Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

07.09.2019

Внесенным в Госдуму Правительством РФ законопроектом устанавливается, что хозяйствующий субъект может направить в федеральный антимонопольный орган внутренний акт или проект акта, формирующий систему соответствия, для установления его соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган дает заключение о его соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства. Его принятие позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.

подробнее
15.08.2019

Законопроект направлен на повышения денежного обеспечения для отдельных социально значимых профессий, таких как педагогические работники, медицинские работники и т.д. В частности вводится положение согласно которому заработная плата для работников отдельных социально значимых профессий, выполнивших норматив (норму) соответствующего вида нормирования труда, не может быть ниже двойной величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, в котором такой работник осуществляет трудовую деятельность.

подробнее
06.08.2019

Законопроектом разработан по результатам анализа практики применения законодательства о специальной оценке условий труда, а также оказания государственной услуги "Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда". Необходимость его принятия обусловлена тем, что в ряде случаев в нарушение требований законодательства отчеты во ФГИС СОУТ организациями, проводившими специальную оценку условий труда, по тем или иным причинам не передаются либо передаются в неполном объеме.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > О соблюдении принципов равенства и социальной справедливости при увольнении с военной службы военнослужащих в связи с признанием их не годными к военной службе (Аникушин С.В.)

О соблюдении принципов равенства и социальной справедливости при увольнении с военной службы военнослужащих в связи с признанием их не годными к военной службе (Аникушин С.В.)

Дата размещения статьи: 09.08.2019

О соблюдении принципов равенства и социальной справедливости при увольнении с военной службы военнослужащих в связи с признанием их не годными к военной службе (Аникушин С.В.)

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45, ч. ч. 1, 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства; государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации закрепляет положение о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Приведенные положения Конституции Российской Федерации в их системной взаимосвязи предполагают, что основой государственной политики в сфере военной службы, правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей является гарантирование материального и иных видов обеспечения военнослужащих (членов их семей) и приравненных к ним категорий граждан в случае причинения вреда их жизни (здоровью) при прохождении ими военной службы.

По мнению автора, данные положения в их конституционно-правовом смысле должны распространяться на военнослужащего, в том числе при выплате ему единовременного пособия, предусмотренного ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", до его увольнения с военной службы.

Вначале необходимо отметить, что реализация конституционной обязанности государства по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, осуществляется в различных правовых формах:

- осуществления страховых выплат по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц;

- выплаты единовременных пособий, предусмотренных различными нормативными правовыми актами;

- выплаты ежемесячных денежных компенсаций.

Вместе с тем анализ сложившейся правоприменительной практики свидетельствует о том, что смысл, придаваемый ею в системе действующего правового регулирования ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" и ч. 15 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" лишает военнослужащих, получивших единовременное пособие, предусмотренное ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", в период прохождения военной службы, права на получение ими в дальнейшем при увольнении с военной службы единовременного пособия, предусмотренного п. 1 ч. 12 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", что противоречит общеправовым принципам равенства и социальной справедливости.

Решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 10 апреля 2018 г., оставленным без изменения определением Западно-Сибирского окружного военного суда N 33а-157/2018 г., бывшему военнослужащему войсковой части... ефрейтору П. отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения комиссии по социальным вопросам военнослужащих войсковой части... связанного с отказом в выплате ему единовременного пособия при увольнении с военной службы вследствие военной травмы.

Подобные судебные решения основаны на выводе о том, что П., получив единовременное пособие, предусмотренное п. 3 ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", и распорядившись им, потерял в будущем право претендовать на получение из федерального бюджета однородного по своей сути единовременного пособия, предусмотренного п. 1 ч. 12 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" <1>.
--------------------------------
<1> URL: http://ovs.nsk.sudrf.ru/ (дата обращения: 24.03.2019). 

По мнению автора, выплаты, предусмотренные ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" и п. 1 ч. 12 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", не являются однородными по своей сути по следующим причинам.

1. Цели принятия нормативного правового акта, устанавливающего выплату, и ее назначения.

Федеральный закон "О противодействии терроризму" устанавливает правовые основы борьбы с терроризмом и применения Вооруженных Сил Российской Федерации (иных воинских формирований) в борьбе с ним, в том числе определяет меры социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом. Меры социальной защиты, предусмотренные данным правовым актом, распространяются исключительно на военнослужащих, принимавших участие в борьбе с терроризмом.

Следовательно, назначение единовременного пособия, предусмотренного ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" - гарантия государством материального обеспечения и компенсации лицам, принимавшим участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получившим увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности.

Для назначения указанной выплаты необходимы следующие условия: принятие участия в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и получение увечья, повлекшего за собой наступление инвалидности.

Наличие и возможность получения данной единовременной выплаты отличает военнослужащих, принимавших участие в борьбе с терроризмом, от любых других военнослужащих, никогда не принимавших участия в подобных мероприятиях.

Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" определяет общие правила обеспечения денежным довольствием военнослужащих, порядок и условия предоставления им отдельных выплат с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

Часть 12 ст. 3 вышеназванного Закона устанавливает круг лиц, имеющих право на отдельную выплату общесоциального назначения в связи с увольнением с военной службы по причине признания не годными к военной службе вследствие военной травмы.

Целью установления данной выплаты является исполнение государством своих социальных обязательств перед лицами, получившими военные травмы при осуществлении публичной деятельности по защите Отечества, в результате чего они оказались лишенными возможности в дальнейшем реализовать свое право на труд в виде военной службы.

Как отмечается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 1268-О, данное единовременное пособие по своей правовой природе выступает, наряду с обязательным государственным страхованием, элементом особого публично-правового механизма возмещения вреда пострадавшим военнослужащим и является дополнительной социальной гарантией, предоставляемой в случае невозможности продолжения службы в связи с получением телесных повреждений при исполнении обязанностей военной службы.

Для назначения указанной выплаты необходимы следующие условия: признание военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, не годным к военной службе вследствие военной травмы, и принятие решения о его увольнении с военной службы.

Наличие и возможность получения данной единовременной выплаты отличает военнослужащих, признанных не годными к военной службе вследствие военной травмы, от любых других военнослужащих, не имеющих подобных заболеваний и увольняемых с военной службы.

Следовательно, назначение выплаты, предусмотренной Федеральным законом "О противодействии терроризму", - компенсация причинения вреда здоровью вследствие принятия участия в борьбе с терроризмом, назначение выплаты, предусмотренной Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", - возмещение вреда лицам, лишенным возможности продолжения военной службы в связи с получением вреда при исполнении обязанностей военной службы.

2. Размер выплаты, обусловленный характером и последствиями вреда, причиненного субъекту, претендующему на ее получение.

Размер выплаты, предусмотренной Федеральным законом "О противодействии терроризму", составляет 300 тыс. руб. Данный размер, видимо, обусловлен лишь необходимостью компенсации вреда, полученного в результате принятия участия в мероприятиях по борьбе с терроризмом. Он определен исходя из тех условий, что для данного лица возможно продолжение той трудовой деятельности, которой он занимался до начала принятия участия в мероприятиях по борьбе с терроризмом и получения увечья, повлекшего за собой наступление инвалидности.

Размер выплаты, предусмотренной Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, составляет 2 млн руб. Данный размер, видимо, обусловлен необходимостью компенсации не только физического вреда, полученного гражданином при прохождении военной службы, но и вреда, связанного с невозможностью для данного лица в дальнейшем продолжать трудовую деятельность в виде военной службы.

Делая вывод о том, что выплаты, предусмотренные ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" и п. 1 ч. 12 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", не являются однородными по своей сути, автор исходит не только из целей принятия правовых актов, устанавливающих данные выплаты, их назначения, размера выплат, обусловленных характером и последствиями вреда, причиненного субъекту, претендующему на их получение, но и возможности (невозможности) наступления одновременно (либо последовательно) названных негативных последствий для одного человека.

Анализ условий, необходимых для назначения указанных выплат, свидетельствует о том, что они могут возникнуть одновременно у различных субъектов и в этом случае вне зависимости от правового статуса им возможно производство данных выплат.

Вместе с тем, в случае с бывшим военнослужащим ефрейтором П. сложилась ситуация, при которой у него последовательно возникли условия, достаточные для получения двух различных выплат. Оценивать данное обстоятельство необходимо лишь с учетом того, что и последствия вреда, причиненного П., гораздо серьезнее и тяжелее тех, которые, например, могли бы возникнуть у двух граждан, каждый из которых получил бы по одному из рассматриваемых видов выплат. В то же время П., как и каждый из граждан, которые потенциально могли бы получить единовременные пособия, принимал участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получил увечья, повлекшие за собой наступление инвалидности, признан не годным к военной службе вследствие военной травмы, уволен с военной службы.

Таким образом, с одной стороны, отказ П. в получении единовременного пособия, предусмотренного п. 1 ч. 12 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", лишь по причине того, что он ранее получил единовременное пособие, предусмотренное п. 3 ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", и распорядился им, т.е. установление условий, при которых возможность получения одной выплаты поставлена в зависимость лишь от факта получения (неполучения) другой выплаты, нарушает общеправовой принцип социальной справедливости, сущность которого заключается в том, что важнейшим и единственно достаточным условием для получения какой-либо социальной выплаты является причинение субъекту, претендующему на ее получение, какого-либо вреда. В зависимости от тяжести причиненного вреда должны устанавливаться возможные размеры данных выплат.

С другой стороны, при указанных обстоятельствах отказ П. в получении единовременного пособия, предусмотренного п. 1 ч. 12 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", противоречит общеправовому принципу равенства, поскольку допускает неоправданное различие условий для реализации своих прав и законных интересов лицами, относящимися к одной категории, не имеющее объективного и разумного оправдания.

Отвечая на вопрос о том, возможно ли реализовать право выбора одного из двух вышеуказанных пособий в случаях, когда инвалидность устанавливается военнослужащему не одновременно с прекращением военно-служебных отношений, и гарантировать таким образом право на социальную защиту при рассмотрении соответствующих требований, исходя из общеправовых принципов социальной справедливости и равенства, автор полагает, что единственно возможным вариантом реализации названного права является гарантирование военнослужащим, участвовавшим в мероприятиях по борьбе с терроризмом и получившим увечья, повлекшие за собой наступление инвалидности, до окончания военно-служебных отношений возможности последовательного получения единовременных пособий, предусмотренных п. 3 ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" и п. 1 ч. 12 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑