Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 05.06.2015
Особенности правового регулирования трудовых отношений работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей регулируются значительным числом нормативных правовых актов, среди которых основное значение имеют ТК РФ (гл. 50) и специальный Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и иные специальные нормативные правовые акты <1>.
--------------------------------
<1> См.: Бондаренко Э.Н., Гусов К.Н., Захаров М.Л. и др. Комментарий к Трудовому кодексу РФ // Под ред. К.Н. Гусова, Э.Г. Тучковой. 9-е изд. перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. С. 756 - 805.
С принятием ТК РФ была расширена нормативно-правовая база установления гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, в ч. 1 ст. 313 ТК РФ предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации этим лицам устанавливаются не только ТК РФ и другими федеральными законами, но также иными нормативными правовыми актами РФ, а дополнительные гарантии - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Величина дополнительных гарантий зависит от финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателя.
Закон РФ от 19.02.1993 в новой редакции также предусматривает возможность установления гарантий и компенсаций не только законом, но и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. ст. 3, 4 и др.), которые должны соответствовать ТК РФ. Нормативные акты работодателей об установлении гарантий и компенсаций, их размере и порядке предоставления относятся к локальным нормативным актам, принимаемым в установленном ТК РФ порядке (ст. ст. 8, 371, 372).
Если у определенного работодателя заключается коллективный договор, предпочтительнее включать в него положения, касающиеся гарантий и компенсаций. Там, где заключаются региональные и территориальные соглашения, в них следует предусматривать соответствующие гарантии и компенсации северянам <2> с тем, чтобы их нормы легли в основу определения необходимых средств в соответствующем бюджете.
--------------------------------
<2> См.: Гусов К.Н., Крылов К.Д., Лушников А.М. и др. Договоры о труде в сфере действия трудового права: Учеб. пособие // Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2010.
В соответствии с Законом РФ от 19.02.1993 в новой редакции, источником расходов на гарантии и компенсации для северян служат:
1) для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, - средства федерального бюджета;
2) для работников организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - средства бюджета соответствующего субъекта;
3) для работников организаций, финансируемых из местного бюджета, - средства бюджета соответствующего муниципального образования;
4) для работников других организаций - собственные средства этих организаций.
Однако на практике следствием таких изменений может стать ухудшение положения работников, занятых в столь сложных и трудных условиях Севера, при ограниченности или полном отсутствии в бюджетах субъектов РФ, местного самоуправления и организаций источников финансирования полагающихся им гарантий и компенсаций.
Компетенция Правительства РФ по утверждению перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций сохранилась, и в настоящее время действуют: Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, с последующими изменениями и дополнениями и Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).
Для получения установленных трудовым законодательством гарантий и компенсаций необходим трудовой стаж, порядок установления и исчисления которого был определен Правительством РФ и получил отражение в Инструкции о порядке предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.11.1990 N 2 (с последующими изменениями).
Общим правилом является включение в трудовой стаж, дающий право на "северные" гарантии и компенсации, времени работы в этих регионах по трудовому договору. Вид собственности, организационно-правовая форма работодателя при этом значения не имеют.
Одной из правовых гарантий работникам северных районов является повышенная оплата труда при помощи районных коэффициентов и надбавках к заработной плате, которые позволяют повысить уровень оплаты труда работающих, где уровень цен, прожиточный минимум значительно выше, чем во многих других местностях (ст. ст. 316, 317 ТК).
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
До принятия Правительством РФ акта, предусмотренного ч. 1 ст. 316 ТК РФ, к заработной плате работников продолжают применяться районные коэффициенты в размерах, установленных федеральными органами РФ или нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР, в соответствии с ч. 1 ст. 423 ТК РФ (см. письмо Минздравсоцразвития РФ от 21.08.2009 N 1171-13).
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ (ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 в измененной редакции).
Районный коэффициент начисляется на заработную плату вне зависимости от вида собственности, организационно-правовой формы работодателя, отнесения организации к той или иной отрасли. Его размер должен зависеть от условий местности, в которой работает и проживает работник. Начисление районных коэффициентов не изменяет размера тарифных ставок, а в случаях, когда законодательство предусматривает выплаты из расчета тарифных ставок, районный коэффициент не может применяться. Районный коэффициент учитывается при расчете среднего заработка.
Судебная практика разъясняет, что районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не подлежат применению к минимальной заработной плате, установленной в субъекте РФ, в размер которой входят доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате <3>.
--------------------------------
<3> См.: Бюллетень ВС РФ. 2013. N 4. С. 33.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях, размер и порядок выплаты которой устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 ТК РФ.
Размер надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях зависит от того, в какой местности по административно-территориальному делению трудится работник и в течение какого времени он здесь проработал. Размер надбавки увеличивается за каждый последующий период после начального периода работы, но не более установленного максимума.
Правила начисления надбавки определены Постановлением Совета Министров РСФСР - Правительства РСФСР от 22.10.1990 N 458, Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Минтруда России 22.11.1990 N 2.
Трудовое законодательство предусматривает правовые гарантии в области занятости, что соответствует принципам международного права и складывающейся судебной практике <4>.
--------------------------------
<4> См.: Крылов К.Д. Инновации международного сотрудничества России в политике занятости // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 3. С. 30 - 34; Офман Е.М. Роль Конституционного Суда РФ в установлении баланса прав и интересов работников и работодателей // Культура: управление, экономика, право. 2014. N 2. С. 12 - 16; и др.
Работникам, увольняемым из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 3 месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Правила, относящиеся к увольнению работающих в указанных районах и местностях, приведены в соответствие с общими правилами, предусмотренными в ст. 178 ТК, но сроки, в течение которых работнику сохраняется средний заработок, значительно увеличены по сравнению с общими сроками (ст. 178 ТК).
С учетом изменений, внесенных в ч. 1, и дополнением ч. 2 ст. 318 последняя часть (теперь ч. 3) уточнена: выплаты, производимые в соответствии с ч. ч. 1 и 2, производятся работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Отдаленность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устойчиво сложившийся профиль действующих здесь организаций создают дополнительные трудности с трудоустройством высвобождаемых в этих местах работников.
Статьей 319 ТК РФ установлен дополнительный ежемесячный выходной день без сохранения заработной платы одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, по его письменному заявлению.
Кодекс формулирует предоставление дополнительного выходного дня без оплаты как право работника. Поэтому работодатель не вправе отказать в предоставлении такого дня при соблюдении условий ст. 319: если ребенку не исполнилось 16 лет и если работник, входящий в круг указанных в этой статье лиц, подал письменное заявление о предоставлении такого дня.
Предоставление гарантий и компенсаций работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей соотносится с принципами правового регулирования трудовых отношений, поскольку связано с особыми условиями труда <5>.
--------------------------------
<5> См.: Петров А.Я. О гарантиях и компенсациях лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях // Законодательство и экономика. 2014. N 9. С. 6 - 11; Трофимова Г.А. Право на труд в нормах Трудового кодекса РФ: ограниченные гарантии // Российский юридический журнал. 2014. N 1. С. 147 - 155; и др.
Одной из важных правовых гарантий является установление женщинам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях сокращенной рабочей недели.
Статья 320 ТК РФ предусматривает: для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
Известно, что нормальная продолжительность рабочей недели не может превышать 40 часов (ст. 91 ТК). При определенных обстоятельствах и условиях в отдельных отраслях, организациях, для отдельных категорий работников она может быть уменьшена. Правовая природа такой уменьшенной нормы отличается от сокращенного или неполного рабочего времени (ст. ст. 92, 93 ТК). Уменьшение продолжительности рабочей недели может быть произведено коллективным или трудовым договором. При этом уменьшение продолжительности работы не влечет за собой уменьшения (снижения) оплаты труда.
Кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска.
Продолжительность "северных" оплачиваемых ежегодных отпусков дифференцирована в зависимости от местности, в которой трудится и проживает работник: в районах Крайнего Севера - 24 календарных дня; в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней (ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 в новой редакции). В остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 8 календарных дней. Они устанавливаются в качестве компенсации за работу в этих районах и местностях.
Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков. Общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях.
Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков работникам северных районов допускается не более чем за 2 года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно.
Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год.
По просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии 2 и более детей отпуск для указанной цели предоставляется 1 раз для каждого ребенка.
Суммирование ежегодных оплачиваемых отпусков работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, производится по общим правилам (ст. 120 ТК РФ). Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного отпуска и всех полагающихся работнику дополнительных оплачиваемых отпусков.
При этом суммирование ежегодных оплачиваемых отпусков следует отличать от соединения отпусков за период более 1 рабочего года.
Общим правилом, установленным ТК РФ (ст. 124), является обязательность ежегодного предоставления работнику оплачиваемого отпуска. Соединение отпусков - исключение из общего правила и допускается лишь в исключительных случаях. Для северян установлено иное правило: полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков допустимо не более чем за 2 рабочих года.
Работающие на Севере имеют право на оплачиваемые отпуска по нескольким основаниям, и общая их продолжительность может быть довольно большой. Законодатель полагает, что для полного отдыха и восстановления трудоспособности северян достаточно отпуска общей продолжительностью не выше 6 месяцев (ч. 3 ст. 322).
В эти 6 месяцев включается время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Это время отнесено к отпускам без сохранения заработной платы.
В целом установленный законодательством комплекс гарантий и компенсаций для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по различным аспектам трудовых отношений (заключения и прекращения трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда и др.) <6> является правомерным и обоснованным исходя из принципа единства и дифференциации правового регулирования в сфере труда.
--------------------------------
<6> См.: Халдеева Н.В. Правовое регулирование трудовых отношений в районах Крайнего Севера. Магадан: ИП Кацубина Т.В., 2013.
Вместе с тем, несомненно, назрела необходимость совершенствования правового регулирования труда на северных территориях с учетом накопленного правового опыта и современных потребностей развития экономики и социальных отношений в стране.
Библиография
1. Гусов К.Н., Крылов К.Д., Лушников А.М. и др. Договоры о труде в сфере действия трудового права: Учеб. пособие // Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2010. 77 с.
2. Бондаренко Э.Н., Гусов К.Н., Захаров М.Л. и др. Комментарий к Трудовому кодексу РФ // Под ред. К.Н. Гусова, Э.Г. Тучковой. 9-е изд. перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. С. 756 - 805.
3. Крылов К.Д. Инновации международного сотрудничества России в политике занятости // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 3. С. 30 - 34.
4. Офман Е.М. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в установлении баланса прав и интересов работников и работодателей // Культура: управление, экономика, право. 2014. N 2. С. 12 - 16.
5. Петров А.Я. О гарантиях и компенсациях лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях // Законодательство и экономика. 2014. N 9. С. 6 - 11.
6. Трофимова Г.А. Право на труд в нормах Трудового кодекса РФ: ограниченные гарантии // Российский юридический журнал. 2014. N 1. С. 147 - 155.
7. Халдеева Н.В. Правовое регулирование трудовых отношений в районах Крайнего Севера. Магадан: ИП Кацубина Т.В., 2013. 229 с.