Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Особенности регулирования труда отдельных категорий работников > Реализация публичного интереса в правовом регулировании труда работников транспорта (Филиппова М.Ю.)

Реализация публичного интереса в правовом регулировании труда работников транспорта (Филиппова М.Ю.)

Дата размещения статьи: 06.02.2024

Реализация публичного интереса в правовом регулировании труда работников транспорта (Филиппова М.Ю.)

Трудовые отношения работников транспортного комплекса традиционно служат примером дифференциации правового регулирования в сфере труда. Еще советская школа трудового права признавала особые условия труда транспортников основанием для установления специальных норм, содержащих предписания, отличные от общих правил <1>. Современные ученые нередко наделяют различия в правовом регулировании трудовых отношений, императивно устанавливаемые государством, качеством одного из основных признаков проявления публично-правовых начал в трудовом законодательстве <2>. На протяжении значительного этапа отечественной истории, в советский и частично постсоветский период, в регулировании трудовых отношений преобладал публично-правовой аспект. Как отмечает А.М. Куренной в работе "Право и справедливость в российской системе регулирования трудовых отношений", объективными условиями для этого являлось преобладание публично-правовых механизмов регламентации всех сфер общественной жизни в условиях наличия единственного работодателя - государства <3>. В литературе присутствует и мнение о публично-правовом характере отрасли трудового права в целом. Подобное суждение аргументирует, например, Н.В. Демидов в работе "Верховенство публично-правовых начал в отрасли трудового права", ссылаясь на административистскую акцентуацию регулирования трудовых отношений в советском трудовом праве. Заслуживает внимания перечень критериев, на которые опирается автор, устанавливая относимость отрасли к публично-правовой: "...1) императивность норм; 2) ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов; 3) иерархические отношения субъектов публичных отношений; 4) одностороннее волеизъявление субъектов; 5) широкая сфера усмотрения государственных органов и должностных лиц; 6) санкции преимущественно штрафного (карательного) характера; 7) большая степень централизованного урегулирования" <4>.

--------------------------------
<1> Левиант Ф.М. Единство и дифференциация советского трудового права // Вестник Ленинградского университета. 1958. N 23; Гинцбург Л.Я. Социалистическое правоотношение. М., 1977.
<2> Потапова Н.Д. Публичное и частное в трудовом праве // NovaInfo. 2016. N 57. С. 314 - 318.
<3> Куренной А.М. Право и справедливость в российской системе регулирования трудовых отношений // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. N 4. С. 4.
<4> Демидов Н.В. Верховенство публично-правовых начал в отрасли трудового права России // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. N 1. С. 6.

Не преследуя цель опровергнуть в настоящей работе мнение о публично-правовой природе трудового права либо о преобладании в нем публично-правовых начал, обратимся к критерию, оставшемуся за пределами предлагаемого перечня. Речь идет об интересе. Представляется, что именно интерес является той побуждающей силой, которая направляет течение правового регулирования в публично-правовое или частноправовое русло.
Проблема интереса в праве заслуженно считается одним из самых давних предметов научных дискуссий <5>. Со времен римского права категория интереса является спутником правовой действительности. Еще Папиниан, исследуя интерес как побуждающее жизненное требование, писал: affectus rationem habendam esse - эмоции следует принять во внимание. Интерес как правовое явление стал причиной интеллектуального столкновения двух выдающихся теоретиков права своего времени - Рудольфа фон Иеринга и Феликса Дана. И для современных юристов интерес продолжает оставаться благодатной почвой для роста исследовательской мысли.
--------------------------------
<5> Сырых В.В. Объективные основы публичного права // Lex russica (Русский закон). 2016. N 5.

Безусловно, интерес как явление относится к сфере психических процессов, эмоционально-волевой и мыслительной деятельности <6>. Но присущая ему социальная природа является неисчерпаемым источником для теоретических споров. Философы, социологи, психологи, юристы по-разному трактуют и содержание, и внутреннее строение интереса.
--------------------------------
<6> Сырых В.В. Объективные основы публичного права // Lex russica (Русский закон). 2016. N 5. С. 39; Гендин А.М. Потребность, интерес, цель как факторы детерминации человеческой деятельности // Проблемы философии и научного коммунизма. Красноярск, 1971. С. 94.

Часть авторов относят интерес исключительно к сфере субъективного, другие подчеркивают его объективную природу, а третьи определяют сущность интереса как единство объективного и субъективного.
Для целей настоящего исследования необходимо принять во внимание следующие обстоятельства. Объективное и субъективное настолько противостоят друг другу, насколько же и взаимосвязаны или, используя трактовку Гегеля, примененную им в работе "Философия права", преобразуются друг в друга <7>. Такая концепция может примирить носителей двух диаметрально противоположных точек зрения - сторонников доктрины объективного интереса, утверждающих, что интересы существуют в объективной реальности независимо от воли и сознания людей, и последователей суждения о том, что поиск интереса за пределами сознания является невозможным. Философ полагал, что все абстрактное, что существует в объективной действительности, осмысливается человеком и признается им своим, т.е. субъективным. Если предположить отсутствие объективного представления о таких абстрактных категориях, как жизнь, здоровье, собственность, занятость и многих других, то у человека не было бы возможности признать эти категории своими посредством внутреннего осмысления. Если же допустить, что все названные явления существуют только в сознании людей, без наличия суммарного коллективного представления о них, то пришлось бы столкнуться с отсутствием единообразия в определении соответствующих понятий. Заслуга ученых, признающих наличие объективного начала в интересе, состоит в признании за юриспруденцией роли мостика, позволяющего воплотить объективный интерес в субъективном действии. Таким мостиком служат правовые нормы, устанавливающие правомерность или неправомерность поведения, закрепляющие возможности для достижения благ, выступающих объектами интереса. Правовые нормы регулируют деятельность - то, что превращает объективное в интересе в субъективное. Это суждение находит отклик в работах социологов, обращающих внимание на то, что посредством правового регулирования невозможно аннулировать или создать интерес - можно лишь регламентировать действие, создавая условия или препятствие для его достижения <8>.
--------------------------------
<7> Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 248.
<8> Кудрявцев В.Н. Взаимосвязь правового регулирования и социальных интересов // Вопросы философии. 1987. N 1. С. 42.

Итак, можно сказать, что интерес как явление - продукт преобразования объективного в субъективное.
Публичный интерес как критерий относимости отрасли к публично-правовой представляет собой феномен, в котором объективное может существовать в субъективной форме его восприятия со стороны всего конкретного общества в конкретном историческом моменте. Но при этом внутри самого общества такой интерес будет восприниматься как объективный, существующий вовне и вне зависимости от желания или нежелания индивидов обладать соответствующими благами. Можно сказать, что такая конструкция имеет объективно-субъективную природу: объективную по отношению к субъектам, находящимся внутри конкретной общественной системы, субъективной - по отношению к абстрактному объективному, существующему над различными обществами и историческими этапами. Обладателем субъектности в данном случае является само общество в целом. В качестве объективного публичного интереса выступает некая идеальная модель, к которой стремится его носитель, воплощающий это стремление в наилучшем результате своей деятельности <9>.
--------------------------------
<9> Сырых В.В. Объективные основы публичного права // Lex russica (Русский закон). 2016. N 5. С. 39.

Можно представить некий единый всеобщий публичный интерес, который, отразившись от особенностей каждого общества, его экономических, технологических, политических, этнических, социокультурных и даже географических или климатических особенностей, разбивается на множество публичных интересов, сохранив в себе абстрактные категории, представление о которых преломляется под воздействием всех названных факторов.
У такого единого публичного интереса и цель будет единая.
Но для каждого публичного интереса каждого общества могут быть различными действия, осуществляемые для достижения этого интереса.
Например, абстрактная категория "развитие транспорта" в едином публичном интересе имеет своим объектом качественные преобразования в области транспортных услуг, совершенствование транспортных средств и транспортной инфраструктуры, расширение транспортной доступности, обеспечение безопасности перевозок.
Но каждое государство конкретизирует этот объект сообразно особенностям своей жизнедеятельности. Так, объект публичного интереса по развитию транспорта в Японии, высокотехнологичное общество которой уже давно воплотило идею безэкипажного монорельсового транспорта, будет разительно отличаться от аналогичного объекта публичного интереса для государств Центральной Африки, где до сих пор сохраняются неэлектрифицированные районы.
Единый объективный публичный интерес может находить свое отражение в международных документах, закрепляющих идеальные модели объектов этого интереса и эталонные модели поведения для его достижения.
Так, п. 1 ст. 3 Конвенции N 138 Международной организации труда "О минимальном возрасте для приема на работу" 1973 г. <10> для выполнения работ, способных причинить вред жизни, здоровью или нравственности, устанавливает в качестве возрастного ценза достижение восемнадцати лет. В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" <11> к управлению автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест либо от восьми до шестнадцати мест, помимо сиденья водителя, а также троллейбусами и трамваями допускаются лица, достигшие двадцати одного года.
--------------------------------
<10> СПС "Гарант".
<11> Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно п. 3 ст. 2 названной Конвенции минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста получения основного общего образования и "во всяком случае не ниже пятнадцати лет". Это объективный публичный интерес, имеющий объектом и занятость, и здоровье. Но национальные законодательные системы зарубежных стран преломляют этот интерес через призму своих внутренних особенностей. Допускается уменьшение минимального возраста в государствах, экономика которых заинтересована в подобном снижении. В Российской Федерации минимальный возраст для заключения трудового договора составляет 16 лет, в Австрии и Норвегии - 15, в Эфиопии и Уганде - 14 лет.
Следует обратить внимание на то, что, понижая минимальный возраст, государство делает более доступным благо "занятость", но и увеличивает риски негативных воздействий на благо "здоровье". В этом случае в сфере объективных публичных интересов конкретного общества высвечивается интерес, в основе которого лежит сохранение жизни и здоровья. Так возникает паутина переплетенных между собой объективных публичных интересов, и в каждом обществе нити такой паутины прочнее или тоньше - в зависимости от уровня его развития. Можно представить, что чем более значимым является интерес для общества, тем больше и материальных, и духовных, и правовых ресурсов сконцентрировано на нем.
Как в таком случае обстоят дела с частным интересом?
Мнение исследователей по этому вопросу далеко от единства. Часть авторов противопоставляет частный интерес публичному, не признавая за ними даже минимальных точек соприкосновения. Так, А.И. Дихтяр и Н.А. Рогожин полагают, что публичный интерес всегда противостоит частному интересу и является его противоположностью, "подобно тому как частная собственность обозначает лишь противоположность государственной ("публичной") собственности, т.е. принадлежность имущества конкретным физическим или юридическим (частным) лицам" <12>.
--------------------------------
<12> Дихтяр А.И., Рогожин Н.А. Обеспечение баланса частных и публичных интересов в судебных решениях Конституционного Суда РФ в экономической сфере // Закон и право. 2002. N 12. С. 10.

Авторы аргументируют свою позицию, основываясь на критериях централизации и децентрализации правового регулирования, предложенных знаменитым цивилистом И.А. Покровским. Ученый подчеркивал, что в то время как публичное право есть система юридической централизации отношений, гражданское право, наоборот, - система юридической децентрализации. Если публичное право представляет собой область власти и подчинения, то частное право - область свободы и частной инициативы <13>.
--------------------------------
<13> Там же.

Вместе с тем взаимосвязь между публичным и частным интересом имеет поистине диалектический масштаб. Публичный интерес, формируя механизмы правового регулирования, создает условия для деятельности индивидуумов при реализации их частных интересов.
Более того, публичный интерес может оказывать значительное влияние на частный интерес вплоть до формирования его мерами правовой идеологии и правовой политики.
На чем основан частный интерес?
На наличии сведений о благе, которым можно обладать, о способностях, которые можно реализовать для достижения блага, о деятельности, посредством которой возможна такая реализация. Иными словами, в основе частного интереса находится знание о благе в условиях отсутствия этого блага при понимании способов его законного достижения. В данном случае применима формула, изобретенная не юристом, но достаточно образно иллюстрирующая вышеизложенное суждение. В 1892 г. писатель и политический деятель Петр Федорович Николаев в книге "Активный прогресс и экономический материализм" писал о том, что знание порождает потребность. Потребность - неудовлетворенность. По мнению автора, неудовлетворенный человек полезен социально и симпатичен лично <14>.
--------------------------------
<14> Горький М. Рассказы, очерки, заметки. Т. 15. 1921 - 1924. М., 1949. С. 75.

Автор не продолжил мысль о социальной полезности человека с неудовлетворенной потребностью. Между тем в этом суждении кроется немалая ценность. Социальная ценность такого индивидуума заключается в том, что, направляя усилия на удовлетворение своего частного интереса, он одновременно участвует в реализации и интереса публичного. Так, Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, формирует запрос на подготовку "уникальных специалистов в сфере прорывных технологий - лидеров технологических изменений в отрасли, а также в области функционирования единой транспортной системы и взаимодействия видов транспорта" <15>. Указанное положение отражает публичный интерес транспортного комплекса в наличии специалистов новой формации. Такая потребность запускает к жизни множество механизмов как публично-правового, так и частноправового характера. Так, формируется запрос на целевое обучение по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, рассчитываются контрольные цифры приема на обучение за счет средств бюджетных ассигнований. Приходит в действие огромный маховик профориентационной работы, создаются инженерные классы в общеобразовательных школах. Вся эта деятельность базируется на публичном интересе государства, транслируемом транспортному комплексу, и основана на нормах публичного права. Одновременно с этим в обществе начинает формироваться убеждение о престижности, перспективности и востребованности профессий, связанных с транспортом. Знание, как уже было указано выше, формирует потребность в освоении профессии либо в трудоустройстве в организациях транспортного комплекса лиц, уже имеющих соответствующую квалификацию. Так потребность, относящаяся исключительно к области частноправовых интересов, становится инструментом для реализации интересов публично-правовых.
--------------------------------
<15> Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р. Раздел 6. Развитие отраслевой науки и образования в сфере транспорта // СПС "КонсультантПлюс".

Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель; Автор вступительной статьи и примечания В.С. Нерсесянц. Москва: Мысль, 1990. 524 с.
2. Гендин А.М. Потребность, интерес, цель как факторы детерминации человеческой деятельности / А.М. Гендин // Проблемы философии и научного коммунизма / Под редакцией В.А. Гженцак. Красноярск, 1971.
3. Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение / Л.Я. Гинцбург. Москва: Наука, 1977. 310 с.
4. Горький М. Рассказы, очерки, заметки. 1921 - 1924 / М. Горький // Собрание сочинений. В 30 томах. Т. 15. Москва: Гослитиздат, 1949. 432 с.
5. Демидов Н.В. Верховенство публично-правовых начал в отрасли трудового права России / Н.В. Демидов // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. N 1. С. 6 - 9.
6. Дихтяр А.И. Обеспечение баланса частных и публичных интересов в судебных решениях Конституционного Суда РФ в экономической сфере / А.И. Дихтяр, Н.А. Рогожин // Закон и право. 2002. N 12. С. 10 - 14.
7. Кудрявцев В.Н. Взаимосвязь правового регулирования и социальных интересов / В.Н. Кудрявцев // Вопросы философии. 1987. N 1. С. 42 - 43.
8. Куренной А.М. Право и справедливость в российской системе регулирования трудовых отношений / А.М. Куренной // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. N 4. С. 3 - 7.
9. Левиант Ф.М. Единство и дифференциация советского трудового права / Ф.М. Левиант // Вестник Ленинградского университета. 1958. N 23. С. 91 - 104.
10. Потапова Н.Д. Публичное и частное в трудовом праве / Н.Д. Потапова // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. N 57. С. 314 - 318.
11. Сырых В.В. Объективные основы публичного права / В.В. Сырых // Lex russica (Русский закон). 2016. N 5(114). С. 37 - 80.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑