Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.12.2019

Законопроект разработан в целях поддержки членов многодетных семей, получающих пенсии по потере кормильца или инвалидности в размере меньшем, чем установленная субъектом Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера в целом по региону в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

подробнее
28.11.2019

Разработка изменений в главу 52 Трудового кодекса РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, была продиктована ростом преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких составов, совершаемых именно педагогическими работниками, относящимися к звену  среднего и высшего образования. Увеличивается количество уголовных дел, возбужденных в отношении преподавателей, жертвами которых становятся учащиеся школ, появляются уголовные дела в отношении преподавателей ВУЗов. 

подробнее
01.10.2019

При рассмотрении исковых заявлений от детей-сирот, которым служба занятости населения вынуждена отказывать в регистрации в качестве безработных с выплатой пособия в размере среднего заработка по региону проживания, в связи с тем, что  до обращения в службу занятости у них была трудовая деятельность и они не впервые ищущие работу, судебная практика встает на сторону детей-сирот, что расходится с требованиями Закона о занятости населения (ст.34, 34.1).

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Правовое регулирование занятости населения > О роли органов местного самоуправления в реализации конституционного права граждан на защиту от безработицы и содействие занятости (Вербина О.Л.)

О роли органов местного самоуправления в реализации конституционного права граждан на защиту от безработицы и содействие занятости (Вербина О.Л.)

Дата размещения статьи: 22.09.2015

О роли органов местного самоуправления в реализации конституционного права граждан на защиту от безработицы и содействие занятости (Вербина О.Л.)

На современном этапе развития российского общества одной из наиболее актуальных является проблема безработицы, наносящая немалый урон жизненным интересам общества, граждане могут реализовать свои умения в том роде деятельности, в котором они могли бы проявить себя, или же лишены таковой возможности, из-за чего ухудшается материальное положение семей безработных и растут преступность и заболеваемость. Международной организацией труда безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период.

Проблема безработицы в Российской Федерации регулируется Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". В соответствии со ст. 3 "безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней" <1>.
--------------------------------
<1> Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 22.12.2014) // СПС "КонсультантПлюс". 2015.

Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право каждого "свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию" <2>.
--------------------------------
<2> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс". 2015.

Статьи 12, 13 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определяют, что государство оказывает содействие в трудоустройстве граждан и гарантирует им: свободу выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защиту от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Дополнительными гарантиями для граждан являются разработка и реализация программ содействия занятости, создание дополнительных рабочих мест, организация специальных программ для отдельных категорий безработных <3>.
--------------------------------
<3> Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 22.12.2014) // СПС "КонсультантПлюс". 2015.

Практически всегда считается, что чем выше уровень безработицы, тем хуже экономическая ситуация в государстве и ниже уровень жизни населения. Следует согласиться с О.С. Климовой и А.Е. Егоровой в том, что "уровень безработицы является одним из основных показателей, который отражает общее состояние экономики" <4>.
--------------------------------
<4> Климова О.С., Егорова А.Е. Безработица в России и мире: анализ основных тенденций // Общество: экономика, политика, право. 2014. N 1. С. 112.

Россия - огромная страна, у каждого из регионов своя история, ресурсы, население и экономика, и, соответственно, уровень безработицы в каждом из регионов разный.
Переходя непосредственно к динамике безработицы в России, следует отметить, что все данные основываются на цифрах, публикуемых Федеральной службой государственной статистики <5>. Ниже представлены усредненные данные по занятости населения и уровню безработицы в России по годам в виде таблицы: численность экономически активного населения, количество людей, имеющих работу, количество безработных и уровень безработицы.
--------------------------------
<5> См.: URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 16.03.2015).

Таблица усредненных статистических данных о безработице в РФ

Год

Экономически активные

Занятые

Безработные

Уровень безработицы, %

2012

75676000

71545000

4131000

5,46

2011

75779000

70857000

4922000

6,50

2010

75478000

69934000

5544000

7,35

2009

75694000

69410000

6284000

8,30

2008

75700000

71003000

4697000

6,20

2007

75289000

70770000

4519000

6,00

2006

74419000

69169000

5250000

7,05

2005

73581000

68339000

5242000

7,12

2004

72985000

67319000

5666000

7,76

Таким образом, безработица в России на протяжении последних лет имела тенденцию к снижению. На начало 2011 г. она составляла 7,8%, на январь 2014 г. - 5,6%. При расчете безработицы учитывается численность экономически активного населения, которая на январь 2014 г. составила 74,6 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны <6>.
--------------------------------
<6> См.: URL: http://person-agency.ru/statistic.html.

Совместными усилиями федеральных и местных властей за последние 4 года в стране был достигнут весьма успешный результат в снижении уровня безработицы на фоне ведущих стран мира.

Уровень безработицы в странах G8, в % <7>

--------------------------------
<7> См.: URL: http://finansiko.ru/rost_bezraboticy_v_rossii_2014.

 

2010

2011

2012

2013

Россия

7,3

6,5

5,5

5,5

Германия

7,1

6,0

5,5

5,3

Италия

8,4

8,4

10,7

12,2

Канада

8,0

7,5

7,2

7,1

Великобритания

7,8

8,0

7,9

7,6

США

9,6

9,0

8,1

7,4

Франция

9,7

9,6

10,2

10,8

Япония

5,1

4,6

4,4

4,0

Однако прогнозы экспертов на текущий год нельзя считать утешительными. В последнее время в России не наблюдается роста экономики, государственные ведомства если и рассчитывают, то на ее минимальный рост. Ситуация усугубляется напряжением международных отношений, введением санкций против нашего государства, что приводит к спаду в ряде зависимых от внешнеэкономической ситуации отраслей, угрозе массового высвобождения работников и, соответственно, увеличения безработицы.
Вопросы содействия занятости решает государственная служба занятости населения, включающая в себя органы исполнительной власти субъектов РФ и государственные учреждения службы занятости населения. Усиление роли и значения деятельности субъектов РФ в регулировании рынка труда в последние годы отмечала Г.С. Скачкова, по мнению которой, это проявлялось "путем передачи им значительной части федеральных полномочий в области занятости населения с выделением субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в соответствующем субъекте РФ. При этом регионы в рамках таких программ вправе за счет средств собственных бюджетов осуществлять дополнительные меры в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, а также по социальной поддержке безработных граждан" <8>. В настоящее время совместно Министерством труда и социальной защиты, Министерством финансов, Федеральной миграционной службой и Федеральной службой по труду и занятости реализуется Программа, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", которая определяет мероприятия до 2020 г. Следует согласиться с Р.И. Шабановым, который отмечал, что "право человека на занятость нуждается в таком механизме правового регулирования, который обеспечивал бы надежные и действенные гарантии его реализации" <9>.
--------------------------------
<8> Скачкова Г.С. Регулирование рынка труда: новые ориентиры и направления // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 1; СПС "КонсультантПлюс". 2015.
<9> См.: Шабанов Р.И. Занятость населения как правовая категория в трудовом праве Украины // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 3; СПС "КонсультантПлюс". 2015.

Ведущая роль в реализации содействия занятости отводится государственным органам субъектов Федерации, но ряд полномочий возлагается и на органы местного самоуправления. Так, например, Законом Курской области от 02.11.1995 "О местном самоуправлении в Курской области" (ред. от 28.07.2003) (принят решением Курской областной думы от 02.11.1995 N 48) в п. 2 ст. 4 к вопросам местного значения относятся обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения <10>.
--------------------------------
<10> См.: URL: http://kursk.news-city.info.

Данные мероприятия организовываются в рамках полномочий органов местного самоуправления, закрепленных Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Статья 7.2 закрепляет положение о том, что органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании: проведения оплачиваемых общественных работ; временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые; ярмарок вакансий и учебных рабочих мест <11>.
--------------------------------
<11> См.: Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 22.12.2014) // СПС "КонсультантПлюс". 2015.

Интересен в этом плане опыт муниципального образования "город Курск". Постановлением администрации города Курска Курской области от 15 октября 2013 г. N 3554 "Об утверждении муниципальной программы "Содействие занятости населения города Курска" на 2014 - 2018 годы" определены мероприятия по содействию занятости отдельных категорий граждан города Курска. Программа разработана в соответствии с Постановлением администрации Курской области от 15.11.2011 N 572-па "Об утверждении областной целевой программы "Содействие занятости населения Курской области на 2012 - 2015 годы", Уставом города Курска, Постановлением администрации города Курска от 17.09.2013 N 3202 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Курска".
Следует отметить, что в программе определены зарекомендовавшие себя с эффективной стороны мероприятия содействия занятости населения, такие как ярмарка вакансий, организация общественных работ, клубы ищущих работу, муниципальный бизнес-инкубатор.
На ярмарках вакансий посетители имеют возможность решить три задачи: ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства, выбрать учебное учреждение для профессиональной переподготовки. Участниками ярмарок вакансий являются ведущие предприятия и организации, действующие на территории муниципального образования или находящиеся поблизости; учебные центры по профессиональной переподготовке взрослого населения; юридические службы и консультации; представители территориальных органов службы по труду и занятости.
Новой активной формой содействия занятости населения муниципальных образований являются клубы ищущих работу. Основные задачи - оказание помощи гражданам, ищущим работу, сокращение сроков поиска подходящей вакансии, приобретение навыков в этом деле, снижение психологической нагрузки, ликвидация стрессовых состояний, приобретение минимума правовых знаний <12>.
--------------------------------
<12> См.: Постановление администрации города Курска Курской области от 15 октября 2013 г. N 3554 "Об утверждении муниципальной программы "Содействие занятости населения города Курска" на 2014 - 2018 годы". URL: http://base.garant.ru.

Для содействия предпринимательской инициативе безработных может быть организован муниципальный бизнес-инкубатор - коллективный офис для начинающих предпринимателей. В рамках его деятельности могут реализовываться программы психологического тренинга по развитию качеств, способствующих предпринимательской активности населения муниципального образования.
На уровне муниципальных образований важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите. К ним относятся молодежь, инвалиды, женщины, лица, уволенные из рядов Российской армии, и т.д. Как отмечал в своем докладе генеральный директор МОТ Гай Райдер по случаю Международного дня молодежи 12 августа 2014 г., "масштабная и устойчивая безработица и неполная занятость могут вызывать у молодых людей растущее чувство отчаяния и безнадежности и приводить их в состояние повышенной уязвимости" <13>. Именно на помощь молодежи и направлена муниципальная программа "Содействие занятости населения города Курска" на 2014 - 2018 годы в целях снижения напряженности на рынке труда, обозначен перечень мероприятий на 5 лет: организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
--------------------------------
<13> URL: http://www.unrussia.ru/ru/un-in-russia/news/2014-08-12.

Программа финансируется совместно из бюджета Курской области и города Курска. Об эффективности данной программы свидетельствует реализация аналогичных мероприятий в течение прошлых лет. В результате принятых мер в рамках этих направлений было оказано благоприятное воздействие на рынок труда города Курска <14>.
--------------------------------
<14> См.: Постановление администрации города Курска Курской области от 15 октября 2013 г. N 3554 "Об утверждении муниципальной программы "Содействие занятости населения города Курска" на 2014 - 2018 годы". URL: http://base.garant.ru.

Основными исполнителями мероприятий программы являются: ОКУ "Центр занятости населения города Курска и Курского района", комитет образования города Курска; управление молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска. Утвержден перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, претендующих на заключение договоров для организации рабочих мест с целью временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
Ожидаемые результаты реализации программных мероприятий: обеспечение временного трудоустройства 17758 незанятых граждан: безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений, ищущих работу впервые - 258 чел.; несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время - 17500 чел. Наличие социального эффекта: приобретение трудовых навыков гражданами, впервые ищущими работу; выполнение работ, носящих временный или сезонный характер, силами вышеуказанных категорий граждан.
Важность обозначенных мероприятий объясняется тем, что несовершеннолетние в возрасте 14 - 18 лет - одна из составляющих криминогенной части общества. Число несовершеннолетних граждан, ежегодно обращающихся в службу занятости города Курска, постоянно растет и составляет около 5000 чел. Сохранение объемов временной занятости на уровне 3,5 тыс. чел. будет способствовать снижению социальной напряженности среди молодежи.
В заключение следует отметить, что положительным моментом деятельности муниципалитетов в области содействия занятости является разработка долгосрочных программ, которые вслед за федеральными программами дают возможность реализации стабильных периодически повторяющихся мероприятий в данном направлении, их корректировки, закрепления списка работодателей, готовых содействовать гражданам в реализации своих способностей к труду.

Литература

1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 22.12.2014) // СПС "КонсультантПлюс". 2015.
2. Климова О.С., Егорова А.Е. Безработица в России и мире: анализ основных тенденций // Общество: экономика, политика, право. 2014. N 1. С. 112.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс". 2015.
4. Постановление администрации города Курска Курской области от 15 октября 2013 г. N 3554 "Об утверждении муниципальной программы "Содействие занятости населения города Курска" на 2014 - 2018 годы". URL: http://base.garant.ru.
5. Скачкова Г.С. Регулирование рынка труда: новые ориентиры и направления // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 1. С. 15 - 21; СПС "КонсультантПлюс". 2015.
6. Шабанов Р.И. Занятость населения как правовая категория в трудовом праве Украины // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 3. С. 55 - 57; СПС "КонсультантПлюс". 2015.
7. URL: http://finansiko.ru/rost_bezraboticy_v_rossii_2014.
8. URL: http://www.gks.ru.
9. URL: http://person-agency.ru/statistic.html.
10. URL: http://www.unrussia.ru/ru/un-in-russia/news/2014-08-12.
11. URL: http://kursk.news-city.info.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑