Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

03.04.2019

Законопроектом предлагается увеличить срок, в течение которого работник должен сообщить работодателю в письменной форме о замене кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, до 15 календарных дней до дня выплаты заработной платы. Данная мера позволит исключить риск невыполнения работодателем норм трудового законодательства из-за причин, не зависящих от него.

подробнее
25.03.2019

В целях поддержки граждан, работавших ранее в сельскохозяйственной сфере, законопроектом предлагается дополнить статью 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"новой частью14.1,согласно которой за работу в сельском хозяйстве продолжительностью не менее 35 лет предусматривается установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности вне зависимости от проживания в сельской местности.

подробнее
16.01.2019

Законопроектом предлагается исключить с 1 января 2020 года нормы, устанавливающие ограничение предельной величиной базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в целях установления равных обязанностей застрахованных лиц при уплате страховых взносов всеми категориям налогоплательщиков по установленным тарифам страховых взносов.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Правовое регулирование занятости населения > Трудоустройство инвалидов в странах ЕАЭС: анализ законодательства (Благодир А.Л.)

Трудоустройство инвалидов в странах ЕАЭС: анализ законодательства (Благодир А.Л.)

Дата размещения статьи: 12.04.2019

Трудоустройство инвалидов в странах ЕАЭС: анализ законодательства (Благодир А.Л.)

Начиная с 90-х гг. XX в. каждое государство, являющееся сегодня членом ЕАЭС, создавало собственное законодательство в области занятости населения с учетом темпов развития национальной экономики, демографическими особенностями, а также исходя из финансовых возможностей, направляемых на борьбу с безработицей среди экономически активного населения.
В каждом государстве - члене ЕАЭС действует законодательство, регулирующее отношения не только по занятости населения, но и в сфере социального обеспечения, которое определяет государственную политику по социальной защите инвалидов, в том числе по их трудоустройству и иным видам профессиональной реабилитации.
Гарантиями реализации государственной политики, направленной на трудоустройство инвалидов, в государствах - членах ЕАЭС являются принятые законы:
- в Российской Федерации - Закон РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" <1>, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <2>;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915. Конституция Российской Федерации признает за каждым право на защиту от безработицы (ст. 37).
<2> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

- в Республике Беларусь - законы Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. N 125-З "О занятости населения Республики Беларусь" <3>, от 11 ноября 1991 г. N 1224-XII "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь" <4>, от 23 июля 2008 г. N 422-З "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов" <5>;
--------------------------------
<3> В ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2014 N 225-3. См.: "КонсультантПлюс": Беларусь / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Минск, 2018. URL: http://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_zanyatosti_naseleniya_respubliki_belarus.htm.
<4> В ред. Закона Республики Беларусь от 16.11.2010 N 192-3. См.: "КонсультантПлюс": Беларусь, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2/97 / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Минск, 2018.
<5> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 04.08.2008 N 184, 2/1519 (с послед. изм. от 9 января 2018 г., N 91-З). URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=H10800422).

- в Республике Казахстан - Законы Республики Казахстан от 6 апреля 2016 г. N 482-V "О занятости населения" <6>, от 13 апреля 2005 г. N 39-III "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан" <7>;
--------------------------------
<6> URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38847468.
<7> В ред. от 24.05.2018. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30008935#pos=449;-104.

- в Республике Армения - Законы Республики Армения от 28 декабря 2013 г. N ЗР-152 "О занятости" <8>, от 24 мая 1993 г. N ЗР-57 "О социальной защите инвалидов в Республике Армения" <9>, от 24 мая 1993 г. N ЗР-57 "О социальной защите инвалидов в Республике Армения" <10>;
--------------------------------
<8> URL: http://www.parliament.am/legislation.php?ID=4860&sel=show&lang=rus.
<9> В ред. от 17.05.2014 N ЗР-9. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1784&lang=rus.
<10> В ред. от 17.05.2014 N ЗР-9. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1784&lang=rus.

- в Кыргызской Республике - Законы Кыргызской Республики от 27 июля 1998 г. "О содействии занятости населения" <11>, от 3 апреля 2008 г. N 38 "О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья" <12>.
--------------------------------
<11> URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ky-kg/122.
<12> В ред. от 08.06.2017 N 100. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202329.

В целом цели принятия указанных Законов во всех государствах - членах ЕАЭС совпадают, поскольку провозглашается закрепление и осуществление эффективных мер по социальной защите инвалидов, предоставление им наиболее благоприятных условий и льгот по осуществлению их прав и способностей с целью обеспечения равенства и полноправного участия (интеграции) в жизни общества.
Одной из таких мер является реабилитация инвалидов <13>, направленная на их профессиональную ориентацию (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации) и трудоустройство <14>.
--------------------------------
<13> Андреева О.А. Право инвалидов на социальное обеспечение в контексте общечеловеческих ценностей и социального государства // Социальное и пенсионное право. 2015. N 4. С. 38 - 42.
<14> Закон Республики Беларусь "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов" - ст. ст. 27 - 33; Закон Республики Армения "О социальной поддержке" - ст. ст. 10, 28; Закон Кыргызской Республики "О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья" - ст. ст. 29 - 32; ст. 40 - профессиональное обучение и трудоустройство, ст. 49 - образование.

Обязанность обеспечить профессиональную реабилитацию инвалидов вытекает из содержания Конвенции МОТ N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов", согласно которой государства должны принимать меры по организации служб профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости инвалидов с тем, чтобы они имели возможность получать, сохранять работу и продвигаться по службе (ст. 7) <15>.
--------------------------------
<15> Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. II. С. 2031 - 2035.

Конвенция МОТ N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" ратифицирована лишь двумя государствами - членами ЕАЭС - Российской Федерацией 29 марта 1988 г. и Кыргызской Республикой 31 марта 1992 г. Соответственно, положения Конвенции получили свое закрепление в национальном законодательстве этих государств (ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 40 Закона Кыргызской Республики "О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья" <16>).
--------------------------------
<16> URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202329.

Другие государства - члены ЕАЭС указанную конвенцию не ратифицировали. Однако, несмотря на это, в Законах Республики Беларусь "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов" (ст. 27) <17>, Республики Казахстан "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан" (ст. 30) <18>, Республики Армения "О социальной защите инвалидов в Республике Армения" (ст. 15) <19> присутствуют правовые нормы, регулирующие отношения по профессиональной реабилитации инвалидов.
--------------------------------
<17> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 04.08.2008 N 184, ст. 2/1519 (с посл. изм. от 9 января 2018 г. N 91-З). URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=H10800422.
<18> URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30008935#pos=389;-217.
<19> URL: http://pandia.ru/text/77/179/2291.php.

Следует отметить, что все государства - члены ЕАЭС <20> гарантируют инвалидам бесплатное обучение/переобучение в учебных заведениях (общего и специального типа) и последующее трудоустройство.
--------------------------------
<20> См. об этом: ст. ст. 19 - 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; ст. ст. 29, 33 Закона Республики Беларусь "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов"; ст. 57 Закона Республики Казахстан "Об образовании" от 27 июля 2007 N 319-III (с изм. и доп.); ст. 15 Закона Республики Армения "О социальной защите инвалидов в Республике Армения"; ст. ст. 29, 40 Закона Кыргызской Республики "О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья".

Так, например, в Российской Федерации профессиональная подготовка инвалидов осуществляется по тем профессиям и специальностям, овладение которыми дает им наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Перечень приоритетных профессий утвержден Постановлением Министерства труда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150 <21>. Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться не только в учебных заведениях, но и непосредственно на производстве, поскольку наличие на предприятиях широкой производственной базы, возможность выбора профессии, сокращение сроков подготовки, более высокий уровень материального обеспечения во время обучения способствуют в дальнейшем трудоустройству инвалидов.
--------------------------------
<21> Бюллетень Министерства труда Российской Федерации. 1993. N 11 - 12.

Важно отметить, что право инвалидов на трудоустройство в государствах - членах ЕАЭС обеспечивается дополнительными гарантиями по квотированию (бронированию) рабочих мест.
В Российской Федерации они закреплены в статье 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в статье 13 Закона РФ "О занятости населения в РФ". Субъектами Российской Федерации самостоятельно устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов в размере не менее двух и не более четырех процентов среднесписочной численности работников. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты работодатели ежемесячно вносят в бюджет субъекта Федерации обязательную плату за каждого неустроенного в счет квоты инвалида.
В Республике Беларусь - в статье 20 Закона Республики Беларусь "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь", в статье 11 Закона Республики Беларусь "О занятости населения в Республике Беларусь" предусмотрено бронирование рабочих мест, создание специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Минимальное количество рабочих мест, в том числе специализированных, для трудоустройства инвалидов устанавливается нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами. Затраты на создание таких рабочих мест свыше трех процентов от среднесписочной численности работников компенсируются нанимателям за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, и иных источников, не запрещенных законодательством. За счет указанных средств компенсируются затраты за приобретенное специализированное оборудование для создания рабочих мест для инвалидов. Порядок установления брони для приема на работу инвалидов определяется Советом Министров Республики Беларусь.
В Республике Казахстан - статья 31 Закона Республики Казахстан "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", статьи 20, 23, 25, 27 Закона Республики Казахстан "О занятости населения" <22> гарантируют квотирование рабочих мест, создание специальных и социальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также создание дополнительных рабочих мест для инвалидов через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего предпринимательства.
--------------------------------
<22> URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38847468.

Квота для трудоустройства инвалидов в Республике Казахстан, как и в Российской Федерации, устанавливается в размере от двух до четырех процентов от численности рабочих мест без учета рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда.
Квота может быть конкретизирована местными исполнительными органами организаций со списочной численностью работников <23>:
--------------------------------
<23> Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 13 июня 2016 г. N 498 "Об утверждении Правил квотирования рабочих мест для инвалидов" (с изм. от 14.02.2017). URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600014010.

- от пятидесяти до ста человек - в размере двух процентов списочной численности работников;
- от ста одного до двухсот пятидесяти человек - в размере трех процентов списочной численности работников;
- свыше двухсот пятидесяти одного человека - в размере четырех процентов списочной численности работников.
От квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются:
- общественные объединения инвалидов и организации, в которых численность инвалидов составляет более двадцати процентов от среднегодовой численности работников;
- организации в тех населенных пунктах, где отсутствуют официально зарегистрированные в органах службы занятости безработные инвалиды.
В Республике Армения - в статьях 20 и 21 Закона Республики Армения "О социальной защите инвалидов в Республике Армения" закреплено право инвалидов на трудоустройство путем создания необходимых условий для организации их предпринимательской деятельности (в том числе на дому), предоставления вне очереди нежилых помещений, оказание содействия по приобретению сырья и реализации продукции. Также инвалидам гарантируется устройство на работу в пределах обеспечения квоты и на адаптацию рабочего места.
Инвалиды реализуют свое право на трудоустройство в соответствии со статьями 20, 21 и 23 Закона Республики Армения "О занятости" <24>. Наличие у безработного инвалидности является существенным фактором при его трудоустройстве. В этом случае государство предоставляет указанным гражданам дополнительные гарантии:
--------------------------------
<24> URL: http://www.parliament.am/legislation.php?ID=4860&sel=show&lang=rus#4.

- на первоочередное включение уполномоченным органом в государственные программы занятости (Правительством Республики Армения <25> утверждена Программа деятельности, гарантирующая стабильное развитие Армении в 2017 - 2022 гг. <26>, пункт 4.2 которой посвящен внедрению в 2018 - 2020 гг. новых программ, направленных на повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда);
--------------------------------
<25> Постановление Правительства Республики Армения от 19 июня 2017 г. N 646-А. URL: http://www.gov.am/files/docs/2220.pdf.
<26> Постановление Правительства Республики Армения от 19 июня 2017 г. N 646-А. URL: http://www.gov.am/files/docs/2220.pdf.

- частичную компенсацию заработной платы при устройстве на работу;
- единовременную компенсацию для получения необходимых трудовых навыков и умений при устройстве на работу;
- содействие в малой предпринимательской деятельности;
- содействие в пользовании услугами, оказываемыми сотрудничающей с уполномоченным органом негосударственной организацией;
- компенсацию расходов на посещение работодателей в целях устройства на подходящую работу при посредничестве уполномоченного органа;
- содействие сельскому хозяйству путем стимуляции сезонной занятости.
Помимо перечисленных выше гарантий, в Республике Армения, как и в других государствах - членах ЕАЭС, устанавливаются квоты для трудоустройства инвалидов. Для организаций независимо от формы собственности определен норматив постоянного обеспечения рабочих мест для устройства на работу лица, имеющего инвалидность и не достигшего возраста, дающего право на пенсию по возрасту.
Для государственных организаций, имеющих сто и более работников, требование квоты возникает в размере не менее чем три процента от общего количества работников организации.
Для негосударственных организаций, имеющих сто и более работников, требование квоты возникает в размере не менее чем один процент от общего количества работников организации.
В Кыргызской Республике - в статьях 28, 29 Закона Кыргызской Республики "О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья" <27>, в статье 17 Закона Кыргызской Республики "О содействии занятости населения" <28> закреплено право инвалидов на трудоустройство, которое выражается в квотировании и создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
--------------------------------
<27> URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202329.
<28> URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111258.

Органы государственной службы занятости при участии общественных организаций лиц с ограниченными возможностями здоровья разрабатывают, а органы местного самоуправления и местные государственные администрации утверждают нормативы по квотированию рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья в размере не менее пяти процентов от численности работающих (если число работающих не менее двадцати человек). При этом допускается в счет данного норматива предоставление работы на условиях неполного рабочего времени.
Анализ законодательства о трудоустройстве инвалидов в государствах - членах ЕАЭС позволяет сделать следующие выводы.
Несмотря на существующее различие в терминологии (квотирование/бронирование рабочих мест) каждое государство - член ЕАЭС руководствуется положениями Конвенции МОТ N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов".
В государствах - членах ЕАЭС принято законодательство, закрепляющее сходное (сопоставимое) нормативное правовое регулирование <29> в области трудоустройства инвалидов. Согласно ч. ч. 3 и ч. 6 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе <30> инвалиды любого из государств - членов ЕАЭС имеют право на трудоустройство и иные виды профессиональной реабилитации (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации) в каждом из этих государств на тех же условиях и в том же порядке, какие предусмотрены для граждан государства трудоустройства.
--------------------------------
<29> Крылов К.Д., Надирова А.К. К вопросу о влиянии Евразийского экономического союза на трудоправовую интеграцию // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 4. С. 50 - 53.
<30> Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

Литература

1. Андреева О.А. Право инвалидов на социальное обеспечение в контексте общечеловеческих ценностей и социального государства / О.А. Андреева // Социальное и пенсионное право. 2015. N 4. С. 38 - 42.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑