Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 12.12.2023
За сентябрь - октябрь текущего года в Государственную думу РФ было внесено немало законопроектов, предлагающих изменения в Трудовой кодекс РФ и иные нормативные акты.
Законопроект от 14.09.2023 N 441036-8 "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации" предполагает повысить уровень социальной защиты лиц, участвующих в СВО, и членов их семей, а именно жен погибших (умерших) ветеранов боевых действий, не вступивших в повторный брак.
Таких жен предлагается запретить увольнять по инициативе работодателя в течение одного года с момента гибели (смерти) ветерана боевых действий.
Напомним, сейчас статья 261 Трудового кодекса РФ предоставляет гарантии при расторжении трудового договора и запрещает увольнение по инициативе работодателя только:
- женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет;
- одиноких матерей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет;
- других лиц, воспитывающих указанных детей без матери;
- родителей, являющихся единственными кормильцами ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственного кормильца ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.
Законопроект от 22.09.2023 N 445385-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" направлен на обеспечение трудовых прав граждан, которые заключили контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации (в настоящее время дополнительные социальные гарантии установлены для граждан, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ).
Планируется включить указанную категорию работников в ст. 351.7 ТК РФ, устанавливающую особенности обеспечения трудовых прав работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту.
Кроме того, законопроектом предлагается предоставлять супругам таких граждан, имеющим детей в возрасте до восемнадцати лет, преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников (изменения в ст. 179 ТК РФ). Для супругов, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, предусматривается запрет направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни без письменного согласия (изменения в ст. 259 ТК РФ).
Законопроект от 02.10.2023 N 449426-8 "О внесении изменения в статью 121 Трудового кодекса Российской Федерации" предлагает дополнить ст. 121 ТК РФ новой частью, которая устанавливает, что под фактически отработанным временем в соответствующих условиях в целях исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в настоящей статье понимается время, в течение которого работник выполнял обязанности согласно трудовому договору на рабочем месте, на котором установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Как указано в пояснительной записке, проект подготовлен в связи с имеющимися случаями отказа работодателей в предоставлении работникам дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда из-за неправильной трактовки нормы ч. 3 ст. 121 ТК РФ, предусматривающей, что в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
Законопроект от 05.10.2023 N 452641-8 "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации" предлагает внести изменения в ст. 236 ТК РФ в части определения, что проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. При этом компенсация исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.
В настоящий момент обязанность работодателя по выплате работнику процентов возникает только при нарушении установленного срока выплаты начисленной заработной платы и (или) других выплат. И суды при рассмотрении трудовых споров не применяют положения ст. 236 ТК РФ к суммам, которые не начислялись и право на которые стало предметом спора, ограничиваясь взысканием в пользу работников спорных выплат без учета предусмотренных законом процентов, тем самым фактически освобождая работодателей от материальной ответственности за неначисление причитающихся работнику выплат.
Проект подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2023 N 16-П по делу о проверке конституционности ст. 236 ТК РФ в целях реализации права работника на выплату в полном размере причитающейся ему заработной платы без какой-либо дискриминации.
Законопроект от 12.10.2023 N 458129-8 "О внесении изменений в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации" предусматривает сохранение права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком за матерью ребенка и другими лицами, имеющими право на данное пособие и вышедшими на работу из отпуска по уходу за ребенком ранее достижения им возраста полутора лет. Одновременно предусматривается сохранение права на получение указанного пособия в случае, если такие лица в период предоставленного им отпуска по уходу за ребенком работают у другого работодателя.
В настоящий момент право на такое пособие сохраняется только в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. При этом продолжительность неполного рабочего времени, при которой застрахованное лицо не утрачивает права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, законодательно не урегулирована.
В случае принятия законопроекта будет устранена существующая правовая неопределенность, связанная с продолжительностью неполного рабочего времени, при которой сохраняется право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Аналогичные изменения планируется внести в Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Проект законодательной инициативы от 22.09.2023 N 8-452 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" предполагает внесение изменений в статью 186 Трудового кодекса - предоставление гарантии для работников в случае сдачи ими не только крови и ее компонентов, а также костного мозга и (или) гемопоэтических стволовых клеток.
Помимо этого, часть первую статьи 186 ТК РФ планируют дополнить еще одним условием освобождения от работы работника, а именно: в случае обследования, связанного с днем сдачи крови, костного мозга и (или) гемопоэтических стволовых клеток, работник освобождается от работы.
Законопроект от 04.10.2023 N 451214-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагает снизить в два раза размеры административных штрафов за правонарушения в области предпринимательской деятельности по 17 статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях, включая ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Законопроектом также исключается наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как указано в пояснительной записке, реализация инициативы позволит снизить административную нагрузку по ряду наиболее "массовых" составов административных правонарушений и увеличить количество свободных финансовых средств у предпринимателей для развития бизнес-проектов, направленных на сохранение и увеличение рабочих мест и реализацию национальных целей развития в части увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
Проект бюджета Социального фонда на 2024 год внесен в Государственную Думу (законопроект от 29.09.2023 N 448555-8 "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"). Об этом сообщил Минтруд на своем официальном сайте.
Бюджетом запланированы следующие максимальные суммы пособий в 2024 году:
- пособие по временной нетрудоспособности - более 122 тыс. рублей в месяц (в настоящее время 83 тыс. рублей);
- пособие по беременности и родам - 565 тыс. рублей (сейчас 383 тыс. рублей);
- выплаты по уходу за ребенком до 1,5 года для работающих граждан - 49 тыс. рублей в месяц (против 33,2 тыс. рублей в 2023 году).
Увеличится финансирование предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Проектом также запланирована индексация страховых пенсий для неработающих пенсионеров с 1 января 2024 года на 7,5%, индексация материнского капитала с 1 февраля 2024 года по уровню фактической инфляции. Будут проиндексированы и ряд социальных выплат: ежемесячные денежные выплаты гражданам с инвалидностью, ветеранам, пособия для пострадавших от радиации и другие меры поддержки.
Законопроект от 29.09.2023 N 448561-8 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" в связи с повышением минимального размера оплаты труда" предполагает установление минимального размера оплаты труда с 1 января 2024 года в сумме 19 242 рублей в месяц.
Кроме того, предлагается с 2025 года установить соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы в размере не ниже 48 процентов (исключаются нормы, касающиеся установления МРОТ исходя из 42% медианной заработной платы).
Проект постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2023 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году из бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан" (ID проекта 01/01/09-23/00142157, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов) предполагает частичную компенсацию затрат на выплату заработной платы:
1) для работодателей, трудоустраивающих инвалидов сверх установленной квоты;
2) если работодателем является индивидуальный предприниматель-инвалид или инвалид трудоустраивается в организацию, учредителем которой являются инвалид и (или) общественная организация инвалидов.
В первом случае размер субсидии составит 4,5 минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент (1 МРОТ по истечении 1 месяца после трудоустройства, 1,5 МРОТ по истечении 3 месяцев, 2 МРОТ по истечении 6 месяцев).
Во втором случае размер поддержки составит 6 МРОТ (1 МРОТ через месяц работы, 2 МРОТ через 3 месяца, 3 МРОТ через 6 месяцев).
Проект постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2023 "Об особенностях правового регулирования трудовых отношений с работниками, заключившими трудовой договор с организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, призванными на военную службу по мобилизации или заключившими контракт в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации" (ID проекта 02/07/10-23/00142406, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов) предусматривает, что работники, имеющие право в соответствии со ст. 325 Трудового кодекса РФ на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно, но не воспользовавшиеся им в связи с приостановлением действия трудового договора в соответствии со ст. 351.7 ТК РФ, могут реализовать данное право после возобновления действия трудового договора.
Проект подготовлен в соответствии с ч. 6 ст. 351.7 ТК РФ, согласно которой на период приостановления действия трудового договора в отношении мобилизованного работника сохраняются социально-трудовые гарантии, право на предоставление которых он получил до начала указанного периода.
Законопроект от 06.10.2023 N 453077-8 "О внесении изменения в статью 18.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части установления предельной доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики, и установления запрета их привлечения к трудовой деятельности" предлагает ограничить допустимую долю иностранных работников 5 процентами от общей численности занятых по каждому виду экономической деятельности, предусмотренному Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Кроме того, предлагается установить полный запрет на привлечение мигрантов к наиболее чувствительным социальным сферам, в которых, по мнению авторов законопроекта, неквалифицированный труд иностранных работников может нанести больше вреда, чем пользы. В частности, устанавливается запрет на привлечение мигрантов:
- к сфере оказания медицинских услуг в учреждениях и организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения;
- к системе школьного образования (начальное общее, основное общее, среднее общее);
- к сфере торговли лекарственными средствами;
- к деятельности легкового такси и перевозкам автомобильным грузовым транспортом;
- к сфере строительства.
Как указано в пояснительной записке, реализация законопроекта позволит прекратить прирост мигрантов в указанных отраслях экономики, предоставив дополнительные рабочие места гражданам Российской Федерации.