Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 15.12.2023
ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
М.А. ЖИЛЬЦОВ, Ю.В. ЖИЛЬЦОВА
Легальное определение понятия "искусственный интеллект" закреплено в подп. "а" ст. 5 Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" <1>, согласно которому искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе то, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
По мнению П.М. Морхата, формулирование определения понятия "искусственный интеллект" на данной стадии развития технологий является нецелесообразным. Указанный автор полагает, что можно выделить следующие интерпретационные позиции по данному вопросу:
- искусственный интеллект как кибернетический (компьютерно-программный: алгоритм + компьютерное железо) инструмент расширения и усиления человеческого интеллектуального потенциала и интеллектуальных возможностей (подобно тому, как физическая сила человека может быть увеличена с помощью механических инструментов);
- искусственный интеллект как призванный заместить человека (по его воле и под его контролем) при выполнении определенных функций и в решении определенных задач автономный кибернетический или киберфизический компьютерно-программный юнит (система, аппаратный объект), обладающий способностями и возможностями к антропоморфным мыслительным и когнитивным процессам, таким как обучение и самообучение, рефлексия, рассуждение, самореферентность и саморегулирование, творческое решение задач <2>.
--------------------------------
<2> Морхат П.М. К вопросу о правовой дефиниции термина "искусственный интеллект" // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2018. N 2(30). С. 78 - 79.
В настоящее время применению искусственного интеллекта при правовом регулировании общественных отношений уделяется все больше внимания. По данному вопросу уже есть научные работы, в частности, о проблемах предиктивного правосудия в своей диссертации рассуждает П.Д. Константинов, по мысли которого особенность программного обеспечения, необходимого для функционирования указанного вида правосудия, такова, что в действующей системе гражданского судопроизводства в России и Франции предиктивное правосудие будет совершенно неподходящим. В качестве альтернативы предиктивному правосудию П.Д. Константинов предлагает создать систему, основанную на коллаборации юристов и IT-специалистов для автоматизации разрешения отдельных категорий споров при помощи алгоритма, имитирующего пирамиду норм <3>.
--------------------------------
<3> Константинов П.Д. Влияние информационных технологий на принципы гражданского процесса (сравнительно-правовое исследование на примере России и Франции): Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2022. С. 25 - 26.
В литературе в последнее время даже стали появляться вопросы о том, является ли искусственный интеллект субъектом трудового права. По мнению Р.А. Воробьевой, робот при любом уровне развития его способностей не сможет являться работником ввиду невозможности применения по отношению к нему категории "воля", однако ставить умного робота, способного самообучаться, в один ряд с классическими средствами производства также некорректно. Указанный автор предлагает установить специальный статус для робота, участвующего в производстве и использующего сильный искусственный интеллект, - статус потенциально опасной саморазвивающейся системы. При этом изготовитель такого робота обязан предусмотреть механизм прекращения работы его программы, а лицо, приобретающее такого робота в производственных целях, обязано уметь использовать данный механизм в случае необходимости <4>.
--------------------------------
<4> Воробьева Р.А. К вопросу о корректности применения понятия "трудовая правосубъектность" по отношению к искусственному интеллекту // Проблемы трудового и социального права в условиях цифровой трансформации общества: Сб. науч. тр. / Редкол.: К.Л. Томашевский [и др.]. Минск: Междунар. ун-т "МИТСО", 2023. С. 13.
В то же время нельзя не обойти вниманием проблему применения искусственного интеллекта при регулировании трудовых отношений, так как его использование может непосредственно повлиять на права и обязанности работников.
Предоставленная законодателем возможность вводить систему электронного документооборота позволила работодателю уведомлять работника о предстоящем расторжении трудового договора, требовать от работника предоставления объяснений по поводу совершенного проступка с использованием указанной системы. Судебная практика складывается таким образом, что подобные действия работодателя признаются законными.
Не возникнет ли через несколько лет ситуация, при которой искусственный интеллект будет принимать решение о привлечении работника к дисциплинарной ответственности или о расторжении трудового договора с работником?
Ответ на этот вопрос будет отрицательным. Действительно, искусственный интеллект можно применять для отслеживания нарушения работником дисциплины труда и даже затребования у него объяснений через систему электронного документооборота при нарушении работником дисциплины труда.
В частности, искусственный интеллект может собирать и систематизировать информацию, связанную с отсутствием работника на рабочем месте в рабочее время, используя для этого системы доступа, видеокамеры, технику и оборудование, которое использует работник.
В судебной практике есть примеры применения искусственного интеллекта при общении работодателя с лицами, претендующими на заключение трудовых договоров, откликнувшимися на объявления работодателей о наличии вакансий.
При рассмотрении спора по иску лица, которому было отказано в заключении трудового договора, судом было установлено, что отбор соискателей осуществляется ответчиком с помощью ПО Skillaz с применением инструментов автоматизации и роботизации. При этом истец не прошел все этапы отбора, в суде утверждал, что ответчик не удовлетворил его требование и не дал письменный мотивированный отказ в заключении трудового договора. Суд в Определении указал, что почтовый ящик, на который истец направлял свой запрос, не предполагает возможности получения и прочтения ответов, уведомления генерируются роботом, а письмо содержит контакты для обратной связи с сотрудниками, что подтверждается выдержкой из истории уведомления кандидата. Из изложенного следует, что требование о предоставлении причин отказа ответчиком получено не было. Доказательств, подтверждающих направление указанного заявления до обращения в суд с иском посредством почтовой связи либо передачи непосредственно ответчику, истцом не представлено. (Апелляционное определение Московского городского суда от 23.01.2023 по делу N 33-801/2023 <5>.)
--------------------------------
<5> СПС "КонсультантПлюс".
Можно также предположить, что искусственный интеллект способен предложить работодателю на выбор то или иное наказание в зависимости от тяжести совершенного проступка, обстоятельств, при которых он совершен, предыдущего поведения работника и отношения его к труду.
В то же время современное трудовое законодательство исходит из того, что применение взыскания, а также увольнение - это по общему правилу право работодателя.
При этом в соответствии с абз. 2 п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" <6> обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из ст. 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации <7> и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
--------------------------------
<6> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 6.
<7> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Названные принципы являются нравственными категориями, а нравственностью обладает только человек, искусственный интеллект такими категориями не мыслит и вряд ли будет оперировать ими в будущем.
Поэтому решения об увольнении работника по дисциплинарным основаниям, привлечении его к дисциплинарной ответственности должен принимать работодатель (представитель работодателя), являющийся человеком.
Аналогичный вывод можно сделать в отношении ситуаций, возникающих при привлечении работника к материальной ответственности. Искусственный интеллект может выявить недостачу на основании анализа документов, оформляемых работником, и даже подготовить проекты документов, связанных с проведением проверки для установления размера ущерба и причин его возникновения. Однако решение о привлечении работника к материальной ответственности должен принимать работодатель, который может принять решение об отказе во взыскании ущерба с работника.
В то же время ряд рутинных функций при регулировании трудовых отношений и реализации прав работника может выполнять искусственный интеллект. В частности, вопросы, связанные с предоставлением работнику отпуска на основании графика отпусков, утвержденного работодателем, ознакомлением работника со вновь принимаемыми локальными нормативными актами, внесением изменений в трудовые договоры в связи с увеличением заработной платы.
В разных субъектах РФ складывается различная судебная практика по вопросу о возможности ухода работника в отпуск при наличии графика отпусков, но при отсутствии уведомления работодателя (как правило, это приказ о направлении работника в отпуск).
Ряд судов исходит из того, что единственным основанием для предоставления работнику ежегодного оплачиваемого отпуска является график отпусков, утвержденный работодателем в установленном порядке (Апелляционное определение Омского областного суда от 12.12.2018 N 33-8126/18) <8>.
--------------------------------
<8> СПС "КонсультантПлюс".
В то же время есть и другие подходы в судебной практике, согласно которым неиздание работодателем приказа о направлении работника в отпуск согласно графику отпусков не дает права работнику на самовольный уход в отпуск без издания приказа работодателем, даже если этот отпуск и был предусмотрен графиком отпусков (решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 22.05.2014 по делу N 2-1587/2014) <9>.
--------------------------------
<9> СПС "КонсультантПлюс".
Необходимо отметить, что самовольный уход в отпуск согласно подп. "д" п. 39 Постановления Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" является прогулом.
Во избежание нарушений прав работников данный вопрос об издании приказа о направлении работников в ежегодный основной оплачиваемый отпуск в соответствии с графиком отпусков можно поручить искусственному интеллекту. Искусственный интеллект может выполнять те функции, которые связаны с соблюдением или реализацией прав работников и не требуют получения их согласия, когда действия работодателя носят уведомительный характер.
Искусственный интеллект может иметь большое значение в профилактике нарушений прав работников в тех случаях, когда их реализация не зависит от усмотрения работодателя.
В частности, при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска лицам, которым отпуск должен предоставляться в удобное для них время (женщине - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него; работнику в возрасте до 18 лет, работнику, усыновившему ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев (ст. 122 Трудового кодекса Российской Федерации <10>, далее - ТК РФ), мужу в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя (ст. 123 ТК РФ)), приказ о направлении в отпуск, расчет выплат, перечисление их работнику может делать искусственный интеллект на основании заявления работника.
--------------------------------
<10> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Большую роль может сыграть искусственный интеллект при соблюдении прав работников в сфере охраны труда, он может анализировать электронную документацию работодателя и выявлять случаи нарушения правил охраны труда, в том числе отсутствие ознакомления работников с локальными нормативными актами, непрохождение работниками инструктажа или обучения и т.п.
Искусственный интеллект может быть использован при применении мер поощрения в отношении работника, предлагая те или иные меры поощрения с учетом конкретной ситуации и личности работника.
Таким образом, в трудовых отношениях использование искусственного интеллекта возможно при отборе кандидатов на должности, являющиеся вакантными, в документообороте, в подготовке проектов правоприменительных актов, а также при реализации прав, предоставление которых не зависит от усмотрения работодателя. Вместе с тем в тех случаях, когда закон связывает реализацию прав с усмотрением работодателя или согласованием интересов работодателя и работника, с привлечением работника к дисциплинарной или материальной ответственности, использование искусственного интеллекта не представляется возможным.
Литература
1. Воробьева Р.А. К вопросу о корректности применения понятия "трудовая правосубъектность" по отношению к искусственному интеллекту / Р.А. Воробьева // Проблемы трудового и социального права в условиях цифровой трансформации общества: Сборник научных статей / Редакторы: Е.А. Волк, Б.Б. Синьков, Л.Т. Липень; Ответственный редактор К.Л. Томашевский. Минск: МИТСО, 2023. С. 10 - 14.
2. Константинов П.Д. Влияние информационных технологий на принципы гражданского процесса: сравнительно-правовое исследование на примере России и Франции: Диссертация кандидата юридических наук / П.Д. Константинов. Екатеринбург, 2022. 351 с.
3. Морхат П.М. К вопросу о правовой дефиниции термина "искусственный интеллект" / П.М. Морхат // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2018. N 2(30). С. 74 - 80.