Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

07.09.2019

Внесенным в Госдуму Правительством РФ законопроектом устанавливается, что хозяйствующий субъект может направить в федеральный антимонопольный орган внутренний акт или проект акта, формирующий систему соответствия, для установления его соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган дает заключение о его соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства. Его принятие позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.

подробнее
15.08.2019

Законопроект направлен на повышения денежного обеспечения для отдельных социально значимых профессий, таких как педагогические работники, медицинские работники и т.д. В частности вводится положение согласно которому заработная плата для работников отдельных социально значимых профессий, выполнивших норматив (норму) соответствующего вида нормирования труда, не может быть ниже двойной величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, в котором такой работник осуществляет трудовую деятельность.

подробнее
06.08.2019

Законопроектом разработан по результатам анализа практики применения законодательства о специальной оценке условий труда, а также оказания государственной услуги "Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда". Необходимость его принятия обусловлена тем, что в ряде случаев в нарушение требований законодательства отчеты во ФГИС СОУТ организациями, проводившими специальную оценку условий труда, по тем или иным причинам не передаются либо передаются в неполном объеме.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Правовое регулирование занятости населения > Социальные аспекты самозанятости. Кто может решиться использовать такую форму и легализоваться? (Алексеевская А.)

Социальные аспекты самозанятости. Кто может решиться использовать такую форму и легализоваться? (Алексеевская А.)

Дата размещения статьи: 20.08.2019

Социальные аспекты самозанятости. Кто может решиться использовать такую форму и легализоваться? (Алексеевская А.)

При ответе на вопрос о том, кто захочет стать самозанятым, попробуем ответить на вопрос "зачем". Зачем гражданам менять привычный режим работы и взаимодействия с контрагентами и регистрироваться в качестве самозанятого? Какие преимущества, в том числе в социальном плане, приобретут самозанятые, легализовав свою деятельность? 

В части интересов государства понятно - конечной целью введения нового налога является пополнение бюджета. С точки зрения населения, которому адресованы изменения, интересно проанализировать причины, по которым население либо выйдет из тени, либо начнет свою деятельность сразу в качестве самозанятого, либо перейдет на такой режим налогообложения с других. Находиться в тени не так-то плохо. В поликлинике тебя принимают наравне с официально работающими, скорая при необходимости приедет, доход поступает. С пенсией не совсем понятно, но эту проблему не решает и статус самозанятого.

Многие в качестве стимула легализации гражданами своей деятельности, регистрации в качестве самозанятого предполагают угрозу применения санкций со стороны государства, штрафов, пеней и др. Вместе с тем взаимоотношения государства с самозанятым населением строятся на чем-то большем, чем страх последнего перед штрафами, пусть даже и крупными. Понятной и устоявшейся практики привлечения физических лиц к штрафам за оказание услуг и продажу товаров частным лицам не сформировано.

С точки зрения социального аспекта такая форма работы, как самозанятый, фрилансер, в последние годы приобрела широкое распространение на практике, хоть и законодательством, понятно, не регулировалась. Однако такая форма не является традиционной для нашего государства. С советских времен люди привыкли работать на предприятиях, в коллективе, состоять в профсоюзе, принадлежать к определенной группе. Для старшего поколения внук-фрилансер - это безработный внук, который никак не может взяться за ум и устроиться на "нормальную работу". Многие молодые мамы за время нахождения в декретном отпуске до такой степени развили свой маленький бизнес (изготовление товаров ручной работы, выпечка тортов и др.), что вообще не имеют никакого интереса выходить на работу, получая доход больше, чем зарплата, и имея относительно свободный график. Можно предположить, что одним из вопросов к таким мамам со стороны родственников будет что-то вроде: "Когда на работу-то выходишь?"

С точки зрения социального аспекта регистрация в качестве самозанятого позволяет определить твой социальный статус, твой род занятий, официально признанный обществом и государством. Ты не безработный, не ищущий работу, не состоящий на учете - ты человек, обеспечивающий себя работой сам, уплачивающий за себя налоги сам. Твои правовой и трудовой статусы определены.

С точки зрения практической значимости регистрации в качестве самозанятого государство в новом Законе предусмотрело ряд возможностей для таких категорий граждан.

В первую очередь возможность выдачи подтверждающего документа за оказанные услуги, приобретенные товары, которые контрагент может учитывать в своей бухгалтерии.

В соответствии со ст. 14 ФЗ от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" при произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения "Мой налог" сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику).

Чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.

Представленный самозанятым лицом чек, сформированный в мобильном приложении "Мой налог", заменяет чек ККТ и служит основанием проведенной оплаты. Заказчик или покупатель, получивший такой чек от самозанятого, может подтвердить свои расходы и учесть их при расчете своих налоговых обязательств перед бюджетом. При отсутствии электронного чека от физического лица для организаций существует риск переквалификации договора и доначисления и дальнейшей уплаты НДФЛ и страховых взносов в бюджет.

Таким образом, предлагая свои услуги и товары физическим и юридическим лицам, самозанятому не нужно ломать голову о том, какие документы он сможет представить контрагенту и опасаться налоговых санкций. Возможность сформировать и выдать Заказчику подтверждающий документ - чек не требует финансовых вложений, сложностей с покупкой и регистраций контрольно-кассовой техники. Такие условия позволяют самозанятым работать с большим кругом лиц. Отсутствие необходимости выступать налоговым агентом, уплачивать за привлеченное физическое лицо взносы в бюджетные и внебюджетные фонды является привлекательным для организаций. Практика о возможности признания таких отношений трудовыми пока не сформирована. Для юридических лиц выгоднее с налоговой точки зрения заключать договоры с самозанятыми гражданами, чем просто с физическими лицами.

Стимулом для легализации деятельности может стать и повышение доверия со стороны потребителей товаров и услуг, предлагаемых самозанятыми. Указанное не всегда является обоснованным, но так сложилось общественное мнение, что если заказчик или покупатель знает, что покупает товар или получает услугу у официально зарегистрированного лица, у него больше уверенности в том, что ему продадут качественный товар или качественно выполнят работу, окажут услугу.

Сегодня многие вещи, движимое и недвижимое имущество приобретаются в кредит. За кредитом принято обращаться в банк. До настоящего времени при получении кредитов в банке сохранилось предвзятое отношение к лицам, обеспечивающим себя работой сами. Наиболее понятным документом для банков продолжает оставаться справка 2-НДФЛ, заверенная работодателем.

Вместе с тем возможность получения кредитов, ипотечных кредитов также является значимым социальным аспектом для граждан, получающих доходы в качестве самозанятых, фрилансеров. В настоящий моменте такой возможности у них по сути нет. Возможность принятия банками подтвержденной информации о доходах самозанятого равноценно справкам 2-НДФЛ могла бы служить серьезным стимулом для выхода из тени. Кроме того, такой доход является даже более прозрачным, чем иные. Вся информация о доходах самозанятого поступает в систему "Мой налог". В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ от 27.11.2018 N 422-ФЗ мобильное приложение "Мой налог" - программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

До изменений в законодательстве большинство самозанятых не платило никаких налогов вообще. При этом, как указывалось выше, большинство социальных услуг от государства не привязано напрямую к факту трудоустройства, их получают как работающие, так и не работающие. Фактически же эти услуги оплачиваются за счет официально работающего населения и зарегистрированных предпринимателей. Такое положение вещей нельзя признать справедливым. У официально работающего лица и зарегистрированного ИП возникает закономерный вопрос: зачем платить, если в итоге все оказываются в равных условиях, в одной очереди за талоном в той же поликлинике. Введение невысоких налоговых ставок, рассчитанных на широкий круг потенциальных применителей, способствует восстановлению баланса, в том числе с точки зрения получателей социальных услуг от государства.

К вопросу о соотношении новых налоговых ставок для физических лиц с уже имеющимися.

В соответствии со ст. 10 ФЗ от 27.11.2018 N 422-ФЗ налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 4 процента - в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;

2) 6 процентов - в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

В соответствии со ст. 224 НК РФ налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4% - это в 3 раза меньше, чем 13%. Кроме того, самозанятое население не производит оплату в Пенсионный фонд, в том числе с дохода, превышающего 300 тыс. руб., не сдает отчетность.

При этом часть самозанятых в широком понимании этого слова например адвокаты, арбитражные управляющие и др., также по сути обеспечивают себя сами, но платят налог в размере 13% с дохода, а также все взносы во внебюджетные фонды, предусмотренные законом, процент с дохода, превышающего 300 тыс., и т.д. Адвокат ведет учет доходов и расходов, сдает налоговую отчетность.

Так, если адвокат практикует в большей степени в области гражданского права и его доход не превышает 2,4 млн руб. в год, поддержание статуса адвоката со всеми материальными затратами или регистрация в качестве самозанятого может стать серьезной дилеммой. В связи с чем потенциальными самозанятыми являются не только никак не зарегистрированные граждане, но и лица, оказывающие услуги и реализующие товары в рамках других налоговых режимов.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 1 ФЗ от 27.11.2018 N 422-ФЗ эксперимент проводится до 31 декабря 2028 года включительно. В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 Федерального закона.

Сегодня этот день кажется весьма отдаленным. Однако одним из стимулов легализации деятельности была бы уверенность самозанятых в том, что по окончании эксперимента ставки не будут существенно повышены. Страх перед неожиданными действиями со стороны государства может сдерживать самозанятых от выхода из тени. Выйдя из тени однажды и заявив государству о своей деятельности и своих доходах, при неблагоприятных изменениях законодательства уйти обратно в тень будет весьма затруднительно.

Внесение изменений в Налоговый кодекс, освобождающих от уплаты НДФЛ нянь, репетиторов и др., не повлекло массовой регистрации таких самозанятых. Вместе с тем новый налоговый режим является более продуманным и регламентированным, рассчитанным на длительный период. Перспектива освобождения от уплаты налогов на короткий период за добровольную постановку на учет была одновременно привлекательной и пугающей. Очевидно, что такое освобождение не могло длиться вечно. При этом перспектива установления размера налоговых ставок в отношении таких граждан оставалась малопрогнозируемой.

О потенциальных субъектах нового налогового режима говорит п. 2 ст. 4 ФЗ от 27.11.2018 N 422-ФЗ. Норма устанавливает только ограничения для применения данного режима. Вместе с тем круг лиц, которые могут его применять, открыт и весьма широк. Так, не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Таким образом, все остальные, не подпадающие под указанные в Законе критерии, вправе применять новый налоговый режим.

В мире современных информационных технологий многие фрилансеры размещают информацию о своих услугах, товарах и их стоимости на электронных площадках. Существуют биржи фриланса, интернет-агрегаторы такси, курьеров, других бытовых и профессиональных услуг. Таких лиц довольно просто отследить, а учитывая, что ставки налога невысоки, они могут составить часть регистрирующихся самозанятых.

Если в отношении налогов, установленных для организаций, прогнозировать их собираемость не представляет серьезных сложностей, то в отношении налога на профессиональный доход одними административными методами не справиться. Введение нового налогового режима вносит изменения не только в налоговое законодательство, но и формирует определенную социальную группу - самозанятое население. Для того чтобы люди выходили из тени, недостаточно угрозы применения к ним санкций. Должны сформироваться определенные условия, в которых работать официально будет привлекательнее, чем оставаться в тени. Это и понятное определение социального и трудового статуса фрилансера, определенный налоговый режим, возможность выдачи подтверждающих документов оказанных услуг, проданных товаров, восприятие самозанятого контрагентами как лица, осуществляющего свою деятельность в определенной правовой форме. Важными социальными моментами, стимулирующими легализацию деятельности, была бы возможность получения самозанятыми кредитов в банках. При этом документом, подтверждающим доход, может являться информация сервиса "Мой налог". Легальная работа в качестве самозанятого очевидно имеет свои плюсы, и изменения в законодательстве дают реальную возможность фрилансерам работать официально. Но к новому в обществе относятся настороженно. Часть населения, которая больше заинтересована в легализации своей деятельности, попробует работать с новым налоговым режимом, часть перейдет на новый режим с других. Часть самозанятых будет действовать по обстановке. Если эксперимент пойдет успешно и основная масса фрилансеров будет трудиться в качестве зарегистрированных самозанятых, то работать в тени станет неэффективно.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑