Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

07.09.2019

Внесенным в Госдуму Правительством РФ законопроектом устанавливается, что хозяйствующий субъект может направить в федеральный антимонопольный орган внутренний акт или проект акта, формирующий систему соответствия, для установления его соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган дает заключение о его соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства. Его принятие позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.

подробнее
15.08.2019

Законопроект направлен на повышения денежного обеспечения для отдельных социально значимых профессий, таких как педагогические работники, медицинские работники и т.д. В частности вводится положение согласно которому заработная плата для работников отдельных социально значимых профессий, выполнивших норматив (норму) соответствующего вида нормирования труда, не может быть ниже двойной величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, в котором такой работник осуществляет трудовую деятельность.

подробнее
06.08.2019

Законопроектом разработан по результатам анализа практики применения законодательства о специальной оценке условий труда, а также оказания государственной услуги "Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда". Необходимость его принятия обусловлена тем, что в ряде случаев в нарушение требований законодательства отчеты во ФГИС СОУТ организациями, проводившими специальную оценку условий труда, по тем или иным причинам не передаются либо передаются в неполном объеме.

подробнее
Все статьи > Трудовой договор > Некоторые вопросы соблюдения норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации при трудоустройстве граждан, ранее замещавших должности государственной гражданской службы (Алексеева Ю.А.)

Некоторые вопросы соблюдения норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации при трудоустройстве граждан, ранее замещавших должности государственной гражданской службы (Алексеева Ю.А.)

Дата размещения статьи: 12.08.2019

Некоторые вопросы соблюдения норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации при трудоустройстве граждан, ранее замещавших должности государственной гражданской службы (Алексеева Ю.А.)

Законодательство РФ, регулирующее трудовые правоотношения в части, касающейся государственных гражданских служащих, зачастую тесно связано с определенными запретами и ограничениями в рамках государственной политики по противодействию коррупции. Тем не менее действие некоторых норм антикоррупционного законодательства распространяется также и на тех субъектов трудовых правоотношений, которые имеют лишь опосредованное отношение к государственной службе.

Одна из таких норм содержится в ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), а также в ст. 64.1 Трудового кодекса (ТК) РФ.

Положения указанных статей обязуют работодателя при заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) сроком действия один месяц и стоимостью более 100 тыс. руб. с гражданином, замещавшим должности государственной гражданской службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в двухлетний период после его увольнения с государственной гражданской службы в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного гражданского служащего по последнему месту его службы в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

При несоблюдении указанной обязанности работодателем в соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции наступает административная ответственность по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Особое внимание вопросу приема на работу граждан, ранее замещавших должности государственной гражданской службы, стало уделяться после 2013 г., когда данный вопрос был впервые упомянут в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2012 г. (утв. Президиумом ВС РФ 10.04.2013).

Так, в ноябре 2016 г. Президиумом Верховного Суда РФ утвержден Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ (далее - Обзор 2016 г.). Через год, 28.11.2017, издано Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 46 (далее - Постановление N 46) по той же теме.

Согласно Обзору 2016 г. за период с 2013 по 2015 г. судьями судов общей юрисдикции по первой инстанции было рассмотрено более 9 000 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.29 КоАП РФ.

В связи с этим усматривается необходимость в тщательном разъяснении антикоррупционных норм, указанных в ст. 12 Закона о противодействии коррупции.

Условно ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции можно разбить на две части: (1) условия, при которых наступает обязанность работодателя, и (2) требования к сообщению работодателя.

Выделяются три условия наступления обязанности работодателя:

1) замещение гражданином должности государственной гражданской службы, включенной в перечень в соответствии с законодательством РФ. Согласно п. 3 Постановления N 46 под указанными перечнями подразумеваются как перечни, утвержденные непосредственно для целей рассматриваемой нормы Закона о противодействии коррупции, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной гражданской службы, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своих супруга (супругу) и несовершеннолетних детей, поскольку принятие таких актов также обусловлено антикоррупционными мерами.

Работодатель может узнать о том, обязан ли он сообщать о найме бывшего госслужащего, сверившись с информацией о его предыдущей должности в подразделе "Противодействие коррупции" официального сайта соответствующего государственного органа.

Стоит отметить, что в 2013 г. Министерство труда и социальной защиты РФ своим Приказом от 07.10.2013 N 530н во исполнение подп. "а" п. 6 Указа Президента РФ от 08.07.2013 N 613 "Вопросы противодействия коррупции" утвердило требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов государственных органов и организаций, созданных на основании федеральных законов.

Вместе с тем следует обратить внимание, что если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора должность государственной гражданской службы, которую ранее замещал гражданин, была исключена из соответствующих перечней, то работодатель не обязан сообщать о приеме указанного гражданина;

2) наличие двухлетнего периода после увольнения гражданина с государственной гражданской службы. В случае если с момента увольнения гражданина с государственной гражданской службы прошло более двух лет, то обязанность по сообщению факта приема бывшего государственного гражданского служащего у работодателя не наступает;

3) наличие трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 тыс. руб. в месяц.

Здесь важно отметить, что существуют определенные условия, которые касаются лишь непосредственно гражданина, который ранее замещал должность государственной гражданской службы, и не влияют на работодателя.

Так, работодатель обязан сообщить о найме указанного гражданина независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного гражданского служащего функции государственного (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры. Данное условие содержится в ч. 1 ст. 12 Закона о противодействии коррупции и касается лишь государственного гражданского служащего, которому необходимо разрешение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на переход в иную организацию.

Однако если гражданин, соответствующий всем названным в п. 1 - 3 условиям, не выполнил свою обязанность и не сообщил работодателю о своем бывшем месте службы, а также если у работодателя не было необходимых сведений о гражданине (например, отсутствие сведений в трудовой книжке, военном билете и т.д.) и он не сообщил о приеме такого служащего на работу, такого работодателя нельзя привлекать к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП. 

Если у работодателя не было сведений о том, что его новый работник ранее был госслужащим, его нельзя привлекать к ответственности за несообщение о найме бывшего госслужащего даже при наличии такой обязанности. 

Закон также устанавливает следующие требования непосредственно к сообщению работодателя:

1) 10-дневный срок, в течение которого работодателю необходимо сообщить о принятии на работу бывшего государственного гражданского служащего, причем срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом или иного аналогичного процессуального действия;

2) направление указанного сообщения представителю нанимателя (работодателю) бывшего государственного гражданского служащего именно по последнему месту его службы;

3) требования в части, касающейся формы и содержания, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации".

С момента вступления в силу нормы о приеме на работу бывшего государственного гражданского служащего прошло порядка 10 лет. За это время появилась необходимость в разъяснительных материалах, которую удовлетворил Верховный Суд РФ.

В настоящий момент все основные процессуальные аспекты, направленные на соблюдение работодателями нормы, предусмотренной ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, находятся в открытом доступе.

Тем не менее, несмотря на наличие нормативного механизма, регулирующего трудоустройство бывшего государственного гражданского служащего, остаются определенные проблемы, которые связаны с возможной недобросовестностью последнего при заключении гражданско-правового договора.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должность государственной гражданской службы, рассматриваемых антикоррупционных требований влечет лишь прекращение трудового или гражданско-правового договора, заключенного с указанным гражданином. Иная ответственность физического лица законодательством не предусмотрена.

Таким образом, в случае получения денежных средств по гражданско-правовому договору гражданин не несет материальной ответственности - при выявлении нарушения штраф будет взыскан с работодателя. Причем данный факт может быть обнаружен как во время действия гражданско-правового договора, так и после его прекращения. 

В случае нарушения бывшим госслужащим требований антикоррупционного законодательства согласно действующим нормам он не несет никакой материальной ответственности. 

При этом вне зависимости от наличия или отсутствия коррупционной схемы между бывшим государственным служащим и организацией-работодателем данный работник может получить денежные средства с нарушением антикоррупционного законодательства РФ и не понести никакой дополнительной ответственности.

В связи с этим следует отметить, что механизм, позволяющий контролировать заключение гражданско-правовых договоров с гражданами, которые не сообщили о своем предыдущем месте работы, а именно о государственной гражданской службе, или применять меры ответственности к таким гражданам даже после выполнения работ (оказания услуг) по указанному договору, в настоящее время отсутствует.

Вместе с тем решение данной проблемы является достаточно сложной задачей, поскольку механизм регулирования вышеописанных правоотношений должен обеспечивать контроль за недобросовестными гражданами и не ущемлять права граждан, соблюдающих антикоррупционное и иное законодательство РФ.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑