Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 22.09.2015
На современном этапе развития российского общества одной из наиболее актуальных является проблема безработицы, наносящая немалый урон жизненным интересам общества, граждане могут реализовать свои умения в том роде деятельности, в котором они могли бы проявить себя, или же лишены таковой возможности, из-за чего ухудшается материальное положение семей безработных и растут преступность и заболеваемость. Международной организацией труда безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период.
Проблема безработицы в Российской Федерации регулируется Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". В соответствии со ст. 3 "безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней" <1>.
--------------------------------
<1> Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 22.12.2014) // СПС "КонсультантПлюс". 2015.
Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право каждого "свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию" <2>.
--------------------------------
<2> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс". 2015.
Статьи 12, 13 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определяют, что государство оказывает содействие в трудоустройстве граждан и гарантирует им: свободу выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защиту от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Дополнительными гарантиями для граждан являются разработка и реализация программ содействия занятости, создание дополнительных рабочих мест, организация специальных программ для отдельных категорий безработных <3>.
--------------------------------
<3> Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 22.12.2014) // СПС "КонсультантПлюс". 2015.
Практически всегда считается, что чем выше уровень безработицы, тем хуже экономическая ситуация в государстве и ниже уровень жизни населения. Следует согласиться с О.С. Климовой и А.Е. Егоровой в том, что "уровень безработицы является одним из основных показателей, который отражает общее состояние экономики" <4>.
--------------------------------
<4> Климова О.С., Егорова А.Е. Безработица в России и мире: анализ основных тенденций // Общество: экономика, политика, право. 2014. N 1. С. 112.
Россия - огромная страна, у каждого из регионов своя история, ресурсы, население и экономика, и, соответственно, уровень безработицы в каждом из регионов разный.
Переходя непосредственно к динамике безработицы в России, следует отметить, что все данные основываются на цифрах, публикуемых Федеральной службой государственной статистики <5>. Ниже представлены усредненные данные по занятости населения и уровню безработицы в России по годам в виде таблицы: численность экономически активного населения, количество людей, имеющих работу, количество безработных и уровень безработицы.
--------------------------------
<5> См.: URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 16.03.2015).
Таблица усредненных статистических данных о безработице в РФ
Год |
Экономически активные |
Занятые |
Безработные |
Уровень безработицы, % |
2012 |
75676000 |
71545000 |
4131000 |
5,46 |
2011 |
75779000 |
70857000 |
4922000 |
6,50 |
2010 |
75478000 |
69934000 |
5544000 |
7,35 |
2009 |
75694000 |
69410000 |
6284000 |
8,30 |
2008 |
75700000 |
71003000 |
4697000 |
6,20 |
2007 |
75289000 |
70770000 |
4519000 |
6,00 |
2006 |
74419000 |
69169000 |
5250000 |
7,05 |
2005 |
73581000 |
68339000 |
5242000 |
7,12 |
2004 |
72985000 |
67319000 |
5666000 |
7,76 |
Таким образом, безработица в России на протяжении последних лет имела тенденцию к снижению. На начало 2011 г. она составляла 7,8%, на январь 2014 г. - 5,6%. При расчете безработицы учитывается численность экономически активного населения, которая на январь 2014 г. составила 74,6 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны <6>.
--------------------------------
<6> См.: URL: http://person-agency.ru/statistic.html.
Совместными усилиями федеральных и местных властей за последние 4 года в стране был достигнут весьма успешный результат в снижении уровня безработицы на фоне ведущих стран мира.
Уровень безработицы в странах G8, в % <7>
--------------------------------
<7> См.: URL: http://finansiko.ru/rost_bezraboticy_v_rossii_2014.
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Россия |
7,3 |
6,5 |
5,5 |
5,5 |
Германия |
7,1 |
6,0 |
5,5 |
5,3 |
Италия |
8,4 |
8,4 |
10,7 |
12,2 |
Канада |
8,0 |
7,5 |
7,2 |
7,1 |
Великобритания |
7,8 |
8,0 |
7,9 |
7,6 |
США |
9,6 |
9,0 |
8,1 |
7,4 |
Франция |
9,7 |
9,6 |
10,2 |
10,8 |
Япония |
5,1 |
4,6 |
4,4 |
4,0 |
Однако прогнозы экспертов на текущий год нельзя считать утешительными. В последнее время в России не наблюдается роста экономики, государственные ведомства если и рассчитывают, то на ее минимальный рост. Ситуация усугубляется напряжением международных отношений, введением санкций против нашего государства, что приводит к спаду в ряде зависимых от внешнеэкономической ситуации отраслей, угрозе массового высвобождения работников и, соответственно, увеличения безработицы.
Вопросы содействия занятости решает государственная служба занятости населения, включающая в себя органы исполнительной власти субъектов РФ и государственные учреждения службы занятости населения. Усиление роли и значения деятельности субъектов РФ в регулировании рынка труда в последние годы отмечала Г.С. Скачкова, по мнению которой, это проявлялось "путем передачи им значительной части федеральных полномочий в области занятости населения с выделением субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в соответствующем субъекте РФ. При этом регионы в рамках таких программ вправе за счет средств собственных бюджетов осуществлять дополнительные меры в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, а также по социальной поддержке безработных граждан" <8>. В настоящее время совместно Министерством труда и социальной защиты, Министерством финансов, Федеральной миграционной службой и Федеральной службой по труду и занятости реализуется Программа, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", которая определяет мероприятия до 2020 г. Следует согласиться с Р.И. Шабановым, который отмечал, что "право человека на занятость нуждается в таком механизме правового регулирования, который обеспечивал бы надежные и действенные гарантии его реализации" <9>.
--------------------------------
<8> Скачкова Г.С. Регулирование рынка труда: новые ориентиры и направления // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 1; СПС "КонсультантПлюс". 2015.
<9> См.: Шабанов Р.И. Занятость населения как правовая категория в трудовом праве Украины // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 3; СПС "КонсультантПлюс". 2015.
Ведущая роль в реализации содействия занятости отводится государственным органам субъектов Федерации, но ряд полномочий возлагается и на органы местного самоуправления. Так, например, Законом Курской области от 02.11.1995 "О местном самоуправлении в Курской области" (ред. от 28.07.2003) (принят решением Курской областной думы от 02.11.1995 N 48) в п. 2 ст. 4 к вопросам местного значения относятся обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения <10>.
--------------------------------
<10> См.: URL: http://kursk.news-city.info.
Данные мероприятия организовываются в рамках полномочий органов местного самоуправления, закрепленных Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Статья 7.2 закрепляет положение о том, что органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании: проведения оплачиваемых общественных работ; временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые; ярмарок вакансий и учебных рабочих мест <11>.
--------------------------------
<11> См.: Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 22.12.2014) // СПС "КонсультантПлюс". 2015.
Интересен в этом плане опыт муниципального образования "город Курск". Постановлением администрации города Курска Курской области от 15 октября 2013 г. N 3554 "Об утверждении муниципальной программы "Содействие занятости населения города Курска" на 2014 - 2018 годы" определены мероприятия по содействию занятости отдельных категорий граждан города Курска. Программа разработана в соответствии с Постановлением администрации Курской области от 15.11.2011 N 572-па "Об утверждении областной целевой программы "Содействие занятости населения Курской области на 2012 - 2015 годы", Уставом города Курска, Постановлением администрации города Курска от 17.09.2013 N 3202 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Курска".
Следует отметить, что в программе определены зарекомендовавшие себя с эффективной стороны мероприятия содействия занятости населения, такие как ярмарка вакансий, организация общественных работ, клубы ищущих работу, муниципальный бизнес-инкубатор.
На ярмарках вакансий посетители имеют возможность решить три задачи: ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства, выбрать учебное учреждение для профессиональной переподготовки. Участниками ярмарок вакансий являются ведущие предприятия и организации, действующие на территории муниципального образования или находящиеся поблизости; учебные центры по профессиональной переподготовке взрослого населения; юридические службы и консультации; представители территориальных органов службы по труду и занятости.
Новой активной формой содействия занятости населения муниципальных образований являются клубы ищущих работу. Основные задачи - оказание помощи гражданам, ищущим работу, сокращение сроков поиска подходящей вакансии, приобретение навыков в этом деле, снижение психологической нагрузки, ликвидация стрессовых состояний, приобретение минимума правовых знаний <12>.
--------------------------------
<12> См.: Постановление администрации города Курска Курской области от 15 октября 2013 г. N 3554 "Об утверждении муниципальной программы "Содействие занятости населения города Курска" на 2014 - 2018 годы". URL: http://base.garant.ru.
Для содействия предпринимательской инициативе безработных может быть организован муниципальный бизнес-инкубатор - коллективный офис для начинающих предпринимателей. В рамках его деятельности могут реализовываться программы психологического тренинга по развитию качеств, способствующих предпринимательской активности населения муниципального образования.
На уровне муниципальных образований важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите. К ним относятся молодежь, инвалиды, женщины, лица, уволенные из рядов Российской армии, и т.д. Как отмечал в своем докладе генеральный директор МОТ Гай Райдер по случаю Международного дня молодежи 12 августа 2014 г., "масштабная и устойчивая безработица и неполная занятость могут вызывать у молодых людей растущее чувство отчаяния и безнадежности и приводить их в состояние повышенной уязвимости" <13>. Именно на помощь молодежи и направлена муниципальная программа "Содействие занятости населения города Курска" на 2014 - 2018 годы в целях снижения напряженности на рынке труда, обозначен перечень мероприятий на 5 лет: организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
--------------------------------
<13> URL: http://www.unrussia.ru/ru/un-in-russia/news/2014-08-12.
Программа финансируется совместно из бюджета Курской области и города Курска. Об эффективности данной программы свидетельствует реализация аналогичных мероприятий в течение прошлых лет. В результате принятых мер в рамках этих направлений было оказано благоприятное воздействие на рынок труда города Курска <14>.
--------------------------------
<14> См.: Постановление администрации города Курска Курской области от 15 октября 2013 г. N 3554 "Об утверждении муниципальной программы "Содействие занятости населения города Курска" на 2014 - 2018 годы". URL: http://base.garant.ru.
Основными исполнителями мероприятий программы являются: ОКУ "Центр занятости населения города Курска и Курского района", комитет образования города Курска; управление молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска. Утвержден перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, претендующих на заключение договоров для организации рабочих мест с целью временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
Ожидаемые результаты реализации программных мероприятий: обеспечение временного трудоустройства 17758 незанятых граждан: безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений, ищущих работу впервые - 258 чел.; несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время - 17500 чел. Наличие социального эффекта: приобретение трудовых навыков гражданами, впервые ищущими работу; выполнение работ, носящих временный или сезонный характер, силами вышеуказанных категорий граждан.
Важность обозначенных мероприятий объясняется тем, что несовершеннолетние в возрасте 14 - 18 лет - одна из составляющих криминогенной части общества. Число несовершеннолетних граждан, ежегодно обращающихся в службу занятости города Курска, постоянно растет и составляет около 5000 чел. Сохранение объемов временной занятости на уровне 3,5 тыс. чел. будет способствовать снижению социальной напряженности среди молодежи.
В заключение следует отметить, что положительным моментом деятельности муниципалитетов в области содействия занятости является разработка долгосрочных программ, которые вслед за федеральными программами дают возможность реализации стабильных периодически повторяющихся мероприятий в данном направлении, их корректировки, закрепления списка работодателей, готовых содействовать гражданам в реализации своих способностей к труду.
Литература
1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 22.12.2014) // СПС "КонсультантПлюс". 2015.
2. Климова О.С., Егорова А.Е. Безработица в России и мире: анализ основных тенденций // Общество: экономика, политика, право. 2014. N 1. С. 112.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс". 2015.
4. Постановление администрации города Курска Курской области от 15 октября 2013 г. N 3554 "Об утверждении муниципальной программы "Содействие занятости населения города Курска" на 2014 - 2018 годы". URL: http://base.garant.ru.
5. Скачкова Г.С. Регулирование рынка труда: новые ориентиры и направления // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 1. С. 15 - 21; СПС "КонсультантПлюс". 2015.
6. Шабанов Р.И. Занятость населения как правовая категория в трудовом праве Украины // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 3. С. 55 - 57; СПС "КонсультантПлюс". 2015.
7. URL: http://finansiko.ru/rost_bezraboticy_v_rossii_2014.
8. URL: http://www.gks.ru.
9. URL: http://person-agency.ru/statistic.html.
10. URL: http://www.unrussia.ru/ru/un-in-russia/news/2014-08-12.
11. URL: http://kursk.news-city.info.