Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.12.2019

Законопроект разработан в целях поддержки членов многодетных семей, получающих пенсии по потере кормильца или инвалидности в размере меньшем, чем установленная субъектом Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера в целом по региону в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

подробнее
28.11.2019

Разработка изменений в главу 52 Трудового кодекса РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, была продиктована ростом преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких составов, совершаемых именно педагогическими работниками, относящимися к звену  среднего и высшего образования. Увеличивается количество уголовных дел, возбужденных в отношении преподавателей, жертвами которых становятся учащиеся школ, появляются уголовные дела в отношении преподавателей ВУЗов. 

подробнее
01.10.2019

При рассмотрении исковых заявлений от детей-сирот, которым служба занятости населения вынуждена отказывать в регистрации в качестве безработных с выплатой пособия в размере среднего заработка по региону проживания, в связи с тем, что  до обращения в службу занятости у них была трудовая деятельность и они не впервые ищущие работу, судебная практика встает на сторону детей-сирот, что расходится с требованиями Закона о занятости населения (ст.34, 34.1).

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Трудовое право. Общие положения > Трудовое право как форма реализации социальной политики Республики Казахстан (Нургалиева Е.Н.)

Трудовое право как форма реализации социальной политики Республики Казахстан (Нургалиева Е.Н.)

Дата размещения статьи: 22.01.2016

Трудовое право как форма реализации социальной политики Республики Казахстан (Нургалиева Е.Н.)

Социальная политика - это деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения благосостояния членов общества, ликвидации негативных последствий функционирования рыночных процессов, обеспечения социальной справедливости и социально-политической стабильности в стране <1>.

--------------------------------
<1> Дмитриева Л.А., Ахмеева В.И. Особенности социальной политики в современной России. URL: http://www.rae.ru/forum2012/231/349.

В соответствии со ст. 1 действующей Конституции "Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы". И это означает, что Казахстан берет на себя обязательство смягчить социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям государства. Именно на создание адекватных мер, исходя из возможности государства, указывал глава государства Н.А. Назарбаев в своей статье "Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда", где им были выдвинуты принципы здоровой социальной политики. Он особо подчеркнул необходимость культивирования в обществе мысли, что государство - не бесконечный донор, а партнер, создающий условия для роста благосостояния граждан. "Стратегия государства строится в направлении от социальной защиты к социальному прогрессу. А это значит, что иждивенчество недопустимо. Только в этом случае казахстанское общество сможет преодолеть инерцию патернализма" <2>.
--------------------------------
<2> Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстанская правда. 2012. 3 августа.

Казахстану в связи с экономическим кризисом и оптимизацией государственных расходов пришлось временно приостановить рост размера социальных выплат, хотя социальная защита граждан - безусловный приоритет для государства. Свидетельством тому является выполнение государством полностью, без сокращения, всех текущих социальных обязательств. Так, государством не планируется сокращение текущих социальных обязательств. Пенсии, зарплаты гражданских служащих, различные виды пособий будут выполняться в полном объеме. Кроме того, с начала 2015 г. произведено увеличение всех социальных выплат: пенсионные выплаты увеличены на 9%, размер базовой пенсионной выплаты составил 11182 тенге (около 61 долларов США) средний размер пенсий по республике в 2015 г. составит 39429 тенге (более 200 долларов США). Размеры государственных социальных пособий повышены на 7%. Средний размер государственных социальных пособий (ГСК) по республике в 2015 г. по второй группе инвалидности составит 23020 тенге (125 долларов США), по возрасту - 11110 тенге (60 долларов США). Повышены на 7% социальные выплаты по утрате трудоспособности и потере кормильца из Государственного фонда социального страхования. Специальные государственные пособия (СГП) на 1 января 2015 г. получили 1301,4 тыс. человек, на общую сумму 89,3 млрд. тенге, которые выплачиваются 20 категориям граждан (участникам ВОВ, многодетным семьям и матерям, труженикам тыла и т.д.).
Фактически доходы населения растут, тенденции к снижению доходов населения не наблюдается. Так, среднедушевые номинальные денежные доходы населения в ноябре 2014 г. составили 62,4 тыс. тенге (335 долларов США). Прирост по сравнению с ноябрем 2013 г. составил 8,7% в номинальном выражении, в реальном - на 1,4%. Среднемесячная номинальная зарплата, начисленная работникам в ноябре 2014 г., составила 119,1 тыс. тенге (643 доллара США).
С января 2015 г. минимальная заработная плата установлена в размере 21364 тенге (115 долларов США). Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения за декабрь 2014 г. - 19068 тыс. тенге (103 доллара США) <3>.
--------------------------------
<3> Послание главы государства народу Казахстана // Казахстанская правда. 2014. 11 ноября.

В то же время по объективным причинам в Казахстане не могут не отразиться потрясения, связанные с непредсказуемостью мировой конъюнктуры на рынке углеводородов, как закономерные издержки интегрированности Казахстана в мировую экономическую систему. Вместе с тем благодаря урокам, вынесенным из кризиса 20072009 гг., как следствие перегрева мировой финансовой системы, к нынешнему кризису страна подошла подготовленной и способной с честью выдержать испытание на прочность. Тогда Казахстану удалось использовать "возможности" кризиса, защитить на фоне "пикирующих" показателей мировой экономики программу индустриализации страны, реализовать крупномасштабные индустриальные и инфраструктурные проекты, трудоустроить в рамках "Дорожной карты" 400 тыс. человек.
На фоне нынешнего кризиса страна прибегла к проверенному способу преодоления кризиса, приступив к реализации новой экономической политики "Нурлы жол" ("Светлый путь"), ядром которой является строительство и модернизация автомобильных, железнодорожных и авиационных магистралей. Они позволят связать воедино отдельные уголки огромного Казахстана, увеличить грузопотоки, повысить транзитный потенциал страны, предать новый импульс строительной индустрии, обеспечить работой 200 тыс. казахстанцев. Таким образом, своевременное выполнение социальных обязательств остается важнейшим приоритетом для государства.
В то время как экономики многих развивающихся и даже развитых стран переживают сильнейшую рецессию, Казахстан выделяет на ее развитие колоссальные суммы. Так, ежегодно до 2017 г. предусмотрено выделение до 3 млрд. долларов США на развитие дорог и транспортных хабов в стране, индустриальную инфраструктуру, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, строительство социальных объектов, что позволит на сотни тысяч увеличить количество рабочих мест <4>.
--------------------------------
<4> Там же.

Социальная политика, как известно, является мощным средством ускорения экономического развития страны, усиления мотивации работников к высокопроизводительному труду, а также важнейшим фактором политической стабильности общества. Следовательно, от социальной политики всецело зависит сфера трудовой деятельности человека, и достигает она своей цели, если наиболее полно учитывает интересы и потребности тех, кто своим трудом создает основную массу материальных благ в обществе.
Трудовое право призвано реализовать социальную политику государства посредством: а) содействия достижению оптимального согласования интересов работника и работодателя; б) регулирования перемещения капитала между наемными работниками и собственниками (сособственниками), в результате чего социальные различия лишаются временной устойчивости; в) установления льгот и преимуществ для отдельных групп работников с целью выравнивания их социального положения в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и т.п.
Эти положения, к сожалению, нашли недостаточно полное отражение в действующем Трудовом кодексе Республики Казахстан (далее - ТК РК). Так, п. 2 ст. 3 ТК РК провозглашает: "Задачами трудового законодательства Республики Казахстан являются создание необходимых правовых условий, направленных на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, экономического роста, повышение эффективности производства и благосостояния людей". В ней не сделан акцент на социальное назначение трудового законодательства, суть которого состоит в согласовании интересов не только сторон трудовых отношений, но и государства. Служебная роль трудового законодательства заключается именно в его социальном назначении, поскольку оно закрепляет фактическое социальное положение наемного работника в сфере трудовых отношений именно в соответствии с основными направлениями социальной политики государства на определенном этапе его развития.
Какие льготы и преимущества для отдельных групп работников установлены в Трудовом кодексе Республики Казахстан для выравнивания их социального положения, выполняют ли эти нормы свое социальное назначение?
Анализ норм Трудового кодекса Республики Казахстан показывает, что данные направления социальной политики получили в нем недостаточно полное отражение. Так, глава 12 "Трудоустройство" состоит всего из четырех декларативных статей, посвященных государственным гарантиям при трудоустройстве, правам граждан в сфере трудоустройства, правам и обязанностям работодателя при трудоустройстве, трудовому посредничеству. Прямого механизма их реализации не содержится также в Законе Республики Казахстан "О занятости населения" от 23 января 2001 г.
Так, согласно ст. 14 этого Закона, государством оказывается следующая социальная защита от безработицы:
1) содействие в трудоустройстве;
2) профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации;
3) организация общественных работ и оплата труда безработных, занятых на общественных работах;
4) оказание государственной адресной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан <5> в соответствии с законодательными актами;
--------------------------------
<5> Малообеспеченными гражданами Республики Казахстан, согласно подп. 16 ст. 1 Закона РК "О занятости населения", признаются физические лица трудоспособного возраста, которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан имеют право на адресную социальную помощь и (или) на ежемесячное государственное пособие, назначаемое и выплачиваемое на детей до восемнадцати лет.

5) оказание активных мер содействия занятости.
Как видно, государство оказывает социальную помощь адресно и только малообеспеченным, а не всем зарегистрированным в качестве безработных гражданам, как это имеет место в Российской Федерации. Так, ст. 28 Федерального закона от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" гласит, что государство гарантирует выплату пособия безработным, в т.ч. и в период временной нетрудоспособности безработного.
Безработным, занятым и лицам, занятым уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных граждан, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, предусмотрена не стипендия, как в Российской Федерации, а государственная адресная социальная помощь. Причем такая помощь оказывается не всем безработным, а только малообеспеченным.
Правовые средства, направленные на развитие занятости населения, должны быть тесно увязаны с общими правовыми механизмами, опосредующими развитие экономики республики, поэтому выбор адекватных правовых средств, регулирующих отношения занятости, - одна из важнейших задач трудового законодательства.
Доля занятых в экономике Казахстана женщин возросло до 52%. В настоящее время среди лиц, работающих по найму, женщины составляют почти половину, но их заработная плата составляет лишь около 68% от зарплаты мужчин <6>. И это говорит о том, что в стране по-прежнему актуальны стереотипные представления о роли женщин в обществе и патриархальный подход к гендерному равенству.
--------------------------------
<6> Совершенствование правозащитных механизмов в Казахстане и эффективная реализация рекомендаций Универсального периодического обзора ООН. Астана, 2014. С. 113.

Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями регулируются главой 17 Трудового кодекса Республики Казахстан, предусматривающей:
1) ограничение расторжения трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), иными лицами, воспитывающими указанную категорию детей без матери, не допускается, за исключением отрицательных случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
2) в случае, если на день истечения срока трудового договора женщина представит медицинское заключение о беременности сроком двенадцать и более недель, кроме случаев замещения отсутствующего работника, работодатель обязан по ее письменному заявлению продлить срок трудового договора по день окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
3) запрещается применение труда женщин на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда;
4) запрещаются подъем и перемещение вручную женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы;
5) помимо перерыва для отдыха и приема пищи, внутрисменных и специальных перерывов, женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, отцам (усыновителям, удочерителям), воспитывающим детей в возрасте до полутора лет без матери, предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа работы. При этом перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время с сохранением женщинам (отцам, усыновителям, удочерителям) средней заработной платы.
С целью расширения возможности использования трудового потенциала инвалидов разрабатывается законопроект "О социальных рабочих местах".
8 декабря 2008 г. был принят Закон РК "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", разработана Стратегия гендерного равенства на 2006 - 2016 годы, в которой важным приоритетом является активизация участия женщин в общественно-политической жизни. Мужчинам и женщинам гарантируются равные права и равные возможности в сфере трудовых отношений, в том числе:
- при заключении трудового договора;
- равный доступ к вакантным рабочим местам;
- в вопросах повышения квалификации, переподготовки и продвижения по службе.
В генеральные, отраслевые, региональные соглашения внесены также положения, обеспечивающие:
- равные права и равные возможности мужчин и женщин на рынке труда;
- равные права и равные возможности мужчин и женщин по заработной плате;
- меры, направленные на улучшение положения лиц с семейными обязанностями;
- равные условия для комплектования кадров в организации и ее структурных подразделениях.
Действует Координационный совет по искоренению наихудших форм детского труда в Казахстане, задачами которого являются распространение информации, предоставление руководства и политической поддержки от соответствующих государственных органов и организаций и обеспечение интеграции вопросов детского труда в деятельность различных организаций. Результаты проведенных проверок показали, что в Казахстане имеют место факты незаконного использования детского труда. В Законе РК "О правах ребенка в Республике Казахстан" от 8 августа 2002 г. дано определение понятия "экономическая эксплуатация ребенка", под которой понимаются "наихудшие формы детского труда, в том числе торговля несовершеннолетними, вовлечение их в преступную деятельность или в совершение антиобщественных действий, занятие проституцией, производство порнографических снимков или участие несовершеннолетних в зрелищных мероприятиях порнографического характера, а также труд, совершаемый детьми младше минимального возраста для приема на работу, установленного законами Республики Казахстан".
При содействии МОТ разработан и реализуется государственный план по искоренению наихудших форм детского труда, со следующими приоритетами:
1) принятие комплекса мер по недопущению наихудших форм детского труда;
2) совершенствование механизмов, направленных на предотвращение эксплуатации детей, освобождение от наихудших форм детского труда и реабилитации детей;
3) совершенствование институционального обеспечения проведения мониторинга наихудших форм детского труда и др.
В этом году отмечается двадцатилетний юбилей Конституции Республики Казахстан, которая является базой для всего текущего законодательства. Она отражает не только направления формирования законодательства, включая трудовое и гражданское, но и содержит ряд статей, непосредственно устанавливающих не только трудоправовые нормы, но и нормы других отраслей казахстанского права.
Реальное воплощение эти положения нашли и в нормах Гражданского кодекса Республики Казахстан, в частности в обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Так, в результате увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья имущественные потери гражданина могут выражаться в утрате им заработка (дохода), которого он лишился полностью или частично в связи с потерей трудоспособности или с ее уменьшением, а также в дополнительных расходах, которые гражданин вынужден нести в связи с повреждением здоровья. Характерной чертой данного вида обязательства является то, что в соответствии с п. 1 ст. 917 Гражданского кодекса Республики Казахстан вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме. И это вытекает из норм Конституции Республики Казахстан, устанавливающих, что человек, его жизнь, права и свободы являются высшими ценностями (ст. 1); в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы в соответствии с Конституцией. Права и свободы принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов (ст. 12 Конституции); каждый имеет право на жизнь (п. 1 ст. 15); граждане имеют право на охрану здоровья (п. 1 ст. 29).
Анализ последних изменений в законодательстве показывает, что наблюдается отступление от конституционных принципов. Так, 29 апреля 2015 г. был принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и исламского финансирования" <7>, которым внесены изменения и дополнения в нормы по возмещению вреда жизни и здоровью граждан, хотя эти поправки не имеют никакого отношения ни к вопросам исламского финансирования, ни к вопросам страхования.
--------------------------------
<7> Казахстанская правда. 2015. 29 апреля.

Пункт 1 ст. 944 Гражданского кодекса Республики Казахстан в данном Законе изложен в новой редакции:
"1. Возмещение вреда, связанного со снижением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится ежемесячными платежами.
Возмещение вреда в части утраченного заработка потерпевшим при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей осуществляется на срок установления степени утраты трудоспособности, но не более достижения им пенсионного возраста, установленного законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении (выделено мной. - Е.Н.)".
До вступления этих поправок в действие возмещение вреда жизни и здоровью, в части утраченного заработка, осуществлялось на весь срок установления утраты трудоспособности, что было совершенно верным и полностью соответствовало тому, что вред, причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме (ст. 917 Гражданского кодекса Республики Казахстан). Это также являлось логическим продолжением сущности норм Конституции Республики Казахстан.
Новая редакция п. 1 ст. 944 Гражданского кодекса Республики Казахстан существенно ограничивает ответственность причинителей вреда и тем самым ущемляет права потерпевших на возмещение вреда, нанесенного их жизни и здоровью. Особенно ограничиваются права граждан, достигших или находящихся на пороге достижения пенсионного возраста, что, в свою очередь, также не согласуются с положениями Конституции РК (п. 2 ст. 14).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены, но только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (п. 1 ст. 39 Конституции РК).
Само по себе достижение пенсионного возраста никак не может быть основанием для прекращения выплат по возмещению вреда в части утраченного заработка.
В данном случае законодателем допущено прямое смешение ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью граждан, с мерами государственной поддержки в случае утраты трудоспособности. Это разные институты как по основанию возникновения, так и по субъектам.
Рассматриваемым Законом внесены изменения в ст. 164 Трудового кодекса РК в части определения размера расходов, вызванных повреждением здоровья, возмещаемых работодателем по каждому случаю (п. 2, п. 4).
"Статья 164. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный жизни и (или) здоровью работника
2. Вред, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, возмещается в полном объеме при отсутствии у работника страховых выплат, за исключением случая, предусмотренного в пункте 4 настоящей статьи. При наличии страховых выплат работодатель обязан возместить работнику разницу между страховой суммой и фактическим размером вреда.
4. При причинении вреда работнику, связанного со степенью утраты профессиональной трудоспособности от пяти до двадцати девяти процентов включительно, работодатель обязан возместить работнику утраченный заработок и расходы, вызванные повреждением его здоровья.
Размер расходов, вызванных повреждением здоровья, возмещаемых работодателем по каждому случаю, не может превышать двести пятьдесят месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, на момент выплаты.
Выплата по возмещению расходов, вызванных повреждением здоровья, осуществляется на основании документов, подтверждающих эти расходы, представленных работником или лицом, понесшим эти расходы. При этом возмещению не подлежат расходы, которые входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения" (выделено мной. - Е.Н.).
Установление в Трудовом кодексе ограничения ответственности в двести пятьдесят месячных расчетных показателей напрямую нарушает всю систему ответственности по возмещению вреда жизни и здоровью. И это при том, что иными законодательными актами может быть предусмотрена повышенная ответственность (ст. 936 Гражданского кодекса), в частности, может быть увеличен объем и размер возмещения, причитающегося потерпевшему (п. 3 ст. 937 Гражданского кодекса), но никак не ограничен или уменьшен.
Для устранения противоречий между Гражданским и Трудовым кодексами были внесены поправки в п. 1 ст. 937 Гражданского кодекса Республики Казахстан, делающие исключения для норм трудового законодательства:
"Расходы, вызванные повреждением здоровья (на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санитарно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и другие), возмещаются работодателем, причинившим вред здоровью работника, в пределах, установленных Трудовым кодексом Республики Казахстан" (выделено мной. - Е.Н.).
Эти изменения показывают, что в первом случае произошло ограничение прав пострадавших на возмещение по утрате трудоспособности, а во втором - на возмещение расходов, вызванных нанесением вреда жизни и здоровью.
Хотелось бы обратить внимание на еще один важный аспект этой проблемы. Согласно ст. 77 Конституции РК, если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, то применяется новый закон. Следовательно, обсуждаемые нормы будут иметь обратную силу. В этой связи, например, пенсионеры, уже получающие на сегодняшний день возмещение вреда жизни и здоровью, могут лишиться этого права, что, безусловно, приведет к социальному напряжению в обществе.
Таким образом, при проведении социальной политики нельзя забывать о том, что в сфере труда положение наемного работника определяется характером и содержанием выполняемого ими труда. Нормы трудового права, непосредственно воздействуя на этих работников - непосредственных носителей рабочей силы, формируют их ценностные ориентации в труде, совершенствуя в целом образ жизни человека труда <8>. При этом цели социальной политики государство достигает в том случае, если оно наиболее полно учитывает интересы и потребности тех, кто своим трудом создает эти блага.
--------------------------------
<8> Нургалиева Е.Н. Социальная политика и трудовое право // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. N 1. С. 358.

Литература

1. Дмитриева Л.А., Ахмеева В.И. Особенности социальной политики в современной России. URL: http://www.rae.ru/forum2012/231/349.
2. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстанская правда. 2012. 3 августа.
3. Нургалиева Е.Н. Социальная политика и трудовое право // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. N 1. С. 358.
4. Послание Главы государства народу Казахстана // Казахстанская правда. 2014. 11 ноября.
5. Совершенствование правозащитных механизмов в Казахстане и эффективная реализация рекомендаций Универсального периодического обзора ООН. Астана, 2014. С. 113.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑