Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 05.02.2016
В настоящее время вновь стал актуальным вопрос по поводу так называемых северных надбавок, а именно должны ли они включаться в состав минимального размера оплаты труда или начисляться сверх него. Действующее законодательство установило, что северные надбавки должны начисляться сверх минимальной заработной платы согласно действующим районным коэффициентам.
При рассмотрении указанного вопроса обратимся к действующему законодательству и судебной практике.
Как известно, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается минимальный размер оплаты труда, гарантированный Конституцией и иными нормативными актами.
По смыслу указанных конституционных норм институт установления минимального размера оплаты труда для работающих граждан государства по своей правовой природе направлен на установление того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован каждому работнику в качестве вознаграждения за выполнение им трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Понятие минимального размера оплаты труда носит более номинальный характер, то есть как некая величина, способствующая установлению тарифных ставок и расчету пособий.
Сам размер заработной платы работника устанавливается в трудовом договоре, заключаемом с работником, в соответствии с системами, принципами и нормами оплаты труда, действующими у работодателя и установленными в соответствии с требованиями трудового законодательства (ч. ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ). Прописанные в трудовом договоре с работником размер и условия выплаты заработной платы должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к уже установленной заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ). Следовательно, при установлении системы оплаты труда на своем предприятии работодатель должен учитывать дифференциацию оплаты труда, в данном случае учитывать те условия труда, в которых выполняется трудовая функция, а именно место выполнения трудовой функции. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду), но в различных условиях.
В то же время законодательно и действующими условиями жизнедеятельности определено, что один и тот же работник, работающий по одной специальности, выполняющий абсолютно аналогичный объем работы, но в разных местностях, должен получать за свой труд дифференцированную плату.
При установлении системы оплаты труда в районах Крайнего Севера неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. ст. 315 - 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентами и надбавкой к заработной плате. То есть заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
То есть отсюда следует, что за саму работу, выполняемую по трудовому договору, работник, работающий в районах Крайнего Севера, должен получить заработную плату не ниже установленного законодательно минимального размера оплаты труда. Но так как работа осуществляется в неблагоприятных/менее благоприятных условиях, чем обычные, то за эти факторы "неблагоприятности" должны быть начислены надбавки с учетом действующих в том или ином районе коэффициентов. Схема выплаты работнику платы за его труд такова, что за выполненную работу подлежит выплате заработная плата, которая устанавливается для любых районов Российской Федерации независимо от их расположения и условий проживания в них. То есть аналогичная плата за тождественный труд по всему государству. Однако за те условия, в которых выполняется данная работа, выплачивается так называемый повышенный тариф, который складывается из местных надбавок и коэффициентов.
Однако начиная с 2007 г. ведутся бурные споры по поводу того, должны ли "северные надбавки" включаться в размер минимального размера оплаты труда или они должны начисляться дополнительно.
Это связано с тем, что судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ Определением от 24 июня 2011 г. по делу N 52-В11-1 установила, что неблагоприятные факторы, связанные с работой в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к зарплате. Из чего делаем вывод, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, должна начисляться не менее МРОТ, после чего к ней добавляются районный коэффициент и надбавка за стаж работы.
То есть на законодательном уровне установлено, что районные коэффициенты не должны входить в состав минимального размера оплаты труда, они носят самостоятельный характер и начисляются в каждом случае индивидуально, а также районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат начислению на заработную плату работника, установленную в размере не ниже предусмотренного законом минимального размера оплаты труда.
Таким образом, заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее установленного законом минимального размера оплаты труда и на нее должны начисляться районный коэффициент и надбавки за отработанный стаж в указанных районах.
Размер начисленной заработной платы работника, полностью отработавшего за определенный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, и на эту сумму должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данном районе или местности.
С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При таких обстоятельствах вывод о том, что заработная плата работников с учетом северных надбавок и районных коэффициентов должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, противоречит нормам действующего трудового законодательства, так как заработная плата сотрудникам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, формируется по следующему принципу: к минимальному размеру оплаты труда прибавляются районный коэффициент и процентная надбавка. При этом сам минимальный размер оплаты труда в указанных районах остается неизменным. Работа в "сложных" условиях в этом случае компенсируется рядом соответствующих коэффициентов и надбавок.
Учитывая указанные нормы действующего российского законодательства, суды приходят к выводу, что районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате работников являются элементами заработной платы, оплата которой в полном объеме согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ - одна из основных обязанностей работодателя.
Как же решается вопрос с оплатой труда заключенных, которые осуществляют свой труд в заключении, но при этом в районах Крайнего Севера? В ходе изучения судебной практики было выявлено, что суды Республики Коми, Мурманской области, Архангельской области, Красноярского края разрешали вопрос о возможности применения процентной надбавки для расчета оплаты труда осужденных к лишению свободы, привлекавшихся к оплачиваемому труду в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период отбывания наказания.
Первоначально суды по-разному разрешали данный вопрос. Ряд судов удовлетворяли требования осужденных к лишению свободы о взыскании процентной надбавки, приходя к выводу, что действующее законодательство не допускает никаких изъятий в части оплаты труда названных выше лиц.
И все-таки правильной является практика тех судов, которые приходили к выводу о том, что у осужденных к лишению свободы отсутствует право на получение процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, поскольку труд осужденных к лишению свободы осуществляется не в рамках трудового договора и трудовые отношения между осужденным, привлекаемым к труду, и администрацией исправительного учреждения в том понимании, которое закреплено в ст. 20 ТК РФ, не возникают.
Таким образом, анализируя тенденцию настоящего времени, все-таки верной будет считаться позиция судов, которые удовлетворяли требования работников о взыскании заработной платы с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок в тех случаях, когда работникам, работавшим в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним, работодателями устанавливалась заработная плата в размере минимального размера оплаты труда.
Начисление заработной платы работникам, осуществляющим свою трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должно осуществляться по тем же правилам, что и всем работникам. Государство предусматривает компенсацию за тяжелые условия работы в указанных районах, позволяя возместить данные неблагоприятные обстоятельства выплатой надбавок и коэффициентов сверх установленной оплаты труда. Но при этом сама основа заработной платы за аналогичный труд на всей территории Российской Федерации едина и не может быть менее минимального размера оплаты труда, что позволяет делать вывод о закономерности данных норм, которые устанавливают, что аналогичная работа должна оплачиваться по нормам, общим для всех сотрудников, работающих на всей территории государства.
Указанный порядок является конституционным в смысле принципа равенства, но при этом не умаляет прав работников, занятых в более тяжелых условиях труда по сравнению с другими, позволяя компенсировать психологические, трудо- и энергозатраты таких работников.