Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

07.09.2019

Внесенным в Госдуму Правительством РФ законопроектом устанавливается, что хозяйствующий субъект может направить в федеральный антимонопольный орган внутренний акт или проект акта, формирующий систему соответствия, для установления его соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган дает заключение о его соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства. Его принятие позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.

подробнее
15.08.2019

Законопроект направлен на повышения денежного обеспечения для отдельных социально значимых профессий, таких как педагогические работники, медицинские работники и т.д. В частности вводится положение согласно которому заработная плата для работников отдельных социально значимых профессий, выполнивших норматив (норму) соответствующего вида нормирования труда, не может быть ниже двойной величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, в котором такой работник осуществляет трудовую деятельность.

подробнее
06.08.2019

Законопроектом разработан по результатам анализа практики применения законодательства о специальной оценке условий труда, а также оказания государственной услуги "Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда". Необходимость его принятия обусловлена тем, что в ряде случаев в нарушение требований законодательства отчеты во ФГИС СОУТ организациями, проводившими специальную оценку условий труда, по тем или иным причинам не передаются либо передаются в неполном объеме.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Оплата и нормирование труда > Особенности применения МРОТ для работников региональных обособленных подразделений (Герасимова А.Е., Журавлева Н.С.)

Особенности применения МРОТ для работников региональных обособленных подразделений (Герасимова А.Е., Журавлева Н.С.)

Дата размещения статьи: 12.08.2019

Особенности применения МРОТ для работников региональных обособленных подразделений (Герасимова А.Е., Журавлева Н.С.)

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ). Данный показатель утверждается законодательно и обязателен для всех работодателей, независимо от формы собственности организации. МРОТ устанавливается как на уровне всего государства, так и в каждом субъекте Российской Федерации отдельно. В связи с этим перед компаниями, имеющими обособленные подразделения в регионах, может возникнуть вопрос: в каком размере следует установить минимальный размер месячного заработка работникам, местом постоянной работы которых является местонахождение соответствующих региональных обособленных подразделений (федеральный МРОТ, минимальная заработная плата субъекта Российской Федерации (МЗП), на территории которого расположена головная организация или ее обособленное подразделение)?

Общие требования к порядку исчисления МРОТ, МЗП

Применение МРОТ является одной из государственных гарантий по оплате труда работников. Согласно положениям ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В письме Министерства труда и социальной защиты населения РФ от 11 октября 2016 г. N 14-1/ООГ-9076 указано, что для учета региональных особенностей и дифференциации в оплате труда работников, выполняющих одинаковую трудовую функцию в различных условиях труда, ст. 133.1 ТК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать размер МЗП в соответствующем субъекте.
Из анализа приведенной нормы ТК РФ следует несколько вариантов ее применения.
1. В субъекте РФ принято региональное соглашение о МЗП, работодатель участвовал в его заключении и не является организацией, финансируемой из средств федерального бюджета. В описанной ситуации принятое региональное соглашение распространяется на указанных работодателей соответствующего субъекта в автоматическом порядке, при этом размер МЗП обеспечивается за счет их собственных средств.
Для целей выплаты заработной платы в размере не ниже МЗП региона работник должен отработать норму рабочего времени и исполнить свои трудовые обязанности в полном объеме.
2. В субъекте РФ принято региональное соглашение о МЗП, и работодатель является организацией, финансируемой из средств федерального бюджета. Частью 2 ст. 133.1 ТК РФ предусмотрено императивное правило, согласно которому размер МЗП в регионе не устанавливается для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Согласно позиции Конституционного Суда РФ указанная норма позволяет избежать "возложения дополнительного бремени на федеральный бюджет, согласуется с принципами социального партнерства и основами построения бюджетной системы" <1>.
--------------------------------
<1> Определение КС РФ от 19 декабря 2017 г. N 2902-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Коньковой Елены Игоревны на нарушение ее конституционных прав положением статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации".

Аналогичный вывод содержится и в практике Московского городского суда <2>. В рамках рассмотрения гражданского дела работник ссылался на несоответствие трудового договора Соглашению о минимальной заработной плате в г. Москве, в связи с чем суд отметил: "Из представленного в материалы дела Устава НИИСИ РАН следует, что Институт финансируется из федерального бюджета, в связи с чем Соглашение о минимальной заработной плате в г. Москве на истца не распространяется".
--------------------------------
<2> Апелляционное определение Московского городского суда от 24 марта 2015 г. по делу N 33-3285.

Вместе с тем, как следует из письма Минфина России от 29 декабря 2014 г. N 02-04-11/68124, коммерческие организации не относятся к получателям бюджетных средств по смыслу положений бюджетного законодательства, что исключает применимость к ним названного варианта.
3. В субъекте РФ принято региональное соглашение о МЗП, работодатель направил мотивированный письменный отказ от присоединения к нему в порядке ст. 133.1 ТК РФ. В отличие от федерального законодательства, региональное соглашение о МЗП имеет ограниченную сферу действия: в силу принципов социального партнерства оно может охватывать не всех работодателей соответствующего субъекта Российской Федерации (и, соответственно, не всех работников) <3>.
--------------------------------
<3> Постановление КС РФ от 7 декабря 2017 г. N 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, части первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дэйдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш".

Частью 11 ст. 133.1 ТК РФ предусмотрена возможность отказа от присоединения к региональному соглашению о МЗП для работодателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не участвовавших в его заключении.
Структурно процедура принятия и реализации указанного соглашения состоит из следующих стадий:
- разработка проекта регионального соглашения о МЗП и его заключение трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации;
- направление предложения о присоединении к указанному соглашению работодателям, не участвовавшим в его заключении, посредством его опубликования (вместе с текстом соглашения);
- уведомление уполномоченного федерального органа исполнительной власти об опубликовании указанных предложения и соглашения;
- начало течения срока для направления мотивированного письменного отказа, который составляет 30 дней с момента официального опубликования;
- автоматическое распространение действия регионального соглашения на работодателей, не предоставивших соответствующий отказ в указанный срок.
Законодатель предусмотрел и дополнительные инструменты защиты прав работников от немотивированного отказа работодателя от исполнения регионального соглашения о МЗП, а именно:
1) к отказу должны прилагаться протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения МЗП работников до размера, предусмотренного региональным соглашением, - обязательное условие <4>;
2) руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ вправе пригласить представителей работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации - факультативное условие.
--------------------------------
<4> Письмо Роструда от 19 июля 2017 г. N ТЗ/3828-6-5.

Таким образом, при соблюдении всех указанных требований и при отсутствии реальной финансовой возможности для повышения размера заработной платы региональное соглашение о МЗП на работодателя распространяться не будет.
4. В субъекте РФ принято региональное соглашение о МЗП, работодатель направил письменный отказ от присоединения к нему в порядке ст. 133.1 ТК РФ, но отказ не был принят. Критерии достаточной мотивированности отказа от присоединения действующим законодательством не установлены. Полагаем, что отказ от присоединения не принимается в случае несоблюдения формальных требований, описанных ранее, что косвенно следует и из судебной практики <5>. При таких обстоятельствах региональное соглашение о МЗП будет являться обязательным для соблюдения.
--------------------------------
<5> Решение Кировского районного суда г. Томска по делу N 2-1127/2015.

За работодателем сохраняется право обжаловать решение о непринятии отказа от присоединения к региональному соглашению в судебном порядке.
Дополнительно отметим, что ТК РФ не урегулирован вопрос отказа от присоединения к региональному соглашению о МЗП в отношении вновь созданных организаций, которые были зарегистрированы после официального опубликования текста документа.
Вместе с тем в разъяснениях специалиста Министерства труда и социальной защиты населения РФ от 19 сентября 2015 г. указано, что, исходя из принципа равенства всех перед законом, работодатели - вновь созданные организации должны иметь те же права на отказ от регионального соглашения, что и иные организации-работодатели, в связи с чем на них распространяются общие правила об отказе, регламентированные ст. 133.1 ТК РФ.

Обособленное подразделение как место работы

Согласно ст. 57 ТК РФ в случае, когда работник принимается для работы в обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, в трудовом договоре указывается соответствующее обособленное структурное подразделение и его местонахождение. Из позиции Конституционного Суда РФ следует, что указанное требование направлено на обеспечение определенности правового положения работника и защиту его интересов <6>.
--------------------------------
<6> Определение КС РФ от 28.06.2018 N 1471-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дудовой Надежды Владимировны на нарушение ее конституционных прав положением статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации".

Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца <7>.
--------------------------------
<7> Статья 11 Налогового кодекса РФ.

Соответственно, для целей выплаты заработной платы должно учитываться место работы, указанное в трудовом договоре, независимо от юридического адреса головной организации.

Зависимость МЗП от места осуществления
фактической трудовой деятельности

Основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей <8>.
--------------------------------
<8> Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25.01.2018 по делу N 33-1154/2018.

МРОТ рассчитывается исходя из социально-экономических условий региона <9>, что с учетом значительного разрыва в показателях уровня экономического развития субъектов Российской Федерации позволяет соблюсти баланс интересов сторон трудо-правовых отношений.
--------------------------------
<9> Часть 3 ст. 133.1 ТК РФ.

Согласно позиции, изложенной в письме Роструда от 8 сентября 2011 г. N 2648-6-1, заработная плата работников организаций, в том числе филиалов и представительств, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной в субъекте Российской Федерации, на территории которого работник осуществляет свою трудовую деятельность.
Из системного анализа и толкования норм трудового законодательства следует, что определение применимого МРОТ должно ставиться в зависимость от места фактического осуществления работником трудовой деятельности.
В отношении работников обособленного структурного подразделения действует норма о минимальном размере заработной платы, установленном на территории того субъекта Федерации, где это структурное подразделение расположено <10>. Названный подход также подтверждается многочисленными разъяснениями, содержащимися на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости <11>.
--------------------------------
<10> Страница 135 Памятки Федеральной службы по труду и занятости по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющей требования трудового законодательства Российской Федерации (для работника), режим доступа: https://онлайнинспекция.рф/reminders.
<11> https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/questions/view/87772, https://онлайнинспекция.рф/questions/view/95685.

Аналогичный вывод также имеется в судебной практике. Так, в Решении Санкт-Петербургского городского суда об отмене решения о привлечении к административной ответственности за нарушение норм трудового законодательства суд принял сторону работодателя, аргументировавшего свою позицию тем, что "размер МРОТ зависит не от места нахождения работодателя, а от места осуществления работником трудовой деятельности" <12>.
--------------------------------
<12> Решение Санкт-Петербургского городского суда от 26 июля 2012 г. N 7-338/12.

В другом деле суд также отметил, что выплата заработной платы работнику обособленного подразделения не может производиться в размере, менее МРОТ, установленного на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположено соответствующее обособленное подразделение <13>.
--------------------------------
<13> Апелляционное определение Свердловского городского суда от 28 августа 2018 г. по делу N 33-14383/2018.

На наш взгляд, такая позиция является обоснованной. Такие категории трудового законодательства, как МРОТ, МЗП, должны обеспечивать работнику реальную возможность поддержания надлежащего уровня работоспособности, что, в свою очередь, тесно связано с экономическим положением в конкретном регионе.
Таким образом, для целей соблюдения требований трудового законодательства следует учитывать размер МЗП, установленный для субъекта, на территории которого расположено обособленное подразделение работодателя и непосредственно осуществляется трудовая деятельность. При его отсутствии применению подлежит размер МРОТ, установленный федеральным законом. В отдельных случаях при соблюдении предусмотренных законодательством процедур работодатель вправе отказаться от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате с учетом мнения первичной профсоюзной организации.
Дополнительно отметим, что в случае осуществления работниками трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяемые к таким работникам районные коэффициенты и процентные надбавки не подлежат включению в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) и начисляются сверху <14>.
--------------------------------
<14> Постановление КС РФ от 7 декабря 2017 г. N 38-П.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑