Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

07.12.2023

Законопроектом предусматривается увеличение периода ухода за ребенком, засчитываемого в страховой стаж с 1,5 до 3 лет, а также установление индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии за периоды по уходу за четвертым и последующими детьми. Положения, устанавливающего максимальный период страхового стажа, который может быть засчитан за период ухода за ребенком утрачивают силу.

подробнее
05.12.2023

Законопроектом исправляется правило, согласно которому индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств и иные лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, лишены возможности получать страховое обеспечение в календарном году, в котором они зарегистрировались в качестве таковых и уплатили страховые взносы.

подробнее
01.12.2023

Законопроектом предусматривается отнесение лиц, осуществлявших трудовую деятельность в организациях ОПК в период проведения СВО, которые имеют общую продолжительность работы (службы) в ОПК не менее 15 лет и трудовой (страховой) стаж не менее 20 лет для мужчин и 15 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, к категории ветеранов труда.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Охрана труда > Нужны ли медосмотры при работе на погрузчике? (Архаров М.)

Нужны ли медосмотры при работе на погрузчике? (Архаров М.)

Дата размещения статьи: 20.11.2023

Нужны ли медосмотры при работе на погрузчике? (Архаров М.)

В письме от 10.08.2023 N ПГ/16443-6-1 Роструд разъяснил, должен ли водитель погрузчика проходить периодические и предрейсовые медицинские осмотры, если все перемещения на погрузчике производятся только на складе и на дороги общего пользования он не выезжает. 

Пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) установлено, что обязательные периодические и предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. Таковым согласно ст. 2 Закона N 196-ФЗ считается лицо, управляющее транспортным средством. При этом под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. А дорогой считается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Руководствуясь этими положениями Закона N 196-ФЗ, специалисты службы по труду и занятости в ответе на вопрос, поступивший на сайт "Онлайнинспекция.рф" 3 декабря 2021 г., пришли к выводу, что водитель погрузчика, используемого только на территории работодателя, не обязан проходить предрейсовый медосмотр.

Однако в комментируемом письме специалисты Роструда с учетом положений ТК РФ, Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н (далее - Порядок), и Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных Приказом Минтруда России от 18.11.2020 N 814н (далее - Правила), изменили свое мнение.

Так, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ст. 220 ТК РФ). Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (п. 4 Порядка). Из положений подп. 1 п. 6 Правил следует, что при эксплуатации промышленного транспорта и технологического оборудования на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе движущегося промышленного транспорта, машин и механизмов, подвижных элементов технологического оборудования, перемещаемых материалов, заготовок, изделий.

Специалисты Роструда указали, что организации, имеющие и эксплуатирующие транспортные средства, являются владельцами источника повышенной опасности и обязаны организовать и проводить все мероприятия, предусмотренные действующим законодательством, в отношении штатных водителей организации. В связи с этим водителю погрузчика целесообразно проходить предрейсовые и периодические медицинские осмотры. Необходимость организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей погрузчиков не зависит от того, выезжают они на дорогу общественного пользования или передвигаются в пределах закрытой территории.

Отметим, что Порядок, на который сослался Роструд, утратил силу с 1 сентября 2023 г. И вместо него теперь действует Порядок и периодичность проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечень включаемых в них исследований, утвержденный Приказом Минздрава России от 30.05.2023 N 266н. В отношении целей проведения предсменных и предрейсовых медицинских осмотров данный документ содержит те же положения, что и утративший силу Порядок. Поэтому разъяснения Роструда, приведенные в комментируемом письме, остаются актуальными.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2023. Все права защищены
↑