Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 04.03.2016
По данным Международной организации труда, в мире от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ежегодно погибает около 2,3 млн. человек. Приблизительно 270 млн. человек получают травмы и еще 160 млн. - страдают кратковременными и длительными заболеваниями по причинам, связанным с работой. По оценкам Международного бюро труда, экономические потери составляют 4% глобального валового внутреннего продукта (ВВП).
В Сеульской декларации по безопасности и гигиене труда от 29 июня 2008 г. (в связи с проведением XVIII Всемирного конгресса по безопасности и гигиене труда) закреплено, что право на безопасную и здоровую производственную среду следует признавать в качестве основополагающего права человека и что глобализация должна сопровождаться мерами профилактики, направленными на обеспечение безопасности и гигиены труда на производстве для всех.
Содействие безопасности и гигиене труда и предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представляют собой один из ключевых элементов основной миссии МОТ и Программы достойного труда.
Все общество несет ответственность за содействие высокому уровню безопасности и гигиены труда и все члены общества должны вносить вклад в достижение этой цели, обеспечивая, чтобы вопросы безопасности и гигиены труда занимали приоритетное место в национальных программах, а также формируя и поддерживая национальную культуру профилактики в области безопасности и гигиены труда.
Прежде всего нельзя не подчеркнуть, что институт охраны труда изначально (с КЗоТ РСФСР 1918 г.) не соответствовал концептуальной идее, смыслу и своему назначению - содействовать обеспечению безопасности труда, охране жизни и здоровья работника.
Современный институт "охрана труда" в трудовом праве России имеет определенную структуру и содержание. В Трудовом кодексе РФ он предусмотрен в разделе X и включает в себя:
"Общие положения" (глава 33) - основные понятия и основные направления государственной политики в области охраны труда;
"Требования охраны труда" (глава 34) - государственные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, медицинские осмотры некоторых категорий работников, обязанности работника в области охраны труда, соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда;
"Организация охраны труда" (глава 35) - государственное управление охраной труда, государственная экспертиза условий труда, служба охраны труда в организации, комитеты (комиссии) по охране труда;
"Обеспечение прав работников на охрану труда" (глава 36) - право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда; гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда; обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; выдача молока и лечебно-профилактического питания; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников; дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников; обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда; финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда; несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету; обязанности работодателя при несчастном случае; порядок извещения о несчастных случаях; порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев; сроки расследования несчастных случаев; порядок проведения расследования несчастных случаев; проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда; порядок оформления материалов расследования несчастных случаев; порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве; рассмотрение разногласий по вопросам расследования оформления и учета несчастных случаев.
Следует обратить внимание прежде всего на такой аспект, как расположение раздела X "Охрана труда" в Трудовом кодексе РФ. В принципиальном смысле система трудового права обусловлена динамикой развития и значением ее институтов. В связи с этим вряд ли обоснованно включение указанного института в раздел X Кодекса. Очевидно, что нормы об обеспечении безопасности труда, охране жизни и здоровья работников (с таким наиболее точным названием) необходимо предусмотреть в Трудовом кодексе РФ в разделе IV, то есть после института трудового договора - центрального в трудовом праве России. Соответственно раздел IV "Рабочее время" будет закреплен в разделе V, а "Время отдыха" - в разделе VI ТК РФ и т.д.
С учетом фундаментальной ст. 1 Трудового кодекса РФ, определяющей предмет трудового права, не совсем правильно закреплены в разделе X Кодекса нормы, относящиеся к другим отраслям права.
Так, в ст. 210 ТК РФ предусмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда, содержащие преимущественно нормы административного права, а именно:
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда; координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
подготовка специалистов по охране труда; организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда.
К такой отрасли российского права, как финансовое, следовало бы отнести положение ст. 210 ТК РФ о проведении эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В большей мере к международному праву и международным отношениям можно было бы отнести положение ст. 210 Кодекса о международном сотрудничестве в области охраны труда.
Федеральный законодатель, очевидно, не учел то существенное различие, которое существует между институтом охраны труда в отрасли трудового права и комплексным институтом охраны труда в российском праве. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (утратил силу) был образцом комплексного правового регулирования охраны труда и закономерно включал в себя нормы других отраслей права. В Трудовой кодекс РФ, к сожалению, автоматически были перенесены нормы об основных направлениях государственной политики в области охраны труда из названного Федерального закона.
Аналогично ст. 216 Трудового кодекса РФ предусматривает нормы административного права. Так, в ней закреплено, что государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;
разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:
обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;
организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К административному праву относятся также нормы ч. ч. 4 - 5 ст. 225 Трудового кодекса РФ, согласно которым государство содействует организации обучения по охране труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Государство обеспечивает подготовку специалистов в области охраны труда.
После существенной корректировки ст. 225 ТК РФ "Обучение в области охраны труда" целесообразно было бы исключить из главы 36 раздела X "Охрана труда" и предусмотреть в разделе IX Кодекса "Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников".
Статья 226 Трудового кодекса РФ предусматривает некоторые положения о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда, которые по отраслевой принадлежности относятся к финансовому праву. Например, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с этим представляется логичным и обоснованным сохранить в ст. 226 ТК РФ лишь ныне действующую третью часть в качестве первой, а именно:
"Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг)".
Четвертую часть данной статьи в качестве второй сформулировать следующим образом: "Работодатель вправе создавать фонд безопасности и гигиены труда.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда".
Нельзя не отметить существенные пробелы в разделе X Трудового кодекса РФ. Так, по необъяснимым причинам отсутствуют нормы о расследовании и учете профессиональных заболеваний вопреки тому, что ст. 210 ТК РФ признает одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Усиливает этот аргумент и другое основное направление государственной политики в области охраны труда - защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В Трудовом кодексе РФ нет статьи (не утверждая о главе), регулирующей отношения по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Кроме того, полагаю, что целесообразно было бы федеральному законодателю предусмотреть статью в ТК РФ, которая бы регламентировала отношения по прогнозированию производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Представляется обоснованным исключить из института охраны труда нормы о "расследовании и учете несчастных случаев на производстве". Практика, в т.ч. судебная, свидетельствует о наличии в данном контексте вины работодателя (представителей) и/или работника и не только на производстве, но и в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, культура и т.д.). Поэтому в ст. ст. 227 - 231 Трудового кодекса РФ необходимо закрепить нормы о расследовании и учете случаев производственного травматизма на работе.
Несомненно, есть смысл привести положения раздела X Трудового кодекса РФ в соответствие со ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Кодекса. Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В ст. 2 ТК РФ закрепляется норма - принцип об обеспечении права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Однако в ст. ст. 209 - 210 Кодекса даже не упоминается термин "гигиена труда". Поэтому представляется исключительно важным:
1) дать новое название соответствующему разделу Трудового кодекса РФ, а именно "Безопасность и гигиена труда";
2) в ст. 209 Кодекса определить понятия "Безопасность труда" и "Гигиена труда";
3) предусмотреть в предполагаемом разделе IV ТК РФ отдельные главы, регламентирующие безопасность и гигиену труда.
Наряду с существенными пробелами раздела X Трудового кодекса РФ, в последнем закреплены отдельные положения, которые непосредственно не относятся к институту охраны труда.
Так, в соответствии со ст. 209 Кодекса рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Но известно, что категория "рабочее место" является значимым в теории трудового права, и особенно в судебной практике, при решении вопроса о переводе и/или перемещении работников.
Близко к этому и определение понятия производственной деятельности. Под ней понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающую в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Это определение не только научно несостоятельно (непонятно, как можно включать в экономическую категорию "превращение ресурсов в готовую продукцию" - "оказание различных видов услуг"), но, главное, не относится непосредственно к охране труда (ст. 209 ТК РФ).
Кроме того, необходимо учесть, что название главы 34 Кодекса "Требования охраны труда" не совсем соответствует ее содержанию, так как в ней нет нормы, предусматривающей правила и инструкции по охране, безопасности, гигиене труда и другие стандарты <1>.
--------------------------------
<1> К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся: стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса). Пункт 2 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160 (с изм. и доп. от 25 марта 2013 г. N 257; 30 июля 2014 г. N 726).
Нелогично включение в данную главу ст. 212, закрепляющей обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, ст. 213 "Медицинские осмотры некоторых категорий работников", ст. 214 "Обязанности работника в области охраны труда". Целесообразнее как с теоретической, так и практической точки зрения "права и обязанности сторон трудового договора" выделить в отдельную главу раздела ТК РФ.
Кроме того, было бы обоснованным ст. 69 исключить из главы 11 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, ибо она дублирует базисную ст. 213 раздела X "Охрана труда" и ст. 266 ТК РФ.
Однако сущностное в следующем: назначение ст. 69 Трудового кодекса - охрана труда отдельных категорий работников и поэтому она в принципиальном смысле не уместна в институте трудового договора.
Введение Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90 ст. 216.1 "Государственная экспертиза условий труда" в раздел X ТК РФ вряд ли правильно.
Согласно ст. 216.1 Трудового кодекса РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения специальной оценки условий труда;
правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
фактических условий труда работников.
Анализ главы 57 Трудового кодекса РФ позволяет также утверждать о том, что государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке, предусмотренным для государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, то есть рассматриваемая категория должна быть отнесена не к трудовым, а к иным, непосредственно связанным с ними отношениям (ст. 1 ТК РФ).
Итак, ст. 216.1 ТК РФ следовало бы исключить из главы 35 "Организация охраны труда" и предусмотреть в главе 57 Кодекса "Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права". Таким образом, данное положение будет исключено из раздела X и закреплено в институте защиты трудовых прав и свобод (раздел XIII ТК РФ).
Как следствие, глава 35 Трудового кодекса РФ будет содержать только ст. ст. 217 - 218. Предпочтительнее назвать эту главу "Службы и комитеты по безопасности и гигиене труда".
В качестве концептуальной модели института безопасности и гигиены труда может быть проект Федерального закона "О безопасности и гигиене труда" <2>, ибо он в принципе соответствует ст. 37 Конституции Российской Федерации о праве каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены <3>, Конвенции МОТ N 187 "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда" (2006 г.), Конвенции МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда" (1981 г.), а также Сеульской декларации по безопасности и гигиене труда (2008 г.).
--------------------------------
<2> Проект федерального закона "О безопасности и гигиене труда" подготовлен рабочей группой, созданной Министерством труда и социальной защиты РФ.
<3> Ср.: Глава VI. Безопасность и гигиена труда Трудового закона Китайской Народной Республики.
Очевидно, нуждается в совершенствовании и структура рассматриваемого раздела Трудового кодекса РФ. Логично предложить следующий вариант:
Раздел IV. Безопасность и гигиена труда
Глава... Общие положения (включая нормы о предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний);
Глава... Права и обязанности работников;
Глава... Права и обязанности работодателей;
Глава... Службы и комитеты по безопасности и гигиене труда;
Глава... Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Список использованной литературы
1. Кайтмазова А.В. Правовое регулирование труда лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и проблемы его совершенствования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 24 с.
2. Кашлакова А.С. Понятие охраны труда по российскому трудовому праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2012. 25 с.
3. Красных Г.И. Охрана труда в Российской Федерации: система административно-правового регулирования и проблемы обеспечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2008. 23 с.
4. Михайлов А.В. Правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 25 с.
5. Неверова А.С. Понятие и структура института охраны труда // Вестник Львовского государственного университета. 2013. N 58.
6. Пашин Н.П. Охрана труда, здоровья и окружающей среды в российском законодательстве и конвенциях МОТ: Терминол. слов.-справ. М., 2009. 250 с.
7. Петров А.Я. Гарантии и компенсации: актуальные вопросы трудового права. М.: ЭкООнис, 2014. 420 с.
8. Правовое регулирование охраны труда: Учебное пособие / Под общ. ред. С.Т. Папаева. М., 2013. 160 с.
9. Сайдахмедов С.И. Правовое регулирование охраны труда в трудовом праве Республики Узбекистан и Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 24 с.