Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.12.2019

Законопроект разработан в целях поддержки членов многодетных семей, получающих пенсии по потере кормильца или инвалидности в размере меньшем, чем установленная субъектом Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера в целом по региону в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

подробнее
28.11.2019

Разработка изменений в главу 52 Трудового кодекса РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, была продиктована ростом преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких составов, совершаемых именно педагогическими работниками, относящимися к звену  среднего и высшего образования. Увеличивается количество уголовных дел, возбужденных в отношении преподавателей, жертвами которых становятся учащиеся школ, появляются уголовные дела в отношении преподавателей ВУЗов. 

подробнее
01.10.2019

При рассмотрении исковых заявлений от детей-сирот, которым служба занятости населения вынуждена отказывать в регистрации в качестве безработных с выплатой пособия в размере среднего заработка по региону проживания, в связи с тем, что  до обращения в службу занятости у них была трудовая деятельность и они не впервые ищущие работу, судебная практика встает на сторону детей-сирот, что расходится с требованиями Закона о занятости населения (ст.34, 34.1).

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Трудовое право. Общие положения > К вопросу о понятии социальной власти в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права (Кудрин А.С.)

К вопросу о понятии социальной власти в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права (Кудрин А.С.)

Дата размещения статьи: 22.01.2016

К вопросу о понятии социальной власти в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права (Кудрин А.С.)

Власть - это явление, характерное только для общества. Функционирование общественных отношений основано на наличии вертикальных и (или) горизонтальных связей между их участниками. Вертикальные связи в социуме существуют благодаря власти, которой обладают управляющие субъекты.

"Власть - это уникальный социокультурный феномен, являющийся порождением и созданием человека и общества. Она оказывает едва ли не решающее влияние на судьбы как отдельного человека, так и общества в целом. Власть является условием существования общества, совместной жизни людей" <1>.
--------------------------------
<1> Желтов В.В. Теория власти: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. М.: Флинта: Издательство МПСИ, 2008. С. 10.

Власть можно характеризовать как "способность и возможность оказывать воздействие на деятельность и поведение людей посредством воли, авторитета, права или насилия" <2>.
--------------------------------
<2> Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. С. 132.

Поскольку власть существует только в обществе, то можно утверждать о ее социальной природе и рассматривать власть в обществе как социальную власть. Так, А.В. Малько под социальной властью понимает "присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение" <3>.
--------------------------------
<3> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 49.

Между тем социальная власть - это не только подчинение одного другому, основанное на принуждении и насилии, но и возможность создания субъектами одной модели поведения, где оба субъекта власти равны, их воли сонаправлены, деятельность основана на праве. Речь идет о взаимодействии государств на международной арене при заключении и исполнении двусторонних и многосторонних международных договоров и функционировании международных межправительственных организаций, а также деятельности социальных партнеров в рамках общественных отношений, входящих в предмет трудового права.
Представляется, что социальную власть следует понимать как способность и возможность одних субъектов (индивидов, их объединений) формировать должное поведение других субъектов (индивидов, их объединений), а также общую для них модель поведения путем убеждения и (или) принуждения в целях обеспечения соблюдения социальных норм при наличии возможности применения к субъектам в случае нарушения данных норм мер юридической ответственности.
Выделяют следующие виды власти в зависимости от сферы жизни общества: экономическую, политическую, духовную (идеологическую) и др.
В качестве политической власти выступает "совокупность механизмов и средств, способов определяющего воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей, людей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения" <4>. Политическую власть представляют объединения людей, реализующие свои интересы в рамках политической системы: общественные организации, политические партии, профсоюзы и т.п., представляющие интересы больших социальных групп по наиболее важным общественным вопросам, а также ведущие борьбу за государственную власть (например, участие политических партий в выборах в законодательный орган власти).
--------------------------------
<4> Коновалов В.Н. Политология. Словарь. М., 2010. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/26/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 27.05.2015).

Отдельную разновидность власти представляет собой государственная (публично-правовая) власть, которая, по сути, стоит "выше" других видов властей, в т.ч. политической <5>.
--------------------------------
<5> Кейзеров Н.М. Власть и авторитет. Критика буржуазных теорий. М.: Юридическая литература, 1973. С. 123.

Государственная власть характеризуется как "способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле" <6>. Н.М. Коркунов определял государственную власть как "силу, обусловленную сознанием гражданами их зависимости от государства, в результате которой граждане подчиняются велениям отдельных лиц, признаваемых органами государственной власти. Те лица, за которыми признается право на распоряжение в определенном отношении властью, называются органами государственной власти; выполняемые этими органами действия составляют функции государственной власти... Осуществление функций власти, по их сложности, требует обыкновенно совместной деятельности нескольких лиц и материальных средств. Поэтому органами власти являются по большей части не отдельные лица, а учреждения, имеющие более или менее сложный состав и устройство" <7>.
--------------------------------
<6> Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М., 2004. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/211/%D0%92%D0%9B%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%AC (дата обращения: 27.05.2015).
<7> Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 2-е изд. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 300 - 301.

Государственная власть наиболее рельефно проявляется в служебно-трудовых отношениях, где стороной выступает представитель нанимателя, руководитель (начальник) органа исполнительной власти, осуществляющий полномочия от имени Российской Федерации, а данные отношения основаны на принципе субординации (соподчиненности). В рассматриваемом случае государство выступает как своеобразный работодатель через систему государственной службы.
Важно отметить, что в современной России, помимо государственной власти, существует иная публичная власть - власть органов местного самоуправления.
В качестве самостоятельного вида социальной власти выступает экономическая власть, которую можно определить как способность и возможность одних субъектов определять поведение других субъектов в сфере производства, обмена, распределения материальных благ.
Между тем экономическая власть не сводима только к господству собственника средств производства в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права, к использованию рабочей силы в рамках общественной организации труда. Экономическая власть проявляется и в конкурентной борьбе собственников на рынках друг с другом, заканчивающейся концентрацией капитала в руках наиболее сильных, появлению монополий.
Природу социальной власти - власти работодателя, существующую в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права, наиболее четко раскрыл Л.С. Таль, определив ее "как хозяйскую власть" <8>.
--------------------------------
<8> Таль Л.С. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. М.: Статут, 2006. С. 481.

Хозяйская власть, появившись как господство фабриканта над наемным работником, имея сугубо частный характер, выражавшая его личный экономический интерес, вместе с развитием государства и общественных отношений, входящих в предмет трудового права, прошла эволюцию до демократических форм взаимодействия работодателя и работника, когда работник и работодатель, по сути, становятся полноправными сторонами трудового договора.
В условиях правового государства власть работодателя в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права, находится в пределах, установленных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, а также трудовым законодательством РФ, базируется на уважении прав и свобод человека и гражданина, который является высшей ценностью в государстве. Государство признает за работодателем право устанавливать нормы поведения в порядке и условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. ст. 8, 22 Трудового кодекса РФ), наделяет его дисциплинарной властью (возможностью наказывать и поощрять работников и др.). В то же время государство определяет пределы этой власти путем установления императивных гарантий для работников и контроля (надзора) за их исполнением.
Следует отметить, что на современном этапе власть работодателей усложняется благодаря возможности интеграции работодателей и работников, созданию ими собственных объединений для представительства и защиты своих интересов.
С другой стороны, власть работодателя во многом минимизируется по отношению к труду отдельных категорий работников (надомников, дистанционных работников), т.к. они самостоятельно организуют свой процесс труда, не находясь под прямым контролем работодателя. Работодатель в данных отношениях выступает в большей степени не как "хозяин", а как партнер по договору <9>. Происходит расширение договорных начал в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права. Так, например, в ряде случаев, предусмотренных законом, профессиональные спортсмены и лица, получающие образование за счет средств работодателя, обязаны выплачивать работодателю денежную компенсацию.
--------------------------------
<9> Аксенов И.С. Особенности правового регулирования труда надомников: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. М., 2011; Моцная О.В. Нетипичная трудовая занятость: некоторые проблемы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. М., 2009.

В связи с этим полагаю, что власть работодателя в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права, можно рассматривать как способность и возможность работодателя заключать трудовые договоры с лицами, ищущими работу, принимать правила внутреннего трудового распорядка, регулирующие правовое положение работников, поощрять работников, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности и т.п. в пределах, установленных законодательством.
Подводя итог вышесказанному, социальную власть в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права, следует определить как способность и возможность государства и его органов, органов местного самоуправления, работодателей, социальных партнеров воздействовать на общественные отношения, входящие в предмет трудового права, в целях формирования должного поведения работников, либо формирования общей для данных субъектов модели поведения посредством издания правовых норм, осуществления контроля (надзора) за их исполнением и применения мер юридической ответственности.

Литература

1. Аксенов И.С. Особенности правового регулирования труда надомников: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. М., 2011. 156 с.
2. Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. 432 с.
3. Желтов В.В. Теория власти: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. М.: Флинта: Издательство МПСИ, 2008. 584 с.
4. Кейзеров Н.М. Власть и авторитет. Критика буржуазных теорий. М.: Юридическая литература, 1973. 264 с.
5. Коновалов В.Н. Политология. Словарь. М., 2010. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/26/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 27.05. 2015).
6. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 2-е изд. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 430 с.
7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. 541 с.
8. Моцная О.В. Нетипичная трудовая занятость: некоторые проблемы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. М., 2009. 207 с.
9. Таль Л.С. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. М.: Статут, 2006. 539 с.
10. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М., 2004. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/211/%D0%92%D0%9B%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%AC (дата обращения: 27.05.2015).

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑