Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Охрана труда > Концептуальные подходы к охране труда в Российской Федерации (Серегина Л.В.)

Концептуальные подходы к охране труда в Российской Федерации (Серегина Л.В.)

Дата размещения статьи: 12.12.2015

Концептуальные подходы к охране труда в Российской Федерации (Серегина Л.В.)

В Российской Федерации в соответствии со ст. 7 Конституции охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты. Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. На реализацию этого права направлено законодательство об охране труда: соответствующие нормы Трудового кодекса РФ, Федеральных законов от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", значительное число нормативных актов Правительства РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Федеральной службы по труду и занятости РФ, других федеральных органов исполнительной власти, а также нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ. Существенную роль в обеспечении охраны труда играют соглашения и коллективные договоры. Обязательным для включения в трудовой договор является условие о предоставляемых работнику гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Особое место в российской правовой системе занимают нормы международного трудового права, в том числе посвященные безопасности и гигиене труда. Основные из них - это ратифицированные Российской Федерацией Конвенция МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" 1981 г. <1>, Конвенция МОТ N 187 "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда" 2006 г. <2>, а также отдельные положения Европейской социальной хартии, касающиеся осуществления права на безопасные и здоровые условия труда (ст. ст. 2, 3) <3>.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ.
<2> См.: Федеральный закон от 4 октября 2010 г. N 265-ФЗ.
<3> См.: Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ.

Несмотря на наличие столь обширной правовой базы, условия труда в организациях далеко не всегда являются безопасными и здоровыми для работников. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 177 тыс. работников, страдающих различными формами профессиональных заболеваний, что на 0,4% больше, чем в 2012 г. При этом диагноз профзаболевания ежегодно устанавливается впервые 5 - 6 тыс. работникам <4>.
--------------------------------
<4> См.: Охрана труда: итоги 2013 года. URL: http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/127.

От решения проблем в сфере охраны труда во многом зависит осуществление сформулированной в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. <5> задачи по сокращению уровня смертности и укреплению репродуктивного здоровья населения. Одним из возможных путей решения поставленной в Концепции задачи является совершенствование законодательства, регулирующего отношения, связанные охраной труда граждан.
--------------------------------
<5> Утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351.

Нормы института охраны труда находятся в постоянном развитии. Это связано прежде всего с поиском путей рациональной организации охраны труда работников, изменением подхода к пониманию и осуществлению охраны труда, в том числе к оценке условий труда, выявлению профессиональных рисков и предоставлению гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также с дальнейшим расширением дифференциации трудовых отношений, проявлением которой стали нормы, регулирующие труд дистанционных работников и заемного персонала.
В течение длительного периода времени право каждого на справедливые и благоприятные условия труда (ч. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.), включая условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), связывалось преимущественно с технической стороной обеспечения безопасности труда и зачастую сводилось к соблюдению норм по технике безопасности и гигиене труда. Обязательства перед работниками исчерпывались необходимостью обеспечить им эти параметры лишь в рамках производственного (трудового) процесса. Отправной точкой при этом являлись сами условия труда.
В современный период наметились концептуальные изменения в понимании охраны труда как системы сохранения жизни и здоровья работников. По мнению ряда зарубежных и российских ученых, охрана труда должна включать охрану профессионального здоровья работника с учетом его физических, физиологических, психологических и ментальных особенностей <6>. Предполагается, что охрана труда должна обеспечить возможность не только продолжительной продуктивной трудовой деятельности, но и длительной активной жизни после прекращения работы при достижении определенного возраста.
--------------------------------
<6> См., например: Цепин А.И. Трудовое право и научно-технический прогресс / Под ред. С.А. Иванова. М., 1974. С. 329; Черняева Д.В. Новая концепция охраны труда // Труд за рубежом. 2006. N 11. С. 56 - 75; Киселев И.Я., Лушников А.М. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. М., 2008. С. 530; Лушников А.М. Право работника на охрану труда: новые подходы // Социальное и пенсионное право. 2009. N 1. С. 23 - 27.

Данные подходы к обеспечению охраны труда находят отражение в утвержденной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) Всеобщей глобальной стратегии в области профессионального здоровья <7>, в принятых МОТ Руководстве по системам управления профессиональной безопасностью <8> и Глобальной стратегии в области профессиональной безопасности и здоровья <9>. Отмечая необходимость системного подхода к обеспечению охраны труда, Европейский союз в 2002 г. принял Стратегию по вопросам обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте <10>, в которой предложил рассматривать вопросы безопасности и здоровья на производстве как целостную систему "производственного благополучия", реализуемую через совершенствование его качественных характеристик при обеспечении безопасной и здоровой производственной среды с учетом постоянных изменений в организации труда и появления новых рисков (в особенности рисков социально-психологического характера).
--------------------------------
<7> Global Strategy on Occupational Health for All. The Way to Health at Work. World Health Organization. Geneva, 1995.
<8> Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems: ILO-OSH 2001. International Labour Office. Geneva, 2001.
<9> Global Strategy on Occupational Safety and Health. Conclusions adopted by the International Labour Conference at its 91st Session, 2003. International Labour Organization. Geneva, 2004.
<10> См.: Adapting to Change in Work and Society: a New Community Strategy on Health and Safety at Work 2002 - 2006. Brussels, 2002 // Европейское агентство по безопасности и здоровью на работе. URL: http://europe.osha.eu.int/systems/strategies/future/com2002_en.pdf.

Таким образом, новая концепция охраны труда предполагает создание целостной системы "производственного благополучия", учитывающей изменения в организации труда, предусматривающей оценку воздействия на человека всех возможных рисков не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе и включающей требование системного и превентивного подходов к решению проблемы производственных рисков.
Исходя из этой концепции, обеспечение безопасности труда связывается не только с неукоснительным соблюдением технических и медицинских норм безопасности труда, но и с созданием комфортных (в широком смысле) условий труда с учетом технических, медицинских, этических, психофизиологических составляющих.
На наш взгляд, данная концепция построения целостной системы охраны труда, в основу которой положены идеи сохранения здоровья конкретного человека (а не только его способности к труду в период трудовой деятельности) и создания благоприятной производственной среды, достойна внимания и может быть поэтапно реализована в Российской Федерации. Принятие данной концепции как перспективного направления развития отношений в области охраны труда в Российской Федерации позволит качественно улучшить состояние дел в данной сфере.
Следует отметить, что такие предусмотренные концепцией направления, как оценка рисков не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе, снабжение информацией широких слоев населения, развитие сотрудничества в области профессиональной безопасности и здоровья, успешно реализуются в Российской Федерации и находят отражение в нормативных актах <11>. Вместе с тем изменение представлений об охране труда в свете новых концептуальных подходов к обеспечению безопасных и здоровых условий труда делает необходимыми оценку положенных в основу концепции критериев и формулирование задач для продвижения по пути создания целостной системы "производственного благополучия".
--------------------------------
<11> В частности, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в числе основных задач демографической политики государства указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков). В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) для решения задачи по созданию условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагается совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства.

Анализируя положенные в основу построения рассматриваемой Концепции критерии системности, комплексности, превентивности, персонификации и сотрудничества, остановимся лишь на тех направлениях (элементах), которые не получили должного развития в Российской Федерации и не находят отражения в законодательстве либо требуют внесения в него соответствующих изменений.
Системный и персонифицированный подходы к охране труда работников. Системный подход к охране труда предусматривает постоянный мониторинг и учет множества разнородных рисков.
В соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.230-2007 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" <12> наблюдение должно обеспечивать: обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда; информацию для определения результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков; основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и ограничения рисков, так и самой системы управления охраной труда (п. 4.11.5). Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы профилактических мер и предупредительных мероприятий (п. 4.11.6).
--------------------------------
<12> Введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10 июля 2007 г. N 169-ст.

Осуществляя мониторинг и учет рисков, оказывающих влияние на состояние здоровья работников, работодатели сосредоточиваются на выявлении вредных и (или) опасных производственных факторов и не всегда обращают внимание на то, что многие влияющие на работника факторы, не будучи сами по себе вредными или опасными, в совокупности способны оказывать негативное воздействие на здоровье работника. Так, ученые <13> обратили внимание на то, что планировка офиса по принципу open space (общее помещение, разделенное перегородками) не несет в себе никаких особых рисков. Если же в этом помещении постоянно работают принтеры, звонят телефоны и в полный голос говорят сотрудники, то всем работникам гарантированы повышенная мозговая и общефизическая утомляемость с перспективой снижения слуха и работоспособности. В то же время таких проблем не возникло бы, если работодатель уделил бы должное внимание предварительному анализу специфики работы каждого отдела и организовал помещения сообразно их задачам. При этом, осуществляя персонифицированный подход к организации условий труда, работодатель мог бы учесть, что некоторые работники в силу состояния здоровья, физиологических, психологических или ментальных особенностей в принципе не способны эффективно работать в подобной среде, и организовать деятельность таких работников в ином режиме труда или в иных помещениях, отвечающих их производственным задачам и индивидуальности.
--------------------------------
<13> См.: Черняева Д.В. Указ. соч. С. 57.

Убедить работодателя применять системный и персонифицированный подходы возможно, если показать, что правильная организация рабочего места каждого сотрудника с учетом требований к охране труда приводит к повышению производительности труда и сокращению расходов на оплату периодов нетрудоспособности и других выплат, связанных с повреждением здоровья. Оказать действенную помощь работодателю в организации рабочего места с учетом особенностей каждого работающего на нем сотрудника могли бы службы охраны труда и специалисты по охране труда, имеющие соответствующую подготовку и опыт работы. Для этого потребуется дополнить Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации <14> положением, возлагающим на эти службы функцию по оказанию помощи работодателю в организации рабочего места каждого работника с учетом состояния его здоровья, физических, физиологических, психологических, ментальных особенностей.
--------------------------------
<14> Утв. Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.

Комплексный и превентивный подходы к охране труда. Комплексный характер новой концепции охраны труда означает оценку воздействия на человека всех возможных рисков, причем не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определена задача по созданию условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры.
Оценить воздействие на человека всех возможных рисков не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе - задача крайне сложная. Если работник в течение длительного периода, а то и в течение всей трудовой деятельности работает на одном предприятии, то проследить влияние на него профессиональных рисков и установить причинно-следственную связь между этим влиянием и заболеваниями работника гораздо легче, чем при периодической смене работы. К тому же при смене работы люди часто теряют свои медицинские карточки и из-за этого бывает сложно установить причины возникновения и развития заболевания, позволяющие признать его профессиональным. В данном случае возникает ряд проблем, требующих решения.
Проблема обеспечения сохранности медицинской документации работников и доступа к ней медицинских специалистов может быть решена путем создания электронной базы данных. Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено создание системы электронного документооборота. Учитывая, что сведения о лицах, которым оказываются медицинские услуги, относятся к информации ограниченного доступа, формируемая в электронной базе данных история болезни работника должна быть доступна и врачам, работающим в медицинских кабинетах на территории предприятия.
Другая проблема - комплексная оценка воздействия на человека всех возникающих в процессе работы рисков и предотвращение возможного возникновения профессионального заболевания - может быть решена путем внедрения системы управления профессиональными рисками.
Эффективному управлению профессиональными рисками во многом способствует применение в основе системы управления принципов превентивности и постоянного улучшения (совершенствования). Превентивность означает, что оценка риска выполняется до начала планируемой деятельности. Меры принимаются с учетом результатов предварительной оценки рисков, что позволяет исключить или понизить степень вреда и масштабы негативных последствий. Постоянное улучшение - повторяющийся процесс совершенствования системы управления охраны труда в целях повышения показателей деятельности в области охраны труда, согласующихся с политикой в области охраны труда организации <15>.
--------------------------------
<15> См.: Косырев О.А., Москвичев А.В., Симонова Н.И. Совершенствование охраны труда на основе концепции профессионального риска (интегрированная система оценки профессиональных рисков) // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2012. N 11. С. 11 - 26.

В России действует достаточно нормативных актов, регулирующих правила оценки и управления профессиональными рисками <16>. Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" сформирован институт оценки условий труда, позволяющий оценить условия труда на каждом рабочем месте и определить необходимый объем гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Осуществление перехода от реагирования на страховые случаи причинения вреда здоровью работников и материальной компенсации их неблагоприятных последствий к внедрению работодателями нового концептуального подхода к организации безопасного труда на рабочих местах и сохранению здоровья работников на основе управления профессиональными рисками стимулирует работодателей к применению мер, направленных на защиту и сохранение здоровья работников. Вместе с тем оценка рисков развития профессионального заболевания, предотвращение его возникновения и возможность выявления на ранних стадиях по-прежнему остаются сложной проблемой.
--------------------------------
<16> См., например: Р 2.2.2006-05 от 29 июля 2005 г. "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда"; Р 2.2.1766-03 от 24 июня 2003 г. "Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки"; Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска"; Приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. N 625н "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска".

Значительную помощь в выявлении и предотвращении профессиональных заболеваний может оказать служба профессиональной патологии. В настоящее время в Российской Федерации действует 84 центра профпатологии (56 из которых созданы органами власти субъектов РФ, 7 центров муниципального уровня и 21 ведомственный центр). Ряд субъектов Федерации не имеют центров профессиональной патологии (Республики Алтай, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Марий Эл, Северная Осетия - Алания, Тыва, Хакасия; Камчатский и Ставропольский края; Владимирская, Волгоградская, Новгородская, Сахалинская, Челябинская области и др.) <17>. На недостаточно хорошее развитие службы профпатологии в России обратил внимание и первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ С. Вельмяйкин <18>. Вместе с тем Порядком оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях <19> предусмотрено, что медицинская помощь оказывается медицинскими работниками врачебного (фельдшерского) здравпункта, профпатологических кабинетов, профпатологических отделений, а также центров профпатологии (п. 3). При осуществлении направления больных на лечение приоритет должен быть отдан центрам профессиональной патологии, специализированным по профилю заболевания (п. 17). Создание центров профпатологии во всех субъектах РФ позволит восстановить реальную картину профзаболеваний и предпринять меры по их своевременному выявлению и профилактике.
--------------------------------
<17> См.: Состояние службы профпатологии в субъектах Российской Федерации. URL: http://www.congress.niimt.ru/i/prez/BushmanovA_SSPVSRF.pdf.
<18> См.: Голова И. Производства стали безопаснее // Российская бизнес-газета. 2013. N 929(51).
<19> Утв. Приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 г. N 911н.

С целью улучшения работы центров профпатологии следует активизировать мероприятия по модернизации их материальной и научно-методической базы и оснастить их в соответствии со стандартом, установленным приложением N 9 к названному Порядку, а также усовершенствовать практику медицинских осмотров работников. В частности, при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, занятых на работах с вредными производственными факторами, необходимо широко использовать скрининговые методы и методы ранней диагностики наиболее часто встречающихся профессиональных и социально значимых заболеваний, что позволит своевременно применять методики профилактики и реабилитации и тем самым снизить показатели временной и стойкой утраты трудоспособности и смертности. Для этого абз. 6 п. 7 Правил организации деятельности центра профессиональной патологии (приложение N 7 к Порядку оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях) необходимо дополнить указанием на то, что проведение предварительных и периодических медицинских осмотров осуществляется с применением современных методов диагностики.
Проблемы создания благоприятной производственной среды. Одним из актуальных направлений обеспечения профессиональной безопасности и здоровья работающих является создание благоприятной производственной среды. В настоящее время в большинстве государств с развитой рыночной экономикой осуществляется поиск современных нормативных решений по таким направлениям, как физиология производственной среды и психология производственной среды.
Воздействие на работника вредных веществ и нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, вызванные особенностями производства или трудовой функции, охватываются физиологическим направлением деятельности. Однако в последние годы к вредным производственным факторам добавляются новые, воздействие которых на организм работников находится в процессе исследования (работа с технологиями, использующими ультрамелкие и наноэлементы (нанотоксикология), мутагенными субстанциями, репродуктивными токсинами и др.). Так, в ходе проведенного Национальной ассоциацией наноиндустрии и Торгово-промышленной палатой РФ семинара на тему "Нанотоксикология и стандарт безопасности", в котором приняли участие более 60 ученых и специалистов из ведущих российских научных и образовательных учреждений, были высказаны предложения о необходимости разработки правовых норм в области влияния нанотехнологий на здоровье, безопасность человека и окружающей среды <20>.
--------------------------------
<20> См.: Балашова И.Е. Нанотоксикология и стандарт безопасности. URL: http://www.nanometer.ru/2010/06/11/12762523689015_214390.html.

В более широкой правовой регламентации, направленной на защиту жизни и здоровья работников, нуждается и сфера биотехнологии. Уже несколько лет идет подготовка соответствующего законопроекта, но консенсус в его отношении пока не достигнут. Вместе с тем Комплексной программой развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г. <21> предусмотрено увеличение объема производства биотехнологической продукции в Российской Федерации в 33 раза. Изучение влияния на здоровье работников вредных и опасных производственных факторов, возникающих при производстве биотехнологической продукции, позволит предусмотреть необходимые средства защиты работников и сохранить их здоровье.
--------------------------------
<21> Утв. Правительством РФ 24 апреля 2012 г. N 1853п-П8.

Представляется, что по мере того, как те или иные факторы будут признаваться факторами, оказывающими вредное и (или) опасное воздействие на здоровье работников, они должны находить отражение в Классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов <22>.
--------------------------------
<22> Утв. Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н.

Важной составляющей современной охраны труда является создание благоприятной психологической производственной среды, в которой исключается возникновение стрессов, не допускается применение психического или физического насилия со стороны руководства и коллег. С переходом к рыночным отношениям и, как следствие, возникновением жесткой конкуренции между работниками особое значение приобретает проблема создания благоприятного психологического климата, ранее относящаяся только к кадровому менеджменту и дисциплине труда.
В трудовых отношениях психологическая жестокость наиболее часто проявляется в виде моббинга (буллинга), т.е. запугивания, а также в виде харассмента (сексуального домогательства), систематического и необоснованного приставания со стороны коллег или руководства, определения нереальных сроков выполнения работы, вызывающих ощущение паники и собственной никчемности, и др. Такие действия приводят к стрессу и повреждению здоровья работников.
По мнению специалистов, именно стресс нередко становится причиной производственных ошибок и травм <23>. Связанные с работой стрессы и их последствия для здоровья вызывают большую озабоченность и у МОТ. В целях борьбы со стрессами Организация разработала руководство "Предупреждение стрессов на рабочем месте" <24>.
--------------------------------
<23> См.: Черняева Д.В. Указ. соч.
<24> International Labour Office. 2012. Stress Prevention at Work Checkpoints: Practical Improvements for Stress Prevention in the Workplace (Geneva, International Labour Office). URL: www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/@dgreports/@dcomm/@publ/documents/publication/wcms_168053.pdf.

В ряде государств проводились исследования, в ходе которых было установлено, что между стрессом и повреждениями опорно-двигательного аппарата, болезнями сердца и органов пищеварения существует связь <25>. В Израиле в последние годы суды по трудовым спорам стали чаще признавать инфаркты производственными травмами <26>.
--------------------------------
<25> См.: Доклад МОТ "Профилактика профессиональных заболеваний". 2013. URL: http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/areas/safety/docs/2013/wd_report2013_ru.pdf.
<26> См.: Зрейк Л. Инфаркт как производственная травма по законодательству Израиля // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4.

Необходимость учета влияния стресса на здоровье работника находит отражение в законодательстве ряда государств Европейского союза. Например, в Италии в апреле 2008 г. принят Закон об охране труда, в котором прямо говорится о необходимости учитывать связанные с работой стрессы при любой оценке риска <27>. В Трудовом кодексе Чешской Республики содержатся положения о связанном с работой стрессе <28>.
--------------------------------
<27> См: Доклад МОТ "Профилактика профессиональных заболеваний". 2013. URL: http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/areas/safety/docs/2013/wd_report2013_ru.pdf.
<28> См.: Government of the Czech Republic. 2006. Labour Code. N 262/2006. URL: www.mpsv.cz/files/clanky/3221/Labour_Code_2012.pdf.

В законодательстве об охране труда государств - участников СНГ имеются нормы, позволяющие говорить о необходимости учета психофизиологических факторов, оказывающих влияние на здоровье работников. Так, в Трудовом кодексе Республики Беларусь (ст. 221) и Законе Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. N 356-З "Об охране труда" (ст. 1) понятием охраны труда как системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности охватываются психофизиологические и иные мероприятия и средства. В Законе Республики Молдова от 10 июля 2008 г. "Об охране здоровья и безопасности труда" охрана здоровья и безопасности труда - это совокупность видов деятельности, имеющей целью обеспечить наилучшие условия работы, защиту жизни, здоровья, физической и психической целостности работников (ст. 1).
В Трудовом кодексе РФ охрана труда определяется как достаточно широкое понятие, включающее наряду с правовыми и ряд других мероприятий (социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных), однако не учитывающее психологические и моральные аспекты.
Вместе с тем в Руководстве по оценке профессионального риска для здоровья работников <29> обращено внимание на необходимость оценки воздействия психосоциальных рисков на здоровье работника. В частности, в Руководстве указано, что качество жизни и здоровья обеспечивается комплексом показателей, так как помимо острых и хронических профзаболеваний (отравлений) возможна потеря жизни при остром воздействии (например, внезапная смерть в результате стрессорных физических и нервно-эмоциональных перегрузок) и т.п. По рекомендации ВОЗ при оценке здоровья следует учитывать компоненты психосоциального благополучия: удовлетворенность работой, семьей, доходами и здоровьем.
--------------------------------
<29> См.: "Р 2.2.1766-03. 2.2. Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24 июня 2003 г.).

Требования к обеспечению проведения комплекса мер профилактики стрессового состояния работников при различных видах труда, требующего нервного, зрительного напряжения, и физического труда изложены в Методических рекомендациях "МР 2.2.9.2311-07.2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности" <30>. При этом Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков <31> не содержит мероприятий, направленных на профилактику стрессового состояния работников.
--------------------------------
<30> Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18 декабря 2007 г.
<31> Утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н.

Заболевания, вызванные воздействием химических, физических, биологических факторов, а также заболевания, связанные с физическими перегрузками и функциональным перенапряжением отдельных органов и систем, включены в Перечень профессиональных заболеваний <32>. Представляется, что не вошедшие в этот Перечень профессиональные заболевания, в том числе вызываемые стрессом, должны быть охвачены стандартами медицинской помощи узких специалистов и требуют разработки клинических рекомендаций по экспертизе связи заболевания с профессией и условиями труда. Эти стандарты будут содержать единые однозначные критерии установления причинно-следственной связи между заболеванием и профессиональной деятельностью.
--------------------------------
<32> Утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 27 апреля 2012 г. N 417н.

Еще в 1970-е гг. А.И. Цепин писал о необходимости расширить права работника на безопасные и здоровые условия труда, включив в нормы по охране труда положения о создании благоприятных эстетических и психофизиологических условий на рабочих местах <33>. Вместе с тем важно обратить внимание на то, что не все отношения, направленные на недопущение или минимизацию неблагоприятных психологических факторов на производстве (психологических рисков), могут и должны быть урегулированы нормами права. Например, такие неблагоприятные факторы, могущие вызвать профессиональный стресс, как плохие физические условия труда, необходимость выполнить большой объем работы за короткий промежуток времени (длительные значительные перегрузки без достаточных условий полного восстановления сил), недостаток информации о профессиональных обязанностях (когда работник считает, что он делает то, чего не должен), могут быть устранены или минимизированы посредством правового регулирования, тогда как выстраивание отношений с коллегами по работе, создание благоприятной деловой атмосферы обеспечиваются общепринятыми правилами поведения, нормами морали и во многом зависят от самого работника.
--------------------------------
<33> См.: Трудовое право и научно-технический прогресс / Под ред. С.А. Иванова. М., 1974. С. 329.

В целях создания благоприятного психологического климата на производстве необходимо решить проблемы исключения производственных стрессов, обеспечения баланса между работой и частной жизнью работника, исключения физической и психологической жестокости на производстве. Для этого необходимо продолжать изучение воздействия психологических и организационных факторов на уровень производственного травматизма и на другие аспекты производства, а также повышать культуру общения, разрабатывать и последовательно проводить в жизнь корпоративную политику нетерпимости к проявлениям психологического давления.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что рассматриваемая концепция охраны труда соответствует таким основным принципам правового регулирования трудовых отношений в Российской Федерации, как обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, социальное партнерство, обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением, обеспечение прав работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности и др. Многие предложенные в концепции подходы к обеспечению здоровых и безопасных условий труда находят отражение в действующем законодательстве Российской Федерации.
Вместе с тем такие направления, как восприятие охраны труда работников в качестве одного из компонентов "производственной экосистемы", появление новых профессиональных рисков, создание благоприятной психологической производственной среды находятся в стадии изучения и обсуждения и не получили должного отражения в законодательстве.
Изменение представлений об охране труда в свете новых концептуальных подходов к обеспечению безопасных и здоровых условий труда позволяет выявить актуальные направления дальнейшего развития отношений в области охраны труда и сформулировать задачи в этой сфере:
развитие системного подхода к охране труда, предусматривающего одновременный мониторинг и учет множества разнородных рисков, в перспективе позволяющего объединить такие компоненты "производственной экосистемы", как экологическое благополучие рабочих мест и здоровье работников (физическое здоровье работников и психологически комфортная производственная среда должны стать обязательными элементами экологически чистого производства);
развитие комплексного подхода к созданию безопасных и здоровых условий труда, предусматривающего оценку воздействия на человека всех возможных рисков не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе (выявление рисков и нормативное закрепление методов борьбы с ними);
расширение реализации (применения) персонифицированного подхода к организации условий труда (при организации рабочего места учет работодателем состояния здоровья, физических, физиологических, психологических, ментальных особенностей каждого работника);
интенсификация разработки современных нормативных решений по таким направлениям, как физиология производственной среды и психология производственной среды;
развитие превентивного подхода и повышение культуры в сфере обеспечения профессиональной безопасности и здоровья работников.
Для решения этих задач возможно использование различных подходов - законодательное урегулирование, диалог в рамках социального партнерства, поддержка идей социальной ответственности бизнеса, экономическое стимулирование.

Библиографический список

  1. Adapting to Change in Work and Society: a New Community Strategy on Health and Safety at Work 2002 - 2006. Brussels, 2002 // Европейское агентство по безопасности и здоровью на работе. URL: http://europe.osha.eu.int/systems/strategies/future/com2002_en.pdf.
  2. International Labour Office. 2012. Stress Prevention at Work Checkpoints: Practical Improvements for Stress Prevention in the Workplace (Geneva, International Labour Office). URL: www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/@dgreports/@dcomm/@publ/documents/publication/wcms_168053.pdf.
  3. Балашова И.Е. Нанотоксикология и стандарт безопасности. URL: http://www.nanometer.ru/2010/06/11/12762523689015_214390.html.
  4. Голова И. Производства стали безопаснее // Российская бизнес-газета. 2013. N 929(51).
  5. Доклад МОТ "Профилактика профессиональных заболеваний". 2013. URL: http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/areas/safety/docs/2013/wd_report2013_ru.pdf.
  6. Зрейк Л. Инфаркт как производственная травма по законодательству Израиля // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4.
  7. Киселев И.Я., Лушников А.М. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. М., 2008.
  8. Косырев О.А., Москвичев А.В., Симонова Н.И. Совершенствование охраны труда на основе концепции профессионального риска (интегрированная система оценки профессиональных рисков) // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2012. N 11.
  9. Лушников А.М. Право работника на охрану труда: новые подходы // Социальное и пенсионное право. 2009. N 1.
  10. Охрана труда: итоги 2013 года. URL: http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/127.
  11. Состояние службы профпатологии в субъектах Российской Федерации. URL: http://www.congress.niimt.ru/i/prez/BushmanovA_SSPVSRF.pdf.
  12. Трудовое право и научно-технический прогресс / Под ред. С.А. Иванова. М., 1974.
  13. Цепин А.И. Трудовое право и научно-технический прогресс / Под ред. С.А. Иванова. М., 1974.
  14. Черняева Д.В. Новая концепция охраны труда // Труд за рубежом. 2006. N 11.
 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑