Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 22.03.2016
В каком порядке уплачивать страховые взносы с выплат в пользу сотрудника, работающего дистанционно, если заключить с ним трудовой договор о дистанционной работе не представляется возможным?
Введение в трудовое законодательство норм, регламентирующих порядок оформления сотрудников, которые исполняют свои служебные обязанности дистанционно, в свое время было продиктовано необходимостью, можно сказать, легализации труда фрилансеров. На "дистанционщиков" распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных гл. 49.1 Трудового кодекса (далее - ТК). То есть им, как и обычным офисным работникам, дважды в месяц выплачивается зарплата, компенсируются командировочные и иные служебные расходы, предоставляются отпуска и т.д. и т.п.).
На работодателя в этом случае также возлагаются обязанности как налогового агента по НДФЛ, так и страхователя при расчетах с внебюджетными фондами. И, как оказалось, именно "страховой" момент стал в некотором смысле ключевым при разрешении вопроса: а возможно ли вообще заключение трудового договора о дистанционной работе?
Поясним, в чем, собственно говоря, проблема, то есть откуда она возникла. Дело в том, что согласно ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу физлиц, в частности, в рамках трудовых отношений. При этом ч. 4 данной нормы установлено, что не признаются объектом обложения выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физлиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории РФ.
Можно ли рассматривать трудоустройство иностранца-"дистанционщика", который выполняет свои трудовые обязанности исключительно за пределами РФ, как создание обособленного подразделения? В Минфине считают, что нет. В частности, в Письме от 1 декабря 2014 г. N 03-04-06/61300 финансисты констатировали, что по определению дистанционная работа осуществляется вне какого-либо подразделения работодателя и вне стационарного рабочего места.
Таким образом, выходит, что выплаты, произведенные в пользу иностранцев-"дистанционщиков", облагаются взносами во внебюджетные фонды, но... Тогда возникает проблема, по каким тарифам эти взносы должны быть начислены, если данный сотрудник вообще не появляется в РФ, то есть он не обладает ни одним из следующих статусов:
- постоянно проживающего (получил вид на жительство);
- временно проживающего (имеет разрешение на временное проживание);
- временно пребывающего (лица, прибывшего в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившего миграционную карту, но не имеющего вида на жительство или разрешения на временное проживание).
Дело в том, что страховых тарифов для выплат, произведенных в пользу названных иностранцев-"дистанционщиков", попросту нет.
Минтруд в Письме от 7 августа 2015 г. N 17-3/В-410 разрешил данную проблему по-своему. Представители министерства констатировали, что на дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК (ст. 312.1 ТК). Статьей 312.3 ТК установлена обязанность работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников. Однако положениями ст. 13 ТК определено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют только на территории РФ. Соответственно, в совокупности названные нормы не позволяют работодателям обеспечить безопасные условия труда для "дистанционщиков", которые трудятся за рубежом. Таким образом, поиски тарифов по страховым взносам привели к тому, что "Трудовой кодекс не предусматривает возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранным гражданином, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории РФ". Данный вывод точь-в-точь чиновники повторили и в Письме Минтруда от 5 ноября 2015 г. N 17-3/В-534. При этом они предлагают одну-единственную альтернативу заключению трудового договора о дистанционной работе, которая вписывается в рамки закона, - оформлять с такими работниками договоры гражданско-правового характера.
В этом есть определенные плюсы. На основании ч. 4 ст. 7 Закона N 212-ФЗ выплаты и иные вознаграждения, начисленные российской организацией в пользу физлиц-иностранцев в связи с осуществлением ими деятельности за границей по договору подряда, предусматривающего выполнение работ (оказание услуг), объектом обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды не являются. Единственное, что может "выплыть", так это необходимость уплаты взносов в ФСС на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, и то это маловероятно. Ведь это возможно только в том случае, если непосредственно условиями договора ГПХ, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, предусмотрена обязанность заказчика уплачивать "несчастные" взносы (п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).