего оплате по среднему заработку, МРОТ увеличился, сравнение проводится отдельно за период до повышения и за период после повышения МРОТ;

- рассчитать сумму доплаты до федерального МРОТ.

 

Налог на доходы физических лиц 

Все не облагаемые налогом выплаты, начисленные в пользу работника, перечислены в ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации налог не начисляется на вознаграждения донорам, доходы граждан, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов.

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит разъяснений по вопросу обложения НДФЛ среднего заработка, сохраняемого за призванным на военные сборы.

По данному вопросу существуют две точки зрения:

1) официальная позиция заключается в том, что средний заработок, выплачиваемый за время нахождения на военных сборах, является доходом налогоплательщика. В перечне доходов, освобождаемых от НДФЛ (ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации), он не значится, поэтому с него нужно заплатить налог. Поскольку средний заработок работникам, исполняющим воинские обязанности, выплачивается по месту работы, то, по мнению Минфина России, предприятие не может воспользоваться нормами п. 29 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации [31]. Значит, суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы на время призыва на военные сборы, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Аналогичные выводы содержат Письма Минфина России от 26.07.2006 N 03-05-01-04/227, от 21.02.2005 N 03-05-01-04/42, Письмо ФНС России от 19.04.2007 N 04-1-02/310@;

2) есть решение суда и работа автора, в которых указывается, что данные выплаты являются компенсационными и не облагаются НДФЛ. Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 17.05.2005 N Ф09-2076/05-С2 по делу N А07-29941/04 суд указал, что выплаты среднего заработка работникам за периоды их пребывания на военных сборах являются компенсационными согласно ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации и не облагаются НДФЛ в силу п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации [24].

На взгляд автора, выплачиваемая работнику сумма - это установленная законодательством компенсация, которая выплачивается работнику в связи с его призывом на военные сборы. Это следует из ч. 2 ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 26 Положения о проведении военных сборов, Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704. На этом основании в соответствии с п. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации ее можно не облагать НДФЛ.

Учитывая изложенное, если работодатель принимает решение не начислять НДФЛ на эту выплату, он должен быть готов к необходимости отстаивать свою правоту в суде.

 

Страховые взносы 

В соответствии со ст. 420 гл. 34 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей, - производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, "признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования" [2].

Выплаты в пользу физических лиц производятся работодателем [2]:

1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;

3) по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

В составе выплат и вознаграждений, указанных в ст. 422 Налогового кодекса Российской Федерации, в п. 14 указаны лишь "суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими... в связи с исполнением обязанностей военной службы" [2]. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, указанный перечень не содержит. В период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Таким образом, нет достаточных оснований не облагать взносами выплаты работникам во время военных сборов, тем более что эти расходы работодателю должны быть компенсированы в составе финансового обеспечения военных сборов.

Кроме того, как следует из Постановления АС ЗСО от 27.07.2015 N Ф04-19983/2015, представители военкомата посчитали, что выплаты среднего заработка работникам, призванным на военные сборы, являются по своей сути компенсацией, которая не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей по трудовому договору с работодателем, производится за счет средств федерального бюджета и поэтому не должна облагаться страховыми взносами. Суд с этим не согласился [25].

Таким образом, средний заработок в период прохождения военных сборов облагается страховыми взносами.

 

Расходы на выплату среднего заработка, сохраняемого на время выполнения работником государственных и (или) общественных обязанностей, для целей налогообложения прибыли 

В соответствии с п. 6 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда для целей налогообложения прибыли относятся суммы начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого в период выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей.

Если законодательством установлено, что оплата среднего заработка в период выполнения работником государственной обязанности осуществляется работодателем, то такие суммы учитываются в расходах организации. Если выплату производит непосредственно государственный орган (общественное объединение) и работодатель ничего не выплачивал работнику, то расходов у работодателя не возникает.

Когда суммы, выплаченные организацией работнику, впоследствии возмещаются из бюджета (например, работник находился на военных сборах), начисленный средний заработок учитывается в расходах на оплату труда, а при получении возмещения из бюджета - во внереализационных доходах, поскольку данный вид поступлений не указан в перечне необлагаемых доходов, указанных в ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Аналогичное мнение изложено в Письме Минфина России от 21.07.2010 N 03-03-06/1/473.

Таким образом, в случаях, когда работодатель сталкивается с ситуацией исполнения работником государственной и общественной обязанности, он должен четко следовать требованиям законодательства в части гарантий и компенсаций указанным сотрудникам.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2018. Все права защищены
Создание сайта - Webstudio 73
↑